Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся: – недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников; – чрезмерная интенсификация образовательного процесса; – невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья; – несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса; – недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов; – низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
Иконка файла материала aleksandrov_samoobrazovanie.docx
Тема самообразования:  Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий   прогноз   на   будущее.   Согласно   усредненным   данным,   полученным разными   специалистами   в   последние   годы,   практически   здоровыми   можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников  –   нарушение   остроты   зрения,   патология   опорно­двигательного аппарата   (нарушения   осанки   и   искривление   позвоночника),   заболевания сердечнососудистой   системы,   пищеварительной   системы,   аллергические проявления.   Особое   место   занимают   заболевания   нервной   системы   и психической сферы.  К   важнейшим   причинам   неблагополучного   здоровья   учащихся относятся: –   недостаток   физической   активности   учащихся,   приводящий   к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;  – чрезмерная интенсификация образовательного процесса;  – невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного   процесса   реализовывать   индивидуальный   подход   к учащимся   с   учетом   их   психологических,   физиологических   особенностей   и состояния здоровья;   –   несоблюдение   элементарных   гигиенических   и   физиологических требований к организации учебного процесса;  –   недостаточный   уровень   гигиенических   и   психологических   знаний педагогов; –   низкий,   слабо   формируемый   школой   уровень   культуры   здоровья учащихся и их родителей.Здоровьесберегающая   педагогика   не   является   альтернативной   всем другим   педагогическим   системам   и   подходам.   Еѐ   главная   особенность   – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии   образовательного   процесса.   Принципы   здоровьесберегающей педагогики:  – «не навреди»;   – приоритет действенной заботы о здоровье учащихся (предполагает, что всѐ происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся); –   триединое   представление   о   здоровье   (единство   физического, психического и духовного здоровья);  – непрерывность и преемственность;  – субъект – субъектные взаимоотношения с учащимся (связь главной задачи   школы   с   заботой   о   здоровье:   включение   вопросов   здоровья   в содержание   программ,   обеспечение   здоровьесберегающего   характера проведения процесса обучения);  – соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся;  –   гармоничное   развитие   обучающих,   воспитывающих,   развивающих задач;  – приоритет позитивного влияния над негативным;  – ответственность учащихся за своѐ здоровье;  – «отсроченный» результат (результат проявится через несколько лет); – контроль за результатами.  На   уроках   физической   культуры   мы   можем   решить   проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание   и   укрепление   физического   здоровья   напрямую   связано   с   их двигательной   активностью.   Учебные   нагрузки   школьников   заставляют   их часами   просиживать   над   тетрадями   и   книгами,   процесс   интенсификации обучения,   увлечение   компьютерными   играми,   Интернетом,   недостатоквозможностей   для   занятий   физкультурой   и   спортом   –   главные   причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к   задержке   роста   и   развития,   снижению   адаптационных   возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.  Пути решения проблемы:  1. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум 3 часа в неделю). 2. Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»). 3. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.).  4.   Проведение   специальных   физкультурных   занятий   для   детей   с ограничениями по здоровью.  5.   Коррекция   педагогических   технологий,   способствующих формированию   у   школьников   гиподинамии   и   мышечных   зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников).  6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.  Среди   здоровьесберегающих   технологий,   применяемых   в   системе образования,   выделяются   несколько   групп,   отличающихся   разными подходами   к   охране   здоровья   и,   соответственно,   разными   методами   и формами   работы.   Учителям   физической   культуры   близки   будут физкультурно­оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие   учащихся.   К   ним   относятся:   закаливание,   тренировка   силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.  По характеру действия различаются следующие технологии:Стимулирующие   технологии.  Они   позволяют   активизировать собственные   силы   организма,   использовать   его   ресурсы   для   выхода   из нежелательного   состояния.   Примерами   могут   быть   –   температурное закаливание, физические нагрузки.  Защитно­профилактические технологии. Это выполнение санитарно­ гигиенических   норм   и   требований.   Ограничение   предельной   нагрузки, исключающей   переутомление.   Использование   страховочных   средств   и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм и т. п.  Компенсаторно­нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы,   которые   в   какой­то   мере   нейтрализуют   неблагоприятное воздействие статичности уроков.  Информационно­обучающие   технологии.  Обеспечивают   учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективности заботы о здоровье. Гигиенические   условия   обеспечение   учебного   процесса   Обеспечение оптимальных   условий   в   школе   –   важный   элемент   здоровьесберегающих технологий.  В  обязанности   педагога   входит  умение  и  готовность  видеть   и определять   явные   нарушения   гигиенических   условий   проведения   урока   что   оптимизация   санитарно­ физической   культуры.   