Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».
Оценка 4.9

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Оценка 4.9
Научные работы
docx
математика
2 кл
12.02.2017
Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».
Кто - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение. И, наверное, недаром в последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения, которые касаются не только содержания образования, но и методики преподавания. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. И важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД),
мой доклад.docx
XIV республиканской научно­практической конференции «УДЕ — идея века»,  посвященной 95 ­ летию академика Российской академии образования  Эрдниева Пюрви Мучкаевича Тема выступления: школьников УУД на основе УДЕ». «Формирование у младших                                       Шараева Татьяна Дмитриевна,                                   учитель начальных классов                                 МКОУ «Татальская СОШ»                                                    высшей квалификационной категории Тема доклада: «Формирование у младших школьников универсальных                              учебных действий на основе УДЕ»   п. Татал, 2016  сл 1       Кто ­ то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд –  выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад.  Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение.  И, наверное, недаром в последние годы в сфере российского образования  происходят кардинальные изменения, которые касаются не только содержания  образования, но и методики преподавания. Главная задача современной школы –  это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к  жизни в высокотехнологичном, современном мире.         И важнейшей задачей современной системы образования является  формирование универсальных учебных действий (УУД), сл 2  обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и  самосовершенствованию.          В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов  развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого  формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих  умение учиться.         В жизнь школы прочно вошли такие понятия как «современные  педагогические технологии», «инновационные процессы». Каждый учитель  апробировал в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и  сделал выбор в пользу наиболее результативных. Я – не исключение,  ознакомившись и внедрив некоторые из них в свою практику, я отдаю  предпочтение (не пренебрегая другими) и мечтаю о широком применении  технологии УДЕ на уроках в начальных классах, а именно на уроках математики.          Работа  сельской  школе  с  малой  численностью  учеников  в  классе  снижает познавательный интерес к предмету, прежде всего из­за отсутствия  элемента конкуренции. Одной  из  технологий,  опробованной  мной  в  школе,  стала  технология  укрупнения дидактических  единиц ­ УДЕ.  сл.3  Использование ее элементов при изучении отдельных тем и разделов  позволяет включить в программные часы время отработки практических  навыков во время уроков­семинаров, при решении задач и изучении нового  материала. Технология  УДЕ  –    с л . 4 это  системная  технология,  в  основе  которой  лежит  идея  подачи ученикузнаний крупными блоками. При этом центральными становятся такие дидактические единицы как «термин», «понятие» , «свойство»  или «закон», вокруг которого, как  на  столбик  детской  пирамидки,  нанизываются  сходные  понятия,  действия,  операции взаимосвязанных тем,  разделов учебной программы.     Дидактической единицей может быть совокупность вопросов или групп задач,  отрабатываемых, как правило, в пределах одного урока. П.М. Эрдниев указал  4 основных способа укрупнения дидактических единиц:  сл.5  совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов  программы;     метод деформированных упражнений, в которых искомым является не  один, а несколько элементов;  решение прямой задачи и преобразование ее в обратные или аналогичные;  усиление удельного веса творческих заданий.         Первый способ укрупнения дидактических единиц   сл.6 ­ совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы.  Например, сложение изучается вместе с вычитанием, умножение с делением, на  одном уроке изучается периметр и площадь и т.д. В первом классе, изучая первый десяток, знакомство детей с примерами вида 3+4 = 7.   сл.7 По технологии П.М. Эрдниева сразу же идет знакомство с переместительным  законом сложения: 4 + 3 = 7.          По технологии П.М. Эрдниева умножение двузначного числа на однозначное  идет параллельно с делением.            Первый способ УДЕ формирует  познавательные УУД. А именно:  сл.8  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации;   применение методов информационного поиска;  умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и  письменной формах;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от  конкретных условий         Второй   способ   укрупнения   дидактических   единиц сл.9 ­   метод   деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а  несколько элементов.         Например, составляю на доске пример 6 + х = 9 сл.10  и спрашиваю, как его решить. «Пример можно решить путем проб», ­ отвечают  дети. К шести прибавить один получится семь. Пробуем следующее число ­ 2.  Затем пробуем число 3. К 6 прибавить 3 получится 9». Ученики составляют  пример.         Во­первых, этот пример качественно новый по сравнению с обычными  примерами, которые ученики решали ранее.  сл.11 Если при решении примера вида 6 + 3 = 9 используется единичная связь: 6 да 3  равно 9, то решение обратного примера (6 + 3 = 9) основано на использовании  множества связей: 6+1 = 7, 6 + 2 = 8, 6 + 3 = 9.         