Цели:
Образовательные:
• закрепить ЗУН обучающихся по теме «Определение сходимости рядов»
Развивающие:
• способствовать развитию у обучающихся логического мышления; выработать практические навыки в понимании законов физики.
Воспитательные:
• сформироваться познавательный интерес обучающихся;
• продолжить формирование эстетических навыков оформления записей на доске и в тетради.
•
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков, ПЗ №25-26
Методы обучения:
Словесные: беседа, устное изложение. Наглядные :демонстрация, наблюдения. Практические: составление конспекта, выполнение практической работы, решение задач
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, раздаточный материал
Ход занятия:
1. Организационный момент Приветствие. Проверка присутствия обучающихся на уроке.
2. Целевая ориентация- сообщение темы и цели урока.
3.Актуализация опорных
ТЕМА6 Определение сходимости числовых рядов по признаку Даламбера и Коши.
Пример 1
Исследовать ряд на сходимость
Мы видим, что в общем члене ряда у нас есть
нужно использовать признак Даламбера. Сначала полное решение и образец оформления,
комментарии ниже.
Используем признак Даламбера:
, а это верная предпосылка того, что
Таким образом, исследуемый ряд сходится.
(1) Составляем отношение следующего члена ряда к предыдущему:
. Из условия мы
видим, что общий член ряда
. Для того, чтобы получить следующий член ряда
необходимо вместо
(2) Избавляемся от четырехэтажности дроби. (3) В числителе раскрываем скобки. В
подставить
:
.
знаменателе выносим четверку из степени. (4) Сокращаем на
знак предела. В числителе в скобках приводим подобные слагаемые.
. Константу
выносим за
(5) Неопределенность
знаменателя на «эн» в старшей степени.
(6) Почленно делим числители на знаменатели, и указываем слагаемые, которые стремятся
к нулю.
устраняется стандартным способом – делением числителя и
(7) Упрощаем ответ и делаем пометку, что
Даламбера исследуемый ряд сходится.
Пример 2
Возьмём похожий ряд и исследуем его на сходимость
с выводом о том, что, по признаку
Сначала полное решение, потом комментарии:Используем признак Даламбера:
Таким образом, исследуемый ряд сходится.
(1) Составляем отношение
(2) Избавляемся от четырехэтажности дроби.
(3) Рассмотрим выражение
знаменателе. Мы видим, что в числителе нужно раскрывать скобки и возводить в
четвертую степень:
знаком с биномом Ньютона, данная задача вообще может оказаться невыполнимой.
Проанализируем старшие степени: если мы вверху раскроем скобки
получим старшую степень
. По аналогии с
предыдущим примером, очевидно, что при почленном делении числителя и знаменателя
на
многочлены
у нас в пределе получится единица. Или, как говорят математики,
– одного порядка роста. Таким образом, вполне
. Внизу у нас такая же старшая степень:
.
и
в числителе и выражение
в
, чего делать совершенно не хочется. Кроме того, для тех, кто не
, то
можно обвести отношение
штука стремится к единице. Аналогично расправляемся со второй парой многочленов:
и
Пример 3
, они тоже одного порядка роста, и их отношение стремится к единице.
простым карандашом и сразу указать, что эта
Исследовать ряд на сходимость
Пример 4
Исследовать ряд на сходимость
В общий член ряда входит и степень, и факториал. Ясно, как день, что здесь надо
использовать признак Даламбера. Решаем.
Таким образом, исследуемый ряд расходится.(1) Составляем отношение
чтобы получить следующий член ряда, вместо
. По условию общий член ряда:
нужно подставить
, таким
. Для того
образом:
(2) Избавляемся от четырехэтажности дроби. (3) Факториалы расписываем подробно.
.
(4) Сокращаем всё, что можно сократить. (5) Константу
выносим за знак предела. В
числителе раскрываем скобки. (6) Неопределенность
– делением числителя и знаменателя на «эн» в старшей степени.
Пример 5
устраняем стандартным способом
Исследовать ряд на сходимость
Пример 6
Исследовать ряд на сходимость
Иногда встречаются ряды, которые в своей начинке содержат «цепь» множителей, этот
тип ряда мы еще не рассматривали. Как исследовать ряд с «цепочкой» множителей?
Использовать признак Даламбера. Но сначала для понимания происходящего распишем
ряд подробно:
Из разложения мы видим, что у каждого следующего члена ряда добавляется
дополнительный множитель в знаменателе, поэтому, если общий член
ряда
, то следующий член ряда:
. Вот здесь часто автоматом допускают
ошибку, формально по алгоритму записывая, что
Примерный образец решения может выглядеть так:
Используем признак Даламбера:
Таким образом, исследуемый ряд сходится.Пример 7
Исследовать ряд на сходимость
Мы видим, что общий член ряда полностью находится под степенью, зависящей от
значит, нужно использовать радикальный признак Коши:
, а
Таким образом, исследуемый ряд расходится.
(1) Оформляем общий член ряда под корень.
(2) Переписываем то же самое, только уже без корня, используя свойство
степеней
.
(3) В показателе почленно делим числитель на знаменатель, указывая, что
в куб, возвести
. Здесь можно было пойти
(4) В результате у нас получилась неопределенность
длинным путем: возвести
знаменатель на «эн» в старшей степени. Но в данном случае есть более эффективное
решение: можно почленно поделить числитель и знаменатель прямо под степенью
константой. Для устранения неопределенности делим числитель и знаменатель на
(старшую степень).
(5) Собственно выполняем почленное деление, и указываем слагаемые, которые стремятся
к нулю.
