Педагогическая цель: создать условия для развития умения составлять задачи, выделять основные части задачи, обосновывать выбор знака действия; закрепления навыков счёта, развития логического мышления.
Планируемые результаты (предметные): уметь прибавлять и вычитать число 2; составлять задачи, выделять основные части задачи, обосновывать выбор знака действия.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; демонстрировать своё понимание высказывания партнера по общению.
Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; умеют задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и отвечать на него.
Конспект фрагмента урокапроекта по математике
Тема : «Математика вокруг нас.
Числа в стихах, загадках, физминутках, задачах,
пословицах и поговорках, магия числа »
(презентация проекта)
1 класс
УМК «Школа России»
Проблемные вопросы:
как люди считали раньше;
где встречаются числа в повседневной жизни;
можно ли обойтись без чисел;
что можно «сделать» из чисел.
Цель проекта: создать условия для исследовательской деятельности детей по расширению
знаний о числах, окружающих нас.
Задачи:
Узнать, как появились числа.
Выяснить с помощью наблюдения, где используются числа.
Изготовить поделку, состоящую из чисел.
Возраст учащихся: :6, 6 7 летВремя работы над проектом: 2 недели
Типология проекта: поисковоисследовательский
Форма организации детей: в паре и индивидуальная
Ведущая деятельность: исследовательская
Продукты проектной деятельности учащихся :
1. Книжка раскладушка «Числа в загадках».
2. Книжка «Числа в стихах».
3. Народный календарь «Пословицы и поговорки».
4. «Поезд» «Задачи в стихах».
5.
6. Рисунки, карточки.
Открытка «Магия числа 10».
Предполагаемые приращения:
1. Овладение опытом проектной деятельности.
2. Приобретение коммуникативных навыков.
3. Использование метода наблюдений в повседневной жизни.
4. Умение работать с информацией.
5. Активизация участия родителей в школьной жизни ребёнка.
План работы над проектом:
1. Выделение и постановка проблемы.
2. Целеполагание.
3. Планирование.
4. Сбор материала.
5. Презентация продуктов проектной деятельности.
Тема урока: презентация проекта «Математика вокруг нас. Числа в загадках, стихах,
физминутках, пословицах и поговорках, магия числа»
Тип урока – комбинированный.
Цели урока: познакомить с использованием математических знаний в жизни; познакомить
с приемами защиты проектов.
Задачи урока:
образовательные:
знакомить с использованием цифр в окружающей жизни;
применять навыки счёта и знание состава чисел;
формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности;
учить пользоваться дополнительной литературой, материалами интернета;
формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
учить давать оценку полученным результатам.
развивающие:
развивать умение решать задачи;
создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи;
обогащать речь детей пословицами, поговорками, крылатыми фразами, в которых
встречаются числа;
развивать интерес и внимание, творческий потенциал, фантазию.
воспитательные:
воспитывать уверенность в себе, умение работать совместно с родителями.
Оборудование: для учителя:
мультимедиа; презентация «Математика вокруг нас», смайлики настроения, плакат «
Весёлая и дружная компания» .
для учеников : счётный геометрический материал, карточки с цифрами от 0 до 9,
сигнальные карточки «светофор», индивидуальные продукты исследовательской
деятельности.
Урок обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
3. Выполнять правила безопасного поведения в школе.
4. Адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
2. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать:
название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10;
несколько пословиц и поговорок, в которых применяются числа.
Обучающийся будет уметь:
решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание;
объяснять представленные пословицы и поговорки.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться:
решать задачи, отгадывать загадки;
объяснять смысл пословицы или поговорки.
Структура фрагмента урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Презентация продуктов исследовательской деятельности.
4. Подведение итогов урока.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Придумано кемто
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
2. Сообщение темы и цели урока. (Слайды 12)
Ученица 1:
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Ученица 2:
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Учитель : Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?
Ученики: Мы узнаем где в окружающем мире встречаются числа.
Учитель: Мы работали над проектом «Математика вокруг нас..». Вы подготовили свои
работы.
Чему вы научитесь на уроке?
Ученики: Мы научимся представлять свои работы.
3. Презентация продуктов исследовательской деятельности.Учитель : Работу «Загадки про числа» представляет …
1. Презентация книжкираскладушки « Загадки про числа» ( индивидуальная работа)
Слайды 313.
