На выбор темы работы повлиял известный факт, что именно на рубеже 19-20 веков Россия пребывала в ранге великой научной державы. А 20-30 годы ХХ века стали временем небывалого рассвета математики.
Принято считать, что российское математическое образование и по сей день является едва ли не лучшим в мире. Однако, за последнее время мы постоянно слышим о спаде уровня образования в России в целом и математического образования в частности.
Хорошее математическое образование полезно представителям самых разных специальностей, способствует достижению личного успеха.
Проектная работа учащихся.docx
Исследовательская работа с элементами проекта
учащихся
ГБОУ Санаторной школы интернат
№76
САО г. Москвы
Тема: «Школьное
Математическое
Сообщество как одна из
Форм сохранения
Российских
Математических
Традиций».
Авторы:
Андреева Кристина, Чуманова Анна, МеликГусейнова Юлия.
(учащиеся 8В класса)
Руководитель: Носкова Анна Юрьевна. Цели:
Создание школьного математического сообщества.
Развитие и сохранение математических традиций через организацию деятельности
школьных математических сообществ.
Задачи:
Сформировать организаторские способности, научиться планировать и
организовывать практическую деятельность.
Осуществить преемственность среди учащихся разных возрастов.
Создать условия для повышения интереса к математике среди учащихся в школе.
Повысить уровень математического знания и математической культуры в школе.
Развить коммуникативную сеть: учащиеся младшей и средней школы; учителя
разных предметов с перспективой выхода на налаживание связей с другими
школами.
Создать психологический комфорт атмосферу взаимодействия в коллективе,
используя индивидуальные способности и возможности, как авторов проекта, так и
учителей и учащихся, включившихся в работу математического сообщества.
Постановка проблемы.
На выбор темы работы повлиял известный факт, что именно на рубеже 1920 веков Россия
пребывала в ранге великой научной державы. А 2030 годы ХХ века стали временем
небывалого рассвета математики.
Принято считать, что российское математическое образование и по сей день является едва
ли не лучшим в мире. Однако, за последнее время мы постоянно слышим о спаде уровня
образования в России в целом и математического образования в частности.
Хорошее математическое образование полезно представителям самых разных
специальностей, способствует достижению личного успеха.
Деятельность сообщества может помочь вырастить воспитать достойную смену
способную развивать современное производство, современные технологии, принимать верные социальнополитические решения для чего необходимы не только глубокие
математические знания, но и в первую очередь владение математическим методом.
Часть I
Исследование на тему: «История Московского математического сообщества».
Цель исследования:
Анализ исторических предпосылок для успешного развития науки.
Задачи исследования:
1. Сформировать навыки самостоятельной работы с большими объемами информации.
2. Повысить общий интеллектуальный уровень.
3. Развить творческий подход к изучению предмета исследования.
План исследования:
1. Рождение общества
2. Юность Московского математического общества
3. Возрождение сообщества
4. Заключение.
5. Выводы.
1. Первое Математическое общество. (Эпоха правления Александра
I ).
Исторические предпосылки.
В начале XIX в. в России продолжала господствовать самодержавная система правления на
основе феодальнокрепостнической экономики, структура которой была архаична.
Помещичьи хозяйства, базировавшиеся на подневольном крепостническом труде, обладали
низкой производительностью. Все попытки интенсифицировать сельскохозяйственное
производство осуществлялись за счет усиления крепостнических форм эксплуатации:
увеличения барщины и оброка.
Вместе с тем набрали силу новые хозяйственные отношения, не свойственные феодально
крепостнической системе, что свидетельствовало о ее кризисности и начале разложения.
Александр I получил Россию аграрную, крепостническую. Несмотря на наличие
возможности развития капиталистических отношений, что, без сомненья, помогло бы державе преодолеть отставание от стран Запада, предшественники молодого императора не
сочли это необходимым. Между тем Александр, будучи молодым, полным энергии в
первый этап своего правления был настроен либерально и не отрицал возможности реформ.
Александр I (1801–1825 гг.) вступил на престол в марте 1801 г. при чрезвычайных
обстоятельствах, когда в результате дворянского заговора был убит его отец – император
Павел I.
Новый царь был воспитан в духе просвещенного абсолютизма.
В своих первых указах Александр I объявил политическую амнистию (15 марта 1801 г.) и
упразднил орган политического сыска – Тайную канцелярию (2 апреля 1801 г.). В полном
объеме были восстановлены отмененные Павлом I статьи Жалованных грамот дворянству и
городам.
