Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Оценка 5

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
15.02.2017
Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».
Учащиеся продолжают изучать тему природы в произведениях Николая Некрасова на примере его стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». Отрабатывают навык выразительного чтения. Слушают и представляют картину происходившего в стихотворении. Дети делят стихотворение на смысловые части, пользуясь составленным планом. Иллюстрируют один из понравившихся эпизодов стихотворения.Дед Мазай и зайцы.
3 класс Дед Мазай и зайцы.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Бураковская СОШ»                            ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ  В 3 КЛАССЕ Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Подготовила и провела:                                                                            учитель начальных классов                                                                           Дата проведения: 20.12.2013год Владимирова Елена Михайловна, Цели урока: 1) образовательные: продолжить ознакомление  с творчеством Н.Некрасова, раскрыть идею  автора, заключенную в стихотворении, учить учащихся аналитической работе  с текстом стихотворения, учить детей делить текст на части, анализировать  содержание прочитанного, обучать правильному чтению стихов 2) воспитательные: воспитывать любовь к природе, всему живому, воспитывать чувство  сострадания, взаимовыручки. 3) развивающие: продолжить работу по обогащению лексикона учащихся, развитию связной  речи, развивать память, речь, мышление Планируемые результаты:  учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью  интонации настроение поэта,  объяснять интересные выражения в лирическом  тексте,  Формы работы:  фронтальная; групповая; индивидуальная, парная В ходе изучения нового материала использовала разнообразные приёмы:  работу с учебником, постановку проблемных вопросов, что, безусловно,  активизировала познавательную деятельность учащихся. Для реализации задач по формирование навыка чтения использовала приёмы и упражнения: упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память упражнения,  развивающие гибкость чтения вслух и молча  Оборудование урока: Портрет  Н. Некрасова, детские книги автора (для оформления выставки),  иллюстрации к словарной работе (зипун,  половодье, багор и др.),  толковый  словарь, презентация, мультфильм, карточки с тестом. Этапы урока ОРГАНИЗАЦИ Я НАЧАЛА  УРОКА. Подготовка  учащихся к  работе на занятии  РЕЧЕВАЯ  РАЗМИНКА.  1. Тренировка  концентрации  внимания. 2. Работа над  выразительностью чтения. Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Проверь, дружок,  Готов ли ты начать урок?  Всё ль на месте, всё ль в порядке,  Книжка, ручка и тетрадка? Проверяют наличие учебных вещей. Проверить  полную  готовность  класса и  оборудования, быстрое  включение  учащихся в  деловой ритм Прочитайте скороговорку, обращая внимание на  подчеркнутые буквы.  УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапву кбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбю ь.  ­ Прочитайте пословицу с разной интонацией. Солнце светит, солнце сияет – вся природа  оживает. ­ О каком времени года в ней говорится? (О  весне). У зайки Бубы заболели зубы. Работа в парах Отрабатывают навык  выразительного чтения.  (1.Прочитайте жужжащим способом. 2.Прочитайте медленно. 3.Начните  читать медленно и постепенно  ускоряйте темп.4.Начинайте читать  быстро и постепенно замедляйте ПОДГОТОВКА  К УСВОЕНИЮ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА. Вступительная  беседа. Работа с иллюстраци ей темп.5.Прочитайте с восторгом.  Половодье – весенний разлив реки от таяния снега. СЛАЙД  С   наступлением   весны   солнце   начинает   светить все   ярче   и  ярче.  Оно   растапливает   снег   и   вода начинает ручьями бежать на поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. ­Ребята,   может   быть   кто­нибудь   знает     как называется это явление природы? ­Приходилось ли вам видеть у себя половодье? ­А     давайте   посмотрим   и   сравним   2   картины:   «Весна.   Большая   вода»   и Исаака   Левитана   Владимира Волкова «Весеннее половодье». ­Что объединяет эти картины? ­А как бы вы сами назвали эти картины? ­Да, я с вами согласна. Художники рисуют свои Весна. Ранняя весна. Наводнение. Река  разлилась. картины   разными   красками,   одни   используют более яркие, как у Левитана  и мы заметили, что день весенний  солнечный, а   Волков использует серые тона и мы видим пасмурный день. ­   Красоту   и   гармоничность   природы   можно передать   не   только   красками,   как   это   делают художники,   но   и   нотами   –   музыканты.   