Ученица: Я работала над темой « Загадки про числа». Их я записала в книжку
раскладушку. (показ)
Отгадайте мои загадки :
Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапёра?
Знает и собой гордится,
Цифрастолбик … единица.
Людям всем дано от Бога
По одной лишь голове!
Ну, а руки что, а ноги?
Их у каждого по ...
Ответ: Две.
Вот так чудо! Нука, нука,
Ты получше посмотри
Это вроде бы и буква,
Но еще и цифра ...
Ответ: Три
Ктото ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою ...четыри.
Если два перевернуть
И внимательно взглянуть
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру … пять.
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру ... шесть.
На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра … семь.
Цифра с виду как игрушка
Неваляшкапогремушка.
Не удариться ей о земь.
Всем понятно это...
Ответ: Восемь.Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась! (девять)
Сколько вместе будут весить
Две гантели с цифрой пять?
Да, не надо и гадать
Не кило, а целых ...
Ответ: Десять.
Учитель : Оцените работу .
Следующая тема нашего проекта Числа в стихах».
2. Презентация книжки « Числа в стихах» ( работа в паре). Слайды 14 25.
Ученик 1: Числа встречаются не только в загадках, но и в стихах. Послушайте стихи,
которые мы подобрали и записали в книжку «Числа в стихах» ( показ).
Ученик 2 : Единица так мила
Очень важная она,
Ведь с неё любой народ
Начинает каждый счет.
Ученик 1: Двойка с модным завитком,
С шеей длинной и хвостом.
Полюбуйся какова
И запомни это два!
Ученик 2: А у тройки нос курносый,
Чуб и хвостик очень острый.
Крючковата, но стройна
В счете третья она.
Ученик 1 :Бегут четыре колеса
Резиною обуты.
Что ты пройдёшь за два часа,
Они за две минуты.
Ученик 2: Гордо выгнув грудь вперед
Вот пятерочка идет.
Пять отличная отметка!
Крюк на ножке, вправо кепка.
Ученик 1: Вот шестерка хохотушка
Словно круглая ватрушка.
У неё смешное брюшко,
А над брюшком завихрушка.
Ученик 2: У семерки, влево чубчик
Причеши его, голубчик.Семь счастливое число,
Ты запомни, друг, его.
Ученик 1: У восьмерки – неваляшки
Только круглые рубашки.
Круглый низ, и круглый верх.
Восемь, ты круглее всех!
Ученик 2: К девяти без десяти
Надо в школу нам идти.
В девять слышится звонок.
Начинается урок.
Ученик 1: За девятью идет десятка.
Ты это знаешь? Молодец!
Сочти все пальцы по порядку
И счету нашему конец.
Ученик 2 : Мы счёт прошли до десяти.
Итоги с вами подвели.
Смелей шагаем мы вперёд,
Второй десяток уже ждёт!
Учитель : Оцените работу мальчиков.
Загадки отгадали, стихи послушали, а теперь давайте поработаем. Но сначала разомнём
наши пальчики.
Следующая работа – «Числа в физминутках».
3. Числа в физминутках. (индивидуальная работа) Слайды 2628.
Ученица: Показали правую руку. Выполним пальчиковую гимнастику «Один, два, три,
четыре…».
Взгляни на руку поскорей,
Сколько пальчиков на ней?
Раз!
Это пальчик большой,
Толстенький, важный такой!
Два! –
Указательный пальчик,
Он – непоседливый мальчик!
Три!
Средний пальчик на ладошке
Он остальных длинней немножко!
Четыре!
Безымянный, он
С мизинцем вместе бьёт поклон.
Ученица : А теперь разомнем пальчики на левой руке. (Повтор пальчиковой гимнастики).Ученица : Пальчики подготовили к работе. А теперь разомнём руки и ноги. Выполним
зарядку
« Солнышко»
НА ЗАРЯДКУ СОЛНЫШКО
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде "раз."
А над нами весело
шелестит трава.
Опускаем руки мы
По команде "два."
Соберем в корзинки мы
Ягоды, грибы,
Дружно наклоняемся
По команде "три".
На "четыре" и на "пять"
Станем дружно мы скакать.
