Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»
Оценка 4.8

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание +1
8 кл
05.11.2017
Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»
Тема урока: «Духовные традиции моей семьи» Формируемые УУД: метапредметные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целейс учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формыдеятельности; воспитание необходимости уважительного отношения к семейным традициям. Цели: Знать место семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей. Развивать кругозор. Воспитывать важность семейных традиций в формировании учащихся отношения к семье как ценности.
семейные ценности.doc
1. Класс 8    Дата проведения урока: 04.05.2017 2. Урок № 21 в Макросфере 3. «Донбасс и Русский мир»  (Микросфера «Летопись народной мудрости») 3. Автор разработки:   Сегин С.В., учитель английского языка Горловской  общеобразовательной школы I­IIIступеней № 21  4. Тема урока: «Духовные традиции моей семьи» 5. Тип урока: исследование 6. Формируемые УУД: метапредметные: слушать других, пытаться принимать  другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения; определять  последовательность промежуточных целейс учетом конечного результата,  составлять план последовательности действий; личностные: формирование и  развитие творческих способностей через активные формыдеятельности;  воспитание необходимости уважительного отношения к семейным традициям. __________________________________________________________ Цели:  Знать место семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение  духовного опыта поколений в воспитании детей.  Развивать кругозор.  Воспитывать важность семейных традиций в формировании учащихся  отношения к семье как ценности. Оборудование: кросворд, рассказ А. Максимова "О семейном обеде", гимн  семьи, иллюстрации.  . Словарь: семейные традиции, иерархичность, досуг, сотрапезничество,  единство, согбенный, межпоколенная связь. ХОД УРОКА 1. Оргмомент. 2. Постановка целей. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя. Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению.  Веками   разумное   начало   в   семье   определялось   накопленными предками   традициями,   нравами,   обычаями.   Именно   традиционный   уклад обеспечивал единство и стабильность общества. В первую очередь это касалось иерархичности   семьи,   почитания   старших,   традиции   совместных   семейных праздников, обедов, хранения реликвий. Люди осознавали особую их важность для   детей,   способных   тонко   воспринимать   и   впитывать   впечатления. Традиционно   семью   скрепляли   и   сплачивали   глубокие   семейные   корни.   К сожалению, многое сегодня оказалось забытым, что подрывает устои семьи, в результате ­ растет отчужденность между родственниками, разрушается главная традиция ­ жить семьей. 3. Работа по теме урока. Учитель: Я хочу прочитать вам одну легенду. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья». Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась   эта   огромная   семья   на   семейный   совет   и   решили   они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: На доске таблички со словами: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба ­Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду. Если   каждый   член   семьи   будет   следовать   этим   правилам,   то   в   семье   будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы. Беседа с детьми:  — Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).   ­Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей? Семьи   все   разные.   А   чем   они   отличаются?   Конечно   своими   привычками, укладом,   которые передаются   из   поколения   в   поколение.   Человек   рождается   на   свет,   растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? В сфере семейного досуга особое значение имеют традиции. Семейные   традиции   ­   один   из   основных   способов   воспитания,   т.к.   сначала ребёнок   познаёт   себя   в   семье.   Традиции   нескольких   поколений   позволяют гордиться своей семьёй, осознать связь с предками. К сожалению, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Но имеет место потребность выработать свои собственные   традиции,   помогающие   людям   чаще   собираться   вместе,   чтобы чувствовать себя настоящей семьёй. Какие традиции существуют в вашей семье? (Учащиеся высказываются, учитель делает   записи   на   доске).   