Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цели:
Образовательный аспект :
• ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;
• формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
• отрабатывать навыки действий с многозначными числами;
Развивающий аспект :
• содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
• способствовать развитию познавательного интереса;
• развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
• способствовать формированию правильной математической речи через проблемный диалог;
• создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Воспитательный аспект:
• содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
• активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
• показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
1 (87).docx
Технологическая карта урока математики.
УМК: «Школа 2100»
Класс: 4
Тема: Среднее арифметическое.
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цели:
Образовательный аспект :
ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;
формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего
арифметического;
отрабатывать навыки действий с многозначными числами;
Развивающий аспект :
содействовать развитию у школьников логического мышления, математической
речи;
способствовать развитию познавательного интереса;
развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
способствовать формированию правильной математической речи через проблемный
диалог;
создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и
самооценку учебной деятельности.
Воспитательный аспект:
содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
Формируемые УУД.
Личностные:
развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
развивать учебную мотивацию;
самоопределение;
Регулятивные:
освоение приема нахождения среднего арифметического;
умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи
(проблемы);
умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
определять и формулировать цель деятельности;
умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
умение адекватно оценивать свою деятельность
фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
Познавательные:
чтение задачи по заданной схеме, диаграмме;
осмысление способа нахождения среднего арифметического;
любознательность и познавательная инициатива;
умение в постановке проблемы и учебной цели;
готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
умение в решении проблемы;
умения обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;
умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в
группах);
умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение аргументировать свои высказывания;
умение четко выражать свои мысли;
умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться
договариваться.
Ресурсы:
Книгопечатная продукция:
Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких. Математика. 4 класс,часть 3
Технические средства обучения:
компьютер,
медиапроектор.
Экраннозвуковые пособия:
презентация в Power Point «Среднее арифметическое», презентация к уроку
Формы работы:
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность обучающегося
Компетентность
Проверяет готовность к
уроку.
Создаёт эмоциональный
настрой на работу.
Обеспечивает
мотивацию
обучающихся к
учебной деятельности,
включение в учебную
деятельность на
личностно значимом
уровне.
Предлагает задания по
изученному материалу,
содержание которых
соотносится с новой
темой.
I.Организация
урока.
Цель: мотивация к
учебной
деятельности,
включение в
учебную
деятельность на
личностно значимом
уровне.
II. Актуализация
опорных знаний.
Цель:
повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия нового
знания».
Проявление интереса к
материалу изучения.
Включение в учебную
деятельность.
Демонстрируют знания,
умения в ходе выполнения
заданий.
УУД
Личностные: доброжелательнос
ть, трудолюбие; учебная
мотивация;
самоопределение;
Познавательные:
принятию и решению учебных и
познавательных задач;
Коммуникативные:
ие учебного сотрудничества с
учителем .
Регулятивные: умение
выполнять учебное задание в
соответствии с целью;
фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном
действии;
Познавательные:
принятию и решению учебных и
познавательных задач;
Коммуникативные:
отвечать на поставленный вопрос
с достаточной полнотой и
точностью; умение
аргументировать свои III.
Целеполагание.
Цель: выявление
места и причины
затруднения,
формулирование
темы и цели урока.
Создаёт проблемную
ситуацию.
Организует поисковую
работу.
Побуждает к
высказыванию своего
мнения.
Вступают в диалог с
учителем.
Выполняют задания.
Выявляют, осознают и
проговаривают проблему.
Формулируют учебную
проблему (ставят цель).
IV. «Открытие»
новых знаний.
Цель:
построение
проекта выхода из
затруднения.
Организует обсуждение
выдвинутых гипотез.
Предлагает систему
вопросов, которые
подводят к
составлению алгоритма
действий и
формулировке
правила.
Помогает в
формулировке
алгоритма и правила
Предлагают свои версии,
формулируют выводы
наблюдений.
Отвечают на вопросы.
Формулируют алгоритм,
правило. Сверяют с эталоном
(учебником).
Находят в тексте понятие,
информацию.
V. Первичное
закрепление.
Цель: реализация
построенного
проекта, первичное
Организует работу по
закреплению нового
знания.
Осуществляет
выборочный контроль.
Организует
Выполняют работу в парах.
Называют правило, на
которое опирались.
Осуществляют
взаимопроверку,
взаимооценку.
