Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"
Оценка 5

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
классное руководство +1
Взрослым
04.03.2019
Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"
Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться . Методики, формирующие самооценку.
самообразование.docx
Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО Приоритетной   целью   современного   школьного   образования,   вместо   простой передачи   знаний,   умений   и   навыков   от   учителя   к   ученику,   становится   развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать  пути их реализации,   контролировать   и   оценивать   свои   достижения,   иначе   говоря   ­ формирование умения учиться.  Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять  деятельность  учения, ставить учебные  цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать   учебную   деятельность   и   ее   результаты.   Они   создают   условия   развития личности и ее самореализации.  А   как   же   оценивать   действия   детей,   связанные   с   поиском   нового?   Сам   факт активности, поднятую руку? Качество высказывания ребенка, его близость к конечной истине?  Особое место в структуре учебной деятельности занимает  действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.  Произвольность   учебной   деятельности   определяется   наличием   не   столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за   выполнением   действий   в   соответствии   с   образцом.   Именно   поэтому   действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение.  Кроме   действия   контроля   большую   роль   в   усвоении   младшими   школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.  Благодаря   действию   оценки   ребенок   определяет,   действительно   ли   им   решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении многих частных практических задач.   А.  Н.  Леонтьев   отмечал,  что  самоконтроль  и   самооценка   представляют   часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.  Так что же такое самооценка?  Самооценка  —   это   необходимый   компонент   развития   самосознания,   т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков,  мотивов   и  целей  своего   поведения,  своего   отношения   к  окружающим   и самому себе.  Главный   смысл   самооценки   заключается   в   самоконтроле   обучающегося,   его саморегуляции,   самостоятельной   экспертизе   собственной   деятельности   и   в самостимуляции.  умение перед началом работы спланировать ее;  Показатели сформированности самоконтроля и самооценки: умение   изменить   состав   действий   в   соответствии   с   изменившимися   условиями деятельности;  умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;  умение   переходить   от   работы   с   натуральным   объемом   к   работе   с   его   знаково­ символическим изображением;  умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.  Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат. Кто оценивает в школе? Учитель. Всегда ли учитель оценивает  правильно? Нет, оценка бывает   субъективна.   Выставляя   оценку   ребенку,   он   сравнивает   еѐ   со   своей   и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребѐнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неѐ совершенно другими глазами, он начинает еѐ видеть как бы со стороны.   Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.  Чтобы оценивание было эффективным, учителя регулярно привлекают к этому процессу  детей, помогая  им  сформировать  собственное суждение  о том, насколько хорошо   они   что­либо   делают.   Для   такого   сотрудничества   в   оценивании   требуется, прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. На доступном для детей языке учитель обсуждает с целым классом   и   с   группами   учеников,   чему   они   научатся   и   что   смогут   делать   в   конце обучения и по ходу урока.  В процессе всего урока детям даѐтся устная и письменная обратная связь на их ответы   и   работы,   в   которой   учитель   показывает,   насколько   в   них   достигнуты поставленные   учебные   цели.   Это   позволяет   ученикам   определить,   в   чѐм   они   были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше.  Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени.  Как   может   быть   организовано   самооценивание   учеников   начальных   классов? Инструменты (методики) формирующие оценивание   Методики,   формирующие   самооценку,   существует   несколько.   Я   хочу остановиться лишь на тех, которые используют для своей работы учителя начальных классов . Наиболее   простым   инструментом   можно   считать   знакомую   многим   методику цветовых дорожек или светофора.  1.  Цветовые дорожки  позволяют   ученику,  пользуясь   цветными   карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трѐх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.  Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,  жѐлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,  зелѐный — благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь. Учитель,   взяв   тетради   учеников, видит,   кто   из   них   и   в   каком   вопросе нуждается в помощи.  2.  Светофор,  другой вариант той же   методики,   даѐт   возможность посылать   учителю   сигналы   в  реальном времени,   по   ходу   урока.   У   детей   для этого   есть   три   карточки   тех   же   трѐх цветов.   Отвечая   на   вопрос   учителя, получив   задание,  дети   оценивают   свои возможности и поднимают красную, жѐлтую или зелѐную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов   ли   класс   продолжить   движение,   достигнуты   ли   желаемые   результаты, реализованы ли цели урока.  Для   оценки   этой   же   самостоятельной   работы   на   уроке  применяется   ещѐ   один инструмент, автором которого является Г. А. Цукерман.  3. Линеечки, пятиуровневая шкала. После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы. На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низ­кий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А —   аккуратность,   О   —   оформление работы.  Высокий,   выше   среднего, средний, ниже среднего, низкий.      какому Учитель   договаривается   с детьми, за что ставится та или иная   поэтому   дети   могут оценка, определить, уровню соответствует   работа.   Аналогичное обсуждение   предваряет   введение шкалы   для   оценки   аккуратности   и оформления работы.             Оценивание включает ещѐ один этап   —   оценку   работы   учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает,   насколько   он   согласен   с   самооценкой   детей.   Если   он соглашается   с мнением ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен, то ставит крестик выше или ниже. Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. 4.  Методика: «Радуга».  Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько   частей,   сколько   заданий   учитель   выносит   на   контроль.   