Цели урока:
Образовательные:
Организовать деятельность обучающихся по изучению древесины (древесных материалов) как конструкционного материала для создания (конструирования и изготовления) изделий, понятий «древесина», «строение древесины» для выработки умений различать породы деревьев по их признакам.
Развивающие:
Создать условия для развития у обучающихся памяти, логического мышления, воображения.
Воспитательные:
Создать условия для формирования культуры труда, эстетического вкуса.
Дидактическая цель урока: создать условия для организации познавательной деятельности обучающихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.
Тема урока: «Древесина как природный конструкционный материал».
Практическая работа «Определение породы древесины по образцам»
Цели урока:
Образовательные:
Организовать деятельность обучающихся по изучению древесины (древесных материалов)
как конструкционного материала для создания (конструирования и изготовления) изделий,
понятий «древесина», «строение древесины» для выработки умений различать породы
деревьев по их признакам.
Развивающие:
Создать условия для развития у обучающихся памяти, логического мышления, воображения.
Воспитательные:
Создать условия для формирования культуры труда, эстетического вкуса.
Дидактическая цель урока: создать условия для организации познавательной деятельности
обучающихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.
Структура урока (90 минут)
Мотивационный 5 мин
Целеполагание
Планирование деятельности 2 мин
Реализация плана деятельности 75 мин
Подведение итогов урока 5 мин
1.
2.
3.
4.
5.
Инструменты и оборудование:
3 мин
Учебник В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс;
Карточки с заданиями (каждому ребенку);
Карточки для практической работы (каждому ребенку);
Комплекты образцов древесины различных пород (2 шт).
Мультимедиапроектор, компьютеры.
1.
2.
3.
4.
5.
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические, репродуктивные
Формы работы:
самостоятельная, индивидуальная, групповая
Тип урока: комбинированный
Домашнее задание предыдущего урока: Прочитать в учебнике информацию по теме
«Древесина как природный конструкционный материал»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Ход урока
1. Мотивационный
Приветствие учеников.
Дети включаются в
Методические
пояснения и
примечания
ДоброжелательныйПроверка явки обучающихся.
урок.
Слушают.
Вступление.
Лесные массивы занимают в
нашей стране площадь свыше
700 миллионов гектаров.
Несмотря на такие огромные
лесные богатства, все должны
бережно относиться к лесу, так
как он существенно влияет на
климат, на растительный и
животный мир. Кроме того, лес
имеет большое значение для
хозяйства страны.
Вырастить лес – непростое дело.
Сначала сеют семена, потом
высаживают крохотные саженцы,
ухаживают за ними. Дерево
растет в среднем 90120 лет,
прежде чем его можно срубить и
получить древесину для
изготовления изделий.
Знаете ли вы, что
береза среднего размера имеет
35...40 тысяч листьев общей
площадью 100...150 квадратных
метров
cосна занимает около 15% всех
лесов России, ель – 12%.
самая распространенная
хвойная порода российских
лесов – лиственница. Она
занимает 40% всей площади
наших лесов.
Древесина – один из самых
распространенных материалов,
который человек научился
обрабатывать еще в глубокой
древности. С помощью топора,
ножа и других инструментов
люди изготавливали дома,
мосты, крепостные сооружения,
орудия труда и многое другое.
И в наши дни нас окружает
большое количество изделий из
древесины. Назовите их.
2. Целеполагание
тон, учителя,
приветствие и
вступление к уроку,
использование
вступления
располагает к
общению, и создает
благоприятную
атмосферу, создает
положительный
мотивационный
аспект.
На данном этапе
обучающиеся при
помощи учителя
учатся ставить перед
собой цели на урок.
Мебель, музыкальные
инструменты, игрушки и
т.д.
Итак, тема урока: «Древесина
как природный
конструкционный материал».
Запись на доске.
Записывают тему урока
в тетрадь
Формулируют с
помощью учителя цели
на урок.
23. Планирование
деятельности
А сейчас давайте составим план
действий на урок
(2 учебных занятия по 45 мин.).
1. Повторение правил
безопасности в школьной
мастерской
2. Изучение нового
материала. Прохождение
теста.
3. Практическая работа
План урока записать на доске.
Опрос в ходе игры «Ты мне, я
тебе»
4. Реализация плана
деятельности
4.1 Повторение
Правил безопасности
в школьной
мастерской.
4.2 Изучение
нового
материала
Ознакомление с новым
материалом в ходе презентации
(использование цифровых
образовательных ресурсов в
соответствии с таблицей 1)
Обучающиеся в ходе
презентации составляют
опорный конспект,
записывают термины,
выполняют короткий
тест.
Обсуждают важность
данной темы
1. Повторим правила
безопасности в
школьной
мастерской.
