Тема: «Наши реки».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: изучить разнообразие водных просторов России, их значение в жизни людей.
Планируемые результаты:
личностные: расширение представлений о реках России; знать и показывать на картах главные реки России и своего региона;
предметные:
знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки); находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике.
метапредметные: развитие коммуникативных способностей; умение выслушивать мнения сверстников и высказывать свое мнение.
Оборудование : УМК «Перспектива». Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях, с. 62 – 65; рабочая тетрадь. C. 36 – 38; презентация.
okruzhayushchiy.docx
Тема: «Наши реки».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: изучить разнообразие водных просторов России, их значение в жизни людей.
Планируемые результаты:
личностные: расширение представлений о реках России; знать и показывать на картах главные реки России и своего
региона;
предметные:
знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки); находить на физической карте России
реки, представленные на фотографиях в учебнике.
метапредметные: развитие коммуникативных способностей; умение выслушивать мнения сверстников и высказывать
свое мнение.
Оборудование : УМК «Перспектива». Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2х
частях, с. 62 – 65; рабочая тетрадь. C. 36 – 38; презентация.
№ Этап урока.
Деятельность учителя.
Вре
мя
Деятельность
учащихся.
УУД. 1. Мотивационны
3
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Николаевна. Сегодня я проведу у вас
урок окружающего мира. Улыбнитесь друг другу, настройтесь на продуктивную
работу.
Приветствовать
учителя.
23 Начнем наш урок с повторения.
Отвечать на вопросы,
анализировать.
Р: принимают и
сохраняют уч.
задачу.
Л: мотивация к
новому
учебному
материалу.
Отвечать на вопросы.
Формулировать тему
урока, определять цели
и пути их достижения.
К: формулирование
ответов;
П: построение реч.
высказываний;
К: целеполагание;
Л: мотивация
Слушать учителя,
смотреть презентацию,
отвечать на вопросы.
П: дополняют и
расширяют знания;
Воспринимать новую
информацию, читать
текст, отвечать на
вопросы.
Слушать легенду.
Л: учебно
познавательный
интерес к новому
учебному
материалу.
2.
3.
4.
й
Приветствие,
слово учителя.
Актуализация
знаний
Словесный:
Ответы на
вопросы
3
Постановка уч.
Задачи и ее
решение
Словесный:
Постановка
целей и задачей
урока
25
Решение
частных задач
Словесный
метод.:
Ответы на
вопросы
Работа с
учебником:
Чтение текста
Словесный:
Рассказ
Я раздала вам листочки с условными обозначениями. Ваша задача состоит в том,
чтобы соотнести условные обозначения с названием условного обозначения.
Обменяйтесь листочками, поставьте плюс около правильного ответа. Теперь
давайте проверим по эталону.
Молодцы! Двигаемся дальше.
Чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на доску. Вам дан ребус.
Попробуйте отгадать, что же за слова спрятаны в нем. Назовите их. (Наши
реки).
Кто может сказать, какие водоемы бывают кроме рек? (Озеро, пруды, родники,
болота.)
А какие это водоемы? (Все эти водоемы пресные.)
В болоте нельзя купаться, а в реке, озере и пруде можно.
В реке и роднике вода течет, а в болоте, озере и пруде вода не течет.
Из реки, родника и озера можно пить воду, а из пруда и болота – нет.
Родник, обычно маленький из него самая вкусная вода, она полезная.
Кто назовет обобщающее название таких водоемов?
Попробуйте определить тему и цель нашего урока. (Тема: «Наши реки», цель:
изучить реки России, умение находить их на карте)
Какие водоемы мы с вами будем сегодня изучать? (Пресные водоемы)
Верно. А более пристально мы сегодня будем изучать реки.
Отгадайте загадку, что нам поможет в изучении рек:
Мы пойдем по разным странам,
Проплывем по океанам,
Будем сильными, отважными –
На одном листе бумажном. (географическая карта)
Объясните значение понятий «карта», «географическая карта», «масштаб».
(Карта — чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба;
масштаб — уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с
помощью условных знаков.)
Расскажите о картах, которые вам известны.
Расскажите правила чтения карты.
Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о реках. учителя
Ребята, рассмотрите картинки на слайде, обсудите с соседом по парте и
расскажите, что изображено на них. Какой из водоемов вы считаете лишним?
Почему?
(Там, где чайки – пруд. С волнами море. Где мост – речка. А с камышом –
болото. Лишним будет море, потому что там вода соленая, ее пить нельзя.)
Послушайте, что о пресных водоемах нам расскажет учебник.
Реки всегда имели особое значение в жизни людей. По берегам рек наши предки
устраивали свои поселения, многие из которых постепенно превратились в большие
города. Реки были водными дорогами, которые связывали разные уголки страны.
Реки бывают разные: малые и большие, равнинные и горные, мелкие и глубокие…
Так что же такое река? Прочитайте, пожалуйста, определение реки на слайде.
(Река природный водный поток, текущий в выработанном им углублении
постоянном естественном русле. В каждой реке различают место её
зарождения исток реки и место (участок) впадения в море, озеро или слияния
с другой рекой устье.)
Ребята, как вы думаете, что такое исток реки? Что может быть истоком реки?