в куб, потом разделить числитель и
(6) Доводим ответ до ума, помечаем, что
и делаем вывод о том, что ряд расходится.
Пример 8
Исследовать ряд на сходимость
И еще пара типовых примеров.
Полное решение и образец оформления в конце урока
Пример 9
Исследовать ряд на сходимость
Используем радикальный признак Коши:Таким образом, исследуемый ряд сходится.
(1) Помещаем общий член ряда под корень.
(2) Переписываем то же самое, но уже без корня, при этом раскрываем скобки, используя
формулу сокращенного умножения:
.
(3) В показателе почленно делим числитель на знаменатель и указываем, что
.
(4) Получена неопределенность вида
поделить числитель на знаменатель на «эн» в старшей степени. Нечто подобное у нас
встречалось при изучении второго замечательного предела. Но здесь ситуация другая.
. Здесь можно прямо в скобке почленно
Если бы коэффициенты при старших степенях были одинаковыми, например:
, то фокус с почленным делением уже бы не прошел, и надо было бы использовать второй
замечательный предел. Но у нас эти коэффициенты разные (5 и 6), поэтому можно (и
нужно) делить почленно (кстати, наоборот – второй замечательный предел
при разных коэффициентах при старших степенях уже не прокатывает). Если помните, эти
тонкости рассматривались в последнем параграфе статьи Методы решения пределов.
(5) Собственно выполняем почленное деление и указываем, какие слагаемые у нас
стремятся к нулю.
(6) Неопределенность устранена, у нас остался простейший предел:
в бесконечно большой степени стремится к нулю? Потому что основание степени
. Почему
удовлетворяет неравенству
. Если у кого есть сомнения в справедливости
предела
, то я не поленюсь, возьму в руки калькулятор:
Если
, то
Если
, то
Если
, то
Если
, тоЕсли
, то
… и т.д. до бесконечности – то есть, в пределе:
Прямо таки бесконечно убывающая геометрическая прогрессия на пальцах =)
(7) Указываем, что
Пример 10
и делаем вывод о том, что ряд сходится.
Исследовать ряд на сходимость
Это пример для самостоятельного решения.
Пример 11
Исследовать ряд на сходимость
Почти классика. Натуральный логарифм и какаянибудь бяка.
Основной предпосылкой использования интегрального признака Коши является тот
факт, что в общем члене ряда есть некоторая функция и её производная. Из
темы Производная вы наверняка запомнили простейшую табличную вещь:
нас как раз такой канонический случай.
Как использовать интегральный признак? Сначала берем значок интеграла и
, и у
переписываем со «счётчика» ряда верхний и нижний пределы:
. Затем под интегралом
переписываем «начинку» ряда с буковкой «хэ»:
. Чегото не хватает…, ах, да, еще в
числителе нужно прилепить значок дифференциала:
.
Теперь нужно вычислить несобственный интеграл
. При этом возможно два случая:
1) Если выяснится, что интеграл
сходится, то будет сходиться и наш ряд
.
расходится, то наш ряд
2) Если выяснится, что интеграл
расходиться.
Повторюсь, если материал запущен, то чтение параграфа будет трудным и малопонятным,
поскольку применение признака по сути дела сводится к вычислению несобственного
интеграла первого рода.
Полное решение и оформление примера должно выглядеть примерно так:
Используем интегральный признак:
тоже будет
Подынтегральная функция непрерывна наТаким образом, исследуемый ряд расходится вместе с соответствующим несобственным
интегралом.
Пример 12
Исследовать ряд на сходимость
В рассмотренных примерах логарифм также мог находиться под корнем, это не изменило
бы способа решения.
И еще два примера на закуску
Пример 13
Исследовать ряд на сходимость
По общим «параметрам» общий член ряда вроде бы подходит для использования
предельного признака сравнения. Нужно всего лишь раскрыть скобки
и сразу
сдать на кандидата предельно сравнить данный ряд со сходящимся рядом
Впрочем, я немного слукавил, скобки можно и не раскрывать, но всё равно решение через
предельный признак сравнения будет выглядеть довольно вычурно.
Поэтому мы используем интегральный признак Коши:
.
Подынтегральная функция непрерывна на
Получено конечное число, значит, исследуемый ряд сходится вместе с соответствующим
несобственным интегралом.
! Примечание: полученное число
Пример 14
– не является суммой ряда!!!
Исследовать ряд на сходимостьПример 3: Используем признак Даламбера:
Таким образом, исследуемый ряд расходится.
Примечание: Можно было использовать и «турбо»метод решения: сразу обвести
карандашом отношение
«одного порядка роста».
Пример 5: Используем признак Даламбера:
, указать, что оно стремится к единице и сделать пометку:
Таким образом, исследуемый ряд сходится.
Пример 8:
Используем радикальный признак Коши.
Таким образом, исследуемый ряд сходится.Пример 10:
Используем радикальный признак Коши.
Таким образом, исследуемый ряд расходится.
Примечание: Здесь основание степени
Пример 12:
Используем интегральный признак.
, поэтому
Подынтегральная функция непрерывна на
.
Получено конечное число, значит, исследуемый ряд сходится вместе с соответствующим
несобственным интегралом.
Пример 14:
Используем интегральный признак.
Подынтегральная функция непрерывна на
.
Таким образом, исследуемый ряд расходится вместе с соответствующим несобственным
интегралом.
Примечание: Ряд
признака сравнения. Для этого необходимо раскрыть скобки под корнем
также можно исследовать с помощью предельного
и сравнить исследуемый ряд с расходящимся рядом
.