Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе
Оценка 4.7

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
01.06.2017
Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе
Цели: • Образовательные: • повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия; • выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении; • формировать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак; • познакомить учащихся с понятием «интонационное тире», его ролью как средства выразительности речи. • Развивающие: • развивать способность восприятия и осмысления роли БСП в устной и письменной речи, в художественном тексте; • развивать навыки монологической и диалогической речи; • развивать навыки владения такими коммуникативными качествами, как правильность, точность, выразительность, образность речи; • способствовать развитию эмпирического и теоретического мышления учащихся; • развивать умение систематизировать полученные знания, составлять схемы, таблицы, заниматься исследовательской деятельностью, т.е. развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся через различные формы и виды деятельности; • развивать умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе, оценивать достигнутые результаты; • формирование межличностных отношений в учебной деятельности. • Воспитательные: • воспитывать стремление совершенствовать свою письменную и устную речь. • воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться; • способствовать нравственному воспитанию учащихся.
бсп тире.docx
Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» Цели:      Образовательные:  повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного  предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой,  двоеточия; выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении;   формировать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же  пунктуационный знак;  познакомить учащихся с понятием «интонационное тире», его ролью как средства выразительности речи.  Развивающие:  развивать способность восприятия и осмысления  роли БСП в устной и  письменной речи, в художественном тексте;  развивать   навыки  монологической и диалогической речи;  развивать   навыки  владения такими  коммуникативными качествами,   как правильность, точность, выразительность, образность речи; способствовать развитию эмпирического и теоретического мышления  учащихся;  развивать  умение систематизировать полученные знания, составлять  схемы, таблицы, заниматься исследовательской деятельностью, т.е.  развивать   интеллектуальные и творческие способности учащихся через различные формы и виды деятельности;  развивать умение организовывать свою деятельность,  определять ее  цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на  практике, взаимодействовать в группе, оценивать достигнутые  результаты;    формирование  межличностных отношений в учебной деятельности.  Воспитательные:  воспитывать стремление совершенствовать свою письменную и устную  речь. воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично  им пользоваться; способствовать нравственному воспитанию учащихся.   Тип урока: урок усвоения новых знаний. Технология:      элементы методики РО Д.Б. Эльконина­В.В. Давыдова; исследовательского метода;  дифференцированного обучения; технологии сотрудничества; информационно­коммуникационная технология. Формы работы на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. Оборудование урока:  мультимедийная презентация, карточки для групповой  работы. Деятельность учащихся Ход урока Деятельность учителя Приветствует  учащихся. Настраивает их на  учебную  деятельность. Этап занятия № п/ п 1. Организационный  момент Эмоциональная  мотивация снимает  напряжённость,  тревожность,  обеспечивает  психологический  настрой на учебную  деятельность,  способствует созданию  доброжелательной  атмосферы на уроке.  2. Традиционная                       « разминка » Активизирует процесс  мышления. Необходимый этап в  процессе повторения  изученного материала,  обязательный,  традиционный момент  возвращения к  собственным ошибкам  с целью избавления от  них.   Цель данного вида  работы: развивать  внимание, память и  орфографическую  зоркость Сегодня мы  повторяем  очередную  «коварную»  орфограмму ­  дефисное написание  различных частей  речи. Как всегда,  дома вы повторяли  определённые  номера орфограмм:  № 40, 44, 62, 68, 69 и 70.    Выполняем  задание. Используются ИКТ.  Презентация 1.  