Во­вторых, ход мыслей при решении примера, записанного с помощью цифр  и арифметических знаков, направлен от слагаемых к сумме, а при решении  деформированного примера ­ от суммы к слагаемому.         В­третьих, решение первого примера осуществляется без проб, решение же  второго примера осуществляется в форме поиска, основанного на многократном  сравнении промежуточных результатов с искомыми (7 < 9, 8 < 9, 9 = 9) и   сл.12 соответственно на внесении поправок после каждой операции; например: 6 +  1=7, сл.13 7 < 9 ­ не хватает, надо прибавить не 1, а 2; 6 + 2 = 8, 8 < 9 ­ не хватает, прибавим  3; 6 + 3 = 9, что и должно быть. Так, в процессе решения активизируется внимание учащихся, развивается их  мышление, так как они совершают новые виды логических операций (сравнение,  проба). Так в данном случае мы наблюдаем формирование регулятивных ууд, а  именно: сл.14  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  планирование — определение последовательности промежуточных целей с  учетом конечного результата; составление плана и последовательности  действий;        Третий способ укрупнения дидактических единиц   сл. 15 ­ решение прямой задачи и преобразование ее в обратные или аналогичные.       Решение задач в начальной школе имеет центральное значение для развития  мышления учащихся: при решении задач дети знакомятся с зависимостями между входящими в них величинами; с различными сторонами жизни, учатся думать,  рассуждать, сравнивать и т.п. При работе над задачами выгодно пользоваться приемом, когда в серии задач  последующая отличается от предыдущей лишь каким­либо одним элементом. В  этом случае переход от одной задачи к другой облегчается и информация,  полученная при решении предыдущей задачи, помогает в поиске решения  последующих задач. Особенно полезен этот прием слабым или медлительным  детям. В итоге работы над задачами составляем граф­схему решения этих задач.  Воспроизводим прямую задачу. Мы оперировали числами: 12, 5, 17. сл.16               сл.17 Выясняем, что узнали сначала, что потом. На доске и в тетрадях вычерчиваем  граф­схему по решению прямой задачи. На этой же схеме вычерчиваем обратные  задачи. Познавательные ууд:  сл.18  знаково­символические: моделирование­ преобразование объекта из  чувственной формы в пространственно­графическую или знаково­ символическую модель, где выделены существенные характеристики  объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов,  определяющих данную предметную область;  умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и  письменной формах;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от  конкретных условий;  подведение под понятия, выведение следствий;  установление причинно­следственных связей;  построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные ууд:  сл.19  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ­  определение целей, функций участников, способов взаимодействия;  постановка вопросов ­ инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации;       Четвертый способ укрупнения дидактических единиц   сл.20 ­ усиление удельного веса творческих заданий. Например: учащимся предлагается решить пример с «окошком»: □    + 7 ­50 = 20  сл.21  Дети ищут ответ методом подбора, но можно решить это задание, рассуждая по  стрелке (заменить знаки на противоположные). Искомое число 63. Познавательные ууд: Логические УУД предполагают:  сл.22  синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное  достраивание, восполнение недостающих компонентов;  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации  объектов;  подведение под понятия, выведение следствий;  установление причинно­следственных связей;  построение логической цепи рассуждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование.       Для реализации  цели ставлю перед собой следующие задачи: Применение методической системы УДЕ на уроках в начальных классах,  а  именно на уроках математики с  целью формирования универсальных учебных  действий, академических знаний, умений, навыков и развития творческих  способностей  школьников.         Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью  формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.         В связи, с выше изложенным, стараюсь каждый свой урок превращать в урок  нравственного и интеллектуального формирования школьников, пробуждать  живую, самостоятельную мысль ученика, так как считаю это основой основ  преподавания всех наук. И поэтому мне близки слова П. М. Эрдниева  «Математическое творчество – высшая форма самостоятельности мышления  учащихся».         Педагогический поиск – это процесс постоянный, а в перспективе –  бесконечный. Позади долгий путь, главное приобретение на котором – опыт. А  впереди – только движение вперед. Не знаю, насколько будет ценен мой личный  опыт, но все же, берусь его представить на ваш суд. В моей работе основными принципами обучения школьников математике  являются:   сл.23  принцип доступности;  принцип наглядности;  принцип «учить на уроке»;  принцип индивидуализации и дифференциации обучения учеников.        Готовясь к каждому уроку, я продумываю способы объяснения нового  материала, подбираю тренировочные задания, составляю матрицы упражнений, а  также использую дополнительную литературу, побуждающую желание знать  предмет.                        У меня сложилась определенная система работы с сильными учащимися.   сл.24 Индивидуальная работа включает в себя изучение дополнительной литературы и  написание рефератов, проведение индивидуальной или совместной проектные  работы и  решение задач по специальному сборнику, индивидуальные  консультации, опережающее изучение материала, привлечение сильного  учащегося в роли учителя при объяснении нового материал. Мои ученики   участвуют в различных математических олимпиадах, конкурсах, углубляют  знания на  факультативах.         