Тема урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные,
папоротникообразные"
Цель:
сформировать знания об особенностях строения, размножения и значения плаунов, хвощей и
папоротников; сравнить споровые растения; формировать понятия об усложнении и развитии
растений;
продолжить вырабатывать навыки по выполнению лабораторных работ;
развивать любознательность.
Оборудование: рисунки, таблицы, фотографии, натуральные и гербарные образцы плаунов, хвощей,
папоротников.
I. Введение
II. Проверка знаний.
Задание 1 Вставьте пропущенные слова:
“Жизненный цикл мха сложный: в нем происходит чередование двух поколений – … и …. На женских
гаметофитах в особых органах – … образуются яйцеклетки, в мужских – … – сперматозоиды.
Оплодотворение возможно только при наличии …”.
Ответ: спорофит, гаметофит, архегонии, антеридии, вода.
Задание 2
Ответьте на вопросы.
1. Перечислите выраженные ткани мхов. Ответ: Основная, проводящая, механическая, запасающая,
покровная.
2.Чем необычен рост мха сфагнума? Ответ: Бесконечный рост и образование торфа из отмершей части
растений.
3. Каково строение ризоидов мхов? Ответ: Нитевидные одноклеточные или многоклеточные выросты в
нижней части стебля. Они образованы одинаковыми клетками и лишены проводящей ткани.
4. Как устроены коробочки мхов? Ответ: На женских растениях на верхушке образуются коробочки на
длинных ножках, покрытые колпачками. В коробочках образуются споры. На верхушке женских растений
находятся половые органы с женской половой клеткой.
5. Чем представлено бесполое поколение моховидных? Ответ: Спорофит, растение на котором
образуется споры.
6. Чем представлено половое поколение моховидных? Ответ: Гаметофит, стебель с листьями и половыми
клетками.
Задание 3
Карточказадание для индивидуальной работы:
Ответ:
– в природе: накопители влаги и регуляторы водного баланса лесов;
– в жизни человека: торфообразующая роль, антибиотические свойства мхов. III. Проблемная ситуация и совместное открытие знаний
Учитель: О каких растениях идет речь в моих загадках:
Змея лежит колючая,
А
Змея лежит ползучая.
)
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуето, в чешуе!
А головки ровно две!
Б)Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и
кабана!
В)Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!
(Обычно учащиеся затрудняются ответить.)
Учитель: Найти ответы на данные загадки вы сможете после изучения новой темы!
Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу:
Лишь тот, кто в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу.
Г.Гессе “Игра в бисер”
(Пояснения учителя.)
– Предлагаю работу в группах – совместное открытие знаний! Каждая группа учащихся получает 3 карточки:
карточка №1 содержит информацию о плаунах;
карточка №2 содержит информацию о хвощах;
карточка №3 содержит информацию о папоротниках.
Каждая группа готовит краткое сообщение о плаунах, хвощах и папоротниках.
Также учащиеся используют текст и иллюстрации учебника, таблицы, схемы размножения плаунов, хвощей и
папоротников. В случае возникновения какихлибо вопросов, контакт учителя с группой осуществляется
через организатора группы.
Карточка 1
Отдел Плауновидные
Эти растения, как и моховидные, произошли, возможно, от псилофитов. Ныне сохранилось около 1000 видов
плауновидных, относимых к четырем родам, трем порядкам, двум классам. В настоящее время плауновидные
чаще встречаются в хвойных и смешанных лесах.
Строение
Это травянистые, многолетние,
обычно вечнозеленые растения,
живущие на земле или стволах
деревьев. Плауны имеют
прямостоячие, полегающие,
свисающие или стелющиеся
побеги. Длина прямостоячих
побегов у наземных растений –
до 11,5м., у стелющихся – до
10м.
Размножение
Верхушечные побеги заканчиваются
спороносными колосками из стержня,
покрытого мелкими и тонкими
листочками. У основания листочков
развиваются спорангии, в которых
созревают в зависимости от вида в
течение нескольких месяцев или лет.
Зрелые споры, прорастая, образуют
мелкие (от 1 до 5 мм) обоеполые
гаметофиты (заростки). Мужские и
Значение
Некоторые плауны ядовиты, и
животные их не едят. Споры этих
растений, богатые жирными
маслами, использовались в
пиротехнике, в медицине (в качестве
кожных присыпок) и технике (для
обсыпки форм под фигурное литье).
В современном растительном
покрове плауновые заметной роли не
играют. У стелющихся видов от главного
стебля отходят боковые, а также
придаточные корни.
Верхушечная меристема со
временем теряет свою
активность, поэтому
плауновидные ограничены в
росте.
женские половые органы созревают
неодновременно, что повышает
вероятность перекрестного
оплодотворения. Из образовавшейся в
результате оплодотворения зиготы
развивается спорофит.
Плаунам свойственно также
вегетативное размножение – почками,
побегами.
Карточка 2
Отдел Хвощевидные
В настоящее время сохранилось около 30 видов; распространены они, преимущественно, во влажных местах.
Хвощевидные также произошли от псилофитов.