Слайд1. На экране: текст  задания со скобками  в словах. Два человека  Выборочное списывание слов с пропуском  орфограмм. Обозначение орфограмм как  способ их осмысления и запоминания. Выполнение задания: Тёмно­бордовая, кое­как, на юго­западе,  горько­солёный, точь­в­точь, по­дружески ,скажи­ка, из­за, всё­таки,  пол­Европы, наконец­то, киловатт­час,  жар­птицу, пол­лимона, физико­ математический. Развитие внимания при проверке работы,  выполненной одноклассниками, и при сверке  с образцом.    «Практикумы»                    (М.В.Козулина                    « Русский язык. Подготовка к  экзамену. Практикум». Саратов, «Лицей»,  2006 г.) с выполненным  дома заданием № 293 и № 308 по этой же орфограмме сдают после  урока. работают на  закрытых досках. Выберите слова с  дефисным  написанием.  Выпишите,  раскрывая скобки. Тёмно ( бордовая)  шаль,  свеже( выкрашенный ) пол, кое(как)  выполнено,  железно( дорожный)  вокзал, жить на юго ( западе),  горько( солёный),  точь(в)(точь)  такой  (же), сизо( крылый)  голубь, слышать  из(редка),  по( дружески)  подшутить,  скажи(ка) правду,  отстал из(за)  (не)погоды,  всё(таки) опоздал,  как(будто) нарочно,  так(же) хорошо  учится, как и я,  затопило пол  ( Европы),  пробираться в  (слепую),налить в  пол( литровку),  объехал  пол( города),  наконец(то)  дождался, один  киловатт(час),  поймать  жар(птицу)кое(в)  (чём) сомневаться,  съесть пол(лимона), 3. Повторение  изученного на  предыдущих уроках  материала. Актуализация знаний. физико( математиче ский) факультет. Проверка. 1.Проверяем  работавших у доски. 2.На экране ­  правильно  выполненное  задание. Слайд 2. 3.Оцениваем свою  работу. Слайд 3. 1 – 2 ошибки – « 4» 3 – 4 ошибки – « 3» > 4 ­                   « 2» И   безошибочная  работа – « 5» Фронтальный  опрос с целью  настроить учащихся  на изучение нового  материала. 1.В чём отличие  БСП от других  видов сложных  предложений? 2. Какой делают  нашу речь БСП, что  вносят в неё? Где  употребляются? 3. Какая может быть  интонация в БСП? 4.Какие знаки  препинания ставятся между частями  БСП? 5.От чего зависит  выбор знака? 6. В каких случаях в  БСП ставится  запятая? Точка с  запятой? Двоеточие? Отвечают на вопросы. 1. Части связаны смыслом и интонацией, без  союзов. 2. Динамизм, стремительность. Чаще – в разговорной речи, в диалогах. 3. Перечисления, противопоставления,  обусловленности, пояснения,  предупреждения, присоединения  (добавочного сообщения). 4. Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. 5. От интонации, смысловых отношений  между частями, распространённости простых  предложений в составе сложного. 6.Отвечают правило. 4. Этап мотивации 5. Постановка учебной  задачи. 6. Операционно­ исполнительный этап. Анализируют предложения. В случае  затруднения обращаются к справочникам. Объясняют знаки препинания (устно). Формулируют УЗ: определить условия постановки тире между  частями БСП. Работа в группах (7 групп по 3 ­ 4  Задание (Приложение 1) в группах  дифференцировано по уровню сложности.  Задания по группам:1)времени;  2)условия;3) следствие, результат, вывод;  4) противопоставление;                сравнение; 6) неожиданное присоединение,  быстрая смена событий;               присоединительное значение и начинается  словами (это) так, такой, только, таков). Учащиеся работают в группах, обсуждают  полученное задание и принимают решение. Задание: проанализи руйте данные  предложения,  объясните  постановку в них  знака тире (простые  предложения с  разными случаями  постановки тире) (Презентация  1.Слайды 4 – 6). Последние два  предложения ­ БСП.  Не смогли  объяснить. Следовательно,  какая задача стоит  перед нами? Задание  исследовательского характера: на  основе имеющихся  знаний  самостоятельно  вывести правило  постановки тире в  БСП,  проанализировав  данные учителем  примеры(Приложен ие 1). Учитель  руководит  процессом с  помощью различных  наводящих  подсказок. Учитель руководит  процессом 7. Защита гипотезы. Цель данного этапа:  сформулировать  пунктуационное  Выступает представитель каждой группы. На  экране текст, по которому группа работала.  (Презентация 2).Группа, а также любой  ученик из другой группы  может дополнять ответ. После обсуждения учащиеся записывают в  справочники пунктуационное правило в виде  схем. (Приложение 2). Выполняют упражнение в справочниках,  записывая данные в упражнении предложения как примеры к схемам. Обозначают  грамматические основы предложений,  скобками выделяют части БСП, указывают  значение частей. Делают записи в справочнике. Выполняют задание (Презентация 1. Слайд  7).