Тема занятия «Определение сходимости знакочередующихся рядов».
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
Взрослым
20.02.2018
Цели:
Образовательные:
• закрепить ЗУН обучающихся по теме «Определение сходимости рядов»
Развивающие:
• способствовать развитию у обучающихся логического мышления; выработать практические навыки в понимании законов физики.
Воспитательные:
• сформироваться познавательный интерес обучающихся;
• продолжить формирование эстетических навыков оформления записей на доске и в тетради.
•
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков, ПЗ №25-26
Методы обучения:
Словесные: беседа, устное изложение. Наглядные :демонстрация, наблюдения. Практические: составление конспекта, выполнение практической работы, решение задач
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, раздаточный материал
Ход занятия:
1. Организационный момент Приветствие. Проверка присутствия обучающихся на уроке.
2. Целевая ориентация- сообщение темы и цели урока.
3.Актуализация опорных
ТЕМА6 Определение сходимости числовых рядов по признаку Даламбера и Коши.docx
ТЕМА6 Определение сходимости числовых рядов по признаку Даламбера и Коши.
Пример 1
Исследовать ряд на сходимость
Мы видим, что в общем члене ряда у нас есть
нужно использовать признак Даламбера. Сначала полное решение и образец оформления,
комментарии ниже.
Используем признак Даламбера:
, а это верная предпосылка того, что
Таким образом, исследуемый ряд сходится.
(1) Составляем отношение следующего члена ряда к предыдущему:
. Из условия мы
видим, что общий член ряда
. Для того, чтобы получить следующий член ряда
необходимо вместо
(2) Избавляемся от четырехэтажности дроби. (3) В числителе раскрываем скобки. В
подставить
:
.
знаменателе выносим четверку из степени. (4) Сокращаем на
знак предела. В числителе в скобках приводим подобные слагаемые.
. Константу
выносим за
(5) Неопределенность
знаменателя на «эн» в старшей степени.
(6) Почленно делим числители на знаменатели, и указываем слагаемые, которые стремятся
к нулю.
устраняется стандартным способом – делением числителя и
(7) Упрощаем ответ и делаем пометку, что
Даламбера исследуемый ряд сходится.
Пример 2
Возьмём похожий ряд и исследуем его на сходимость
с выводом о том, что, по признаку
Сначала полное решение, потом комментарии: Используем признак Даламбера:
Таким образом, исследуемый ряд сходится.
(1) Составляем отношение
(2) Избавляемся от четырехэтажности дроби.
(3) Рассмотрим выражение
знаменателе. Мы видим, что в числителе нужно раскрывать скобки и возводить в
четвертую степень:
знаком с биномом Ньютона, данная задача вообще может оказаться невыполнимой.
Проанализируем старшие степени: если мы вверху раскроем скобки
получим старшую степень
. По аналогии с
предыдущим примером, очевидно, что при почленном делении числителя и знаменателя
на
многочлены
у нас в пределе получится единица. Или, как говорят математики,
– одного порядка роста. Таким образом, вполне
. Внизу у нас такая же старшая степень:
.
и
в числителе и выражение
в
, чего делать совершенно не хочется. Кроме того, для тех, кто не
, то
можно обвести отношение
штука стремится к единице. Аналогично расправляемся со второй парой многочленов:
и
Пример 3
, они тоже одного порядка роста, и их отношение стремится к единице.
простым карандашом и сразу указать, что эта
Исследовать ряд на сходимость
Пример 4
Исследовать ряд на сходимость
В общий член ряда входит и степень, и факториал. Ясно, как день, что здесь надо
использовать признак Даламбера. Решаем.
Таким образом, исследуемый ряд расходится. (1) Составляем отношение
чтобы получить следующий член ряда, вместо
. По условию общий член ряда:
нужно подставить
, таким
. Для того
образом:
(2) Избавляемся от четырехэтажности дроби. (3) Факториалы расписываем подробно.
.