Как   они   влияют   на   внутрисемейные   отношения? (Ответы учащихся). Учащиеся заполняют таблицу:   Традициями,   обычаями,   атмосферой,   традициями. Семейная традиция Цель Имеется в моей семье Необходима моей семье Совместный Символическ да да стол ая демонстраци я единства № 1 2 3 Учитель: Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день. Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии. Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно. Краткий пересказ одним из учащихся. Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший   брат   Петр.  Повадился   ходить   к   княгине   блудный   змий.  Петр   убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что  было  дальше?  Конечно же,  они полюбили  друг  друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не   смогли   смириться   с   тем,   что   ими   правит   крестьянка.   Предложили   бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.   Но вскоре в Муроме   начались   несчастья,   дошло   до   кровопролития.   И   попросили   послы вернуться Петра и Февронию.   Жили они долго и счастливо. И умерли в один день.   И   положили   их   в   разных   гробах,   хоть   и   завещали   они   похоронить   их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ ­ ромашка. Учитель: Сегодня мы подробнее рассмотрим лишь некоторые: СОВМЕСТНЫЕ ОБЕДЫ, УЖИНЫ, ЧАЕПИТИЯ,  по мнению психологов, имеют   огромное   значение   для   гармоничных   внутрисемейных   отношений   (в настоящее время такая традиция в современной семье отсутствует). Учитель предлагает обменяться мнением после прочтения высказывания А.Б. Зубова: "Мы сохраняем древнейший обычай сотрапезничества с гостем. Не предложить приглашенному в дом, даже по делу, хотя бы чашечку кофе или чая у нас в России невозможно. Совместное вкушение пищи соединяет людей, роднит их друг   с   другом.   Отсюда,   кстати,   и   дипломатические   обеды,   и   приёмы   с фуршетом:Совместный   стол   есть   символическая   демонстрация   единства   ­ вкушение   одной   пищи   одновременно   делает   сотрапезников   как   бы   единым целым". Работа с текстом А. Максимова "О семейном обеде". Помнит   ли   кто­нибудь   из   вас,   что   такое   семейный   обед?   Но   не   тот,   когда, отварив пачку пельменей и вскипятив суп из концентратов, присядем мы на маленькой кухоньке, наскоро проглотим то, что бог послал, и вновь вернемся к своим   делам.   Нет!   Хочется   мне   вспомнить   о   тех   замечательных   обедах   по воскресеньям, когда вся наша многочисленная фамилия собиралась за овальным столом в доме семейного патриарха ­ нашей бабушки. Ровно   в   три   часа   пополудни   все   садились   за   стол.   Поправляли   приборы, разложенные   на   крахмальной   скатерти,   щурились   от   солнечного   луча, высверкнувшего на хрустальной грани бокалов, и внимательно обозревали стол. Каждый раз любовались мы бабушкиным искусством сервировки, старались до мельчайшей детали запомнить красоту натюрморта. Главным   украшением   стола   были   знаменитые   пироги,   которые   именовались бабушкиными. На узких деревянных листах возлежали пироги с рыбой, с мясом, с капустой. А на маленьком чайном столике их дополняли яблочные пироги с курагой. Наши   ноздри   впитывали   чудесные   запахи,   рот   наполнялся   слюной,   и   все постепенно   начинали   роптать:   "Пора   бы   и   начать!"  И   вот   входила   бабушка, раскрасневшаяся и радостная, садилась во главе стола. "Ну что, дети мои?! ­ обращалась она ко всем. ­ Вроде бы все собрались, и я тому рада!" Это было что­то вроде команды. Сдвигались   тарелки,   стучали   вилки,   содержимое   мисок,   блюд,   блюдец   и селедочниц   перекочевывало   к   нам   в   тарелки.   Без   сожаления   нарушалась   та красивая композиция, которой мы только что наслаждались. За бабушкиным столом не раз решали мы важные дела, устраивали судьбу кого­ то из родственников, обсуждали планы на будущее, давали советы. Порой за разговором   не   замечали   мы,   что   сумерки   опустились   за   окном.   Бабушка включала   свет,  и  над   нами   расцветал   старый   абажур   с  шелковыми   кистями. Мягкий свет сглаживал острые углы, освещая наши лица и стол, подготовленный к чаю. И в эти минуты, глядя на своих двоюродных братьев, теток и дядьев, понимал, что нет для меня ближе людей. Позднее   задумывался   я:   зачем   бабушка   устраивает   раз   в   месяц   для   нас   эти встречи? Сил и времени они забирают у нее очень много. И однажды она сама объяснила мне. "Милый мой, ­ говорила бабушка, расставляя тарелки на столе накануне семейной встречи. ­ Вся наша родня связана одной фамилией. И я хочу, чтобы мы помнили о том. Собираю я вас и на обеды для того, чтобы привыкли вы к этому, чтобы появилась в вашей жизни необходимость хотя бы раз месяц побыть вместе, посмотреть да другу в глаза". Действительно,   стали   наши   семейные   встречи,   над   которыми   сначала подсмеивались,   как   над   бабушкиной   причудой,   необходимостью.   