Преобразования в области просвещения.
Крупные реформы были проведены в сфере народного образования. Александр I 24 января
1803 г. утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России
была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных
заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. В
результате реформ были открыты новые университеты: в 1802 г. Дерптский (ныне
Тартуский университет), в 1803 г. – Виленский (ныне г. Вильнюс – столица Литвы), в 1804
г. – Харьковский и Казанский. Тогда же был основан главный педагогический институт в
Петербурге, с 1819 г. преобразованный в университет. Появились и привилегированные
учебные заведения: Демидовский лицей в Ярославле (1805 г.), Царскосельский лицей (1811
г.).
Политика в области просвещения отличалась прогрессивным характером. Некоторое время
на Александра заметно влиял реформатор М. М Сперанский — сын сельского священника,
без протекции достигший высокого поста государственного секретаря. Но Сперанский
вызвал острое недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги, и он
отстраняется от дел. В конечном итоге, помимо учреждения министерств, никаких реформ
проведено не было. Они были признаны преждевременными, — в частности, изза сложной
международной обстановки. В Европе развертывались одна за другой наполеоновские
войны. Первое Математическое общество было основано в 1810 году M. H. Муравьевым. Однако в
Москве тогда ещё не было достаточного количества активно работавших
профессиональных математиков, способных
поддержать его работу скольконибудь
продолжительное время и деятельность его
получила прикладную направленность по
подготовке грамотных военных —
колонновожатых.
Николай Дмитриевич Брашман (1796—1866),
первый президент Московского
математического общества
Преобразования в области просвещения
способствовали созданию предпосылок
«великих реформ» 60–70х гг. XIX в.,
повышению уровня политической культуры общества, расширению круга образованных
людей, понимавших необходимость преобразований и составивших ту образованную среду,
в которой формировались взгляды будущих реформаторов и их сторонников.
2. Юность Московского математического общества.
(Эпоха правления
Александра
II )
„Эпоха Великих реформ“
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского
государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император
произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и
совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах
ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной
деятельности..."
Александр II пытался модернизировать страну с помощью обширной программы реформ.
В 1861 г. „Манифест об освобождении“ Александра Второго окончательно отменил
крепостничество в России. Крестьянам была выделена земля, но они должны были
выкупить ее у дворян. Отмена крепостного права вызвала значительное увеличение числа
городского населения.
В 1864 г. по указу Александра 2 была проведена земская реформа. Ее целью стало создание
системы местного самоуправления, для чего был учрежден институт уездного земства. Реформа образования.
В ходе реформ 1860х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с
классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых
основной упор делался на преподавание математики и естественных наук.
Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную
автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав
профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие
женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый
Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.
На этом фоне оживилась деятельность математического сообщества. В Москве вновь
возродилась идея создания Математического общества к 60м гг.уже существовала группа
математиков, большинство из которых были связаны с университетом.
В 1864 г. такое общество было организовано — протокол его первого заседания датирован
15(27) сентября этого года. С этого дня начинается история Московского математического
общества, одного из старейщих в мире. Инициаторами его создания выступили Н. Д.
Брашман и А. Ю. Давидов, которые стали его первыми соответственно президентом и вице
президентом. Членами Общества, согласно его уставу, могли быть магистры и доктора
математических наук, а также лица, заявившие о себе трудами по этим наукам.
Первоначально Общество состояло из 14 человек. Среди них были как преподаватели
университета — астроном Ф. А. Бредихин, математик Н. В. Бугаев, механик Ф. А.
Слудский, физик Н. А. Любимов; так и преподаватели других учебных заведений Москвы
— профессор Московского высшего технического училища А. В. Летников, скромный
преподаватель математики немецкой гимназии (Московского петропавловского училища)
К. М. Петерсон (1828–1881) (который посуществу был самым крупным московским
математиком той поры).
С момента возникновения Московское Общество имело деятельную поддержку со
стороны проживавшего в СанктПетербурге Пафнутия Львовича Чебышева.
Организаторы Общества поначалу ставили перед собой достаточно скромные цели. "Цель
Общества, — записано в протоколе его первого заседания — есть взаимное содействие в
занятиях математическими науками". Вся тогдашняя математическая тематика была
распределена между членами Общества, которые должны были, время от времени, делать
сообщения о последних результатах в соответствующих областях. Кроме этого, они
должны были докладывать на заседаниях Общества, которые они положили вначале
проводить ежемесячно результаты собственных исследований.
