Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология
11 кл
08.04.2018
Цель: показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.
Учебно-воспитательные задачи:
• УЧЕБНЫЕ: сформировать понятие «научно-техническая революция»; познакомить с чертами и частями НТР. Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.
• РАЗВИВАЮЩИЕ: Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект. Показать масштабы научно-технических достижений человечества.
• ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: развивать интерес к предмету.«Если человек мечтает что-то сделать в науке, единственный путь – не сидеть сложа руки под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою голову стукнется «яблоко» Ньютона, а научиться самоотверженно и системно работать»
11 кл Научно-техническая революция и научно - технический прогресс..docx
План конспект урока
Предмет : Технология
Класс: 10
Тема урока: Научнотехническая революция и научно технический прогресс.
Учитель : Качмазова М.М
Цель: показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные
части.
Учебновоспитательные задачи:
УЧЕБНЫЕ: сформировать понятие «научнотехническая революция»;
познакомить с чертами и частями НТР. Сформировать понятие НТР;
познакомить с чертами и частями НТР.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Формировать умение слушать и выделять главное в
содержании, схематически составлять конспект. Показать масштабы
научнотехнических достижений человечества.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: развивать интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала, уроклекция. лекция с элементами
самостоятельной работы по картам атласа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Метопредметная связь:
Ход урока
Организация урока
I.
1. Приветствие
2.Проверка готовности
Опрос дом. задания
1. Блиц опрос
2. Д / з .
II. Мотивация к изучению новой темы.
Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из
наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного
мира. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Р.В. Хохлова: «Если человек мечтает чтото сделать в науке, единственный путь – не сидеть сложа руки
под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою
голову стукнется «яблоко» Ньютона, а научиться самоотверженно и системно работать»
За всю историю существования человечество развивается неразрывно. Но
бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения
производительных сил человечества.
Таким был период промышленных переворотов в 15 – 19 вв. в ряде стран
мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В 19 веке в Англии
был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного
производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США
при производстве автомобилей.
Итак, тема нашего урока_____________________________________________
III
Из истории: паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной
революции в 19 веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ.
Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она
проявляется поразному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не
завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она
будет – покажет будущее.
Изучение новой темы
Разминка____________________________________________________
Беседа с классом
Вопросы:
Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование.
Философский словарь:
перерыв постепенности, скачкообразный переход количественных изменений в
качественные изменения в процессе развития.
Словарь С.И. Ожегова:
коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного
состояния к другому.
Прогр ссее
развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед,
повышение уровня организации, усложнение способа организации...
(лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление
Что объединяет эти определения? Какое бы определение вы дали НТР?
В чём отличие понятий научнотехнический прогресс и НТР?
Ответ:
Научнотехнический прогресс
НТР
НТП – это постепенное,
поступательное развитие
производительных сил, которое
является эволюционным развитием
общества.
НТР – Это коренной качественный
переворот в производительных силах
человечества, основанный на превращении
науки в непосредственную
производительную силу общества.
2. Характерные черты НТР.
1) Универсальность, всеохватность.
НТР затронула все страны мира и все сферы, и даже космическое
пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда,
быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и
т.д.
Всеохватность НТР можно характеризовать, т.к. благодаря НТР в нашем
лексиконе появились слова спутник, атом, робот и т. д.
Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10
лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?
2) Ускорение научнотехнических преобразований.
Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его
внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем
физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл
(например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)
Найдите пример в дополнительном тексте, который бы подтверждал эту
черту НТР.
Проанализируйте таблицу, сделайте выводы. Научное открытие Внедрение в производство
Солнечные батареи
Транзисторы
Атомная бомба
Телевидение
Рентген
Радио
Телефон
Фотография
2 года
3 года
6 лет
12 лет
18 лет
35 лет
56 лет
112 лет
Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем
главное отличие двух явлений?
Ответ:
НТП
НТР
Постепенное
Поступательное
Эволюционное развитие
общества
Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором
развития техники.
Быстрые
Глубокие изменения
Превращение науки в непосредственную
производительную силу общества
3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов.
Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного
труда, произошла его интеллектуализация.
В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась
доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы
легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.
4) Военнотехническая революция.
Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил
взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 г., после которого
началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на
использование новейших достижений научнотехнической мысли в военных
целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного
спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на
достижение мирных целей.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют
друг с другом.
Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука –
одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности.
Для многих стран развитие науки – это задача №1.
В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США,
Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80%
научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все
изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.
В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место –
США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и
Россия).
Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё
более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на
научные исследования и производство той или иной продукции).
Техника и технология.
Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.
Цель новых технологий – повышение экологической активности
производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана
природы.
По производству природоохранной техники и внедрению новейших
природоохранных технологий выделяются Германия и США. Помимо того,
что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных
технологий, Германия еще является главной странойпоставщиком их на
мировой рынок.
Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:
a. Эволюционный путь b. Революционный путь
a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и
технологии)
Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники
и технологии.
Ответ:
Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века –
автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.
Например, в начале 50х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50
тыс. тонн нефти, в 60е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70х гг. появились
суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из
морских танкеров построены в Японии и во Франции.
Однако подобная гигантомания не всегда себя оправдывает, так как не
каждый порт может принять и обслужить столь крупный транспорт.
(Ведь длина судна достигает 480 м, ширина – около 63 м, осадку с грузом
такой танкер имеет до 30 метров. Гребной винт равен высоте
трехэтажного дома, палуба занимает – 2,5 га
b) Революционный путь (Переход к принципиально новой технике и
технологии).
Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники.
Если раньше говорили о «веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас
говорят о «веке электроники».
Вопрос
Вывод (ученики делают самостоятельно): Революционный путь – главный
путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.
IV
. Рефлексия по карточкам: _______________________________________
(Рефлексия – это способность направлять мыслительный процесс на собственное сознание,
поведение, накопленные знания, совершенные и будущие действия.)
V . Домашнее задание:
выучить тему,
нано технологии – что это?
Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.
Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.
Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.
Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.
Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.
Тема урока: Научно-техническая революция и научно - технический прогресс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.