Каждое   задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках.    5.  Методика:   «Древо творчества».  Данная   методика используется   для   рефлексии собственной учебной деятельности   в   течение   всего урока.   Наиболее   эффективно применяется уроках закрепления и обобщения знаний по   теме.   На   доске   наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные   листочки,   цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии   оценивания.   Яблоко   – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и   прикрепляют   на   ствол   яблони   или   яблоко,   или   лист,  или   цветок.  В  поле   зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.    на 6.   Методика:   «Мы   –   вместе»   «Оценочный   лист»  Цель:   развитие   умений учащихся   осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая   работу   с образцом,   по   заданной инструкции, положительной   мотивации учения.   Перед   уроком детям выдается карточка, в верхней   строке   которой указаны   номера   заданий, выносимых   учителем   на контроль.   Во   2   строке   – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение .    С   целью   отслеживания   результатов   уровня   сформированности   адекватной самооценки младших школьников использовалась  7. Методика Н.Г. Лускановой. «Лесенка».  Предлагается   лесенка   из   5   ступеней.   Каждый   из   детей   рисует   себя   на   той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.  С   целью   формирования   правильной   самооценки   необходимо   использовать   на уроках методику для работы в парах  8. «Сосед по парте». Работу целесообразно проводить двумя способами:  1­й   способ:   сосед   по   парте   оценивает   рядом   сидящего   ученика   сразу   после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.  2­й   способ:   ученик   сначала   оценивает   себя,   затем   идѐт   обмен   тетрадями   и оценивание в паре.               Если оценки совпали, то крестик   соседа   обводится кружком. Несоответствие оценок   фиксируется   крестиком соседа,   взятого   в   кружок. Оценки   совпали:   Оценки   не совпали:   Проверяя   тетради, учитель   может   судить   об адекватности   оценки   учащихся. Описанные и инструменты дают лишь первое представление   о   возможностях,   которые   раскрывает   перед   учителем   и   учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для способы учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке.  Формирующее оценивание помогает каждому учителю  получить информацию  о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием.  Вот несколько примеров использования методик развития самооценки у учеников на моих уроках.   Следует   отметить,   что   после   первого   года   обучения   уже   наблюдаются положительные   результаты   работы   по   формированию   самооценки   младшего школьника:  осознанное   восприятие   учащимися   учебного   материала,   понимание   границ   своих знаний;  в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;  уверенность   в   способности   освоения   для   самореализации   и   самоутверждения социального опыта;  умение   оценить   свое   положение   в   системе   социальных   отношений   «взрослый   – сверстник ­ я»;  повышение   уровня   ответственности   за   учебную   деятельность;   самооценка   и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.  Для развития самоконтроля и самооценки не только на уроках но и во внеурочной деятельности,   я   поделюсь   своим   опытом работы с Портфолио учеников.               Порфолио  ­ это фиксация развития ребенка, Ребенок имеет право заглядывать в   свой   портфолио.   Портфолио   помогает самому   ребенку   знать   многое   о   себе, учиться анализировать свои достижения и промахи, стремиться к новым вершинам и целям   и   преодолевать   препятствия. Портфолио   может   стать   хорошим помощником   самому   ученику,   особенно разделами тогда,   когда   он   вместе   с   учителем   начнет   анализировать   те   материалы,   которые собираются в его папке.  Основными портфолио являются:  1.   Мои   уроки   самоконтроля   и самооценки.  2. «Спидометр успехов».  3. Самооценка деятельности по четвертям.  4. Самооценка деятельности по внеурочной деятельности (секции, кружки, студии).  5.   Самоанализ   участия   в классных делах и делах школы.  6. Самоанализ своей деятельности на каникулах.  7.   Итоги   за   год   и   планирование   на следующий учебный год.         Кроме этого пособия можно завести папки,  в  которых   хранятся   творческие работы,   грамоты,   исследовательские проекты, фотографии и т.д.               Работа классного руководителя с портфолио   соблюдения требует определенных правил:  1. Необходимость введения портфолио должна   быть   осознанна   и   принята   родителями и педагогами.  2. Портфолио ребенка должно вестись и регулярно пополняться новыми сведениями всеми участниками процесса.  3. По материалам портфолио необходимо проводить индивидуальную работу, как с учащимися, так и с родителями.  4. Учащиеся должны иметь возможность обращаться к своему портфолио, если им это необходимо.  5. В конце четверти и года родители могут быть ознакомлены с материалом портфолио, использовать материалы для организации общения с собственным ребенком.  6.   Содержание   портфолио   недолжно   стать   материалом   для   наказания   или   мести ребенку.  7. Работа с портфолио не должна быть формальной.  в оценке физического, психического и интеллектуального состояния ребенка.  в определении изменений в интеллектуальном и личностном развитии школьника, изучении проблем, связанных с его воспитанием и развитием.  в формировании нравственных качеств в личности.  Наличие портфолио помогает: В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, дети учатся не   только   оценивать   границы   своих   возможностей,   фиксировать   трудность,   но   и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить   догадки   о   неизвестном.   Это,   в   конечном   счете,   способствует   развитию рефлексивной способности оценивать себя. От способности ученика к самоанализу и самооценке   зависит   успешность   его   ­   обучения,   требовательность   к   своей   учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.  Хочу закончить словами австрийской писательницы, драматурга Мари Фон Эбнер Эшенбах, которые заставляют задуматься о настоящем предназначении учителя:  «Все зависит от окружения. Солнце на небе не столь высокого мнения о себе, как свечка, зажженная в погребе».                                                                    ЛИТЕРАТУРА  1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006.  2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.  3.   Ларина   А.   Б.   Формирование   познавательной   самооценки   учащихся   в   начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.  4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"

Тема самообразования "Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019