Достаточно быстро, однако, руководители Общества поставили перед ним более
амбициозные цели. Когда в январе 1866 г. они обратились в Петербург с просьбой об
утверждении (под названием "Московское математическое общество" оно было
утверждено в январе 1867 г.), они подали на утверждение и новый устав Деятельность Общества приняла общенациональный характер. По своему значению для
жизни российского математического сообщества оно, как писал А. П. Юшкевич, "уступало
только Академии наук". Заседания Общества проходили регулярно и по читаемым там
докладам (протоколы заседаний печатались в "Математическом сборнике") можно было
судить об эволюции математических исследований в Москве и в Империи в целом.
К концу 19 века Россия сделалась первоклассной научной державой, уступая только
Англии, Германии и Франции. Таков был итог правления двух оригинальных царей:
нерешительного реформатора Александра 2 и патриотичного консерватора Александра 3.
3. Возрождение математического сообщества.
Бурные события 1905 – 1917 гг. вызвали временный спад в развитии матем. науки.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война явилась началом серьезных испытаний для
всей России. Грянувшая в разгар войны революция 1917 г. и последовавшая за ней
Гражданская война (1918–1920) стали подлинной катастрофой для всего научного
сообщества.
Первые годы советской власти (192030 г.) Главная цель – культурная революция
(развитие образования и науки)
Н. Н. Лузин
Д. Ф. Егоров
Гражданская война закончилась, и большевики начали наводить свой еще никому
неведомый порядок. В Москву начали возвращаться ученые. Н. Н. Лузин вернулся уже в
1920 г. и застал там действующий факультет и функционирующее Математическое
общество. Никуда не уезжавший Д. Ф. Егоров сделал все, чтобы сохранить в Москве
большую математику. В 1923 г., после смерти Б. К. Млодзеевского, он, бывший до того
вицепрезидентом Московского математического общества, избирается его президентом. По инициативе Общества, Научноисследовательского института математики и механики
при Московском университете и при активном организационном участии Д. Ф. Егорова
весной 1927 г. был созван и проведен Всероссийский съезд математиков, положивший
начало организации общественной математической жизни в масштабах СССР.
Московское математическое общество ко второй половине 20х гг. заняло ведущие
позиции в математической жизни страны и постепенно приняло на себя большую часть
функций организатора общественной жизни отечественного математического сообщества.
В советской математической жизни Московское математическое общество занимало
совершенно особое место. Находясь в столице, оно всегда оставалось в центре главных
событий — на его заседаниях докладывались практически все наиболее значимые работы,
сделанные в СССР, выступали с докладами крупнейшие иностранные математики,
посещавшие Москву (после смерти И. В. Сталина такие визиты стали нормой).
Шестидесятые годы — годы небывалого расцвета московской математики и Московского
математического общества. Во многом это было заслугой ректора Московского
университета Ивана Георгиевича Петровского, ученика Д. Ф. Егорова, высоко ценившего
Общество и содействовавшего ему всеми доступными ему средствами в очень непростой
политической обстановке тех лет. В те годы президентами Общества были такие великие
математики, как А. Н. Колмогоров (1964–1966) и И. М. Гельфанд (1966–1970). В период
президентства И. М. Гельфанда Московское математическое общество достигло своего
расцвета.
Владимир Игоревич Арнольд.
Виктор Анатольевич Васильев.
С 1996 года по 2010 г. общество возглавлял Владимир Игоревич Арнольд. После его
смерти на пост президента ММО был избран академик РАН Виктор Анатольевич Васильев.
Он и ректор Независимого московского университета Юлий Сергеевич Ильяшенко были
заместителями Арнольда. 4. Заключение
История математического сообщества.
Период развития
Возникновение идеи
Историческая эпоха
Правление Александра I
Создание
Правление Александра II
Возрождение
Послереволюционный
период
Предпосылки
Новые экономические
отношения, не свойственные
феодальнокрепостнической
системе
Пореформенное развитие
России (с 1861 по 1917 гг.)
Общая модернизация (в
образовании автономия
университетов).
Первые годы советской
власти (192030 г.)
Главная цель – культурная
революция (развитие
образования и науки)
Московское математическое общество возникло в пореформенной России в период
экономического и культурного подъема, сопровождавшего эпоху правления Александра II.
На протяжении всей своей почти уже полуторавековой и славной истории оно, будучи
достаточно консервативным в вопросах организации и форм деятельности, тем не менее
очень чутко реагировало и отвечало на запросы времени.
