Тема самообразования "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе".
Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
история +1
5 кл—11 кл
16.04.2018
Тема самообразования, в которой показана роль и значение информационных технологий на уроках истории и обществознания. Наряду с новыми мультимедийными технологиями на уроках отведена роль и здоровьесберегающих технологий. Чередование различных видов деятельности на уроках во всех классах дает более эффективный результат.Тема самообразования "Использование современных образовательных технологий"
Тема самообразования.docx
Тема самообразования учителя истории и обществознания Шарманкиной
Надежды Васильевны об использовании современных образовательных
технологий в учебном процессе.
Введение.
Использование информационных технологий в школе, — процесс
объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня,
важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач
школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому
восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его
современными средствами и технологиями работы, сформировать у него
информационную культуру.
Увеличение объема информации увеличивает нагрузки на ребенка и
заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к
изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Помощь в
решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование
компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку,
стимулирующую интерес и пытливость ребенка, позволяет организовать
дифференцированное обучение.
Опыт работы показывает, что у тех учащихся, которые активно работают
с компьютером, формируется более высокий уровень самостоятельных
навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации.
Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» к
«деятельностной» парадигме образования.
Использование информационных технологий
в преподавании истории и обществознания.
Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её
функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры
на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в
использовании компьютеров при изучении учебных предметов истории и
обществознания. Эффективность применения компьютеров в учебном
процессе зависит от многих факторов: от качества используемых обучающих
программ, от методики обучения, применяемой учителем. Методика
обучения предмета истории и обществознание всегда была одной из самых
сложных и интересных в учебном процессе. На объяснение нового
материала, повторение теоретических знаний отводится очень мало времени,
а материала много. Использование компьютеров в обучении позволяет
повысить эффективность обучения и облегчить мою работу.
1 Информационные компьютерные технологии обладают богатым
творческим потенциалом, который можно использовать в различных
предметных областях. Так, новые информационные технологии (компьютер,
интернет) позволяют в процессе обучения решить следующие задачи:
создать единое информационное пространство;
усилить познавательный интерес школьников к предмету (компьютерные
презентации, компьютерное моделирование, анимация);
реализовать индивидуально личностный подход на основе
индивидуального режима работы с электронным изданием или
программой, выбора режима самоконтроля (легкий, средней сложности,
повышенной трудности, с подсказками виртуального учителя или без них);
способствовать навыку самостоятельного поиска необходимой
информации и ее критического отбора (отбор содержания доклада, анализ
полученной информации, преобразование информации из одной формы в
другую).
Компьютер, таким образом, становится помощником, как учителю, так и
ученику в образовательной деятельности. Сначала ученик учится работать
с учебными материалами (электронными ресурсами), а затем применять
компьютерные технологии в своей творческой и исследовательской работе.
Возможности использования ПК в учебном процессе резко увеличились.
Примеры использования:
• Изучение нового материала
• Демонстрация творческих презентация
• Практические работы
• Уроки обобщения и повторения
• Контроль знаний
О каждом примере поподробней.
1. При объяснении нового материала использую разработанные мной
презентации. Например: в разделе «Человек и его права» обществознание 9
класс презентации «Конституция РФ» и «Правовые основы брака и семьи» и
другие. Это позволяет выделять главные аспекты и этапы урока.
Использование презентаций требует наличие мультимедийного оборудования,
которое постоянно используется на уроках.
2. Одной из наиболее удобных форм использования информационных
технологий являться применение на уроке компактдисков. Сегодня
предоставляется возможность для широкого использования компактдисков
по истории, наиболее интересными из которых, на мой взгляд, являются
2 «История России с 862 по 1917 год», «Россия на рубеже третьего
тысячелетия», «От Кремля до рейхстага», «Флот во славу России».
В 2004 – 2005г. Вышла серия дисков «Виртуальная школа Кирилла и
Мефодия» по всем предметам школьного курса, в том числе шесть дисков
охватывающих курс истории с Древнего мира по 20 век (5 11 кл).
Кроме этого, в настоящее время имеется масса дисков, не имеющих прямого
отношения к «Истории», но дающих огромный иллюстративный и текстовый
материал по темам «Культура» и «Религия».
