Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
РУССКИЙ ЯЗЫК
СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ
ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Урок 103 (127)
Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями
Цели:
– развитие умения правильно определять спряжение глаголов, которые стоят в неопределённой форме, а также овладение
умением соотносить глагол в данной форме с глаголом в неопределённой форме, не меняя вида этих глаголов, и писать
букву гласного в личном окончании глагола.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Языковая разминка.
1. На доске записано предложение:
Л_дяной вет_р гуля_т в широк_м пол_ нос_тся по лесу меж голых берё_ и
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2015
1особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
осин.
– Какая орфограммабуква есть во всех словах предложения, кроме одного?
Найдите это лишнее слово.
– Все слова с орфограммойбуквой гласного можно разделить на две группы.
Какие? (Буква безударного гласного в корне и в окончании.)
– Какие буквы гласных надо вставить в корне? Почему?
– Одинаково ли вы будете действовать, чтобы определить, какую букву гласного
писать в окончании слов: гуляет, в широком, поле?
2. Синтаксический разбор предложения, постановка недостающего знака
препинания.
3. Морфологический разбор слова (по) лесу.
4. Фонетический разбор: берёз – [б'иэр'ос]. Устная характеристика звуков.
– Сопоставьте транскрипцию и слово, записанное орфографически.
По каким признакам вы обнаружили орфограммы в слове?
2. Актуализация с элементами проверки домашнего задания.
1. Вопросы по домашнему заданию.
– Какие вопросы вы задали к частям текста правила?
– Можно ли поразному сформулировать один и тот же вопрос?
2. Миниопрос.
1) – Запишите в тетради недостающие слова текста (учитель читает текст,
можно его вывести на экран с помощью проектора):
Безударные окончания глаголов те же, что и под __________ (ударением).
Но узнать их на слух __________ (трудно). Здесьто и помогает нам
______________ (неопределённая форма). С её помощью мы определим
_______________ (спряжение) и узнаем, какое____________ (окончание) надо
писать. (По Т. Рик)
© ООО «Баласс», 2015
2II.
Формулирование
проблемы.
III.
Систематизация и
углубление
изученного.
2) Запись глаголовисключений в два столбика по спряжениям (можно как
стихотворение). Взаимопроверка.
1 3 3 4
1. Работа в рабочей тетради.
– Выполните задание № 5, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради.
Сравните с ключами.
Самооценка.
– Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?
– Определите цель и задачи урока. (Цель: научиться писать букву безударного
гласного в личном окончании глагола.)
Задачи:
– Находить глаголы в тексте.
– Определять спряжение глагола.
– Помнить про глаголисключения.
– Графически обозначать и объяснять орфограммубукву безударного гласного
в личном окончании глагола.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
1 3 4 3 1
Работа в рабочей тетради.
Выполнение задания № 4, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради.
– Проверьте по ключам.
– Кто верно выполнил задание? Молодцы!
– Почему же допущена ошибка? Как вы рассуждали? (Смотрели в
неопределённой форме на букву гласного перед ть, но этот вариант оказался
неправильным.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре и
группе.
© ООО «Баласс», 2015
3– Вспомните правило. Сколько есть способов, чтобы определить спряжение
глагола? (Два.)
– Посмотрите, какой способ стоит на 1м месте.
– Поставьте все глаголы из задания № 4 в любую личную форму (кроме формы
1го л. ед. ч., например, 3е л. ед. ч.).
– Что вы заметили? (Личные окончания ударные.)
– В каком из глаголов окончания II спряжения? А теперь снова обратите
внимание на букву гласного перед ть в неопределённой форме этого глагола.
– Какое противоречие?
Методическая рекомендация. Запомнить: если у глагола личные окончания
ударные, на неопределённую форму мы не смотрим! Обращаемся к
неопределённой форме только в случае безударных личных окончаний.
Поэтому если надо определить спряжение глагола, который стоит в
неопределённой форме, его нужно сначала проспрягать, т.е. изменить по
лицам и числам и установить, не является ли личное окончание ударным.
– Определите спряжение у глаголов сидеть, краснеть, ворчать, лить, носить.
IV. Развитие
умений.
3 4 5 6 1 3 2
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 263 – отрабатывается умение соотносить личные формы с
неопределённой формой глаголов, определять спряжение и писать букву
безударного гласного в личном окончании глагола.
Выписываются только глаголы с пропущенной орфограммойбуквой гласного
и слова в скобках.
Особое внимание обратить на образование неопределённой формы от
глаголов решить и решаешь.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
© ООО «Баласс», 2015
4Что делаете? Решаете (наст. вр.).
Что делать? Решать (н. ф.).
Что сделаешь? Решишь (буд. вр.).
Что сделать? Решить (н. ф.).
Сделайте вывод: как правильно подобрать глагол в неопределённой форме?
При образовании неопределённой формы нужно задавать сходный вопрос с
тем, который задавали к форме глагола: что делать? или что сделать?
2. Упр. 264 – закрепляется умение правильно образовывать глаголы в
неопределённой форме, не меняя вопроса (вида глагола).
Выполняется с комментированием на доске.
Методическая рекомендация. Обратить внимание на последнюю пару
примеров (дышит – вдыхает), которые отвечают на один и тот же вопрос,
но являются разными глаголами (глагол вдыхать не относится к
исключениям).
3. Упр. 265 – развивается умение обнаруживать орфограммыбуквы
безударных гласных в личных окончаниях глаголов в тексте, писать слова с
этими орфограммами, графически их обозначать и объяснять.
Можно записать текст по памяти. Глаголы метёт, будит употреблены в
переносном значении. Из пяти гласных букв, пропущенных в тексте, две
(шумит, метёт) не являются орфограммами, так как находятся под
ударением.
Схема 1го предложения: [ – = , = ].
2. Словарная работа.
Упр. 266 – проводится словарноорфографическая работа по тексту
стихотворения: выявляется смысл, толкование значений отдельных слов
(мнимая, лаборатория), разные виды орфограмм.
Игра «Наборщик».
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2015
5– Что обозначают слова лаборатория, мнимая? Найдите в толковом словаре
эти слова и проверьте свои предположения.
– «Соберите» новые слова из букв слова лаборатория. Подчеркните
одушевлённые имена существительные.
– Обведите в овал имена существительные 1го склонения.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
4 4
– Что узнали нового? Чему учились? Что было труднее всего?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 4, с. 108.
2. П Задание № 10, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2015
6© ООО «Баласс», 2015
7