Установлено, гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 %. Учитель физической   культуры   должен:   –   осуществлять   контроль   за   состоянием рабочих   мест,   учебного   оборудования,   наглядных   пособий,   спортивного инвентаря; – не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;   –   контролировать   оснащение   спортивного   зала,   освещение, наличие  аптечки; – перед началом занятий  провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надѐжности и крепления оборудования.Требования   к   школьным   образовательным   технологиям. Образовательные   технологии   оцениваются   как   здоровьесберегающие   при следующих условиях:  – разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся; – в содержание преподавателя включены вопросы, связанные с охраной здоровья;  –   процесс   обучения   строится   с   учетом   анатомо­физиологических   и психических особенностей организма;  – отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;  – учитываются индивидуальные особенности учащихся;  – стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребѐнка;  – обеспечивается достаточный уровень мотивации;  –   учебно­воспитательный   процесс   ориентирован   на   формирование представлений, а не на передачу знаний;  – предупреждается переутомление;  – позитивные воздействия преобладают над негативом;  – показатель успешности используется для развития позитивных начал; – оценка выполняет стимулирующую роль;  – обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.  Рациональная  организация   урока.  От   соблюдения   гигиенических   и психолого­педагогических   условий   зависит   функциональное   состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается   урок   продолжительностью   45   минут.   Оценка   гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража:  – плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);– число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т. д.);  – длительность каждого вида деятельности мин);  – частота смены видов деятельности (мин);   –   число   видов   преподавания   (словесный,   наглядный,   ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;  – места, длительность и условия применения ТСО;  – частота чередования видов преподавания.  Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3 – 5  минут   любого   урока  занимает   врабатывание  (8 – 10  минут),  устойчивая работоспособность длится 10 – 15 минут для младших школьников, 15 – 20 минут – для среднего звена, 20 – 30 минут – для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление. Двигательная   активность   школьника.  Двигательная   активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической. 2 урока физкультуры в неделю   не  компенсируют  дефицита  физической  нагрузки. Для  школьников занятия   физкультурой   должны  составлять  8 – 12  часов  в  неделю.  Даже  3 уроков   явно   не   хватает   для   удовлетворения   биологической   потребности растущего   организма.   Двигательная   активность   детей   должна   быть организованна,   чтобы   предотвращать   гиподинамию   и   в   то   же   время   не приводить   их   к   переутомлению.   Восполнение   двигательной   активности учащихся   в   школе   происходит   в   основном   на   уроках   физ.   культуры.   В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по­разному реализуют   потребность   в   физической   нагрузке.   Построение   уроков физкультуры лежит на плечах учителей физической культуры. «Физкультура без освобожденных» – принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры.Физическая   активность   должна   быть   организованна   двумя направлениями:  1. Занятия больших форм – уроки физкультуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время;  2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика   до   учебных   занятий,   физкультминутки   и   физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене). Тест­анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния здоровья.   Инструкция:   Оцени   изменение   своего   здоровья   и   образа   жизни   за указанный   учителем   период   времени   по   11   балльной   шкале:   «–5   – максимально негативные изменения; до «+5» – положительное влияние; «0» – отсутствие изменений.  1.   Как   изменилось   состояние   твоего   здоровья?   («–5»   –   ухудшилось; «+5» – улучшилось)  2. Как изменилось твоѐ отношение к здоровью? («–5» – стал меньше заботиться о своѐм здоровье, «+5» – стал больше заботиться о своѐм здоровье) 3.   Как   изменился   твой   образ   жизни   с   точки   зрения   его   влияния   на здоровье? 4. Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?  5. Как изменился характер питания?  6. Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные – «– 5», полезные «+5»)  7.   Усилился   или   ослабел   твой   интерес,   связанный   с   проблемами здоровья?  8.   Отмечаешь   ли   изменения   в   своѐм   облике?   Если   да,   то   в   какую сторону? («+5» – в лучшую, «–5» – более быстрое и частое, «+5» – реже).9. Чаще или реже стало наступать состояние стресса?  10.Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» – реже, «–5» – чаще).  11.Изменился контакт твоих родителей со школой?  Тест­анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья Возможны два варианта ответа: да или нет. 1. Я часто сижу сгорбившись.  2. Я ношу портфель, а не ранец.  3. У меня привычка сутулиться.  4. Я чувствую, что мало двигаюсь.  5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.  6. Я питаюсь нерегулярно, кое­как.  7. Я нередко читаю при плохом свете, лѐжа.  8. Я беспечно отношусь к своему здоровью.  9. Бывает, я курю.  Методика самооценки состояния тревожности учащихся (по Кондашу) для 7 – 11 классов Оценивается каждая ситуация в баллах: 0 – ситуация не волнует; 1– слабо волнует; 2 – достаточно волнует; 3 – очень волнует.  1. Ответ у доски.  2. Разговор с директором школы.  3. Учитель решает, кого вызвать.  4. Тебя критикуют.  5. Выполнение контрольного зачѐта.  6. Учитель называет оценки контрольной работы.  7. Ожидание родителей с родительского собрания.  8. Сдача экзамена. Участие в соревнованиях.  9. Ответ с места. Непонимание объяснение учителя.10. Неожиданный вопрос учителя.  11. Не получается домашнее задание.  12. Принятие важного решения. (До 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20 – 30 – средний уровень; более 30 – высокий уровень.)