Календарно - тематическое планирование по русскому языку (3 класс -170 ч) к УМК В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого ("Школа России"),составлено в соответствии с требованиями ФГОС. Имеются тексты диктантов.
Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных,
их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение
для человека.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать диких и
домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека,
находить в дополнительной литературе нужную информацию.
Формирование УУД
Предметные:
• Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и
домашних животных.
• Выделять характерные особенности домашних животных.
• Находить связи в природе, между природой и человеком.
• Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
Метапредметные:
Регулятивные:
• Определять цель деятельности на уроке.
•Точно выражать свои мысли.
• Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
• Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
• Выполнять действия по образцу.
• Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать
на них.
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
• Строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
• Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
• Развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
• Осознавать необходимость учения.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в
учебной деятельности.
• Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
• Работать над осознанием ответственности за общее дело.
• Учиться выражать свое мнение.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование.
Конверт с рисунками из приложения к рабочим тетрадям.
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир». 2 класс. М.: Просвещение, 2014г. с
приложением на электронном носителе, презентация.
Рабочая тетрадь. Окружающий мир Плешаков А.А. М.:Просвещение, 2015г.
Проверь себя. Окружающий мир Плешаков А.А. М.:Просвещение, 2015г. Предметные картинки по теме: «Домашние животные», «Дикие животные».
Сценарий урока.
Мотивация к учебной деятельности.
I.
Урок я хочу начать с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
Как вы её понимаете? (Каждый день узнаем чтото новое. Знания пополняются.)
Свою работу на уроке мы с вами будем оценивать по индивидуальным листам. Они
лежат у вас на столе. Возьмите их и напишите своё имя. Во второй колонке вы будете
себя оценивать: (!) – я не ошибся, (?) – понял почти всё, () нужна помощь.
II. Актуализация знаний.
1.Беседа.
Блицопрос о растениях по карточкам «Закончи предложение».
• Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют... (кустарниками).
• Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют... (плодовыми).
• Растения, из которых получают волокна, называют... (прядильными).
• Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена
(зерна), называют... (зерновыми).
• Яблоня, груша, слива — фруктовоягодные... (деревья).
• Помидор, огурец — ... (травянистые) растения.
• Растения, которые выращивает человек, называют... (культурными).
• Лук, чеснок, капуста, картофель — это... (овощные) растения.
III. Постановка учебной задачи.
1.Отгадайте загадки.
Муравьишка Вопросик спешит с вами встретиться. У него уже готовы загадки.
Отгадайте их.
1.Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)
2.Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает? (Баран, овца)
У кого рога длиннее хвоста? (Коза)
3.Обежала уж весь лес.
Хвост мелькает там и здесь.
То не девицакраса –
Это – рыжая … (лиса)
4.Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки ни одной. (Ёж)
Кто догадался, о ком мы сегодня продолжим вести речь на уроке? (О животных)
На предыдущих уроках мы с вами распределяли животных в 4 группы. Какие это
группы? (Птицы, рыбы, насекомые и звери).
Сегодня я предлагаю вам распределить этих животных в 2 группы. По какому
принципу будем распределять?
Как вы думаете? (Дикие и домашние животные) Корова, овца, коза, баран.
Лиса, ёж.
Давайте сформулируем тему нашего урока? (Дикие и домашние животные)
Продолжите фразу:
Думаю, что на уроке я узнаю…
Я хочу узнать ….
Для чего…..
— Проверьте свои предположения, совпало ли наше мнение с мнением автора
учебника!
Прочитайте тему урока на странице 72 учебника и учебные задачи, которые мы
поставим перед собой?
IV. Открытие нового знания.
А сейчас проведем небольшую исследовательскую работу и сделаем вывод: каких
животных называют домашними, а каких – дикими?
1.Работа в паре.
Заполни таблицу:
Домашние
Дикие
1. Кто строит жилище?
2. Кто ухаживает?
3. Кто заботится о потомстве?
Проверим и сделаем вывод. (Домашние животные – те, которым жилье строит
человек, кормит человек, о потомстве заботится человек. А дикие все это делают
сами.)
Закрепим полученные знания. Для каждой группы я приготовила задания.
