Тема урока: Русский язык в современном мире.
Оценка 5

Тема урока: Русский язык в современном мире.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
11.11.2018
Тема урока: Русский язык в современном мире.
Урок 1. Тема урока: Русский язык в современном мире. Цели: обучающие: определить место и назначение русского языка в современном обществе; закрепить умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы русского языка; развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы, лекция, презентация); развивать умение критически мыслить; воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа. Тип урока: комбинированный.
konspekt_0.doc
Урок 1. Тема урока: Русский язык в современном мире. Цели: обучающие: определить место и назначение русского языка в современном обществе;  закрепить умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы русского языка; развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное  монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе);  используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую  информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы,  лекция, презентация); развивать умение критически мыслить; воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать  понимание связи языка и истории, культуры народа. Тип урока: комбинированный. Методы работы: объяснительно­иллюстративный, частично­поисковый.  Формы организации учебной деятельности учащихся: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция, тестовое задание. Оборудование: проектор, компьютер, презентация. Этапы занятия:  1. организационный момент (0,5 мин);  2. мотивация учебной деятельности (2 мин);  3. определение темы, целей, задач урока (2 мин);  4. работа по теме урока (25 мин);  5. объяснение домашнего задания (1 мин);  6. выполнение повторительно­закрепительных заданий (12 мин);  7. оценивание работы учащихся (1 мин);  8. рефлексия (1,5 мин). 1. Организационный момент: приветствие классу, выявление отсутствующих, оценка Ход урока: гигиенических условий подготовки кабинета к уроку (0,5 мин). 2. Мотивация учебной деятельности (2 мин). Слово учителя: До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны. К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная  девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила  разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и  решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено. Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело. Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами:  «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,­ ты один мне  поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь  тебя ­ как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить,  чтобы такой язык не был дан великому народу!» Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил. Беседа с учащимися: ­ В чем состояла ошибка коменданта? Почему в музей тянулись жители оккупированного  фашистами города? ­ Какая роль русского языка передана в легенде? (умение сплотить людей, поддержать в  трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа) ­ Более 7­ти десятилетий прошло после окончания Великой Отечественной войны. Какую  роль выполняет русский язык в современном обществе? (переход к теме урока) 3. Определение темы урока, целей, задач (совместно с учащимися). (2 мин) 4. Работа по теме урока. 1) Самостоятельная работа в 4 группах.(5 мин) Задание: составьте устное высказывание о роли русского языка в современном обществе,  выразив свою точку зрения ­ с использованием раздаточного материала – 1­2 группы (Приложение 1,2), ­ с использованием материала учебника упр. 7, 8 на стр. 8­10. – 3­4 группы. 2) Слушаем 2­3 устных высказывания и дополнения учащихся (5 мин). 3) Лекция ­ диалог и составление тезисов по её материалам (презентация). (10 мин) Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении  существования человеческого общества. Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением,  сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей. Язык в своем развитии прошел долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять  свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало  повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры. Ключевое слово в сочетании «современный русский язык» слово русский. Это язык,  созданный народом, на котором он строит свою культуру; для русского человека он –  родной. Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных  на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет  языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в  России и за ее пределами. Россия – многонациональное государство. Выполняя роль посредника между всеми  языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического,  экономического и культурного развития нашей многонациональной страны. В соответствии с Конституцией РФ (1993 год) русский язык является государственным языком РФ на всей  ее территории. (Беседа: почему встала проблема преодоления языкового барьера между  нациями?) «Разноязычность народов с глубокой древности поставила проблему преодоления  языковых барьеров. В многонациональных странах необходимость преодоления  языкового барьера между нациями приводит, как правило, к развитию двуязычия.  Этот процесс наблюдается во многих странах мира, где общим обычно становится  язык наиболее многочисленной нации. Как, скажем, китайский в КНР, вьетнамский во  Вьетнаме, английский в Великобритании, русский в нашей стране. В многоязычных странах без общего языка обойтись нельзя. Полиглотами могут быть  немногие. А наличие общего языка не требует таких усилий, второй язык наряду с  родным выучить по силам каждому.  Весь мировой опыт говорит за то, что иного пути нет, что государство не может  существовать как единое целое без общего средства общения. Тем более страна с  развитой культурой, экономикой. Распространение русского языка может быть только добровольным. Ведь всякое  насилие или поспешность неизбежно будут встречать сопротивление. Потребность значение слова «мировой»?) Численность людей, которые считают русский родным языком, превышает 200 миллионов  человек. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года русским языком  владеют 138 миллионов (99,4%) из почти 143 миллионов человек, проживающих на  территории России. Всего же, по данным Интернет, русским языком в мире в той или иной степени владеют  более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в  мире после китайского и английского. овладения русским языком должна быть осознана как необходимость, как способ  приобщения к многогранным культурам наших народов. Вряд ли правомерно настаивать на том, чтобы в едином государстве национальные  языки в местах своего распространения выполняли полностью все функции языкового  общения. Ведь такие сферы, как армия, дипломатия, современная наука, скажем,  космонавтика или ядерная физика, требуют общего языка», ­ писал В.