И   сегодня встречаемся мы под старым абажуром. Кого­то уже нет, но дети заняли места, где когда­то сидели их родите ли. Новые родственники с интересом слушают наши воспоминания, наивно сожалея, что тогда их не было с нами. Все так же бабушка, постаревшая и седая, сидит во главе стола, смотрит на нас и ровно в три пополудни встает и обращается к нам: "Ну что, дети мои?! Вроде бы все собрались, и я тому рада..." ИТАК, совместный стол ­ символическая демонстрация единства. Учитель   предлагает   домашнее   задание­   эксперимент:   ввести   в   традицию совместных   ежедневных  семейных   ужинов   или   вечернего   чаепития,  в процессе   которых   будет   происходить   обмен   впечатлениями,   событиями, новостями текущего дня. Учащиеся заполняют таблицу: Семейная традиция Необходима моей семье № Цель Имеется в моей семье 1 2 3 Совместный Символическ да стол Семейные чтения Общение с бабушками и дедушками. ая демонстраци я единства Создание атмосферы духовного единения, начало творчества. ­ Молодые соприкасаютс я с историей своей семьи; ­ Бабушки и нет да да да да дедушки ­ лучшие собеседники, способные выслушать, понять, посочувствов ать, т. к. они не ограничены во времени, неторопливы; ­ Опыт и мудрость старшего поколения позволяет по­ иному посмотреть на проблему, избежать серьёзных ошибок. Необычные встречи Нового года. 4 5 6 «Высказывания о семье» Любовь — самое утреннее из наших чувств. (Б. Фонтенель.) Любовь — это всё, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем по­  ч мочь другому человеку. (Э. Роттердамский.) В семейной жизни самый важный винт — это любовь. (А.П. Чехов.) Во всяком возрасте почитай родителей. (Екатерина Вторая.) Любовь к родителям — основа всех добродетелей. (Цицерон.) Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. ( е  В.Г. Белинский.) Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. (В.Г. Белинский.) Один отец значит больше, чем сто учителей. (Д. Герберт) Учитель: Давайте прочтем основные правила для семейнго счастья: 1.Семейная азбука начинается с местоимения «мы». 2. Спешите повторить хорошее. 3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе. 4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше. 5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие. 6.Собственное поведение родителей — главный фактор в воспитании детей. 7. Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие­то трудности, все делайте сообща. 8. Держите двери дома открытыми для друзей. 9. Каждый имеет право на ошибку и на то, чтобы ее исправить. 10. Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья! Индивидуальное задание «Собери пословицу» Семейное согласие Семья в куче Где мир да лад Корми деда на печи Любовь братская Русский человек Правильный ответ: Семейное согласие всего дороже. Семья в куче – не страшны и тучи. не страшны и тучи. всего дороже и сам будешь там. без родни не живет. там и божья благодать. союз христианский Где мир да лад, там и божья благодать. Корми деда на печи: и сам будешь там. Любовь братская – союз христианский. Русский человек без родни не живет. Учитель:  Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди,  те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и  счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. А вы знаете, как появилась семья? А вот как об этом говорится в стихотворении «Как появилось слово «семья»? Когда­то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя..? – «Я, я, я» – Ева молвила – «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась семья. Это, конечно, вымысел, а если говорить серьезно ученые утверждает, что  древнюю семью породили забота и верность Древнюю семью породили забота и верность Оказывается, ее создали мужчины­добытчики и их верные спутницы. Семья  появилась благодаря смене приоритетов у представительниц "слабого пола".  