высказывания; умение вступать в
диалог и участвовать в
коллективном обсуждении;
Личностные: организовывать
себя на выполнение
поставленной задачи;
Регулятивные: фиксирование
индивидуального затруднения в
пробном учебном действии;
определять и формулировать
цель деятельности;
Познавательные:
знания и делать выводы;
Коммуникативные:
выражать свои мысли;
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: определять
последовательность своих
действий для решения
предметной задачи
(проблемы); взаимодействовать
со сверстниками в учебной
деятельности;
Познавательные:
по заданной диаграмме; поиск и
выделение необходимой
информации, моделирование,
анализ и синтез; осмысление
способа нахождения среднего
арифметического; обобщать
знания и делать выводы;
Коммуникативные:
диалог и участвовать в
коллективном
проблем; аргументировать свои
высказывания;
относиться к позиции другого,
объяснять свое несогласие и
пытаться договариваться;
Личностные: доброжелательнос
ть, трудолюбие, аккуратность;
Регулятивные: работать по
алгоритму, овладение приёмами
контроля и самоконтроля закрепление нового
способа действий с
проговариванием.
самопроверку по
эталону.
VI.Самостоятельн
ая работа.
Цель: закрепление
нового способа
действий,
рефлексия
достижения цели.
Организует
самостоятельную
работу в соответствии с
возможностями, создаёт
ситуацию выбора,
вариативность.
Осуществляет
выборочный контроль.
Организует
самопроверку по
эталону.
VII.Домашнее
задание.
Цель: информация,
инструктаж по
выполнению
домашнего задания.
VIII. Рефлексия.
Итог урока.
Цель: осознание
обучающимися
своей учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности.
Даёт вариативное дом.
задание.
Доводит до
обучающихся
требования к
выполнению домашнего
задания.
Создаёт ситуацию,
связанную с приятными
эмоциями, чувством
удовлетворения от
работы, ощущением
собственной
компетентности.
Самоуважения.
Использует самостоятельно
приобретённые знания в
практической деятельности.
Организует работу по
алгоритму.
Выполняет самооценку.
Обсуждение.
Восприятие сведений.
Анализируют деятельность:
обобщают, делают выводы.
Самоанализ, самооценка
деятельности.
усвоения изученного;
Познавательные:
понятие, применять новые знания
на практике.
Коммуникативные:
вопросов получать необходимые
сведения от товарища;
осуществлять взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу
выполнения задания;
объективно оценивать других.
Личностные: организовывать
себя на выполнение
поставленной задачи;
Регулятивные: запоминать и
удерживать правило;
планировать, контролировать и
выполнять действия по
алгоритму с использованием
норм саморегуляции.
Познавательные:
понятие, применять новые знания
на практике.
Коммуникативные:
оценивать себя.
Личностные: организовывать
себя на выполнение
поставленной задачи;
Регулятивные: запоминать и
удерживать инструкцию.
Личностные: самооценка на
основе критерия успешности;
адекватное понимание причин
успеха (неуспеха) в учебной
деятельности;
Регулятивные: осознание
уровня и качества усвоения
учебного материала.
Познавательные:
оценка процесса и результатов;
Коммуникативные:
своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью;
Ход учебного занятия.
Этап урока
I.Организация
Содержание
Очень строгая наука,
УУД
Примечания
Личностные: доброжелательность урока.
Цель: мотивация к
учебной
деятельности,
включение в учебную
деятельность на
личностно значимом
уровне.
II. Актуализация
опорных знаний.
Цель:
повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия нового
знания».
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это…
Сегодня мы проведём урок
математики в форме игрыпод
названием «Банк».
Что такое банк? (Банк,
учреждение, занимающееся
денежными операциями)
Банк выполняет три основные
задачи:
1. Накопление ценностей
2. Их удачное использование
3. Получение результата, то
есть пользы, прибыли от этого.
Банки бывают разные, ведь
накапливать можно не только
деньги.
Вот, например, что можете
накопить вы? (Знания)
А использовать их можно? (Да)
А польза и прибыль от них
есть?
Этим мы сегодня и займёмся.
Но сначала договоримся о том,
как будем учитывать результат.
На парте у вас лежат фишки
зелёного и красного цвета. Их мы
будем использовать: красные –
(ответ без ошибок), зелёные –
(ответ с одной ошибкой). После
выполненного задания или
ответа, вы будете оценивать
себя, и складывать фишки в
свою накопительную карточку.