Размножение хвощей
Почти все они злостные
трудноискоренимые сорняки.
Осенью и зимой служат кормом
для оленей и кабанов. Молодые
вегетативные побеги хвоща
полевого применяют в медицине
как мочегонное средство, но в
целом значение хвощей невелико.
Размножение хвощей
Весной на корневищах вырастают
побеги, на которых располагаются
спороносные колоски. Колоски
содержат спорангии, в которых путем
митоза формируются гаплоидные
споры. После раскрытия спорангия
споры высыпаются и разносятся
ветром. Из спор развиваются
гаметофиты (заростки) в виде
пластинок диаметром от нескольких
мм до 3 см. На нижней стороне
гаметофита возникают бесцветные
ризоиды длиной до 1 см, с помощью
которых он прикрепляется к почве и
всасывает воду с растворенными в
ней минеральными солями. У хвощей
имеются три типа гаметофитов:
мужские, женские и обоеполые, при
этом женские гаметофиты крупнее
мужских
Оплодотворение у хвощей
осуществляется в присутствии
капельножидкой влаги на
поверхности гаметофита. Зигота
прорастает в спорофит.
Строение хвощей
В настоящее время хвощи
представлены многолетними
травянистыми растениями с хорошо
развитым корневищем с
придаточными корнями. Надземная
часть стебля достигает 0,51 м и
более.
Характерно особое строение побегов,
состоящих из члеников (междоузлий)
и узлов с мутовчато расположенными
листьями. Листья – сильно
измененные боковые веточки.
Другая особенность хвощей –
накопление кремнезема в стенках
клеток всего растения, играющего
механическую и защитную роль.
Подземный стебель (корневище)
располагается на разной глубине.
Бывают горизонтальные и
вертикальные корневища.
Горизонтальные корневища толще, с
более длинными междоузлиями, чем у
вертикальных. На корневищах
образуются клубни – утолщенное и
видоизмененное междоузлие ветви.
Клетки клубней очень крупные и
заполнены крахмальными зернами.
Функцию фотосинтеза несет более или
менее разветвленный зеленый стебель.
Карточка 3
Отдел папоротниковидные или папоротники.
Папоротники широко распространены по всему зеленому шару и встречаются в самых разных
местообитаниях.
Как и у большинства высших растений, спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает
господствующее положение по сравнению с половым поколением и является, как правило, многолетним
растением. Папоротники умеренного пояса в большинстве – многолетние наземные травянистые растения. Жизненные
формы тропических папоротников более разнообразны: древовидные формы, лиановидные папоротники,
эпифитные папоротники и др.
Значение
Некоторые виды
папоротников используют в
качестве декоративных
растений (адиантум,
полиподиум, нефролепис).
Молодые листья
определенных видов
употребляют в пищу. Отвары
корневищ и настойки
некоторых папоротников
применяют в медицине как
болеутоляющие,
противовоспалительные,
противоглистные средства,
для лечения легочных
заболеваний, рахита,
желудочных расстройств.
Строение
Тело папоротника расчленено на корень,
стебель и лист.
Листья папоротников, называемые
вайями, произошли в результате
уплощения крупных ветвей. Листья
папоротников длительное время
продолжают верхушечный рост, образуя
при этом характерную
разворачивающуюся “улитку”. В
большинстве случаев фотосинтезирующие
листья расчленены на черешок и
пластинку. У большинства папоротников
листья перистые – однократно, дважды
или многократно. Пластинка перистого
листа имеет ось, или рахис,
представляющий собой продолжение
черешка. Рахис соответствует главной
жилке цельного листа. По массе и
размерам они, как правило, значительно
преобладают над стеблем. У некоторых
папоротников листья дифференцированы
на стерильные (фотосинтезирующие) и
фертильные (несущие спорангии).
Стебель папоротников обычно не бывает
сильно развит. Только у древовидных
папоротников он представлен
прямостоячим стволом, несущим на
верхушке крону листьев. У большинства
же папоротников короткий горизонтально
расположенный стебель представлен
корневищем. Корневище бывает
радиальным, т.е. придаточные корни и
листья покрывают его равномерно, или
дорсивентральным, листья которого
сидят на верхней спинной стороне, а
корни главным образом на нижней –
брюшной.
Размножение
Спорангии развиваются на
обыкновенных зеленых листьях или
на специализированных листьях.
Располагаться они могут одиночно
или группами – сорусами. Сорусы
расположены с нижней, лучше
защищенной стороны листьев
(спорофиллов).
При созревании спорангии
вскрываются и споры высыпаются.
Споры папоротника гаплоидны,
гаплоиден и гаметофит.
Большинство папоротников –
равноспоровые растения.
Гаметофиты (заростки) обитают
обычно на поверхности почвы. Они
обоеполые, зеленые, маленькие,
разные по форме, питаются
самостоятельно, реже – лишены
хлорофилла и развиваются под
землей. К почве гаметофит
прикреплен многочисленными
ризоидами. На нижней, брюшной
стороне гаметофита развиваются
архегонии. Антеридии, которые
обычно развиваются раньше, также
сосредоточены на нижней
поверхности гаметофита. Каждый
антеридий содержит сперматозоиды.