Московское математическое общество — ассоциация математиков России. Общество
организует и координирует деятельность российского математического сообщества, а
также способствует развитию математической науки, занимается совершенствованием
преподавания математики.
5. Выводы.
1. Сообщество выступало в качестве ведущей силы в процессе математической жизни в
стране и способствовало созданию Российской математической школы.
2. В сообществах люди могут обсуждать спорные вопросы, обмениваться идеями и
наработками что является движущей силой прогресса. Используемая литература и ресурсы.
1. Юшкевич А. П. История математики в России до 1917 года. М., 1968.
2. Токарева Т. А. Филоматический пролог Московского математического общества
Историкоматематические исследования. М., 2002.
3. Демидов С. С., Токарева Т. А. Московское математическое общество: фрагменты
истории Историкоматематические исследования. М., 2003.
4. Токарева Т. А. Первые съезды отечественных математиков: предыстория и
формирование Советской математической школы. Историкоматематические
исследования. Вторая серия. М., 2001.
5. Форд Ч. Дмитрий Федорович Егоров. Историкоматематические исследования. М.,
1996. Часть II
«… Люди могут вступать в такие сообщества, в которых благодаря живому
совместному бытию вновь и вновь достигают движения в направлении социально
здорового».
Рудольф Штайнер.
Основные положения социального вопроса
Практическая работа.
Актуальность выбранной нами темы состоит в том, нам предстоит жить в этой
стране, развивать современное производство, современные технологии, управлять
современным производством, принимать верные социальнополитические решения, а
для этого необходимы не только глубокие математические знания, но, в первую
очередь, владение математическим методом. Кроме того, необходимо научиться
позитивному общению, пользоваться результатами этого общения и видеть перспективу
развития приобретенных связей.
Задавшись вопросом, что мы могли бы сделать в этом направлении уже здесь и сейчас,
мы решили собрать ребят, интересующихся математикой, и их помощью привлечь к
математической работе как можно больше учащихся и учителей нашей школы т.е
создать «Сообщество школьных математиков», подобно тому, как во Всероссийском масштабе в 19 веке было создано «Сообщество Российских математиков», что дало
свой положительные плоды и в свое время позволило России войти в число передовых
математических держав. В свою очередь надеемся, что наше сообщество поднимет
интерес к математической науке среди учащихся нашей школы.
Наряду с основными целями и задачами нашей проектной работы
различные этапы и направления работы имеют свои цели и задачи, что
предусматривает индивидуальные методы их решения.
Однако, в качестве общих методов и подходов, можно выделить
следующие:
Интегрирующий подход (комплексное восприятие
естественнонаучных и гуманитарных знаний)
Метод, который мы назвали методом «постановки и решения
проблемы» (самостоятельный поиск знаний и приобретение опыта
их использования, развитие навыков планирования)
Метод сочетания индивидуальной и групповой деятельности.
Направления работы.
1. Интеграция математики с другими предметами, в том числе с предметами
гуманитарного цикла
2. Подготовка, организация и проведение культурнообразовательных мероприятий с
привлечением учащихся разных возрастных категорий
3. Участие в формировании организации процесса обучения математике
План работы
1. Создание инициативной группы.
2. Создание обучающих презентаций, культурно-образовательных
проектов, презентаций и рефератов ориентированных на
интеграцию математики с другими учебными предметами.
3. Проведение уроков и дополнительных занятий с применением
обучающих презентаций.
4. Подготовка, организация и проведение мероприятий, в том числе,
в рамках предметных недель в школе.
5. Проведение мероприятий в направлении создания творческо-
образовательного взаимодействия с учащимися других
образовательных учреждений. Примеры работы по направлениям.
1. Интеграция математики с другими предметами.
Тема работы: « Николай Лузин. Возрождение сообщества российских математиков».
Аннотация исследовательской работы
Работа осуществлялась на основе межпредметных связей, с целью рассмотреть процесс
создания математического сообщества в России, а объектом исследования выбрана
личность ученого математика и выдающегося преподавателяорганизатора Николая
Николаевича Лузина. Можно сказать, что это небольшое вступление в такую область
науки, как история естествознания.
Цели:
1. Интеграция предметов история и математика на основе
творческой деятельности группы.
2. Анализ исторических предпосылок для успешного развития науки.
Задачи:
1.Сформировать навыки самостоятельной работы с большими объемами информации.
2.Повысить общий интеллектуальный уровень участников группы.
3.Развить творческий подход к изучению предмета.