(На каждой парте в тарелочке
по 24 фишки красного и 20
фишек зелёного цветов)
Новые знания нам будет очень
трудно осваивать без умения
быстро и верно считать. Поэтому
урок начнём, как всегда с устного
счёта.
1 гр. Индивидуально по
карточкам
2 гр. Фронтально.
Обратите внимание на записи.
Сформулируйте к ним задания
, трудолюбие; учебная мотивация;
самоопределение;
Познавательные: готовность к
принятию и решению учебных и
познавательных задач;
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с
учителем .
Регулятивные: умение выполнять
учебное задание в соответствии с
целью; фиксирование
индивидуального затруднения в
пробном учебном действии;
Познавательные: готовность к
принятию и решению учебных и
познавательных задач;
Коммуникативные: умение
отвечать на поставленный вопрос с
достаточной полнотой и III. Целеполагание.
Цель: выявление
места и причины
затруднения,
формулирование
темы и цели урока.
точностью; умение
аргументировать свои
высказывания; умение вступать в
диалог и участвовать в
коллективном обсуждении;
Личностные: организовывать себя
на выполнение поставленной
задачи;
Регулятивные: фиксирование
индивидуального затруднения в
пробном учебном действии;
определять и формулировать цель
деятельности;
Познавательные: обобщать знания
и делать выводы;
Коммуникативные: четко
выражать свои мысли;
(найти ошибку в вычислениях).
Найдите значения выражений.
(240 + 360 + 390) : 3 =
(300+270+240) : 3 =
(196+404=180) : 3=
Что общего у этих выражений?
(три слагаемых, делим на 3)
Пополняем счёт.
А кто из вас знает, как
называется число, которое
получается при делении суммы на
число, равное количеству
слагаемых?
Хотите об этом узнать?
Подумайте, как можно
выполнить это задание? (с.44.№1)
Что необычного для вас в этой
задаче?
Что значит «средний»?
Как бы вы предложили
выполнить это задание?
В чём затруднение? Какой
возникает вопрос? ( Что значит
«среднее число», как его
вычислить)
Какую цель поставим на уроке?
Кто попробует определить
учебную задачу? (зафиксировать)
Узнать что такое «среднее»
число.
Научиться его вычислять.
Определить где и для чего
применяется «среднее» число. IV. «Открытие»
новых знаний.
Цель:
построение
проекта выхода из
затруднения.
Физкультминутка.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: определять
последовательность своих
действий для решения предметной
задачи
(проблемы); взаимодействовать со
сверстниками в учебной
деятельности;
Познавательные: чтение задачи
по заданной диаграмме; поиск и
выделение необходимой
информации, моделирование,
анализ и синтез; осмысление
способа нахождения среднего
арифметического; обобщать знания
и делать выводы;
Коммуникативные: вступать в
диалог и участвовать в
коллективном обсуждении
проблем; аргументировать свои
высказывания; уважительно
относиться к позиции другого,
объяснять свое несогласие и
пытаться договариваться;
Давайте проверим наши
предположения по поводу того,
что такое средний расход и как
найти эту величину.(с.44, !текст)
(добавить дополнительное
накопление на свой счёт, кто
думал так же)
Какие действия выполнили с
числами?
Почему сумму разделили на 6?
Ведь в задаче этого числа нет.
Часто мы и в жизни слышим
фразы со словом “средний”,
средний возраст,
например:
средний
средняя
температура и т.д.
В
математике тоже есть свои
понятия со словом “средний” и
сегодня мы знакомимся с одним
из этих понятий “среднее
арифметическое” и как оно
вычисляется.
“Среднее
арифметическое” – тема нашего
урока.
Кто теперь может сказать, что
это за величина?
Поработаем в парах. Закончи
предложения на карточке.
рост,
Средним арифметическим
называется
…(сумма
чисел поделённая на
число слагаемых)
Чтобы найти среднее
арифметическое число,
надо…
Дайте свой ответ. Сравните его с
выводом учебника.
(с.44)
Не забываем про свой счёт. V. Первичное
закрепление.
Цель: реализация
построенного
проекта, первичное
закрепление нового
способа действий с
проговариванием.
Продолжаем работу в парах.
С.44 № 2 – прочтите и обсудите
способ решения.
Поделитесь планом решения.(1
учся у доски).
Самопроверка .
Пополнение счёта.(взаимное)
(дополнительная задача для уч
ся)
VI.Самостоятельная
работа.