2.Работа в группе (карточки).
Вывод:
3.Рассказ учителя «Как появились домашние животные».
Мы узнали, что дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают сами
пищу, строят жилища. Ухаживают за своим потомством. А откуда появились
домашние животные? Кто знает? Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков
назад, к нашим предкам.
Давнымдавно, когда не было городов, книг, наши люди жили в пещерах. Они боялись
огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко
находили себе пищу.
И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его
жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали
жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка, от которых позднее
произошли собаки. Собаки научились охранять человека от врагов, помогать искать и
добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь . (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.)
человек не может жить без своих домашних друзей и помощников. Мир домашних
животных очень интересен, многообразен. Наблюдая и изучая его, человек
испытывает не только удивление и восхищение все новыми и новыми открытиями, но
и проникается к животным добротой и любовью. Познавая животных, человек
познает и себя.
4. «Отгадай загадки»
О ком эта загадка?
Голодна – мычит,
Сыта – жуёт,
Малым ребятишкам
Молоко дает. (Корова)
Сообщения детей.
Существует около 900 пород коров. Корова на пережевывание кормов тратит около
7 часов в сутки, а чтобы пережевать сухое сено в день вырабатывает до 190 литров
слюны. В коровьем мычании 11 различных мелодий. Корова различает сладкое,
кислое, соленое, горькое, но предпочитает сладкое. Если корова не спокойна, у нее
могут значительно снизиться привесы и удои. В Индии корову считают священным
животным.
Как вы понимаете значения слова священный?
Словарная работа
Толкование и значение слова "священный"
1. В религии: обладающий святостью, божественный; соответствующий религиозному
идеалу. С. сан.
3. Чрезвычайно почётный и исключительный по важности, святой (в 3 знач.)
(высокое). Священная обязанность. С. долг.
А эта загадка про кого?
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине спина,
На спинке – щетинка.
(Свинья, поросенок, хрюшка)
Сообщения детей.
Свинье, как никакому животному, не повезло с репутацией. Издавна люди
упоминают ее для самых нелестных сравнений: и свиное рыло, поросячьи глаза, и
свинские повадки. А между тем свинья заслуживает совсем другого отношения. «У
нее ума палата» так лестно отзывался А.Дуров. Талантливый дрессировщик имел
для этого все основания: у него была свинья по кличке Чушкафинтифлюшка,
которая умела танцевать, бегать, кланяться, возить тележку и верхом самого Дурова.
В США разводят свинейлилипутов, они умеют прыгать, подниматься по лестнице,
сторожить, предупреждать об опасности.
Кассета с блеянием овцы.
Кто это? (Овца, баран, ягненок)
Как называется шерсть овцы? (Руно) В зимнее время на овцеводческих фермах начинается окот, у овец рождаются
детеныши.
Отгадайте еще одну загадку.
О тех, кто к хозяину идет,
Он знать дает. (Собака, пес, щенок)
Сообщения детей.
Посмотрите на породы собак. Какие они разные. Всего насчитывается около 40
пород. Собак условно делят на служебные, охотничьи, декоративные.
Какую работу они выполняют?
Они разыскивают преступников, работают газовщиками – почуяв запах газа, тут же
лаем сообщают людям. В Австралии специально обученные собаки пасут овец. Даже
в космос собаки полетели первые.
О преданности собаки можно рассказать много, каждый мечтает иметь
четвероногого друга, преданного, умного. Но иногда бывает так: завел собаку, а она
требует внимания, забот. Надоели эти заботы, выбросил собаку на улицу, предал ее.
А предательство – отвратительный поступок. Если взял в дом маленького питомца,
то должен быть за него в ответе! А как вы ухаживаете за своими питомцами?
Могут ли насекомые быть домашними?
(Да. Пчелы. Они живут в ульях и производят мед и воск.)
Угадайте, о ком идет речь?
Об этих прекрасных животных написано тысячи книг – научных и художественных.
О них сложено много легенд, преданий, сказок. Есть песни, стихотворения и целые
поэмы. И всё это неслучайно, потому что эти животные в течение тысячелетий
были не только помощниками, но и верными друзьями человека. Они были
незаменимыми в работе и в сражениях, кормили и выручали человека в трудные
минуты. А спортивные бега этих животных – захватывающее зрелище! Кто
догадался? (Лошади, кони)
Сообщения детей.