Солнцев.  Русский язык по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых  языков, однако точно определить это место довольно трудно. (Определите: каково  Русский язык – один из развитых языков. Он обладает богатым словарным запасом и  терминологией по всем областям науки, техники, культуры, выразительностью  лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей,  способностью отобразить все многообразие и богатство окружающего мира. (Назовите  известных ученых­лингвистов.) Интерес к русскому языку велик и за рубежом. Он является одним из официальных и  рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; входит в число  «мировых языков». (Вспомните: Какие мировые языки вы знаете? Каким условиям должен  удовлетворять язык, чтобы считаться мировым? Почему русский язык стал мировым  языком?) В период, предшествующий распаду СССР, и непосредственно после него, во многих  зарубежных странах существенно сократилось количество людей, изучающих русский  язык; в бывших союзных и автономных республиках началось не всегда оправданное  ограничение сфер функционирования русского языка, вытеснение его из экономической,  образовательной и культурной сфер. (Что вы знаете о ситуации с русским языком в  Латвии, Украине, других постсоветских республиках?) За последнее время авторитет русского языка возрос не только среди народов России, но и  в других странах СНГ и за рубежом. (В чем это, по вашему мнению, проявляется?) Возрождаются Центры русской культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья.  Большую роль в этом процессе играет отношение Правительства РФ к данной проблеме. На самом высоком уровне в России приняты меры, способствующие дальнейшему развитию  русского языка и продвижению его на мировой арене: 2007 год объявлен Годом русского  языка, принята Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011­2015 годы. В  соответствии с Указом Президента Российской Федерации о ежегодном праздновании Дня  русского языка в России учрежден и впервые проходит в 2012 году Всероссийский  фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»; в 2011­2012 учебном году объявлен Всероссийский Конкурс по выявлению талантливой  молодежи «Молодежное движение», составной частью которого является олимпиада по  русскому языку. (Каково, по­вашему, значение знания и использования русского языка для  современного человека?) Знание русского языка дает возможность общения каждому человеку с людьми других  национальностей и открывает пути и перспективы межнационального и межкультурного  сотрудничества. (Использованы кн. Золотаревой И.В., Дмитриевой Л.П. «Поурочные  разработки по русскому языку. 10 класс» изд.­ М.: ВАКО, 2004; данные Всероссийской  переписи населения 2010г. и Интернет) 4) После прочтения лекции 2­3 ученика зачитывают тезисы, остальные слушают, дополняют (5 мин). 5. Объяснение домашнего задания (по выбору, разноуровневое) (1 мин): ­ Подготовьте связный рассказ по теме «Роль русского языка в современном мире»,  используя тезисы лекции и материал учебника. ­ Напишите сочинение­миниатюру на тему «Язык – лучший посредник для установления  дружбы и согласия». ­ Подготовьте сообщение по теме «Русский язык на постсоветском пространстве» с  использованием данных Интернет, СМИ. ­ Подготовьте реферат об одном из известных ученых­лингвистов, осветив проблемы  языкознания, которые его интересовали. 6. Выполнение повторительно­закрепительных заданий. 1) Запишите под диктовку текст, объясните орфографию, пунктуацию (5 мин). Русский язык — один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических  форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей,  любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,— народ великий»,—  говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов  находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость  немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях  краткость греческого и латинского языка». 2) Очень многие писатели восхищались русским языком, отмечая его красоту и  особенности. Кратко проанализируйте высказывания, высказав своё согласие или  несогласие ,приведите аргументы в защиту своего мнения.  Запишите в тетрадь высказывания, используя прямую или косвенную речь. (3 мин).   «Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это  наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: и  стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись».  (С.Я.Маршак) «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой  силой народного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух, физические  явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот  глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о  любви человека к его иногда суровой родине…». (К.Д.Ушинский) «Язык живет вместе с жизнью народа». (В.Г.Белинский) «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».  (К.Г.Паустовский) «Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают  пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу.  Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем». (Н.Рерих) 3) Работа в парах по таблице­тесту  (4 мин). ­ Инструкция к выполнению задания: рядом с утверждение запишите «да» или «нет»,  соглашаясь или не соглашаясь с утверждениями.  ­ Вы прошли тест, если после обработки набрали18 баллов. Обработка теста: поставьте 1 балл, если слово «да» находится рядом с числами  1,2,3,4,5,6,8,9,12,18, а слово «нет» около чисел 7,10,11,13,14,15,16,17. 7. Комментарий отметок, поставленных в течение урока (1 мин). 8. Рефлексия (1,5 мин). белая – считаю материал урока полезным для социальной адаптации, подготовки к  экзаменам; серая ­ считаю материал урока бесполезным, ненужным, неприменимым.

Тема урока: Русский язык в современном мире.

Тема урока: Русский язык в современном мире.

Тема урока: Русский язык в современном мире.

Тема урока: Русский язык в современном мире.

Тема урока: Русский язык в современном мире.

Тема урока: Русский язык в современном мире.

Тема урока: Русский язык в современном мире.

Тема урока: Русский язык в современном мире.

Тема урока: Русский язык в современном мире.

Тема урока: Русский язык в современном мире.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018