Тема работы «Женский национальный эвенкийский костюм»
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
искусство
9 кл
31.05.2017
Мкртчян Эстела, 9 А класс
Комина Лидия Дмитриевна – заведующая библиотекой
МОБУ Лицей № 8 г. Тынды Амурской области
Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Амурской земле. Изучение своего родного края помогает глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Тында МОБУ Лицей № 8 Мкртчян Эстела.docx
Номинация – Национальный костюм
Тема работы «Женский национальный эвенкийский костюм»
Мкртчян Эстела, 9 А класс
Комина Лидия Дмитриевна – заведующая библиотекой
МОБУ Лицей № 8 г. Тынды Амурской области В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения
культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”,
восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и
патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край
играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие
сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать
его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это
относится и к нашим родным местам к Амурской земле. Изучение своего родного края
помогает глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию
страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия,
беречь памятники истории и культуры».
Исходя из вышесказанного, я хочу начать свой рассказ о малых народах нашего края с
того, что на эвенкийский народ обратили внимание президент РФ Путин В.В.
Раньше я бывала в посёлке «Первомайский» и с интересом наблюдала за жителями этого
посёлка, но открытие «Эвенкийской деревни» настолько расширил мои интересы к
эвенкийскому народу, что я стала много читать, рассматривать костюмы, предметы быта
этого народа. Мне захотелось самой создать творческий проект на тему «Женский
национальный эвенкийский костюм» Пригодилась подборка литературы из нашей школьной библиотеки, которые стали
путеводителями по данной теме. На каждой страничке я открывала для себя чтото новое и
ощущала желание прикоснуться к искусству эвенкийского народа.
Если песни, танцы – это душа народа, то национальный костюм – это его лицо.
Все народы Севера, в том числе и эвенки, владели искусством меховой мозаики, т. е.
сшивали изделия из тщательно подобранных небольших шкурок.
Национальный наряд эвенков существует многие сотни лет. Их одежда на вид очень
проста, и вместе с тем она очень сложна. За ее простотой – уникальный крой и веками
отшлифованная технология шитья и обработки материалов. В процессе выделки оленьи
шкуры становятся эластичными, мягкими, тонкими и пушистыми. Раньше девушка не могла
стать женой, не научившись шить. И наука эта начиналась для нее с детских лет. От одежды,
как тогда считали, зависела удача на охоте, здоровье семьи, ее будущее –
Север создал свою систему и философию костюма. Как и жилище, транспорт, питание они
восходят к древней арктической цивилизации, подарившей человечеству множество
открытий.
Костюм – самое яркое из них: идеальный, экологически чистый комплекс
одежды, максимально выполняющий функцию надежной защиты от
внешней среды. Одежда свидетельствовала о красоте и соразмерности
мира, она несла информацию об оккультных представлениях и социальном
положении ее носителя, закодированную в крое и орнаменте.
Даже не имея возможности расшифровать, что обозначает тот или иной
рисунок, мы заворожено всматриваемся в древние знаки, нас волнует их нераскрытый смысл и строгие, точно выверенные ритмы – синтез красоты и целесообразности. Одежда – одно из
звеньев культуры, по которым наука пытается разобраться в сложном процессе этногенеза.
Тысячелетиями складывалась и форма национальной одежды эвенков. С течением
времени она претерпевала некоторые изменения, но основа кроя, материал и орнаментация
остались неизменными. По сложившимся определенным канонам у изделий был единый
общепринятый покрой, который мастерица не имела права нарушать, его передавали из
поколения к поколению.
Проблема изучения традиций национального костюма актуальна всегда, тем более она
актуальна для такого малочисленного народа России региона Дальний Восток как эвенки.
Я поняла, что для того,
чтобы изучить костюм какоголибо
народа необходимо познакомиться со всей его культурой, понять суть каждого вида одежды,
прочитать орнаменты, выполненные рукодельницей мастерицей.
Веками создавался традиционный орнамент, удачно найденные узоры, отражающие
глубокое проникновение в мир живой природы, бережно хранились, совершенствовались и
дополнялись поколениями. В орнаменте запечатлены картинки живой природы: солнце,
звезды, земля, растения, горы, ягоды…
Надо отметить, орнаменты северных народов имеют много общего: они мелкие и
«космической» тематики, отражают Солнце, Луну, звезды Вселенной, Землю и их условные
изображения. Каждый узор – это индивидуальный почерк мастера. Орнаментальные мотивы
напрямую связаны с мифологией народов, с их древнейшим мировоззрением.