Цель: закрепление
нового способа
действий, рефлексия
достижения цели.
Есть желание применить свои
знания самостоятельно?
Необходимый уровень: задача №
1 на карточке
Программный уровень: с.44, №
3.
Максимальный уровень: задача
№ 2 на карточке.
Самопроверка по карточке
эталону. Самооценка. Вклад на
счёт.
VII.Домашнее
задание.
Цель: информация,
инструктаж по
выполнению
домашнего задания.
VIII. Рефлексия.
Итог урока.
Цель: осознание
обучающимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности.
Мы с вами копим сегодня новые
знания. А как в жизни они могут
нам пригодиться?
Узнать, где в жизни необходимо
умение находить среднее
арифметическое , по желанию
составить задачи и решить их.
Или с.45 №7.
Какую учебную задачу мы
ставили сегодня на уроке?
Удалось ли нам её достигнуть?
А теперь давайте подведем итог
нашей деятельности. Как
ответить на вопрос: «Что мы
узнали?»(Мы узнали, что такое
среднее арифметическое»).
(Проговорить определение,
которое по щелчку появляется
на слайде.)
Личностные: доброжелательность
, трудолюбие, аккуратность;
Регулятивные: работать по
алгоритму, овладение приёмами
контроля и самоконтроля усвоения
изученного;
Познавательные: подводить под
понятие, применять новые знания
на практике.
Коммуникативные: с помощью
вопросов получать необходимые
сведения от товарища;
осуществлять взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу выполнения
задания;
объективно оценивать других.
Личностные: организовывать себя
на выполнение поставленной
задачи;
Регулятивные: запоминать и
удерживать правило; планировать,
контролировать и выполнять
действия по алгоритму с
использованием норм
саморегуляции.
Познавательные: подводить под
понятие, применять новые знания
на практике.
Коммуникативные: объективно
оценивать себя.
Личностные: организовывать себя
на выполнение поставленной
задачи;
Регулятивные: запоминать и
удерживать инструкцию.
Личностные: самооценка на
основе критерия успешности;
адекватное понимание причин
успеха (неуспеха) в учебной
деятельности;
Регулятивные: осознание уровня и
качества усвоения учебного
материала.
Познавательные: контроль и
оценка процесса и результатов; Коммуникативные: выражение
своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью;
Вы, наверное, уже заметили, что
в этом же определении
содержится ответ на вопрос
«Как?»
Проговорить с учениками
алгоритм нахождения среднего
арифметического. (Появляется
на слайде по щелчку.)
А где же применяется данное
понятие?»
Ученики дают ответы. Ответы
появляются на слайде по щелчку.
Кто может сказать:
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания легко теперь мне
выполнять.
Посмотрим, кто же в нашем
банке накопил больше фишек
и лучше использовал свои
знания?
Если на вашем счёте больше 7
фишек, то оцените себя по
критериям:
больше красных фишек – за урок
оценка «5»
больше зелёных фишек – за урок
оценка «4»
Встаньте, кто получил оценку
«5», оценку «4»
Кто сегодня не получил
прибыль за урок, дома повторит
материал, накопит к завтрашнему
уроку знания и обязательно
получит оценку.
Молодцы! Благодарю за урок!
Задание на сообразительность: (дополнительно)
Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь
отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.
Итак, среднее арифметическое:
Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
Трамвая и поезда. (Электричка.)
Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
Туфельки и сапога. (Ботинок.)
Пианино и баяна. (Аккордеон.)
Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
Портфеля и рюкзака. (Ранец.)
Носка и чулка. (Гольф.) уровень.
Необходимый
Температура воздуха (в градусах)
Первый день наблюдения
Второй день наблюдения
Третий день наблюдения
Четвёртый день наблюдения
Пятый день наблюдения
Какова средняя температура была в эти дни?
Максимальный уровень.
Купили поросят. Масса двух из них – по 27 кг, трех – по 32 кг и одного – 18 кг. Найдите
среднюю массу купленных поросят.
17
15
12
18
23
Тема: Среднее арифметическое.
Тема: Среднее арифметическое.
Тема: Среднее арифметическое.
Тема: Среднее арифметическое.
Тема: Среднее арифметическое.
Тема: Среднее арифметическое.
Тема: Среднее арифметическое.
Тема: Среднее арифметическое.
Тема: Среднее арифметическое.
Тема: Среднее арифметическое.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.