Пещерных красавиц перестали привлекать брутальные самцы, а их место заняли  мужчины­добытчики, верность которым женщины хранили всю жизнь. Самки  отдавали предпочтение авторитетным самцам, и конкуренция за наиболее  привлекательных женщин отнимала у наших предков массу времени и сил. В  какой­то момент истории человечества Женщины перестали обращать внимание  на брутальных мужчин. Они поняли, что гораздо комфортнее будет иметь  отношения с хорошим добытчиком — тем самцом, который сможет обеспечить  пропитанием и себя, и избранницу. Хороший добытчик вовсе не обязательно был высокоранговым индивидуумом. Он мог уступать "первым парням" в силе,  наглости и умении подавить своей волей. Но пока другие самцы сражались за  превосходство над самками, он осыпал избранницу дарами. Сообразив, что  такой мужчина очень облегчит и украсит ее жизнь, самка выбирала его и  хранила ему верность, поскольку совместная жизнь с заботливым самцом была  действительно комфортной. Так что цветы и подарки — это обычай из древних,  очень древних времен. Согласно этой стройной теории получается, что основу современного образа  жизнь заложили трудолюбивые мужчины и верные женщины. Ученый настаивает, что фактор женской верности был очень важен. Получается, что мужчина,  который регулярно выносит мусор и по дороге с работы звонит, чтобы спросить, не купить ли что­нибудь к ужину — настоящий хранитель домашнего очага и  имеет куда больше шансов рассчитывать на преданность своей жены, чем  карьерист с высокой зарплатой, засиживающийся на работе до полуночи. Вот  так появилась семья.  Брак и семья в древней Руси Согласно древнерусским законам и обычаям жениться можно было с 15 лет, а  выходить замуж ­ в 12­летнем возрасте. По достижении брачного возраста,  родители юноши начинали поиск невесты. Найдя еe, они посылали к родителям  или родственникам девушки сватов из числа своих друзей или знакомых, чтобы  узнать: хотят ли они выдать еe замуж и сколько дадут за ней приданого. Если  родственники девушки не хотели выдавать еe за этого человека, то чем­нибудь  отговаривались и отказывали. Но если они говорили, что подумают и потом  дадут ответ ­ согласие на брак получено. Вслед за тем составляли "роспись" невестиного приданого и сообщали об этом  жениху. И если ему невеста, (а точнее еe приданое) понравились, тогда  назначались смотрины. Родители невесты созывали гостей, среди которых была  "смотрильщица"­ родственница или "доверенное лицо" жениха. Она  распрашивала, ничего не подозревающую девушку, о разных вещах, испытывая  еe ум, оценивая характер и внешность. В день свадьбы жених отправлялся за невестой. Вместе с ним ехали "бояре"­ его  старшие родственники, "тысяцкий"­ распорядитель свадебного обряда (обычно  крeстный отец жениха), священник и дружки ­ друзья жениха. Затем родители  невесты благословляли молодых, и они ехали в церковь. После венчания  новобрачные отправлялись в дом жениха, и получали благословение его  родителей. Потом все садились за столы и начинали пировать. После третьего  блюда, дружки просили у родителей жениха благословения для новобрачных  идти опочивать, и, отпустив их, начинаи есть­пить по­прежнему. На свадьбах не  было никакой музыки, кроме труб и литавр (тарелок). Перед отъездом гости узнавали о здоровье новобрачных, и посылали родителям  невесты сказать, что молодые в добром здравии. На следующий день после свадьбы, жених созывал к себе гостей. Потом ездил к  тестю и тeще и благодарил их за дочь. На третий день жених, невеста и гости  отправлялись к ним на обед. После праздников начинались семейные будни. Наставления и поучения,  касающиеся семейной жизни, были собраны в середине XVI века в особый  сборник   Сильвестр. В этом сочинении говорилось, что семья должна жить в любви и согласии. Жена  и дети должны во всeм подчинятся мужу и отцу. А если они не слушались, главе  семьи разрешалось применять к ним телесные наказания. Запрещалось бить  палкой, камнем, в глаз и в ухо, чтобы не причинить увечья. Можно было    "Домострой" автором которого был духовник царя Ивана Грозного "поучать" плетью (еe отец передавал мужу после свадьбы), но "наедине и  "разумно". После наказания полагалось сказать ласковое слово и что­нибудь  подарить. Важнейшую роль в воспитании семьи играла церковь (для большинства  населения еe представителем был приходской священник, а знатные люди имели  личных духовников). Отец духовный должен был быть благоразумным, строгим  и бескорыстным. Ему следовало не только исповедовать грехи, почитать и  повиноваться, но и советоваться с ним в мирских делах. Большое внимание уделялось и повседневным хозяйственным заботам. Хорошая хозяйка не только должна была следить за исполнением своих указаний, но и  сама уметь печь, стирать, убирать, мыть посуду и рукодельничать. Она должна  была постоянно быть за работой и избегать праздности. В праздничные дни было принято приглашать гостей. Хозяин велел своей  супруге поднести каждому гостю чарку вина, а потом