Одежда это совокупность предметов, покрывающих тело человека. Национальной
одеждой мы называем одежду какойлибо национальности. У разных народов существуют
свои национальные костюмы. Национальная одежда народов Амурской области красива и
своеобразна. Проследим особенности одежды у эвенков. Здесь интересно отметить, что
одежда коренного населения соответствовала климатогеографическим особенностям.
Определенное место жительства, разные климатические условия, а также различные виды
деятельности наложили свой отпечаток на своеобразие традиционного костюма. Семантику декора, например, определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее
в виде розеток на одежде это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды,
структура мира. Треугольный орнамент символ женского пола, связан с идеей и культом
плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины.
Я узнала много о названиях одежды эвенского народа:
Хэгилмэ, огдоко — парка
Хакумакта — детская зимняя меховая шубка с зашитыми рукавами.
Зипун, сипун, хипун — верхняя летняя одежда из сукна или ровдуги.
Хэлми — нагрудник. Обшивается бисером и опушается мехом. Надевается под зипун.
У эвенков очень популярна верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу.
Носили ее и мужчины и женщины. Женскую верхнюю одежду шили из ровдуги. (тонко
выделанная оленья шкура в виде замши), хлопчатобумажных и шелковых тканей.
Головным убором эвенкийских женщин является капор женский
головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком. Обувью
служили сапоги из кожи, ровдуги летом и оленьего меха зимой. Самая
же распространенная обувь унты (от эвенкийского "унта" обувь)
меховая обувь народов Севера и Сибири. В суровых условиях наряд
эвенков включал в себя варежки.
В старину изготавливали также меховой кафтан ворсом внутрь и украшали
всевозможными кистями, мозаикой, аппликацией. Основным материалом для верхней
эвенкийской одежды служила шкура оленя серокоричневого цвета, темнобелого цвета,
реже белого цвета. Применяли также шкуру лося, тогда для отделки использовали также
белую шкуру оленя и белый камус.
Удивляет и восхищает изящный покрой этого вида одежды. Он настолько рационален,
что для кафтана требовалась всего одна шкура. Материала было, конечно, мало, поэтому
полы впереди не сходились. Под кафтан надевали теплый нагрудник. К рукавицам пришивали теплые рукавицы. Спинка в нижней части заканчивалась углом, зато как удобно
было посидеть и отдохнуть на нем.
В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко
применяли цветные сукна, ровдугу, мех оленя, лося, белки,
соболя, олений волос, свои собственные красители и цветные
нитки, выделанные из оленьих сухожилий. Короткий легкий
кафтан, плотно облегающий фигуру, нагрудник, пояс, унты,
наголенники, шапки, рукавицы обильно украшаются бисером, вышиваются оленьим волосом
и цветными нитками, инкрустируются кусочками меха, полосками кожи и материи
различной окраски, покрываются плетениями из ремешков, аппликацией из кусочков цветной
ткани и оловянными бляшками.
Так, что же всетаки нужно сделать для того, чтобы национальное искусство не
осталось только в музеях, а продолжало жить в современных формах? Хочется верить, что
этот вопрос не повиснет в воздухе, а найдет свое практическое разрешение.
Литература.
Древнее искусство Приамурья: альбом / Н. Н. Зайцев [и др.].Благовещенск: Изво
Центра по сохранению историко культурного наследия Амурской области, 2008.31
с.:ил., цв.ил., фото.цв.
Шишкина В. А. Традиционное искусство народностей Приамурья / В. А. Шишкина;
науч. ред. П. Я. Гонтмахер.Хабаровск: Издво Хабаров. гос. пед. унта, 1997.
Тарвид Л. П. Женское искусство народов Приамурья. Эволюция в контексте
мифологии
История костюма. Народы Востока / ред. Т. Прокопьева.
Ярославль: Тролль, 1993.
Программное обеспечение и Интернет
1http://www.costumehistory.ru/http://costumehistory.livejournal.com/
http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/index.html
http://www.sarafan.ru/san/SeG/ik/
Иллюстрации и описания исторических костюмов
Тема работы «Женский национальный эвенкийский костюм»
Тема работы «Женский национальный эвенкийский костюм»
Тема работы «Женский национальный эвенкийский костюм»
Тема работы «Женский национальный эвенкийский костюм»
Тема работы «Женский национальный эвенкийский костюм»
Тема работы «Женский национальный эвенкийский костюм»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.