(4) Сокращаем всё, что можно сократить. (5) Константу
выносим за знак предела. В
числителе раскрываем скобки. (6) Неопределенность
– делением числителя и знаменателя на «эн» в старшей степени.
Пример 5
устраняем стандартным способом
Исследовать ряд на сходимость
Пример 6
Исследовать ряд на сходимость
Иногда встречаются ряды, которые в своей начинке содержат «цепь» множителей, этот
тип ряда мы еще не рассматривали. Как исследовать ряд с «цепочкой» множителей?
Использовать признак Даламбера. Но сначала для понимания происходящего распишем
ряд подробно:
Из разложения мы видим, что у каждого следующего члена ряда добавляется
дополнительный множитель в знаменателе, поэтому, если общий член
ряда
, то следующий член ряда:
. Вот здесь часто автоматом допускают
ошибку, формально по алгоритму записывая, что
Примерный образец решения может выглядеть так:
Используем признак Даламбера:
Таким образом, исследуемый ряд сходится. Пример 7
Исследовать ряд на сходимость
Мы видим, что общий член ряда полностью находится под степенью, зависящей от
значит, нужно использовать радикальный признак Коши:
, а
Таким образом, исследуемый ряд расходится.
(1) Оформляем общий член ряда под корень.
(2) Переписываем то же самое, только уже без корня, используя свойство
степеней
.
(3) В показателе почленно делим числитель на знаменатель, указывая, что
в куб, возвести
. Здесь можно было пойти
(4) В результате у нас получилась неопределенность
длинным путем: возвести
знаменатель на «эн» в старшей степени. Но в данном случае есть более эффективное
решение: можно почленно поделить числитель и знаменатель прямо под степенью
константой. Для устранения неопределенности делим числитель и знаменатель на
(старшую степень).
(5) Собственно выполняем почленное деление, и указываем слагаемые, которые стремятся
к нулю.
в куб, потом разделить числитель и
(6) Доводим ответ до ума, помечаем, что
и делаем вывод о том, что ряд расходится.
Пример 8
Исследовать ряд на сходимость
И еще пара типовых примеров.
Полное решение и образец оформления в конце урока
Пример 9
Исследовать ряд на сходимость
Используем радикальный признак Коши: Таким образом, исследуемый ряд сходится.
(1) Помещаем общий член ряда под корень.
(2) Переписываем то же самое, но уже без корня, при этом раскрываем скобки, используя
формулу сокращенного умножения:
.
(3) В показателе почленно делим числитель на знаменатель и указываем, что
.
(4) Получена неопределенность вида
поделить числитель на знаменатель на «эн» в старшей степени. Нечто подобное у нас
встречалось при изучении второго замечательного предела. Но здесь ситуация другая.
. Здесь можно прямо в скобке почленно
Если бы коэффициенты при старших степенях были одинаковыми, например:
, то фокус с почленным делением уже бы не прошел, и надо было бы использовать второй
замечательный предел. Но у нас эти коэффициенты разные (5 и 6), поэтому можно (и
нужно) делить почленно (кстати, наоборот – второй замечательный предел
при разных коэффициентах при старших степенях уже не прокатывает). Если помните, эти
тонкости рассматривались в последнем параграфе статьи Методы решения пределов.
(5) Собственно выполняем почленное деление и указываем, какие слагаемые у нас
стремятся к нулю.
(6) Неопределенность устранена, у нас остался простейший предел:
в бесконечно большой степени стремится к нулю? Потому что основание степени
. Почему
удовлетворяет неравенству
. Если у кого есть сомнения в справедливости
предела
, то я не поленюсь, возьму в руки калькулятор:
Если
, то
Если
, то
Если
, то
Если
, то Если
, то
… и т.д. до бесконечности – то есть, в пределе:
Прямо таки бесконечно убывающая геометрическая прогрессия на пальцах =)
(7) Указываем, что
Пример 10
и делаем вывод о том, что ряд сходится.
Исследовать ряд на сходимость
Это пример для самостоятельного решения.