просил его, еe целовать, а  потом все друг другу кланялись. Затем она уходила на женскую половину дома  к жeнам гостей. Вообще, совместное застолье мужчин и женщин было не  принято (за исключением свадеб). Дочерей своих к гостям не выводили и  никому не показывали. Жили они в особых дальних покоях и выезжали только в  церковь. Расторжение брака было редким явлением, возможным лишь в случае измены  или вдовства одного из супругов. Вступать в повторный брак могли только люди невиновные в распаде семьи. Жениться и выходить замуж, можно было не более  трeх раз. Все вопросы семейной жизни регулировались церковным судом. Ситуация изменилась в начале XVIII века. Стремясь привить европейские  обычаи на русской почве, царь Пeтр I разрешил мужчинам и женщинам  самостоятельно знакомится друг с другом, вместе проводить время на балах и  маскарадах и других празднествах. Но ещe долгие годы в крестьянских и  купеческих (особенно старообрядческих) семьях свято чтили стародавние  обычаи. Не призывая следовать обычаям многовековой давности, думаю, что и в  наши дни не стоит забывать об опыте прошлых поколений. У каждого из вас есть семья. У кого­то большая, у кого­то маленькая. А кто в  вашей семье главный?(ответы) Хотелось бы вам узнать, кто был главным в  крестьянской семье?  Крестьянская семья Крестьянская семья имела немало особенностей. Прежде всего, это был  коллектив совместно хозяйствующих людей. Важнейшими ее признаками были  общее хозяйство и коллективная собственность на двор и семейное имущество,  общая касса, коллективный труд и потребление. Возглавлял семейный  коллектив старший (больший) по возрасту и положению мужчина – “большак”.  Основной его функцией было руководство хозяйственной деятельностью семьи.  Он распоряжался трудом ее взрослых членов, главным образом мужчин,  производил все необходимые по хозяйству расходы, осуществлял руководство  бытовым укладом семьи. Отец­домохозяин являлся реальным носителем власти и блюстителем религиозного культа, следил за общественной и религиозной  нравственностью членов семьи. Он же представлял свою семью перед лицом  общины на сельском сходе. И, наконец, он являлся основным работником в  семье: семейная власть и труд являлись взаимообусловленными и  нераздельными реалиями. Мужчине­домохозяину принадлежала исключительная, освященная традицией  власть над всеми членами семьи. Материальное благополучие семьи целиком  зависело от хозяйственной сметки и практических навыков главы семьи, его  умений и распорядительности. Власть отца как родоначальника (главы семьи)  находилась в основании всякого представления крестьянина о характере  общественной власти. Делами по дому распоряжалась старшая женщина в семье – “большуха”, жена  главы семьи. Она, как правило, ведала семейными запасами, хранила  общесемейные деньги, следила за порядком в доме, распределяла работы среди  женщин. Большуха во всем была советницей мужу, а в домашних делах обладала определенным первенством, с которым считались все мужчины. В случае  длительной отлучки мужа, например при его уходе на заработки, она брала на  себя руководство всем хозяйством, включая полевые работы. Положение большухи определялось ее особым правовым положением в семье.  По обычному праву хозяйке принадлежал весь скот, выращенный ею без помощи мужа. Последний не имел права продать его без согласия жены. При том, что  выращивание скота преимущественно лежало на плечах большухи, ее  имущественные права были достаточно значительны. Во всех прочих  отношениях она находилась в подчинении мужа. В то же время, в случае смерти  главы семьи большуха не имела прав на наследование его власти. Права и  обязанности старшего обязательно переходили старшему мужчине в семье, как  правило, старшему сыну, реже – брату. Существо внутрисемейной иерархии определялось безропотным подчинением  младших членов семьи старшим, жен – мужьям, детей – родителям. Наибольшим авторитетом в семье после большака и большухи пользовался старший сын. Он  первым выделялся среди других сыновей. К нему всегда обращались только по  имени­отчеству. Сын помогал отцу в хозяйственных делах. Он ездил на ярмарку, продавал хлеб, покупал необходимые для семьи товары. Отец выдавал ему  деньги, за которые сын отчитывался перед отцом. Жена старшего сына была  первой помощницей свекрови и считалась среди других снох­невесток. Их  положение было самым тяжелым в семье, поскольку они находились в самом  низу семейной (властной) иерархии. А среди них наиболее тяжелым было  положение младшей невестки и снохи (“молодухи”). Если свекровь или