Исток, начало реки, откуда ее воды «истекают».
Истоком может быть ручей из родника, болото, вершина горы. (Слайд)
Какие еще части реки вы знаете? (устье, приток)
Устье – место впадения реки в море, или другую реку или озеро.
Притоки – маленькие реки, которые вливаются в большую.
Как определить, какой берег левый у реки, а какой правый? (Если встать по
направлению течения реки лицом к ее устью, то левый берег будет слева, а
правый справа.)
И соответственно притоки тоже будут левые и правые. (На слайде ПРИТОК
ЛЕВЫЙ или ПРАВЫЙ)
Так какие же бывают реки? (Большие и маленькие. Узкие и широкие.
Полноводные. Мелкие, быстрые, шумные горные, равнинные.)
И еще мы с вами узнали, какие части есть у реки. Какие? (РУСЛО, УСТЬЕ,
ИСТОК, ПРИТОК.)
Итак, давайте повторим с вами, с какими частями реки мы с вами познакомились?
Посмотрите на слайд.
Какая часть реки изображена на первой картинке? (Русло.)
А какое это русло, какой реки? (Извилистое русло. Равнинная река.)
Анализировать.
Отвечать на вопросы.
Р: осмысляют уч.
материал;
действуют с учетом
выделенных
учителем
ориентиров;
адекватно
воспринимают
оценку учителя. Хорошо! На второй картинке, что мы видим? (Горная река. Быстрое течение.)
Как еще можно назвать это место реки? (Исток.)
А на третьей картинке, что изображено? (Устье реки, впадающей в большую
реку.)
Что еще можно сказать об этих реках? (Маленькая река это приток большой.)
А как мы это определили? (Видно, что течение волны делает по направлению к
большой реке.)
Что вы мне расскажите о четвертой картинке? (Это устье. Это видно по волнам,
они вливаются в большую реку.)
А куда впадает маленькая река? (В большую реку. В море. В озеро.
Реки впадают не только в другие реки, но и в моря и озера.)
А сейчас, ребята, откройте свои рабочие тетради на стр. и с помощью
учебника самостоятельно выполните задание 1.
Кто готов рассказать о частях реки, которые у вас получились?
Сейчас мы с вами устроим водную экскурсию по рекам Южного Урала.
Вот наш кораблик он проведет нас по главным рекам нашего Урала. И еще у нас
есть экскурсоводы, которые расскажут нам об этих реках.
Кто знает, как называется главная река нашего города? (Миасс)
Да, верно! По ней нас прокатит на нашем кораблике наш первый экскурсовод.
А вот вторая река, по которой нас прокатит на нашем кораблике экскурсовод,
носит название Урал.
Очень интересно! Ребята, скажем «спасибо» за экскурсию нашему экскурсоводу.
То, что нам рассказал одноклассник, это только малый перечень рек Южного
Урала, на самом деле их ещё очень большое количество, например: Юрюзань, Ай,
Аксарка, Аша, Белая, Большая Сатка, Чусовая, Сим, Увелька, Уфа и так далее.
Давайте проведем физминутку!
Физминутка.
2
Рассказывать и
показывать
главные реки на
карте.
Выполнять действия.
Настрой на ЗОЖ.
Закрепление
Практический:
Работа в
рабочей
тетради
Работа в парах
34 А сейчас поработаем по вариантам. Выполните задание номер 3. Первому варианту
достается левый столбик, второму варианту – правый столбик.
Давайте проверим, верно ли вы соединили реки и города.
Работают в рабочей
тетради.
Работать по рядам.
К: уметь работать в
парах,
договариваться друг
с
другом,формулиров
ание ответов;
П: построение реч.
высказываний.
5.
6. 7. Итог урока
12 Какое название имеет река нашего города? (Миасс)
С какими частями речи вы познакомились? (Устье, левый приток, правый
приток, главная река, исток)
Что же такое река? (Река природный водный поток, текущий в
выработанном им углублении постоянном естественном русле. В каждой реке
различают место её зарождения исток реки и место (участок) впадения в
море, озеро или слияния с другой рекой устье.)
Что такое исток? (начало реки, откуда она «истекает»)
Что такое устье? (место впадение реки в море, озеро и тд)
Как определяется правый или левый приток? (Нужно встать по направлению
течения реки к ее устью, то левый берег будет слева, а правый справа)
8.
Рефлексия
23 Оцените себя по лестнице успеха.
Если вы все поняли, и вам было интересно на уроке, поставьте себя на 3 ступень.
Если урок вызвал у вас затруднение, поставьте себя на 2 ступень.
Если вам было ничего не понятно, поставьте себя на 1 ступень.
9.
Домашнее
задание
1
Отвечают на вопросы,
подводить итог.
П: рефлексия
способов и условий
действий, контроль
и оценка процесса и
результатов
деятельности;
Оценивать свою
деятельность.
Записывать домашнее
задание.
Л:самооценка,адекв
атное понимание
причин успеха/
неуспеха в учебной
деятельности
требованиям
Тема: «Наши реки».
Тема: «Наши реки».
Тема: «Наши реки».
Тема: «Наши реки».
Тема: «Наши реки».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.