Пример 11
Исследовать ряд на сходимость
Почти классика. Натуральный логарифм и какаянибудь бяка.
Основной предпосылкой использования интегрального признака Коши является тот
факт, что в общем члене ряда есть некоторая функция и её производная. Из
темы Производная вы наверняка запомнили простейшую табличную вещь:
нас как раз такой канонический случай.
Как использовать интегральный признак? Сначала берем значок интеграла и
, и у
переписываем со «счётчика» ряда верхний и нижний пределы:
. Затем под интегралом
переписываем «начинку» ряда с буковкой «хэ»:
. Чегото не хватает…, ах, да, еще в
числителе нужно прилепить значок дифференциала:
.
Теперь нужно вычислить несобственный интеграл
. При этом возможно два случая:
1) Если выяснится, что интеграл
сходится, то будет сходиться и наш ряд
.
расходится, то наш ряд
2) Если выяснится, что интеграл
расходиться.
Повторюсь, если материал запущен, то чтение параграфа будет трудным и малопонятным,
поскольку применение признака по сути дела сводится к вычислению несобственного
интеграла первого рода.
Полное решение и оформление примера должно выглядеть примерно так:
Используем интегральный признак:
тоже будет
Подынтегральная функция непрерывна на Таким образом, исследуемый ряд расходится вместе с соответствующим несобственным
интегралом.
Пример 12
Исследовать ряд на сходимость
В рассмотренных примерах логарифм также мог находиться под корнем, это не изменило
бы способа решения.
И еще два примера на закуску
Пример 13
Исследовать ряд на сходимость
По общим «параметрам» общий член ряда вроде бы подходит для использования
предельного признака сравнения. Нужно всего лишь раскрыть скобки
и сразу
сдать на кандидата предельно сравнить данный ряд со сходящимся рядом
Впрочем, я немного слукавил, скобки можно и не раскрывать, но всё равно решение через
предельный признак сравнения будет выглядеть довольно вычурно.
Поэтому мы используем интегральный признак Коши:
.
Подынтегральная функция непрерывна на
Получено конечное число, значит, исследуемый ряд сходится вместе с соответствующим
несобственным интегралом.
! Примечание: полученное число
Пример 14
– не является суммой ряда!!!
Исследовать ряд на сходимость Пример 3: Используем признак Даламбера:
Таким образом, исследуемый ряд расходится.
Примечание: Можно было использовать и «турбо»метод решения: сразу обвести
карандашом отношение
«одного порядка роста».
Пример 5: Используем признак Даламбера:
, указать, что оно стремится к единице и сделать пометку:
Таким образом, исследуемый ряд сходится.
Пример 8:
Используем радикальный признак Коши.
Таким образом, исследуемый ряд сходится. Пример 10:
Используем радикальный признак Коши.
Таким образом, исследуемый ряд расходится.
Примечание: Здесь основание степени
Пример 12:
Используем интегральный признак.
, поэтому
Подынтегральная функция непрерывна на
.
Получено конечное число, значит, исследуемый ряд сходится вместе с соответствующим
несобственным интегралом.
Пример 14:
Используем интегральный признак.
Подынтегральная функция непрерывна на
.
Таким образом, исследуемый ряд расходится вместе с соответствующим несобственным
интегралом.
Примечание: Ряд
признака сравнения. Для этого необходимо раскрыть скобки под корнем
также можно исследовать с помощью предельного
и сравнить исследуемый ряд с расходящимся рядом
.
Тема занятия «Определение сходимости знакочередующихся рядов».
Тема занятия «Определение сходимости знакочередующихся рядов».
Тема занятия «Определение сходимости знакочередующихся рядов».
Тема занятия «Определение сходимости знакочередующихся рядов».
Тема занятия «Определение сходимости знакочередующихся рядов».
Тема занятия «Определение сходимости знакочередующихся рядов».
Тема занятия «Определение сходимости знакочередующихся рядов».
Тема занятия «Определение сходимости знакочередующихся рядов».
Тема занятия «Определение сходимости знакочередующихся рядов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.