В архегониях созревают яйцеклетки.
Оплодотворение происходит только
в капельножидкой среде,
обеспечивающей активное движение
сперматозоидов к архегонию. Зигота,
возникающая из оплодотворенной
яйцеклетки, дает начало
диплоидному зародышу,
развивающему в диплоидный
спорофит.
Каждая группа готовит сообщение (например: 1я группа сообщение о плаунах, 2я группа о хвощах и 3я, о
папоротниках). Допускаются дополнения к сообщениям учащимися других групп.
Анализируя сообщения учащихся, учитель подводит итог данного этапа и оценивает качество сообщения
согласно следующему критерию: полнота изложения вопроса по строению, размножению и значению плаунов,
хвощей и папоротников.
Учитель: Следующим этапом урока является выполнение лабораторной работы.
(Инструкция по выполнению работы выдается организаторам групп).
Лабораторная работа “Строение папоротника и хвоща” Цель: изучить строение папоротника и хвоща.
Оборудование: натуральные и гербарные образцы папоротника мужского и хвоща полевого, спороносные
колоски хвоща полевого, препаровальная игла.
Задание
1. Рассмотрите папоротник мужской. Найдите корневище с отходящими от него корнями. Рассмотрите
лист. Отметьте его особенности.
2. На нижней поверхности листа папоротника найдите бурые бугорки, в них находятся спорангии со
спорами.
3. Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите корневище. Стебель и
пленчатые листья, прижатые к стеблю. На верхушке побега рассмотрите спороносный колосок. На его
оси расположены спороносные листья, состоящие из ножки и многогранной пластинки. На нижней
части пластинки находятся спорангии. Аккуратно отделите спороносный лист и рассмотрите его.
4. Рассмотрите летний побег хвоща полевого. Найдите корневище, стебель и боковые побеги.
Рассмотрите мутовки листьев, которые расположены на боковых побегах.
5. Сравните хвощ и папоротник. Отметьте черты сходства и различия.
Учитель: Предлагаю отдельным учащимся озвучить основные выводы по работе.
Ответы:
1. У папоротника крупные листья, спороносные колоски отсутствуют, группы спорангиев расположены
на нижней стороне листа.
2. У хвоща листья мелкие. Развиты спороносные колоски.
3. Папоротники и хвощи – спороносные растения.
IV. Проверка усвоенных на уроке знаний
Учитель: Используя полученные знания по отделам спороносных, заполните таблицу (работа проводится по
вариантам).
Вариант 1
Побег
Стебель
Листья
Корни
Плауны
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Ответ:
Побег
Плауны
Нет деления на весенний и летний Стебель
Листья
Корни
Прямостоячий или стелющийся
Мелкие, различной формы
Придаточные корни отходят от стелющегося побега
Вегетативное размножение Побегами
Бесполое размножение
Спорофит
Половое размножение
Гаметофит
Вариант 2
Побег
Стебель
Листья
Корни
Хвощи
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Ответ:
Побег
Стебель
Листья
Корни
Хвощи
Весенний и летний
Жесткий прямостоячий
Мелкие Чешуевидные
Корневище, придаточные корни
Вегетативное размножение Корневищами
Бесполое размножение
Спорофит
Половое размножение
Гаметофит
Вариант 3
Побег
Стебель
Листья
Корни
Папоротники
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Ответ:
Побег
Папоротники
Нет деления на весенний и летний Стебель
Листья
Корни
Короткий, жесткий
Вайи
Корневище, придаточные
Вегетативное размножение Почками на корневищах
Бесполое размножение
Спорофит
Половое размножение
Гаметофит
Учитель сообщает правильные ответы. Учащиеся оценивают свою работу.
Учитель: Найдите ошибку в предложенном тексте: “…папоротник цветет в глухую, июньскую ночь, накануне
религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он
наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле”.
Ответ учащихся: у папоротников нет цветков.
Учитель: А сейчас вернемся к загадкам, на которые не было получено ответа в начале урока.
Змея лежит колючая,
А
Змея лежит ползучая.
)
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу
устремляется.
В чешуето, в чешуе!
А головки ровно две!
Ответ учащихся: плаун.
Есть колос, но не пшеница,
Б
)
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!
Ответ учащихся: хвощ.
В)Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!
Ответ учащихся: папоротник
V. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: Что вы сегодня узнали на уроке?
Ответы учащихся: …
VI. Домашнее задание.
Обязательные задания:
1. Чтение текста учебника стр.5667.
2. Составить логикоструктурные схемы (опорные конспекты) жизненных циклов плауна, хвоща и
папоротника. Задания выполняются учащимися по желанию:
1. Составить список наиболее известных представителей хвощей и папоротников, а также схематично
зарисовать данных представителей.
2. Напишите минисочинение на тему: “Путешествие в лес каменноугольного периода”.
3. Составить кроссворд, с ключевым словом – папоротник.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.