Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Оценка 4.7

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
02.03.2018
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения; развивать речь учащихся; навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание; воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю Планируемые результаты обучения: Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план. Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру. Метапредметные: Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения. Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина, карточки с заданием, «кейсы».
2 (45).doc

«Школа России»  ФГОС

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

 Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

  Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя,   выставка произведений М.М. Пришвина, карточки с заданием, «кейсы».

Ход урока

I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

1.Приветствие:

 

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Уж  команду дал звонок:

Начинаем наш урок!

 

2. Речевая разминка:   работа над дикцией.  

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно 

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Скороговорки    

Мышь,как мышь     (слайд)

Сама с вершок

Села мышка на мешок.

Позвала к себе мышат

Пусть мукою пошуршат.

Пошуршать бы пошуршали

Да вот кошки помешали.

 

Чёрной ночью чёрный кот  (слайд)

 

Прыгнул прямо в дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи- ка там кота?    

 

Я по лужам, я по лужам   (слайд)

Я ищу где лужа уже.

Может час, а может два.

Я нашёл едва, едва.

Я нашёл где лужа уже,

И теперь лежу простужен.

 

 II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших».  Вспомним изученные произведения.

-Работаем в парах   (карточки)

- На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.

-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

                                                                                       А.Шибаев

Жила - была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

                                                                                        И.Пивоваров

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка 

                                                                                         Б.Заходер

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,  

В детстве был теленком

                                                                                        В.Берестов   

 

Проверка: стихи на слайдах      ставим плюсики на листочках

- У кого 4 +?   3+? – замечательно.

 Ш. Сообщение темы урока

– Как вы считайте, почему люди пишут книги?

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, к беде.  

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и даже природе. Когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

- С  нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

 

- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)

 

 - Узнать о жизни и творчестве писателя

 - Познакомиться с новым произведением

 - Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

 

  Тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.

      VI. Первичное усвоение новых знаний.

       1.Выставка книг.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и  в сельской библиотеке и прочитать.

  2.Биография писателя.

- Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.

Работа в группах с применением кейс – технологии.

Задания в кейсах.

 

Кейс №1: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении   Орловской губернии, провел здесь свое детство.  Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

 

Кейс №2: на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Кейс №3:  на бумаге красного цвета.    Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

Выслушивание ответов групп.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

 

V. Знакомство  с новым произведением.

- Прочитайте заглавие рассказа. Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по ним  определить, кто будут герои  рассказа?

- Прочитав рассказ мы должны ответить на вопрос:

- Над чем  заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

VI. Словарная работа

-На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписала эти слова?

-  В начале мы должны объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять этот рассказ.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.  Работа со словариком

                                                                                 в конце учебника с.213

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)

VII.  Работа над содержанием рассказа.

1. Слушание  аудиозаписи.

- Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику, а потом  попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

- Понравился рассказ?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

2) Обмен впечатлениями по прочитанному
– Что  взволновало автора?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?

Физкультминутка       «Танец маленьких утят»

3) Чтение рассказа и анализ

1часть «Жужжащее чтение»

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения  (весной это озеро далеко разливалось …)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

(вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)

– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами (мать шла позади …)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (чтобы не выпускать из виду)
– Какие враги были у уток?  (лисицы и ястребы)

2часть «Чтение в парах»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

– Зачем ребята это делали?
Просто так, для забавы

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?   
– Докажите строчками из произведения (мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении)
 
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
Мама!
А ваша мама переживает за вас?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
Заботливая.
– Вам её жалко?

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

 – Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?  (глупыши)
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (мать шла позади)
– А почему сейчас она побежала впереди?
(хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
  (Снял шляпу)

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
Знак уважения.
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
 – Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему? (там впереди могут быть ещё опасности)
 

4) Работа над иллюстрацией.

Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
 

5) Работа с пословицами (слайд)
 
 – Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
- Доброе дело лучше ста слов.

- Как понимаете эту пословицу?

6) Определение главной мысли рассказа.

– Как автор назвал свой рассказ? (слайд)
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая  о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом.

 – Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине?

 (добрый, строгий, неравнодушный)

7) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд)

    Мои молодые друзья!
 Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

VII. Обобщение

-Мы побывали в гостях у писателя М.Пришвина.

- Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?

  - Узнать о жизни и творчестве писателя

  - Познакомиться с новым произведением

  - Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

- Добились мы их выполнения?

VIII. Итог урока

  - Над чем  заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

 - К чему нас призывает?

Девиз М.М.Пришвина  – не делать дурного природе.

Опять возвращаюсь к вопросу:

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете?

 

 IX. Рефлексия  - Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».

-Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки.

-Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с

изображением солнышка.

-У кого настроение менялось на уроке, поднимите  карточки с

изображением солнышка и тучки.

   

 X.  Домашнее задание:    Подготовить выразительное чтение + рисунок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Школа России» ФГОС Тема урока:

Школа России» ФГОС Тема урока:

Уж команду дал звонок: Начинаем наш урок! 2

Уж команду дал звонок: Начинаем наш урок! 2

На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин

На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин

В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек

В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек

Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

В начале мы должны объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять этот рассказ

В начале мы должны объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять этот рассказ

Сколько надо было идти до озера? – 3 версты

Сколько надо было идти до озера? – 3 версты

Чтение по абзацам» – Что можно сказать о ребятах? –

Чтение по абзацам» – Что можно сказать о ребятах? –

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018