Ну, а по команде "шесть"
Всем за парты тихо сесть!
Учитель : Оцените работу.
Следующая тема – «Задачи в стихах».
4.
Презентация «поезда» «Задачи в стихах» ( работа в паре) Слайды 2935.
Ученик 1: Животные решили отправиться в путешествие, но не знают в какой вагон им
сесть. Решите наши задачи и узнаете в каком вагоне будут ехать животные.
Ученик 2: Папа –слон слонусынишке
Подарил четыре книжки.
Их слоненок прочитал
И друзьям своим раздал.
Книгу дал он бегемоту,
Две морскому кашалоту.
Сколько книг осталось у слонёнка? (1)
Ученик 1: Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два — под березой,
Один — у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
Ученик 2: В кормушке сидели
Лишь три только птицы.
Но к ним прилетелиЕще две синицы.
Так сколько же птиц
Здесь в кормушке у нас?
Пусть скажет скорее
Каждый из вас. (5)
Ученик 1 : Потеряла крольчиха крольчат,
А крольчата лежат и молчат.
Один — за метлой,
Один — под листком,
Двое — под кустом.
Притаились они и молчат.
Сколько вы насчитали крольчат? (4)
Ученик 2: Привела гусынямать
Пять детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек? (2)
(Двое учеников загадывают загадки, а остальные – решают с помощью счетного
материала, показывая ответ на карточках. После чего определяют место пассажира
поезда в соответствии с ответом. Задачи записаны на карточкахживотных,
которые являются пассажирами поезда).
Учитель: Оцените работу ребят.
«Числа в пословицах и поговорках» представляет..
Презентация
5.
( индивидуальная работа) Слайды 3639.
народного календаря « Числа в пословицах и поговорках».
Ученица:
ЛЮДИ С ДРЕВНИХ ВРЕМЁН ВКЛАДЫВАЛИ В ЧИСЛА ОПРЕДЕЛЁННЫЙ
СМЫСЛ. ВСЁ ЭТО НАШЛО ОТРАЖЕНИЕ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ, В ТОМ
ЧИСЛЕ И В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ. ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЧАЩЕ ВСЕГО В
ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ ВСТРЕЧАЮТСЯ ЧИСЛА –1, 3, 7.
Вот такой народный календарь у меня получился (показ).
1
Одна голова – хорошо, а две лучше.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Один в поле не воин.
Один за всех – и все за одного.
3Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени только три дня.
Хвастуну цена три копейки.
Обещанного три года ждут.
От горшка три вершка.
7
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Семь дел в одни руки не берут.
Семеро одного не ждут.
Семь бед — один ответ.
Ученица : Как вы понимаете смысл этой … ?
( Ученики высказывают своё мнение, а ученица или соглашается с их мнением, или
объясняет смысл сама).
Учитель : Как вы понимаете значение народной поговорки «Семь раз отмерь один
отрежь» ?
( Прежде, чем чтото сделать хорошенько подумай.)
( Оценивание работы детьми.)
Учитель: Следующая тема нашего проекта – «Магия числа».
6. Презентация открытки « Магия числа» ( индивидуальная работа). Слайды 4042.
Ученица : Я родилась 10 апреля. Поэтому знаковое число в моей жизни 10 (показ
открытки).
Десяточка моё число.
Судьбой мне было суждено
Родиться в день 10 апреля.
А что же приготовила судьба?
Так вот послушайте, друзья …
Мне принесёт счастливая десятка
Любви и мудрости в достатке,
Чтоб женихи дарили шоколадки.
Ещё научит совершенством быть
И имя человека с гордостью носить.
Поможет мне любое дело завершить.
Мечту в реальность воплотить.
Учитель: Оцените работу.4. Подведение итогов урока.
Учитель :
Что показалось вам самым интересным?
Какое задание вызвало затруднение?
Что узнали?
Чему научились?
5. Рефлексия. Слайды 4344.
Учитель:
Заинтересовала ли вас работа, которую делали?
Оцените свою работу на уроке смайликами настроения.
Да, было интересно. Мне все равно. Нет, было скучно.
Я узнал новое. Ничего нового. Я все знаю.
(Ученики выбирают смайлик и прикрепляют его на доску. В результате из них
создаётся весёлая, дружная компания).