4.Научиться плодотворно работать в коллективе.
Постановка проблемы.
На выбор темы работы повлиял известный факт, что именно на рубеже 1920 веков, Россия
весь пребывала в ранге великой научной державы, 2030 годы стали временем небывалого
расцвета математики. Среди выдающихся математиков того времени такие известные
личности, как Андрей Колмагоров, Лазер Люстерник, Петр Новиков, Павел Урысон, Павел
Александров и другие. Интересно, что связывало эти знаменитых профессоров и
академиков, оказалось, что все они ученики выдающегося преподавателя Московского
Университета Николая Николаевича Лузина, который подобно Гильберту в Германии, смог
вырастить и воспитать достойную смену, но в России.
Этапы работы:
1 Сбор информации
2 Изучение литературы и ресурсов
3 Отбор
4 Создание текста
5 Краеведческое экскурсионное исследование
6 Сбор видео материала 7 Создание творческих работ по теме
8 Подготовка презентации, запись текста и музыки.
Для достижения проставленной цели использовался метод групповой
исследовательской работы.
Творческо-исследовательскую группу учащиеся назвали
«Пересечение», этот математический термин отражает принцип
деятельности группы: пересечение интересов, пересечение
возможностей и способностей участников группы. Уже на первом этапе
появились трудности – слишком мало достоверной информации и библиографических
сведений ( личность Лузина не широко известна). Однако, дальнейшие этапы вызывали все
больший интерес. Например, во время краеведческого исследования, члены группы смогли
попробовать себя в роли корреспондентов и операторов, причем тексты для своих
репортажей каждый создавал сам. Результат этой работы гармонично влился в созданную
впоследствии презентацию. Собранная информация о жизни и достижениях
Николая Лузина вызвала появление зрительного образа ученого, что
нашло своё отражение в создании рисунков: «Коля Лузин с
репетитором» и «Лузин в Париже», а краеведческое исследование,
натолкнуло на создание картины с использованием технических
навыков, полученных на занятиях в радиокружке, «Дом на Арбате».
Огромная работа была проделана и при создании непосредственно
презентации, это и размещение собранной информации, картинок и
рисунков, и наложение озвученного текста и музыки.
Результаты: участникам группы удалось раскрыть свой творческий
потенциал. В результате проделанной работы им представилась
возможность попробовать себя в различных видах деятельности
(интеллектуальной, трудовой, художественно-эстетической). 2.Подготовка, организация и проведение культурнообразовательных
мероприятий.
Логико-математический турнир «Смекалка»
Цель
Подготовка и проведение мероприятия.
Задачи:
1. Научиться подбору нужного материала, используя различные источники.
2. Приобрести навыки в создании презентаций.
3. Приобрести навыки самостоятельного создания сценария мероприятия и опыт
публичного выступления.
В результате мы приобрели навыки самостоятельного поиска
информации и ее практического применения, а также опыт
представления проделанной работы.
3.Участие в формировании организации процесса обучения математике.
Образовательный проект «Решение задач».
Аннотация работы.
Практика показывает, что наибольшую сложность в курсе изучения математики у учащихся
вызывает именно решение задач. Данная работа предназначена для того, чтобы попытаться
устранить этот пробел. Учащиеся часто воспринимают текст задач просто как набор слов и
предложений и не улавливают смысла, не могут «привязать их к жизни». Помочь
справиться с этой проблемой может создание зрительных образов, «картинок
в движении» и, как следствие, применение нужного действия или действий
для получения правильного результата. Результатом проекта стало создание презентации со схемой решения
простых задач для учащихся начальной школы , с помощью которой ученики
могут самостоятельно изучать приемы решения.
Результаты практической части работы.
В результате проделанной работы удалось:
1. Создать сообщество в школе.
2. Сформировать организаторские способности.
3. Научиться планировать практическую деятельность коллектива.
4. Осуществить преемственность среди учащихся разных возрастных категорий.
5. Научиться работать с большим количеством информации.
6. Создать в школе условия для повышения интереса к математике.
Проделанная работа позволила нам приобрести следующие
навыки:
• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной
деятельности;
• поставить цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее
на тактические шаги;
• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время,
распределить их;
• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по
значимости, ограничивать по объему, использовать различные
источники, в т.ч. людей, как источник информации;
• планировать свою работу;
• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было
заявлено в качестве цели работы; увидеть допущенные ошибки и не
допускать их в будущем.
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Тема: «Школьное Математическое Сообщество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.