Цель урока:
Обучающая: сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с наукой, техникой и производством;
Развивающая: развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям;
Воспитывающая:способствовать формированию технологической культуры.
Оснащение уроков: компьютер, учебник технологии, ПК.Технологический уклад (волна) — совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным.[1]
10 кл ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.docx
План конспект урока
Предмет : Технология
Класс: 10
Тема урока: Технологическая культура
Учитель : Качмазова М.М
Цель уроков:
Обучающая: сформировать у учащихся представление о технологической культуре,
технологии ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи
технологии с наукой, техникой и производством;
Развивающая: развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям;
Воспитывающая:способствовать формированию технологической культуры.
Оснащение уроков: компьютер, учебник технологии, ПК.
Методы обучения: рассказ, беседа, показ презентации, практическая работа.
Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.
Метопредметная связь: физика, история, обществознание
Опорные понятия: технологическая культура, технология, технологический уклад,
научнотехническая революция (НТР).
Ход урока
Организация урока
I.
1. Приветствие
2.Проверка готовности
Опрос дом. задания
1. Блиц опрос
2. Д / з .
II. Мотивация к изучению новой темы.
III.
Задание разминка
Вопросы для фронтальной вступительной беседы, помогут учащимся погрузиться в
рассматриваемое содержание, сформировать мотивационную сторону его усвоения.
Итак, тема нашего урока_____________________________
Изложение нового материала
Логичным переходом может служить ответы на вопросы которого составят новое
понятие «технология». Перечислим ряд проблемных вопросов, которые можно применять в беседе:
Ваше понимание «технологии»?
Назовите виды технологий?
Какие достижения техники и технологий ХХ века вы считаете самыми значимыми для
человечества?
Уже с первого урока важно заинтересовать учащихся новым содержанием технологии.
Познакомьте их со структурой учебника, содержанием. Школьники должны осознать
важность и необходимость приведенных в учебнике сведений.
Урок носит теоретический характер, идет формирование новых понятий, поэтому
ориентиром может служить спроецированный на экран план изучения темы.
Выяснение понятие «культура» является первым этапом формирования термина
«технологическая культура». Перед тем, как дать определение, необходимо выяснить,
что учащиеся понимают под «культурой» вообще. Можно предположить, что этот
вопрос вызовет у школьников определенные трудности, так как понятие «культура»
многогранно и определений существует множество. Обобщая ответы учащихся,
демонстрируя видеофильм, учитель вводит понятие «культура». Перейдя к разбору
схем «Виды культуры» можно предложить охарактеризовать каждый из ее видов.
Необходимо акцентировать внимание учащихся на понятии «технологическая культура».
Важно заметить, что каждый человек постигает современную ему технологическую
культуру в течение всей своей жизни, с первых ее шагов.
Обычно вариантов ответов на эти вопросы у учащихся бывает множество, поэтому
учитель должен быть всегда готов расширить, дополнить их содержание. Учителю
необходимо указать на происхождение термина «технология», ввести новое понятие.
Разбирая содержание схемы , учащиеся могут назвать виды промышленных технологий и
привести примеры.
Для дальнейшей беседы об основополагающих технологических проблемах
предлагается описать технологию изготовления, например, валика (показ). Данную
беседу учитель должен построить таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно
выявили необходимость таких вопросов: как обрабатывать (технологический процесс),
на чем обрабатывать? Чем? Вводятся понятия «технологические машины»,
«технологические приспособления». Учитель делает вывод, опираясь на
схему.____________________________________________________
Взаимовлияние рассматриваемых компонентов друг на друга учащиеся могут усвоить по
презентации
Важно, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что каждой ступени развития общества
соответствуют преобладающие способы производства.
Перечислим ряд вопросов, которые можно применять на данном этапе беседы:
Попытайтесь начертить схему работы ветряной мельницы.
Технологический уклад (волна) — совокупность технологий, характерных для
определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более
высоким, прогрессивным.[1]
Назвать технологические уклады и их основные технические достижения.
Первый уклад (волна)
Первая волна (1785—1835 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на
новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.
Второй уклад (волна)
Вторая волна (1830—1880 гг.) — ускоренное развитие транспорта(строительство
железных дорог, паровое судоходство), возникновение механического производства во
всех отраслях на основе парового двигателя.
Третий уклад (волна)
Третья волна (1880—1940 гг.) базируется на использовании в промышленном
производстве электрической энергии,
развитии тяжелого машиностроения и
электротехнической промышленности на основе использования стального проката,
новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили
Четвертый уклад (волна)
Четвертая волна (1930—1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем
развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи,
новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей,
тракторов, самолетов,
Пятый уклад (волна)
Пятая волна (1985—2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники,
информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов,
Шестой уклад и последующие (волна)
Шестой уклад , согласно Г. Г. Малинецкому — биотехнологии; нанотехнологии;
проектирование живого; вложения в человека; новое природопользование; новая
медицина; робототехника; высокие гуманитарные технологии; проектирование будущего
и управление им; технологии сборки и разрушения социальных субъектов.[4]
Согласно Максиму Калашникову, шестой техноуклад будет характеризоваться
следующими направлениями[5][неавторитетный источник?]:
Биотехнологии
Нанотехнологии Вложения в человека, система образования нового уровня
o Высокие гуманитарные технологии, повышение способностей человека и
организаций
o Новая медицина (здраворазвитие, восстановление здоровья)
Робототехника, искусственный интеллект,
гибкие системы «безлюдного»
производства
Лазерная техника
IV.
Рефлексия
(Рефлексия – это способность направлять мыслительный процесс на собственное
сознание, поведение, накопленные знания, совершенные и будущие действия.)
V . Домашнее задание:
Выучить тему,
Биотехнологии– что это? 2. Практическая работа
Заполнить пустые графы таблицы «Основные научные открытия и изобретения»
Годы
Авторы
1729
1738
1748
1799
1801
1802
1826
1832
1834
1834
1859
1869
1874
1877
Г. Стефан
А.К. Нартов
М.В. Ломоносов
А. Вольт
Е.А. Артамонов
В.В. Петров
Г. Ом
Н.И. Лобачевский
Б.С. Якоби
Е.А. и М.Е. Черепановы
Ч. Дарвин
Д.И. Менделеев
А.Н. Ладыгин
Т.А. Эдиссон 1881
1887
1888
1895
1895
1900
1905
А.Ф. Можайский
Г.Герц
Ф.А. Блинов
А.С. Попов
В.К. Рентген
Т.А. Эдисон
А. Энштейн
Открытия, изобретения
Явление электропроводности
Станок с механическим суппортом
Закон сохранения и превращения энергии
Гальванический элемент
Двухколесный велосипед
Электрическая дуга
Закон Ома
Новая неевклидовая геометрия
Электродвигатель
Паровоз
Эволюционное учение
Периодическая система элементов
Электролампочка
Фонограф Летательный аппарат
Электромагнитные волны
Трактор
Радио
Рентгеновский лучи
Щелочной аккумулятор
Теория относительности
Тема урока: Технологическая культура
Тема урока: Технологическая культура
Тема урока: Технологическая культура
Тема урока: Технологическая культура
Тема урока: Технологическая культура
Тема урока: Технологическая культура
Тема урока: Технологическая культура
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.