Достоинствами этих компактдисков является наличие большого количества
анимированных исторических карт, использование видео фрагментов, таблиц,
схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на
уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к
изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в
лучшую сторону на качестве знаний.
Более подробно хотелось бы остановится на использование компьютерного
учебника «История России: XX век», который является первым комплексным
мультимедийным учебным изданием, позволяющим организовать
систематическое изучение целого курса истории. Учебник полностью
соответствует существующим вариантам школьного исторического
образования и программам по истории России XX века. Показываю
видеофрагменты различных исторических событий. Это вызывает интерес у
учащихся, особенно на первых этапах изучения предмета. Например при
изучении темы «Вторая Мировая война» учащиеся видят события и личности,
сопоставляют факты, проводят анализ событий. Это позволяет сильнее
воздействовать на чувства и эмоции учащихся
3. Использую компьютер и на практических занятиях. Например, при
изучении темы «Культура» использую компьютерную программу «Microsoft
Office Power Point 2010». Эта программа позволяет создавать различные
презентации по теме самостоятельно учащимися и представить их на уроке.
Мультимедийные программы позволяют создать на уроке эффект
наглядности излагаемого материала, который обычными путями иногда
невозможно осуществить.
В результате возрастает интерес учеников к предмету, одновременное
использование звуковой и графической (видео) информации позволяет
повысить качество усвоения учебного материала, его запоминаемость,
компьютер служит прекрасным средством для контроля знаний,
3 самостоятельной работы по предмету: появляется у учеников желание
подготовить презентацию, выступить с сообщением.
Я не сторонница использования компьютера весь урок. Нужно всегда
исходить из целесообразности и принципов здровьесбережения. Бесспорно,
что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средств, сети
Интернета на уроках оправданно прежде всего, в тех случаях, когда это
обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными
формами обучения.
Работая в группах, ребята учатся радоваться успехам товарищей,
сопереживать их неудачам. Работу в группах организую при проведении
практических работ, где учащиеся работают вместе, стараются
контролировать друг друга, учатся распределять роли по видам деятельности,
доказывать и отстаивать свою точку зрения, обязательно включаю
дополнительные задания и объясняю критерии оценивания работы. Таким
образом, сам ученик выбирает свой уровень и соответственно оценку этого
уровня. В коллективе формируется общественное мнение, создаются
творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого
ребенка. При изучении или обобщении тем уроков можно использовать
разные игры. Но эффективность их применения достигается лишь в сочетании
с другими (неигровыми) методами и средствами обучения.
В своей работе, считаю более приемлемой систему развивающего
обучения с личностноориентированным подходом. Используя его я
преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого,
исходя из его индивидуальных способностей и опыта.
Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно –
ориентированным подходом фронтальная форма учебной деятельности
должна использоваться реже, в основном при коллективном обсуждении
отдельных вопросов темы проблемного характера, при проведении дискуссий,
при анализе результатов учебной деятельности, а вот преобладающими
формами работы учащихся являются: 1) групповые, 2) парные, 3)
индивидуальные.
Я убедилась, что чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше у меня
возможности его использовать в обучении, но для этого я должна
предоставить ученику возможность воспользоваться этим опытом через выбор
вида и формы учебного материала. Каждое задание, где это возможно, должно
иметь словесное, графическое, символикочисловое, предметно
4 иллюстративное решение. Ученик знает, что он вправе выбрать и
рассчитывает на успех, что усиливает его учебную мотивацию.
Заключение.
В заключение хочется отметить, что современные педагогические технологии
в сочетании с современными информационными технологиями могут
существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить
стоящие перед профильной школой задачи воспитания всесторонне развитой,
творчески свободной личности и создания максимально благоприятных
условий для самоопределения старшеклассников в отношении их будущей
профессиональной деятельности. Школа будущего – это школа
«информационного века».
Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного,
собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения.
Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к
повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию
новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи,
быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны
становиться самоцелью образовательного процесса. Они лишь еще один
инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный.
Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь
вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".
5
Тема самообразования "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе".
Тема самообразования "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе".
Тема самообразования "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе".
Тема самообразования "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе".
Тема самообразования "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.