2. Изучим новый
материал. Пройдем
тест.
3. Выполним
практическую работу
Наличие плана
работы, приводит к
организованности,
дисциплинирован
ности и
контролированию
деятельности.
Дети по цепочке задают
друг другу вопросы и
дают ответы.
Такое задание
требует от ученика
правильности
формулировки не
только ответа, но еще
более важно и
ответственно уметь
грамотно
сформулировать
вопрос и
проанализировать
ответ одноклассника.
Воспитание у детей
таких качества как
ответственность,
взаимопомощь,
аккуратность.
В ходе просмотра
презентации ученики
получают новые
сведения. При этом
удерживается
постоянная связь с
уже имеющимися
сведениями
учеников, связь с
практикой, бытом.
Ученики рассуждают,
основываясь не
только на знаниях, но
и на умениях,
фактах, взятых из
жизни их семьи,
близких и знакомых
Физкультминутка
4.3. Закрепление
А сейчас закрепим знания, для
этого вам нужно решить тест
(использование цифровых
образовательных ресурсов в
соответствии с таблицей 1)
Садятся за компьютеры
и проходят тест
самостоятельно.
Результаты
распечатывают.
Работа с
электронными
образовательными
ресурсами. На основе
индивидуальных
34.4. Практическая
работа
«Определение по
образцам породы
древесины»
4.4 Домашнее
задание
5.Подведение итогов
урока
5.1 Итог урока
5.2 Рефлексия
Раздаю комплекты образцов
древесины различных пород, 1
комплект на группу.
Внимательно рассмотрите
образцы и определите породы
древесины, записывая признаки в
карточку (Приложение 1).
Если остается время
то можно предложить ученикам
интересные сведения о
различных породах деревьев
(Приложение 2).
Запишите домашнее задание:
1. Написать сообщение о
породе древесины (по
выбору сосна, ель, береза,
кедр, лиственница, осина,
пихта).
Ребята, какие знания вы сегодня
получили?
Достигли ли мы целей урока?
Проверим.
Как называется природный
конструкционный материал,
получаемый из стволов деревьев
при распиливании их на части?
Назовите виды деревьев?
Ребята посмотрите, пожалуйста,
на доску, там нарисована гора,
оцените, пожалуйста себя
сегодня на уроке от подножия к
вершине:
Вершина горы
Урок понравился, весь материал
мне понятен
Подножие горы
Урок не понравился и я ничего
не понял
результатов делают
вывод о том, какой
материал нужно
доработать.
Совершенствуют
навыки работы в
группе.
Выполняют
практическую работу
Слушают с интересом
Записывают д/з в
дневник
Детям раздать
карточки
(Приложение 3)
Высказываются по
очереди
Учатся
анализировать
обобщать и делать
выводы.
Древесина
Лиственные, хвойные
Оценивают свою работу,
рисуют человечка в
какомлибо месте горы
Ученики имеют
возможность
показать свое
отношение к
изученному и уроку в
целом. Учитель же
делает
соответствующие
выводы. При
подготовке к
следующему уроку
учитывает данные
результаты.
Таблица 1
Приложение к плану-конспекту урока
«Древесина как природный конструкционный материал».
4ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Названи
ресурса
е
Тип, вид
ресурса
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ
к ЭОР
Форма
предъявления
информации
(иллюстрация,
презентация,
видеофрагмент
ы, тест, модель
и т.д.)
презентация
1
Объяснен
ие нового
материал
а
2 Задание
в
картинка
х
Информацио
н-
ный
практически
й
Интерактивн
ый тест
http://fcior.edu.ru/card/21031/n
aturalnayadrevesina.html
http://fcior.edu.ru/card/21032/natural
nayadrevesinahvoynyei
listvennyeporodyderevev
kontrolnyezadaniya.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
№ п/п
Порода
древесины
Твердость
Запах
Признаки
Цвет
Текстура
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
5ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Интересные сведения о некоторых породах деревьев
БАОБАБ. Удивляет необычная жизненная сила баобаба. В отличие от большинства деревьев, он не
умирает, когда с него срывают кору она нарастает снова. Не гибнет баобаб даже и тогда, когда
повалится на землю. Если хоть один его корень сбережет контакт с почвой, дерево будет
продолжать расти лежа.
Обычно баобабы не очень высоки, но согласно некоторым сообщениям, промелькнувшим недавно в
прессе, в саваннах Африки обнаружен настоящий великан высочайшее дерево на нашей планете,
которое достигает 189 м высоты с диаметром ствола 43,5 м! в "Книге рекордов Гиннеса" за 1991 г.
рассказывается о баобабе обхватом 54,5 м.
