Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»
Оценка 4.9

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
администрации +1
Взрослым
15.08.2018
Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»
ГОУ ДПО «ИРОиПК» Руководитель кафедры педагогического менеджмента и психологии профессионального образования Е.А. Гавриловчук Доклад К Ученому Совету ГОУ ДПО «ИРОиПК» на тему: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС в организациях образования ПМР» «Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики». Цель педагога - психолога добиться их единения». Владимир Петрович Зинченко (д.п.н.) С введение новых образовательных стандартов, деятельность психолога в организации образования, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой. Из Концепции «Государственных образовательных стандартов общего образования ПМР», мы выделяем основные моменты психологического сопровождения в рамках введения ГОС. Основные направления деятельности педагога-психолога являются: работа с обучающимися; работа с педагогическим коллективом, и администрацией организации образования; работа с родителями обучающихся [1]. Приоритетные направление работы психолога в условиях введения ГОС позволят повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса, в частности улучшить качество образования, так как оноспособствуюет не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяет корректировать образовательный процесс. Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов очень высока. Она заключается в следующем: индивидуализация образования; реализации компетентностного подхода; учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями; формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; интеграции в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями и многое другое. В условиях введения новых образовательных стандартов, роль психолога расширяется в таких вопросах как: - использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся, и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых, для продолжения образования и выбора профессии; - вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; - сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; - формированииценности здоровья и безопасного образа жизни; - мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; - формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников (поддержка детских объединений, ученического самоуправлении); - психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; - обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; - учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; - формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; - диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса /гуппы, уровень организации образования); - вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
доклад к Ученному Совету.docx
ГОУ ДПО «ИРОиПК» Руководитель кафедры педагогического менеджмента и психологии профессионального образования Е.А. Гавриловчук Доклад К Ученому Совету ГОУ ДПО «ИРОиПК» на тему: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС в организациях образования ПМР» «Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики». Цель педагога ­ психолога добиться их единения». Владимир Петрович Зинченко (д.п.н.) С введение  новых  образовательных  стандартов,  деятельность  психолога  в организации образования, как полноценного участника образовательного процесса, становится   обязательной,  Концепции «Государственных   образовательных   стандартов   общего   образования   ПМР»,  мы   конкретной   и   измеримой.  Из выделяем основные моменты психологического сопровождения в рамках введения ГОС. Основные направления деятельности педагога­психолога являются: работа с обучающимися;   работа   с   педагогическим   коллективом,   и   администрацией организации образования; работа с родителями обучающихся [1]. Приоритетные   направление   работы   психолога   в   условиях   введения   ГОС позволят   повысить   эффективность   психолого­педагогического   сопровождения процесса, в частности улучшить качество образования, так как оноспособствуюет не   только   оказанию   своевременной   помощи   и   поддержки   участникам образовательного   процесса,   но   и   позволяет   корректировать   образовательный процесс. 1 Роль   психолога   в   условиях   введения   новых   образовательных   стандартов очень   высока.   Она   заключается   в   следующем:   индивидуализация   образования; реализации   компетентностного   подхода;   учёт   индивидуальных   возрастных   и   формирование   готовности психологических   особенностей   обучающихся; обучающихся   к   выбору   направления   своей   профессиональной   деятельности   в соответствии   с   личными   интересами,   индивидуальными   особенностями   и способностями; формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью   сохранения   и   укрепления   физического,   психологического   и   социального здоровья; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; интеграции в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями и многое другое. В условиях введения новых образовательных стандартов,  роль психолога расширяется в таких вопросах как: ­   использование   средств   психолого­педагогической   поддержки обучающихся,   и   развитие   консультационной   помощи   в   их   профессиональной ориентации,   включающей   диагностику   профессиональных   склонностей   и профессионального   потенциала   обучающихся,   их   способностей   и   компетенций, необходимых, для продолжения образования и выбора профессии; ­   вариативность   направлений   психолого­педагогического   сопровождения участников образовательного процесса; ­ сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; ­ формированииценности здоровья и безопасного образа жизни;  ­   мониторинг   возможностей   и   способностей   обучающихся,   выявление   и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;  ­ формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников (поддержка детских объединений, ученического самоуправлении); ­ психолого­педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; 2 ­   обеспечение   осознанного   и   ответственного   выбора   дальнейшей профессиональной сферы деятельности;  ­ учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; ­   формирование   и   развитие   психолого­педагогической   компетентности обучающихся,   педагогических   и   административных   работников,   родительской общественности; ­   диверсификации   уровней   психолого­педагогического   сопровождения (индивидуальный,   групповой,   уровень   класса   /гуппы,   уровень   организации образования); ­   вариативность   форм   психолого­педагогического   сопровождения   диагностика, участников   образовательного   процесса   (профилактика, консультирование,   коррекционная   работа,   развивающая   работа,   просвещение, экспертиза). В   условиях   внедрения   ГОС   организаций   образования   в   деятельности психологов появляются следующие проблемы: ­   недостаточная   просвещенность   педагогов­психологов   организаций образования в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ГОС; ­ отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся; ­   отсутствие   единого   банка   (комплекта)   психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД (универсальных учебных действий)у обучающихся; ­   отсутствие   системы   работы   по   психологическому   сопровождению внеурочной деятельности. Следовательно,  цель   работы  педагога­психолога   –   это  методическое обеспечение   всех   участников   образовательного   процесса   в   вопросах 3 осуществления психологического сопровождения развития обучающихся  в соответствии с требованиями ГОС. На основании целей, должны строиться  методические задачи в работе психолога: ­   составить   пакет   методических   материалов   по   психологическому сопровождению   обучающихся   по   возрастной   классификации   (диагностика, разработка   индивидуального   образовательного   маршрута   по   результатам диагностики); ­ подобрать пакет материалов по работе с педагогами; ­ подобрать методические материалы по работе с родителями; Поэтому,  задачи   психологов   образования  включают:   измерение результатов   обучения;   определение   уровня   формирования   компетенций обучающихся;   учет   особенностей   развития   каждого   обучающегося   в   процессе обучения,   соответствие   этого   процесса   его   индивидуальным   возможностям; взаимодействие   с   участниками   образовательного   процесса   для   выстраивания индивидуальных   образовательных   траекторий   обучающихся   и   развивающей траектории организации образования. С переходом на ГОС можно выявитьновые задачи психологов образования: 1.   создание   СИСТЕМЫ   психологического   сопровождения   введения   новых стандартов в образовательный процесс; 2.   КРИТЕРИЕВ разработка     и   МЕТОДОВ   оценивания сформированностиметапредметных и личностных компетенций; 3.   разработка   СИСТЕМЫ   повышения   квалификации   педагогов   и   просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций. Концепция«Государственных   образовательных   стандартов   общего образования ПМР» позволяетвыделить основные направления видов работ и их содержание в вопросе психологического сопровождения (Рис. 1). 4 Следовательно, психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ГОС   должен  обеспечивать:  контроль   за   развитием   обучающихся;   оценку комфортности образовательной среды, уровень ее безопасности для обучающихся; участие   в   разработке   образовательной   программы   организации   образования; психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной   деятельности;   прогнозы   социальные   риски   образовательного процесса,   и   проводить   профилактическую   работу;качественную   психолого­ педагогическую   и   социальную   помощь   всем   участникам   образовательного процесса.  Профилактика Коррекционная работа Экспертиза образовательных и учебных программ (проектов, пособий) Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения Консультирование (групповое и индивидуальное) Развивающая работа Составление индивидуального образовательного маршрута Реализация маршрута Скрининг (диагностика индивидуальная игрупповая) Психологическое просвещение и образование (детей и взрослых) Предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта Рис.1. Виды работ по психологическому сопровождению  Работа   психолога,   таким   образом,   становится   необходимым   элементом системы   управления   образовательным   процессом   организации   образования,  оценку его   деятельности   предполагают поскольку   результаты   качестваобучения,по   ряду   обязательных   критериев.Введение   критериев 5 определяет   весь   процесс   модернизации   психолого­педагогической   подготовки участников образовательного процесса. Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование).  В современной организации образования должен появиться психологический мониторинг.   Это   абсолютно   новая   задача.   Для   нее  не   существует   готового инструментария.Как и всем учителям,  педагогу­психологу необходимо будет разрабатывать СВОЮ «Программу сопровождения всего учебного процесса». Программа должна обеспечивать сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе. Основой разработки критериев и методов оценки   сформированности   универсальных   учебных   действий   является диагностическая система психологического сопровождения. Программа   может   состоять   из   основных   разделов.  Основные   разделы Программы: ­ Пояснительная записка ­  Блок   различных   диагностических   методик,   опросников,   тестов, упражнений, семинаров, тренингов, бесед ­ Цели ­ Задачи  Далее рассматриваются направления работы психолога I.Обеспечение   мотивации   и   целеполагания   образовательной   деятельности учащихся(можно представить пункты I­VII по форме таблицы 1). Направление деятельности Задачи Действия   по   решению задач Таблица 1 Ответственные II.   Оказание   помощи   и   поддержки   обучающемуся   в   процессе   его самопознания III.   Оказание   помощи   учащемуся   в   процессе   его   учения,   развития   и саморазвития 6 IV.   Оказание   помощи   и   поддержки   обучающемуся   в   его   жизненном   и профессиональном самоопределении V. Социальная и правовая защита учащихся VI.   Оказание   помощи   и   поддержки   обучающемуся   в   организации взаимодействия со взрослыми, сверстниками, родителями VII. Содействие сохранению и укреплению здоровья учащихся VIII.   