Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.
Оценка 4.9

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология
11 кл
08.04.2018
Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.
Цель: показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части. Учебно-воспитательные задачи: • УЧЕБНЫЕ: сформировать понятие «научно-техническая революция»; познакомить с чертами и частями НТР. Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР. • РАЗВИВАЮЩИЕ: Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект. Показать масштабы научно-технических достижений человечества. • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: развивать интерес к предмету.«Если человек мечтает что-то сделать в науке, единственный путь – не сидеть сложа руки под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою голову стукнется «яблоко» Ньютона, а научиться самоотверженно и системно работать»
11 кл Научно-техническая революция и научно - технический прогресс..docx
План ­ конспект урока Предмет :    Технология Класс:          10 Тема урока: Научно­техническая революция и научно ­ технический прогресс.  Учитель :     Качмазова М.М Цель: показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные  части. Учебно­воспитательные задачи:  УЧЕБНЫЕ: сформировать понятие «научно­техническая революция»;  познакомить с чертами и частями НТР. Сформировать понятие НТР;  познакомить с чертами и частями НТР.  РАЗВИВАЮЩИЕ: Формировать умение слушать и выделять главное в  содержании, схематически составлять конспект. Показать масштабы  научно­технических достижений человечества.  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: развивать интерес к предмету. Тип урока: изучение нового материала, урок­лекция. лекция с элементами  самостоятельной работы по картам атласа. Оборудование:   компьютер, проектор, экран, презентация. Метопредметная связь: Ход урока  Организация урока I.            1. Приветствие 2.Проверка готовности Опрос дом. задания 1. Блиц опрос  2. Д / з . II. Мотивация к изучению новой темы. Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из  наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного  мира. Эпиграфом к нашему уроку я  взяла слова академика Р.В. Хохлова: «Если человек мечтает что­то сделать в науке, единственный путь – не сидеть сложа руки  под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою  голову стукнется «яблоко» Ньютона, а научиться самоотверженно и системно работать» За всю историю существования человечество развивается неразрывно. Но  бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения  производительных сил человечества. Таким был период промышленных переворотов в 15 – 19  вв. в ряде стран  мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В 19 веке в Англии  был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного  производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США  при производстве автомобилей. Итак, тема нашего урока_____________________________________________ III     Из истории:  паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной  революции в 19 веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ.  Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она  проявляется по­разному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не  завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она  будет – покажет будущее.  Изучение новой темы Разминка____________________________________________________ Беседа с классом Вопросы:  Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование. Философский словарь: перерыв постепенности, скачкообразный переход количественных изменений в  качественные изменения в процессе развития. Словарь С.И. Ожегова: коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного  состояния к другому. Прогр ссее развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед,  повышение уровня организации, усложнение способа организации...  (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление   Что объединяет   эти определения?  Какое бы определение вы дали НТР?  В чём отличие понятий научно­технический прогресс и НТР? Ответ: Научно­технический прогресс НТР НТП – это постепенное,  поступательное развитие  производительных сил, которое  является эволюционным развитием  общества. НТР – Это коренной качественный  переворот в производительных силах  человечества, основанный на превращении  науки в непосредственную  производительную силу общества. 2. Характерные черты НТР.    1) Универсальность, всеохватность.   НТР затронула все страны мира и все сферы, и даже  космическое  пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда,  быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и  т.д. Всеохватность НТР можно характеризовать, т.к. благодаря НТР в нашем  лексиконе появились слова спутник, атом, робот и т.  д. Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10  лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама? 2) Ускорение научно­технических преобразований.  Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его  внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем  физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл  (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)  Найдите пример в дополнительном тексте, который бы подтверждал эту  черту НТР.  Проанализируйте  таблицу, сделайте выводы. Научное открытие Внедрение в производство Солнечные батареи Транзисторы Атомная бомба Телевидение Рентген Радио Телефон Фотография 2 года 3 года 6 лет 12 лет 18 лет 35 лет 56 лет 112 лет Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем  главное отличие двух явлений? Ответ: НТП НТР Постепенное Поступательное Эволюционное развитие  общества Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором  развития техники. Быстрые Глубокие изменения Превращение науки в непосредственную  производительную силу общества 3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов.   Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного  труда, произошла его интеллектуализация. В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась  доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы  легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу. 4) Военно­техническая революция.  Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил  взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на  использование новейших достижений научно­технической мысли в военных  целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного  спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на  достижение мирных целей. ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют  друг с другом. Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука –  одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности.  Для многих стран развитие науки – это задача №1. В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США,  Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80%  научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все  изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.        В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место –  США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия). Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё  более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на  научные исследования и производство той или иной продукции). Техника и технология.  Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Цель новых технологий – повышение экологической активности  производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана  природы. По производству природоохранной техники и внедрению новейших  природоохранных технологий выделяются Германия   и США. Помимо того,  что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных  технологий, Германия еще является главной страной­поставщиком их на  мировой рынок. Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР: a. Эволюционный путь b. Революционный путь a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и  технологии) Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники  и технологии. Ответ: Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века –  автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда. Например, в начале 50­х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50  тыс. тонн нефти, в 60­е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70­х гг. появились  суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из  морских танкеров построены в Японии и во Франции. Однако подобная гигантомания не всегда себя оправдывает, так как не  каждый   порт может принять и обслужить столь крупный транспорт.  (Ведь длина судна достигает 480 м, ширина – около 63 м, осадку с грузом  такой танкер имеет до 30 метров.  Гребной винт равен высоте  трехэтажного дома, палуба занимает – 2,5 га b) Революционный путь (Переход к принципиально новой технике и  технологии). Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники.  Если раньше говорили о «веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас  говорят о «веке электроники». Вопрос Вывод (ученики делают самостоятельно): Революционный путь – главный  путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР. IV   . Рефлексия по карточкам: _______________________________________ (Рефлексия – это способность направлять мыслительный процесс на собственное сознание,  поведение, накопленные знания, совершенные и будущие действия.) V   .   Домашнее задание:   выучить тему, нано технологии – что это?

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.

Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.
Скачать файл