кто­ нибудь из старших обижал младшую невестку, то муж, сам находящийся в низах  социальной лестницы, не мог защитить жену, а только утешал ее. Молодуха, прежде чем приняться за какую­либо работу, должна была попросить благословения у родителей мужа. Она не могла ни выйти на улицу, ни зайти к  соседям без разрешения родителей мужа. В семье мужа каждая невестка должна была обходиться своими средствами, в основном приданым, которое составляло полную ее собственность. Кроме приданого личной собственностью невестки  был обработанный ею лен. В каждой семье женщинам выделялся под лен особый участок земли. Иерархическая структура семьи отчетливо проявлялась, например, в том, как  рассаживались члены семьи за столом. Под святой угол садился глава семьи,  рядом с ним – старший из сыновей. Мужчины рассаживались по одну сторону  стола – на лавках, женщины – по другую, на приставных скамейках. Дети ели за  отдельным столом, около печи. Свекровь сидела вместе с ребятишками, чтобы  доглядывать за ними. Стряпка подавала на стол и ела после всех. Случалось и  так, что сначала ели взрослые, потом дети; при этом женщины стояли позыди  мужей и хлебали из­за их спин. Ели из одной миски деревянными ложками.  Мясо брали после того, как свекор дасть указание – стукнет ложкой. За столом  сидели чинно, “засмеешся, то свекор ложкой по лбу стукнет”.  Как воспитывали детей на Руси Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих  традиций почитания старших. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости ­ основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие,  бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный  опыт. Бережное отношение к природе прививали ребенку с детства. «Земля ­  кормилица» давала урожай. Не будет его ­ пропадет род. Нельзя было стоя на  земле, говорить о ней плохо, ибо «мать земля не простит этого», весной нельзя  было бить палкой по земле, так как она беременна ­ родит хлеб потом и даст  жизнь всем другим растениям. Специальные запреты (запуки) оберегали природу от бессмысленного уничтожения ­ охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори ­ будет дома пожар», «Не трогай пчел ­ будешь плакать». Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н. М.Карамзин писал,  что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Ради того, чтобы прокормить его, разрешалось даже украсть. А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в  горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также  языческие традиции воспитания в духе уважения к власти ­ сначала почитание  старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII  веке русские воины во главе со своими правителями с монголо ­ татарами, с  крестоносцами? Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в  обществе. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних  лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6 ­ 7 делали почти полностью работу  взрослых ­ пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими  братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела,  обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению  государственных дел. Очень любопытно в связи с этим кормильство на Руси. Просьба не путать  кормильцев с кормилицами, чьи заботы ограничивались уходом и кормлением  малолетних детей. Кормильцы ­ специально подобранные воеводы, знатные  бояре из отдаленных областей государства, в семью которых на обучение и  воспитание отправляли сыновей из княжеской семьи. Кормилец выполнял роль наставника в делах управления, на него возлагались  все обязанности по воспитанию мальчика. Князь Святослав, будучи еще  ребенком, был взят в поход своим кормильцем Асмудом, и именно мальчику  было поручено бросить копье в сторону древлян, что стало началом битвы.  Игорь Святославич в возрасте 5 лет участвовал в княжеском съезде. Но была ли  необходимость так далеко и надолго отсылать сына? Ведь чужая семья  становилась ему ближе своей родной, мальчик годами не видел родных братьев  и сестер? Тогда считалось, что кормильство укрепляло связи между князьями и  местными правителями, однако именно оно потом стало одной из причин  княжских междоусобиц, когда «брат шел на брата». О каких родственных  чувствах к брату можно говорить, если тебя с ним даже не связывали детские  воспоминания? Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что  обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить ­ ум точить», «Ученье в  детстве ­ как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока  слушается». Очень почитались книги как источник знания. Они бережно  переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри. Ученики монастырских школ могли пользоваться книгами. На Руси утвердилось  отношение к знанию как исходящему от Бога духовному опыту. В Изборнике  1076 года написано, что чтение книг ­ «доброе дело» для каждого христианина,  ибо там слова Божьи. Детей учили ­ с детства читаешь святые книги ­  совершаешь добрые дела. Надо ли говорить, что подавляющее число книг на  Руси имело религиозный характер, и очень популярны были жития святых,  откуда детишкам предлагалось брать пример для подражания? Семья сегодня Сегодня семья меняется, и эти изменения настолько значительны, что не  заметить их нельзя. Если 3­4 десятилетия назад мужчина был основным и безоговорочным  добытчиком в семье, то сейчас все иначе. В России появляется все больше  семей, в которых мать, а не отец становится лидером ­ психологически и  экономически. Процент разводов все время растет. Так, на каждые 10 браков в Москве сейчас  приходится 5­6 разводов. Как правило, это связано с тем, что люди перестали  воспринимать развод как катастрофу. Жениться и обзаводиться детьми стали позже. Еще 20 лет назад больше  половины москвичек выходили замуж до 24 лет, а сейчас молодых невест всего  40%! Для мужчин жениться до 24 лет в середине 80­х было нормой: из каждых  пяти женихов двое были именно в этом возрасте. А сейчас мужчинам, вступающим в брак, как правило, от 25 до 34 лет. Молодые люди сейчас не торопятся создавать семьи и заводить детей ­ они  хотят пожить для себя, сделать карьеру Становится больше неполных семей По мнению социологов, происходит кардинальное изменение семейных  ценностей. Пробные браки, гражданские браки, гостевые браки (при которых  супруги живут отдельно и периодически навещают друг друга), браки выходного дня и браки между супругами одного пола ­ все это возможно. Все это печальная статистика. Мне не хотелось бы сейчас говорить именно об  этом. Мне хочется рассказать, что в наше время есть люди и их большинство,  для которых семья – главная составляющая их жизни. Разгадывание кросворда По горизонтали  2. Поддержка кого либо 3. Социальная группа основанная на родственных связях 4. Общенность людей некого общества по времени рождения 6. значение или влияние семьи 8. Поможет стать рачительным хозяином 9. Человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на  жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. 12. планирование, бюджет 14. Мать мужа. 15. Их удовлетворяет совместный труд 16. Семья состоящая из родителей, детей, бабушки и дедушки 17. Обычаи, передающиеся из поколения в поколение 18. Старательный, разумно бережливый, хозяйственный 19. Продолжатель, приемник 21. Запасы средств для ведения хозяйства 22. Мать отца или матери,жена дедушки 23. Закон о защите и правах семьи. По вертикали  1. Жена, мать, руководитель домашнего хозяйства  4. нужда — внутреннее состояние психологического или функционального  ощущения недостаточности чего­либо  5. Внимание, попечение, уход  7. Семья состоящая из родителей и детей.  10. Семья, в которой отсутствует один из родителей  11. Обычаи, передающиеся из поколения в поколение  13. Виды семьи (когда их много).  20. Спутник жизни для бабушки 21. Жертва педагогических опытов 5. Подведение итогов.  Проверка таблиц в парах.  Оценивание работы.  Вывод.  И в заключении хочу всем пожелать: Семейная радость Счастливые лица! Желаю всем семьям Любовью светиться! Пусть в семьях весёлый Звучит детский смех, Добрый и радостный Праздник для всех! Любовь процветает Кругом по Земле!.. Мир вашему дому И в каждой семье! Звучит Гимн Семьи.  Домашнее задание 1) Подготовить сочинение на тему: «Моя семя» Литература: 1. Семья и воспитание детей (методические рекомендации родителям и учителям средних школ). — Л.:  Академия педагогических наук М.2000. 2. Семья и род     — СПб., 1890—1907.   //   Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона       3. Афанасьева Т. М. Семья. — 2­е издание, перераб. и доп. — Москва: Просвещение, 1988. — 284 с. — ISBN 5­ 09­000400­5    . 4.Кравченко А. И. Глава 16: Семья и брак // Социология 978­5­392­01322­7    . 5.Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака 87055­108­0.  .     — М.: Проспект, 2010.     : в 86 т. (82 т. и 4 доп.).    .     — М.: МГУДТ, 2009.     с.      —   ISBN 5­     — 366           — S.       272­352.       — 544       S.      —   ISBN

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»

Тема урока: «Духовные традиции моей семьи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017