БЕРЕЗА ШМИДТА. Это удивительное дерево растет в южной части Приморского края (Дальний
Восток). Местное название его "железная береза". Она в полтора раза крепче чугуна. Если
выстрелить в ее ствол, пуля отлетит, даже не оставив следа.
КЕДР. Около 41 млн. гектаров занимают в России кедровые леса. Особенно славятся своей
продуктивностью кедровники бассейна реки Ангары, верхнего и среднего течения Енисея, а также
Саянских гор. Живет кедр долго. Наверное, поэтому он и не спешит расти. В 30 лет дерево
достигает лишь среднего роста человека.
Собственно научное название этого дерева сосна сибирская. Настоящие кедры растут далеко на
юге в Ливане, Северной Африке, на острове Кипр. Это мощные деревья с ценной ароматной
древесиной. Они отличаются внушительными размерами и долголетием, т. к. живут в полторадва
раза больше, чем обычные сосны 800850 лет.
В кедровниках всегда теплее, воздух здесь, как утверждают, в дватри раза чище, чем в
операционной.
КЕТЕМФ. Это растение является чемпионом среди сверхсладких растений и растет в тропических
лесах Западной Африки. Ученые выделили из него самое сладкое в мире вещество тоуматин. Оно
слаще сахара (трудно представить) в 100000 раз! Это вещество будет сладким даже если тоуматин
растворить в концентрации 10 г на целую тонну воды!
ХАНГА. Растет на Филиппинских островах и чаще всего его называют нефтяным деревом. Дело в
том, что плоды ханги содержат почти... чистую нефть. Поэтому в стране разрабатывается
технология использования ее как источника топлива для двигателей внутреннего сгорания.
СЕКВОЙЯ. Высочайшие из них также достигают свыше 100 м, но при этом стволы у них
значительно толще. Так, например, одно из таких деревьев имело в обхвате 46 м и 15 м в диаметре.
Секвойи принадлежат к "живым ископаемым". Они были распространены по всему Северному
полушарию, в том числе и на юге Восточной Европы еще в доледниковый период. Под такими
6деревьями когдато прогуливались гигантские ящеры бронтозавры и динозавры, а на ветвях
отдыхали предки современных птиц птеродактили.
Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния (США), на западных склонах гор
СьерраНевада. Средний возраст этих деревьев, как и эвкалиптов, 34 тысячи лет, а по подсчетам
годичных колец на пне одной спиленной секвойи был даже обнаружен рекордный возраст 4830
лет!
Кстати, свалить такого гиганта очень трудно. Одну секвойю пилили семиметровой пилой на
протяжении 17 дней. Для перевозки ее потребовалось 30 больших железнодорожных платформ.
Известны случаи, когда на пне гигантской секвойи располагалась танцевальная площадка. На ней
свободно разместились оркестр из 4х человек, 16 танцующих пар и еще 12 зрителей.
Иногда в дуплах секвой устраивались сувенирные магазины, а в одном даже был оборудован гараж.
В одном из музеев НьюЙорка выставлена часть ствола огромной секвойи, которую спилили в
Калифорнии. Она имеет 75 м в обхвате. Внутри оборудован зал, где свободно размещается 150
человек.
Самая большая секвойя называется "Основатель" (112 м высоты).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Породы древесины
Характеристика, применение
Мягкая. Сильно пропитана смолистыми веществами, имеет небольшое
количество сучков. Цвет красноватый. Широко применяется для
изготовления оконных переплетов, дверей, полов, мебели, ящиков, в
строительстве мостов, вагонов, судов.
Мягкая. Имеет меньше смолистых веществ, чем сосна, сучковатая. Цвет
белый с желтоватым оттенком. Применяется для изготовления
музыкальных инструментов, строительных деталей, получения
упаковочной стружки.
Твердая. Цвет светложелтый с коричневосерым оттенком. Применяется
для изготовления и отделки мебели, а также изделий, на которые
действуют большие нагрузки (паркет, конструкции мостов, вагонов).
Твердая. Цвет белый с буроватым оттенком. Применяется для
изготовления фанеры, спортивного инвентаря, мебели, посуды, шкатулок,
ручек для инструментов, шахмат, ружейных лож.
Мягкая. Цвет белый, на воздухе быстро краснеет. Применяется для
изготовления фанеры, ящиков, долбленной посуды.
Мягкая. Цвет белый с нежнорозовым оттенком. Применяется для
Название
Сосна
Ель
ДУБ
Береза
Ольха
Липа
7Осина
изготовления чертежных досок, карандашей, посуды, получения стружки
для упаковки, парфюмерии, как материал для художественной резьбы.
Мягкая. Легкая, склонна к загниванию. Цвет белый с зеленоватым
оттенком. Применяется для изготовления спичек, игрушек, посуды,
получения упаковочной стружки.
8