(Приложение 3).  Примерный ответ: с помощью тире Цветаева  выделяет эмоционально и семантически  наиболее важные, значимые слова и  выражения. правило «Тире в  БСП». 8. Работа с учебником. Цель данного этапа:  отработка  полученных  результатов. 9. Дополнительная  информация для  учащихся о роли тире  как средства  выразительности  речи. Цель данного  этапа:познакомить  учащихся с  понятием «интонацио нное тире», его ролью  как средства  выразительности речи. Задание:  упражнение №199. Сообщение  учителя. В лингвистике  существует понятие  – интонационное  тире – такое тире, к  которому прибегают  писатели и поэты  как к средству  выразительности  речи, чтобы  сосредоточить  внимание на слове,  важном для  писателя, выразить  эмоционально­ экспрессивный  настрой самого  автора, создать  особую ритмику  произведения. Например, любимые  знаки Марины  Цветаевой – тире и  восклицательный  знак. Только они в  состоянии передать  тот накал страстей,  буйство чувств,  которыми охвачена  лирическая героиня цветаевской поэзии. Индивидуально­ авторское тире:  сжатость речи,  скупость на  словесные средства  выражения.  Например,  уплотнённый до  предела текст  Цветаевой часто  содержит лишь  смысловые  ориентиры, те  ключевые слова,  которые не могут  быть угаданы, все же другие элементы  высказывания  опускаются, так как  в данном случае не  несут главной  мысли. Площадка. – И  шпалы. – И крайний  куст В руке. – Отпускаю.  – Поздно Держаться. –  Шпалы. Тест (Презентация  3.Проверим свои  знания!) с целью  оценить собственные знания       (оценку  ученик ставит себе  сам). Учитель подводит  итоги урока.  Выставляет оценки  за работу на уроке. § 33 – 35. Записи в  1 0. Рефлексивно­ оценочный этап. 1 1. Подведение итогов  урока. Выставление  оценок за работу на  уроке. 1 Домашнее задание. Выполняют тест, затем проверяют его с  помощью листа ответов (Презентация  3.Проверим свои знания!). Оценивают  уровень своих знаний. Выставляют оценки в  оценочные листы по теме    (вложены в  справочники). Выставляют оценки в дневники. Повторяют изученный материал. Выполняют 2. упражнение. В  электронном  дневнике они  получат главу «БСП» электронного  учебника, где вместе со мной ещё раз  повторят тему. справочниках.№ 201. Найти в 1 действии  комедии  «Недоросль»  бессоюзные  предложения.  Выписать их и  объяснить  постановку знаков  препинания. Приложение 1. Задания для групповой работы. Группа 1. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите  смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки  тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать? 1. Зайдешь в такую избушку зимой — жилым духом не пахнет. 2. Ехал сюда – рожь начинала желтеть. 3. Увидел грача ­  весну встречай. 4. Гуляли по лесу – дядя восхищался лесом. 5. Папа вернётся с работы – он вам почитает. 6. Взойдёт солнце – отправимся в путь. __________________________________________________________________ ________ Группа 2. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите  смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки  тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать? 1. Кошки грызутся – мышам приволье. 2. Будет дождик – будут и грибки. 3. Май холодный ­ год хлебородный. 4. Сам земле не поклонишься ­  она к тебе не придет. 5. С лодырем поведешься ­ горя наберешься. 6. Есть терпенье ­ будет и уменье. 7. Увидел грача ­  весну встречай. 8. Хочешь поймать рыбу ­  не взбирайся на дерево. 9. Пропадет какой лист — Сережа ищет его. __________________________________________________________________ ________ Группа 3. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите  смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки  тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать? 1. Я умираю – мне не к чему лгать. 2. Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат. 3. Натаскала белка орехов в дупло ­  будет ей в зиму тепло. 4. Не делай зла ­  не будешь в вечном страхе. 5. Сильный напрягся ­  сильнее стал, слабый напрягся ­  хребет сломал. 6. Воробьи затихли и спрятались под крышу ­  приближается гроза. 7. Еще выстрел — кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса. Группа 4. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите  смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки  тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать? 1. Служить бы рад – прислуживаться тошно. 2. Он гость – я хозяин. 3. Не сушит человека работа ­ сушит забота. 