Мы прослушали отрывок из  произведения известного композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель», а так же словом, как это делают писатели и поэты. Весной   во   время   половодья   особенно   трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому   во   время   половодья   животные нуждаются в помощи со стороны людей. Один такой случай о половодье описал в своем  стихотворении Николай Алексеевич Некрасов. ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА.   ­ Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему  природы  в произведениях Н.А.Некрасова на  примере его стихотворения «Дедушка Мазай и  зайцы».  СЛАЙД Проверка д.з. ­Ребята, вы приготовили дома предысторию  этого произведения.  1)   В   деревне   Малые   Вежи   жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую   часть   своей   жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где   жил   Мазай,   была   особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.  2)   Летом   Малые   Вежи   утопали   в зелени.   Н.Некрасову   нравилась   эта зеленая   деревня,   и   он   каждое   лето приезжал туда отдохнуть, побродить по   лесам,   поохотиться.   В   этих походах его неизменным спутником был дед Мазай.    3)   Мазай   знал   много   забавных рассказов, и Некрасов любил их  слушать. И вот однажды, когда поэт и   его   старый   друг   были   на   охоте, совершенно   неожиданно   пошел сильный дождь. и, 4) Охотники спрятались в каком­то заброшенном   сарае,   пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни.   Некрасов   на   основе   этого рассказа   написал   стихотворение, которое   назвал   «Дедушка   Мазай   и зайцы». Самостоятель  ное чтение   стихотворения   Н.Некрасова  «Дедушка   Мазай и зайцы» Словарно –  лексическая  работа. ­Ребята, а теперь самостоятельно прочитайте   стихотворение   Н.Некрасова «Дедушка  Мазай и  зайцы» ­  Так как стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов. Значения некоторых  слов выделенных в тексте голубым цветом где  мы найдём?  –Их вы найдете самостоятельно  в словаре  учебника. Но в тексте есть еще несколько слов,  Гинуть, сажень, зипун, аршин. Работа с толковым словарём которые могут быть для вас непонятны. Но  объяснить значение этих слов постарайтесь  сами, опираясь на подсказку. Игра «Объяснялки». разболтался в сарае гурьба лопочут  ушами гуторить горемыка тягота потеха Первичная  8 озимь ­Что больше всего тронуло?  ­Удивило?  1 шумливая группа 2 шевелят ушами,  выражая испуг,  беспокойство разговорился 3 4 5 6 7 тот, с кем  случилась беда разговаривать забава, веселье всходы посева  засеянные осенью тяжесть, груз Работа в паре ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Больше всего тронуло то, как дед  Мазай зайцев спасал. Авторская  позиция проверка  понимания. Просмотр  стихотворения Н. А. Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы» Смысловая  группировка  материала.  Выборочное  чтение и  отработка  выразительного чтения. Деление текста на части. ­Рассмешило? ­А  вам приходилось спасать животных? ­Может случиться так, что и вам придётся помочь беззащитным животным в трудную минуту. ­ С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? ­ Почему дед Мазай отправился за дровами на  лодке? ­ От чьего лица ведется рассказ? ­Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения в  исполнении артиста Грибова.  ­ Пользуясь планом разделите стихотворение на 6  частей. План: 1.    Зайцы на островке. 2.    Спасение. 3.    Зайчишка на пне. 4.    Зайчиха в кустах. 5.    Зайцы на бревне. 6.    На берегу. Удивило то, как зайцы были  послушны. Было смешно читать, как автор  говорит о зайцах. Особенно о  зайчихе. Мазай переживает о том, что дичь  ловят сетями, силками давят. Дров с реки нагоняет много в  половодье, весной. Он их собирал. От лица автора. Во время прослушивания  представьте картину  происходившего; словесно  попробуйте нарисовать то, что  подсказывает вам ваше  воображение. СЛАЙД  Дети делят стихотворение на  смысловые части, пользуясь планом. Работа в парах Анализ  стихотворения. Отвечают на вопросы по содержанию 1) Чтение первой части. ­ Почему мало дичи осталось в тех местах, где  жил дедушка Мазай?  ­ В каких словах мы слышим большой упрек  мужикам? Как нужно читать эти слова?   ­ В какую беду попали зайцы?  2) Чтение второй части. ­ Как вели себя зайцы при виде Мазая?  ­ Почему они стали прыгать в лодку сами?  ­ Как Мазай называет зайцев? ­ О чем говорят эти слова?  ­ С какой интонацией прочитаем слова дедушки Мазая? 3) Чтение третьей части. – Найдите слова, которыми называет Мазай  зайцев в этой части. (Горемыка) ­ С чем сравнивает зайца, стоящего на пне?  (Со столбиком) ­ Почему Мазай назвал зайца «горемыка»? 4) Чтение четвертой части.  ­ На кого была похожа зайчиха, которая  копошилась у куста?  (купчиха) ­ Жалко ли вам ее? Почему? 5) Чтение пятой части.  ­ Как размещались зайцы на бревне? Как надо  читать эти строки? 6) Чтение шестой части. ­ Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Рефлексия. Как прочитать эти слова?  ­ Найдите и прочитайте слова, описывающие  поведение зайцев увидевших берег.  ­ Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему? Расскажите: -Что вы думаете о старом Мазае? --Какой это человек? Как бы вы поступили на его месте? Тест Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 1. В какое время года происходит действие в стихотворении А) летом Б) осенью В) зимой Г) весной 2. Чем мужики топили зайцев? А) вёслами Б) дровами В) баграми Г) лаптями 3. Как дед Мазай называл зайцев? А) команда Б) команда В) команда Г) команда босая косая бедная горемычная 4. С кем дед Мазай сравнивает зайчиху? А) с купчихой Б) с поварихой В) с Карточки тест ткачихой Г) с боярыней 5. Чем накрыл Мазай зайчиху? А) фуфайкой Б) зипуном В) косовороткой Г) ушанкой 6. Сколько зайцев спасалось на бревне? А) около сотни Б) двадцать В) с десяток Г) пара 7. Сколько зайцев обогрел дома дед Мазай? А) 2 Б) 4 В) 8 Г) 10 2. Предлагается учащимся проиллюстрировать  один из понравившихся эпизодов стихотворения. Послушайте стихотворение    Е. Евтушенко.  ­ О каких зверях внутри нас говорит автор?   (Это   человеческие   пороки:   жадность,   злость, зависть, лень.) ­ К чему призывает автор? Творческая  работа.   Подведение  итогов занятия. Самооценка.   (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.) Как бы вы оценили свою работу на уроке?  Иллюстрируют один из понравившихся  эпизодов стихотворения. Е. Евтушенко Киселёв Дима Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя...  Берегите всех зверят внутри природы  Убивайте лишь зверей внутри себя. Всё ли у вас получилось?  Над чем нужно поработать? 1. Учебник. Выразительное чтение стихотворения или  отрывок наизусть. Стр. 170 – 172. 2. Составить рассказ на тему «Мы спасены!» или « Однажды, мама Зайчиха рассказала своим  деткам вот такую историю…» Информация о  домашнем  задании,  инструктаж по  его выполнению . Записывают д/з в дневник 1. Прочитайте скороговорку, обращая внимание на  подчеркнутые буквы.  УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджрое лелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.   2.  Прочитайте пословицу с разной интонацией. Солнце светит, солнце сияет – вся природа оживает. 3. Игра «Объяснялки». разболтался в сарае гурьба лопочут ушами гуторить горемыка тягота потеха озимь       1 шумливая группа 2 шевелят ушами, выражая испуг,  беспокойство 3 разговорился 4 тот с кем случилась беда­  бедняжка 5 разговаривать 6 забава, веселье 7 всходы озимого посева (засеянные осенью); 8 тяжесть, груз Пользуясь планом разделите стихотворение на 6 частей. План: 1.    Зайцы на островке. 2.    Спасение. 3.    Зайчишка на пне. 4.    Зайчиха в кустах. 5.    Зайцы на бревне. 6.    На берегу. Тест Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 1. В какое время года происходит действие в стихотворении А) летом Б) осенью В) зимой Г) весной 2. Чем мужики топили зайцев? А) вёслами Б) дровами В) баграми Г) лаптями 3. Как дед Мазай называл зайцев? А) команда босая Б) команда косая В) команда бедная Г) команда горемычная 4. С кем дед Мазай сравнивает зайчиху? А) с купчихой Б) с поварихой В) с ткачихой Г) с боярыней 5. Чем накрыл Мазай зайчиху? А) фуфайкой Б) зипуном В) косовороткой Г) ушанкой 6. Сколько зайцев спасалось на бревне? А) около сотни Б) двадцать В) с десяток Г) пара 7. Сколько зайцев обогрел дома дед Мазай? А) 2     Б) 4      В) 8    Г) 10  ОТВЕТЫ:  1. г  2. в  3. б  4. а  5. б  6. в  7. а 1) В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий,  добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть  своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил  Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах.  Деревня была расположена в низине, и весной, во время  половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам,  а плавали в лодках.  2) Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову  нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах  его неизменным спутником был дед Мазай.   3) Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их  слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на  охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь.  4) Охотники спрятались в каком­то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном  случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа  написал стихотворение, которое назвал «Дедушка Мазай и  зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные и эстетические переживания в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тема: Нравственные  и  эстетические переживания в стихотворении  Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017