Не оставляю без внимания и слабоуспевающих учеников.  сл.25 Основными методами моей работы с учениками данной категории являются  применение различных форм:  устный счет на каждом уроке;  полетное повторение, ранее изученного материала;  решение по образцу;  заполнение пропусков в тексте;  отработка опорных задач;  выделение опорных слов в определениях и правилах;  решение задач по алгоритму;  уроки – игры.        В работе использую  Интернет­ресурсы, ЭОР, мультимедийные презентации,  так как технологии обучения не стоят на месте, а движение­это жизнь. Анализируя работу по системе УДЕ, я сделала определенные выводы:  сл.26 •любое задание требует от учеников не механического действия, а осмысленного  решения; •знания, даваемые блоком, лучше воспринимаются и усваиваются детьми;  •дети   успешно   осваивают   программу,   учатся   с   интересом   и   с   хорошими результатами; •развивается память, мышление, внимание.      Особенно хочется рассказать про свои проекты:  сл.27 1. «Магические квадраты», составление которого основано на технологии УДЕ.  Магические квадраты были известны еще арабам; затем они сделались  достоянием материковой части Римской империи. И, наконец, появились в  Западной Европе, где методами получения магических квадратов  заинтересовались многие ученые, в том числе и наш ученый П.М.Эрдниев. Проект «Магические квадраты» начали составлять со 2 класса.  Схема составления квадрата: 1.Начертить квадрат 3х3, 2. Заполнить числами: 123456789. 3.Найти число в центре квадрата. 4.Посчитать сумму чисел по столбцам, строкам, диагоналям. 5.Проверить. Итак,  каждый ребенок создает свой магический квадрат с этими числами. Первая проблема решена. Далее усложняем задание: увеличить каждое число квадрата на 3. В 3 классе мы усложняем задание: увеличить каждое число квадрата в 3 раза. 1.Начертить квадрат 3х3, 2. Заполнить числами: 123456789. 3.Найти число в центре квадрата. 4.Посчитать сумму чисел по столбцам, строкам, диагоналям. 5.Проверить. 6.Увеличить каждое число квадрата в 3 раза. 7. Посчитать сумму чисел по столбцам, строкам, диагоналям.         сл.28 Магия чисел завораживает. У учащихся появляется потребность проверить,  действительно ли все суммы равны.  Решение магических квадратов способствует формированию вычислительных навыков, а также развитию мышления, умению  планировать и контролировать свою деятельность. При применении УДЕ заметно  повышается качество знаний,  учебное время по сравнению с существующими  нормами сокращается в среднем на 20%. УДЕ развивает логическое мышление  ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает  безошибочно вычленять главное. 2.Синквейн –   сл.29 прием технологии развития критического мышления, малая стихотворная форма,  используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих  впечатлений, ощущений и ассоциаций. Синквейн – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,  средство творческого самовыражения. Написание синквейна является формой  свободного творчества, требующая от автора умения находить информации,  делать выводы и кратко их формулировать.    сл.30­31 Например, на уроке литературного чтения в 3 классе при закреплении  произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница» создаем проект –  синквейн: Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».                1.Лягушка. (нарисовать или подобрать картинку) 2.Лупоглазая, толстая (описание). 3.Соображает, болтает, хвастает. (описание действий предмета) 4.Изобретает необыкновенный способ летать. 5.Путешественница (Синоним) Петушок и бобовое зернышко (2класс)   сл.32­35 Синквейн тем универсален, что его можно писать на любом уроке, на любую тему (на уроках литературного чтения, истории, обществознания и т.д.). Составлять синквейн можно и с первоклассниками, используя алгоритм – модели  (метод наглядного моделирования).      Вся работа, организованная по технологии УДЕ, означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта. Можно определить как совокупность  действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.           УДЕ развивает логическое мышление, учит приёмам свертывание и  развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное. Формирование понятий на основе технологии УДЕ способствует воспитанию  личности не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с  творческими способностями, то есть такой личности, какую школа должна  создавать сегодня. А именно развитие всех видов УУД.  сл.36        Современное развитие образования немыслимо без высоко­производительных технологий обучения, обеспечивающих развитие всех сфер личности ученика, раскрытие потенциалов его творческого мышления.  Этим требованиям отвечает  технология УДЕ, разработанная П. М. Эрдниевым на материале математики.          Ребёнок, отправляясь в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека ;  свой первый учитель, и, как сказал  Ян Коменский, все человечество проходит  через первый класс. А перед учителем стоит труднейшая задача ­ поддержать  интерес к школе, не дать ребёнку разочароваться и обмануться в своих  ожиданиях, разжечь искорку познания.         Все педагогические поиски превращаются в прах, если у ученика нет   сл.37 желания учиться. А желание учиться не пропадает только при одном условии ­  когда есть успехи в учебе. Интерес к учению есть только там, где вдохновение.  Начало успеха школьника ­ уверенность ребёнка в том, что он его достигнет.  Успех рождает вдохновение.  Спасибо за внимание!  сл.38

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления: «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».

Тема выступления:  «Формирование у младших школьников УУД на основе УДЕ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017