Педагогические   средства   реализации   основных   функций   психолого­ педагогического   сопровождения   индивидуальной   образовательной деятельности учащихся(Таб. 2). Таблица 2 Название функции задачи Технологии, методики, методы Ответственные IX. Мониторинг психолого­педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащихся(Таб. 3) Содержание  мониторинга Критерии, показатели  эффективности Формы,  методы  отслеживания Ответственные Таблица 3 сроки Практика   показывает,   что   необходима   длительная   и   кропотливая   работа педагога­психолога   с   учителем   по   анализу   условий   и   результатов   развития обучающегося в реальном учебно­воспитательном процессе. Необходимо  поднять   на   более   высокий   уровень   психологическую подготовку учителей. На качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие   педагога­психолога   с   учителем   в   деле   организации   учебно­ воспитательного процесса. Предлагаем свое видение решения данного вопроса, состоящее из следующих этапов:диагностико   –   аналитический;  профессионального роста; результативностный этап. этап   создания   условий Первый   этапможет   включать   следующие   направления   деятельности: педагогическая диагностика;  создание диагностической карты педагогического 7 мастерства;  перспективное планирование повышения квалификации педагогов через курсовую переподготовку (курсы повышения квалификации, тематические курсы в ГОУ ДПО «ИРОиПК»). Второй этап ­ создание условий профессионального роста В   организации   образования   может  составляться   диагностическая   карта психолого­педагогического мастерства (Таб. 4) Таблица 4 Диагностическая карта психолого­педагогического мастерства № п/п Ф.И.О.педагога  Стаж работы, образование  Курсовая переподготовка  Заявленная проблема Каждый   из   показателей   должен   нести   не   формальный,   а   действенный характер.   В   зависимости   от   проблемы,   психолог   подбирает   направление коррекционной работы и определяет траекторию развития (Табл.5). Коррекционная работа и траектория развития педагогов Таблица 5 № п/п Ф.И.О. педагога Виды   практической деятельности в школе  Тема самообразования Республиканс   районные, кие, городские мероприятия /курсы  К   видам   практической   деятельности   отнесём:педагогические   советы, психолога, выступления видов);консультации;практические       педагогов; психологические  семинары(всех упражнения;   взаимопосещения   уроков   (внеклассных   мероприятий);  день   открытых   дверей (участие педагогов); конкурсы педагогического мастерства. Третий этап –результативностный. 8 Для полноты исследования можно проводить анализ результатов деятельности по форме (Табл.6). № п/п 1 Ф.И.О. педагога 2 и т.д Анализ результатов Форма анализа результатов Результаты Таблица 6 самообразование педсовет собеседование самоанализ аттестация доверие оперативный контроль эпизодический контроль Следует   отметить,   что   для   любого   вида   деятельности,   особенно   важны факторы   и   условия   профессионального   роста.   Так,   в   совместной   работе педагога­психолога и педагогического коллектива необходимо: 1.Создание   максимально   возможного   информационного,   психологического, дидактического, технологического  обеспечения  повышения  профессиональной компетенции 2.Разработка   системы   психологической   поддержки   в   соответствии   с заявленными проблемами [6]. Работа   психолога   с   педагогическим   коллективом   требует   очень серьезного  отношения.  Тяжело   одновременно   являться   членом   какого­либо коллектива   и   работать   с   ним.   Поэтому   некоторые,   особенно   начинающие психологи,   принимающиеся   по   заказу   администрации   за   «работу   с коллективом», иногда через некоторое время с удивлением обнаруживают, что находятся в социальном вакууме из­за слишком рьяного «перевоспитания». Для того, чтобы этого не произошло, необходимо обратить внимание на создание 9 соответствующей   деловой,   личностной,   гуманной   и   доброжелательной атмосферы в коллективе. Подводя   итог,   можно   сказать,   что   психологическое   сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения   и   рекомендации   психологов   в   первую   очередь,   могут   стать основой   проведения   мониторингов   с   целью   оценки   успешности   личностного   и познавательного   развития   обучающихся, преемственности ступеней образовательной системы.   позволит   сохранить   единство Список литературы (2012г.)         доступа: 1. Концепции «Государственных образовательных стандартов общего образования ПМР», 2012г. ­ Режим доступа: http://www.minpros.info/index.php?option=com_content&task=view&id=1094 2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения). Под.ред.Кондакова А.М., Кузнецова А.А. М.: Просвещение, 2009г. 3.   ПЛАН   МЕРОПРИЯТИЙ   ПО   РЕАЛИЗАЦИИ   КОНЦЕПЦИИ   ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   СТАНДАРТОВ   ОБЩЕГО   ОБРАЗОВАНИЯ   ПМР   (начальное   общее образование) Режим http://www.minpros.info/index.php? option=com_content&task=view&id=1094 4.  Асмолов   А.Г.,   Бурменская   Г.В.,   Володарская   И.А.   и   др.   /   Под   ред.   Асмолова   А.Г.   Как проектировать   универсальные   учебные   действия   в   начальной   школе.   От   действия   к   мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 5­е изд. – М.: Просвещение, 2014. 5. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2001. 6. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 7.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. – М.: Владос­ пресс, 2003. 8. М. Фридман «Изучение процесса личностного развития ученика», (методические  рекомендации для учителей и практических психологов ). М.: Владос, 1995 г. 9.Симонова О.К. Родительские собрания с психологом. 1­11 классы. М.: Планета, 2011. 10.Сластёнин. В.А. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003г. 11.   Т.Т.   Богданова,   Т.В.Корнилова   «Диагностика   познавательной   сферы   ребенка»,   М.: «Роспедагенство», 1994г. 12. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003. 10

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»

Тема: «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС ПМР в ОО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018