К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:
– недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
– чрезмерная интенсификация образовательного процесса;
– невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
– несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
– недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;
– низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
Тема самообразования:
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры.
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия
общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и
дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным
разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно
признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у
школьников – нарушение остроты зрения, патология опорнодвигательного
аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания
сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, аллергические
проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и
психической сферы.
К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся
относятся:
– недостаток физической активности учащихся, приводящий к
гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
– чрезмерная интенсификация образовательного процесса;
– невозможность многих учителей в условиях современной организации
образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к
учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и
состояния здоровья;
– несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических
требований к организации учебного процесса;
– недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний
педагогов;
– низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья
учащихся и их родителей.Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем
другим педагогическим системам и подходам. Еѐ главная особенность –
приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном
условии образовательного процесса. Принципы здоровьесберегающей
педагогики:
– «не навреди»;
– приоритет действенной заботы о здоровье учащихся (предполагает,
что всѐ происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с
позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);
– триединое представление о здоровье (единство физического,
психического и духовного здоровья);
– непрерывность и преемственность;
– субъект – субъектные взаимоотношения с учащимся (связь главной
задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в
содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера
проведения процесса обучения);
– соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся;
– гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих
задач;
– приоритет позитивного влияния над негативным;
– ответственность учащихся за своѐ здоровье;
– «отсроченный» результат (результат проявится через несколько лет);
– контроль за результатами.
На уроках физической культуры мы можем решить проблему
организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии.
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их
двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их
часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации
обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом, недостатоквозможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины
малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит
к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей
организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
Пути решения проблемы:
1. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум 3 часа в
неделю).
2. Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен
стать новой «тропинкой здоровья»).
3. Использование между уроками малых форм физической активности
учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.).
4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с
ограничениями по здоровью.
5.
Коррекция педагогических технологий,
способствующих
формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов
(взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников).
6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и
на спортплощадках во внеурочное время.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе
образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными
подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и
формами работы.
Учителям физической культуры близки будут
физкультурнооздоровительные технологии. Они направлены на физическое
развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы,
выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового,
тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различаются следующие технологии:Стимулирующие технологии. Они позволяют активизировать
собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из
нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное
закаливание, физические нагрузки.
Защитнопрофилактические технологии. Это выполнение санитарно
гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки,
исключающей переутомление. Использование страховочных средств и
защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм и т. п.
Компенсаторнонейтрализующие технологии. Это физкультминутки,
физкультпаузы, которые в какойто мере нейтрализуют неблагоприятное
воздействие статичности уроков.
Информационнообучающие технологии. Обеспечивают учащимся
уровень грамотности, необходимый для эффективности заботы о здоровье.
Гигиенические условия обеспечение учебного процесса Обеспечение
оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих
технологий. В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и
определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока
что оптимизация санитарно
физической культуры.
Установлено,
гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 %. Учитель
физической культуры должен: – осуществлять контроль за состоянием
рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного
инвентаря; – не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и
секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию
помещениях; – контролировать оснащение спортивного зала, освещение,
наличие аптечки; – перед началом занятий провести тщательную проверку
места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надѐжности и
крепления оборудования.Требования к школьным образовательным технологиям.
Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при
следующих условиях:
– разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за
состоянием здоровья учащихся;
– в содержание преподавателя включены вопросы, связанные с охраной
здоровья;
– процесс обучения строится с учетом анатомофизиологических и
психических особенностей организма;
– отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;
– учитываются индивидуальные особенности учащихся;
– стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то
есть то, что способствует саморазвитию ребѐнка;
– обеспечивается достаточный уровень мотивации;
– учебновоспитательный процесс ориентирован на формирование
представлений, а не на передачу знаний;
– предупреждается переутомление;
– позитивные воздействия преобладают над негативом;
– показатель успешности используется для развития позитивных начал;
– оценка выполняет стимулирующую роль;
– обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
Рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и
психологопедагогических условий зависит функциональное состояние
школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным
считается урок продолжительностью 45 минут. Оценка гигиенических
требований проводится по регламентированным позициям с использованием
хронометража:
– плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);– число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических
упражнений, перестроения и т. д.);
– длительность каждого вида деятельности мин);
– частота смены видов деятельности (мин);
– число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО),
продолжительность самостоятельной деятельности;
– места, длительность и условия применения ТСО;
– частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3 –
5 минут любого урока занимает врабатывание (8 – 10 минут), устойчивая
работоспособность длится 10 – 15 минут для младших школьников, 15 – 20
минут – для среднего звена, 20 – 30 минут – для старшеклассников. После
этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то
наступает утомление.
Двигательная активность школьника. Двигательная активность
учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные
перемены и паузы в режиме дня) и периодической. 2 урока физкультуры в
неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников
занятия физкультурой должны составлять 8 – 12 часов в неделю. Даже 3
уроков явно не хватает для удовлетворения биологической потребности
растущего организма. Двигательная активность детей должна быть
организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не
приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности
учащихся в школе происходит в основном на уроках физ. культуры. В
зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся поразному
реализуют потребность в физической нагрузке. Построение уроков
физкультуры лежит на плечах учителей физической культуры. «Физкультура
без освобожденных» – принцип, которым должны руководствоваться учителя
физической культуры.Физическая активность должна быть организованна двумя
направлениями:
1. Занятия больших форм – уроки физкультуры и работы в спортивных
секциях во внеурочное время;
2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная
гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы,
физические упражнения на удлиненной перемене).
Тестанкета для самооценки учащимися изменений своего
состояния здоровья.
Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за
указанный учителем период времени по 11 балльной шкале: «–5 –
максимально негативные изменения; до «+5» – положительное влияние; «0» –
отсутствие изменений.
1. Как изменилось состояние твоего здоровья? («–5» – ухудшилось;
«+5» – улучшилось)
2. Как изменилось твоѐ отношение к здоровью? («–5» – стал меньше
заботиться о своѐм здоровье, «+5» – стал больше заботиться о своѐм здоровье)
3. Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на
здоровье?
4. Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в
спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?
5. Как изменился характер питания?
6. Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные – «–
5», полезные «+5»)
7. Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами
здоровья?
8. Отмечаешь ли изменения в своѐм облике? Если да, то в какую
сторону? («+5» – в лучшую, «–5» – более быстрое и частое, «+5» – реже).9. Чаще или реже стало наступать состояние стресса?
10.Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» – реже,
«–5» – чаще).
11.Изменился контакт твоих родителей со школой?
Тестанкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья
Возможны два варианта ответа: да или нет.
1. Я часто сижу сгорбившись.
2. Я ношу портфель, а не ранец.
3. У меня привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.
6. Я питаюсь нерегулярно, коекак.
7. Я нередко читаю при плохом свете, лѐжа.
8. Я беспечно отношусь к своему здоровью.
9. Бывает, я курю.
Методика самооценки состояния тревожности учащихся (по
Кондашу) для 7 – 11 классов
Оценивается каждая ситуация в баллах: 0 – ситуация не волнует; 1–
слабо волнует; 2 – достаточно волнует; 3 – очень волнует.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого вызвать.
4. Тебя критикуют.
5. Выполнение контрольного зачѐта.
6. Учитель называет оценки контрольной работы.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзамена. Участие в соревнованиях.
9. Ответ с места. Непонимание объяснение учителя.10. Неожиданный вопрос учителя.
11. Не получается домашнее задание.
12. Принятие важного решения.
(До 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20 – 30 – средний уровень;
более 30 – высокий уровень.)