Лошадь живёт 2530 лет. В Англии лошадь по кличке Билли прожила 62 года.
Используют лошадей на различных работах. Она очень вынослива, может перенести
температуру от +50 до – 60 градусов. Насчитывается 300 пород лошадей, из них 50 в
России.
Из молока лошади получают кумыс. Этим лечебным, витаминным напитком,
оказывающим благотворное воздействие на организм человека, лечились известные
русские писатели Л.Н.Толстой, А.П. Чехов и др.
Как называют лошадь – лилипут? (Пони)
Каких домашних животных мы ещё не назвали?
Кролики, куры, гуси, утки, индюки, карпы.
V. Первичное закрепление полученных знаний.
1 . Работа по учебнику. (с.72)
Рассмотрите рисунки животных на странице 72. Назовите изображенных животных.
Какие из них дикие, а какие – домашние? Что вы знаете об этих животных?
Сделайте вывод, каких животных называют дикими, а каких домашними?
Прочитайте в учебнике на странице 72. Тест «Дикие и домашние животные» (с.27)
Где взять сведения о животных? (В справочниках, в энциклопедиях, в Интернете)
Я подготовила вам выставку книг о животных. Все эти книги взяла в нашей
школьной библиотеке. (Демонстрируется выставка книг)
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
1.
Проверка по эталону. Оцените свою работу!
VII.Физкультминутка «Отгадай детеныша»
Я называю взрослое животное, а вы его детеныша.
Собака – щенок; курица – цыпленок; кошка – котенок; овца – ягненок; лошадь –
жеребенок; гусь – гусенок; утка – утенок; корова – теленок; свинья – поросенок.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Лошади кролики куры свиньи гуси утк
собаки индюки карпы коровы пчелы овцы
и
А сейчас проведем еще исследовательскую работу и ответим на вопрос:
« Что человек получает от домашних животных?»
1 Работа в парах.
Заполните таблицу «Что человек получает от домашних животных?»
Сделайте вывод: чем полезны эти животные? Для чего человек выращивает
домашних животных?
Домашние животные всегда будут играть огромную роль в нашей жизни. Ведь
общение с ними обогащает человека духовно и даже исцеляет от недугов. Теряя
связь с ними, мы начинаем осознавать, что мир становится скучным. Помните об
этом.
2.Работа по учебнику. (с.73)
Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 73. Что человек получает от
каждого животного, изображенного на рисунке?
IX. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
1.Работа в рабочей тетради. (с.50)
Откройте рабочие тетради на странице 50. Выполните самостоятельно задания
№1,2. Проверьте свои работы по эталону на доске. Оцените свою работу.
На стр.55 «Приложения» к рабочей тетради вырежьте рисунки домашних
животных. Отгадайте загадки о них в задании. Расположите рисунки в нужных
окошках.
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы друг у друга.
Оцените себя.
Назовите домашних животных, о которых мы не говорили на уроке?
(Верблюд, морская свинка, осел, хомячок.)
2.Работа в группе.
«Найди профессию»
Проверка по эталону. Оцените свою работу!
3.Работа по книге «Зелёные страницы».
Чтение и беседа по рассказу «Солнышко».
Почему славяне поклонялись божьим коровкам? А как вы к ним относитесь? X. Рефлексия.
Какие задачи мы ставили в начале урока? Все ли учебные задачи решены?
Решение каких задач у вас вызвали затруднения? Почему?
Что бы вы ещё хотели узнать нового о диких и домашних животных на последующих
уроках?
Оценим себя «Лесенка успеха» (Дается 3 лесенки успеха)
XI. Итог урока.
Урок мы начали с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
Как вы её теперь понимаете? Закончите предложения:
1.Я сегодня узнал что… 2.Я научился…… 3.Мне было …..
XII. Домашнее задание.
Вы можете подготовить сообщение, нарисовать рисунок о любимом животном.
Обязательное задание для всех: выполнить задания в печатной тетради на стр.53.
Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.