4. Осень хвастлива ­  зима справедлива. 5. Старший начинает ­  младший продолжает. 6. Благородный человек предъявляет требования к себе ­  низкий человек  предъявляет требования к другим. 7. На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло. _____________________________________________________________ _________ Группа 5. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите  смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки  тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать? 1. Молвит слово – соловей поёт. 2. Посмотрит ­ рублём подарит. 3. Мимо пройдет — солнцем одарит. 4. Посмотрит ласково – солнышко пригреет. 5. Посмотрит гневно – тучки на небо набегут. 6. Раскричится – гроза разразится. 7. Травой зарастают равнины – временем зарастает боль. 8. Ученый без трудов – дерево без плодов. __________________________________________________________________ _________ Группа 6. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите  смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки  тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать? 1. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 2. Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось. 3. Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой – изнутри  поднялся собачий лай. 4. Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем  скатилась с лестницы. 5. Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. 6. Игнат спустил курок – ружьё дало осечку. 7. Не успело солнце пригреть – загудело всё небо. Группа 7. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите  смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки  тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать? 1. Алена вздохнула прерывисто — так вздыхает наплакавшийся ребенок. 2. Приказ есть приказ – так его воспитали. 3. Луну точно на веревке спускали сверху — такая она была близкая,  большая. 4. Вдруг он услышал пение — это пела бабушка. 5. На стене ни одного образа – дурной знак. 6. Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака. 7. Никитич может рассуждать таким манером хоть всю ночь — только  развесь уши. __________________________________________________________________ _________ Приложение 2.Что записано в справочники. (Когда) [1   время] – [2     ].  (Если) [1 условие] – [  2     ]. [1   время] – [2     ]. 1. 2. 3. [1       ] – [  2 следствие  ]. 4. [1   ]    (а, но)    [2     ]. противопоставление                                                               + пример из № 199 5. [1   ] ( словно, как будто) [2   ].           сравнение 6. [1  ](и вдруг ) – [2     ].    быстрая смена событий, неожиданное присоединение 7. [1   ] – [2 (это)  так, такой, таков, только  присоединительное значение]. Приложение 3. Презентация 1. Слайд 7. Прочитайте предложения, объясните постановку тире. В огромном городе моем ­ ночь. Из дома сонного иду ­ прочь И люди думают: жена, дочь,­ А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метет ­ путь, И где­то музыка в окне ­ чуть. Ах, нынче ветру до зари ­ дуть Сквозь стенки тонкие груди ­ в грудь. Есть черный тополь, и в окне ­ свет, И звон на башне, и в руке ­ цвет, И шаг вот этот ­ никому ­ вслед, ­И тень вот эта, а меня ­ нет. Огни ­ как нити золотых бус, Ночного листика во рту ­ вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам ­ снюсь.                                                                              М. Цветаева.1916 г. Презентация 1. Дефисное написание различных частей речи  («разминка»). Презентация 2. Слайд 4. 1. Арзамас – наш родной город. 2. Биться в одиночку – жизни не перевернуть. 3. Задача номер один – понять самого себя. 4. Тысяча шестьсот двадцать метров – глубина озера Байкал. 5. Чтение – вот лучшее учение. 6. Выполнить работу в срок – это очень важно. Слайд 5. 7. Береги платье снову, а честь — смолоду. 8. Я не слишком люблю это дерево – осину. 9. Мой приход – я это мог заметить – вначале несколько смутил гостей. 10.Спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колёс – всё мокро и блестит на  солнце. Слайд 6. 11.«Какое число у нас сегодня?»­ воскликнул он. 12.­ Что, есть у тебя книжка? – спросил он вдруг.  ­ Есть.  ­ Почитаешь мне? 13.Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт. 14.Давно наступили сумерки – она всё ещё сидела в гостиной. Презентация 3. Проверим свои знания! (Тест.)

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении» в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017