Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассматривание обложки учебника. Беседа по вопросам: 1 – Как называется учебник? – Кто авторы учебника? – Что изображено на обложке? Кто эти герои? (Петя Зайцев, Вова Колесников, Катюша Персикова – герои учебника по литературному чтению «Капельки солнца».) – Почему они здесь? (Они тоже будут заниматься вместе с нами русским языком.) – Проверьте ваши предположения. Чтение первой статьи учебника – обращения к ребятам, в котором говорится о необходимости изучать русский язык, а также о названных героях. – Обратите внимание: на обложке изображён объектив фотоаппарата и фотографии наших героев. – Откройте начало первого раздела, потом второго, потом третьего и т.д. Это всё фотографии с одной фотоплёнки. – Почему же так оформлен учебник? (Версии детей.) После предположений детей учитель может сказать: фотография запечатлевает определённый момент в жизни человека. Можно взять свою старую фотографию и увидеть, каким ты был год, два или пять лет назад. Так и в языке. В словах языка – история народа, его прошлое и настоящее. В книгах, которые написаны по-русски, можно прочитать о прошлом, узнать, как жили люди, о чём они думали и т.д. И по тому, что и как писал и пишет любой человек, можно много о нём узнать. Например, ваше письмо другу, записка родителям – это ваша «фотография».
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur1.doc
Урок 1. Русский язык Тема: Знакомство с новым учебником «Русский язык». Цель: – познакомить ребят с новым учебником и системой работы с ним. Символы: Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  Повторение.  I. Рассматривание обложки учебника. Беседа по вопросам:   1   – Как называется учебник? – Кто авторы учебника? – Что изображено на обложке? Кто эти герои? (Петя Зайцев, Вова  Колесников, Катюша Персикова – герои учебника по литературному  чтению «Капельки солнца».) – Почему они здесь? (Они тоже будут заниматься вместе с нами русским  языком.) Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию  в виде схемы; 3) выявлять сущность,  особенности объектов; 4) на основе анализа объектов  делать выводы; © Баласс, 2012 1– Проверьте ваши предположения. Чтение первой статьи учебника – обращения к ребятам, в котором  говорится о необходимости изучать русский язык, а также о  названных героях. –  Обратите внимание: на обложке изображён объектив фотоаппарата  и фотографии наших героев. – Откройте начало первого раздела, потом второго, потом третьего и т.д. Это всё фотографии с одной фотоплёнки. – Почему же так оформлен учебник? (Версии детей.) После предположений детей учитель может сказать: фотография запечатлевает определённый момент в жизни человека. Можно взять свою старую фотографию и увидеть, каким ты был год, два или пять лет назад. Так и в языке. В словах языка – история народа, его прошлое и   настоящее.   В   книгах,   которые   написаны   по­русски,   можно прочитать о прошлом, узнать, как жили люди, о чём они думали и т.д. И по тому, что и как писал и пишет любой человек, можно много о нём узнать. Например, ваше письмо другу, записка родителям – это ваша «фотография». II. Рассматривание рисунков.  1    Обращается   внимание   детей   на   то,   что   рисунки   будут   помогать, подсказывать   содержание   разделов   и   упражнений.   Можно поработать с рисунками перед разделами: дети предполагают, о чём в них будет идти речь. Можно выборочно пролистать учебник и найти рисунки к упражнениям, предположить, о чём будет упражнение. III.   Ознакомительно­выборочное   чтение   статьи   «Как   работать   с учебником» с опорой на цветовые обозначения.   3   2 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей; 3) прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  познавательную и личностную рефлексию. © Баласс, 2012 2–  Прочитайте   заголовки,   выделенные   красным   цветом.   Почему   они выделены красным? (Это самое главное, самое важное.) – Как вы думаете, зачем русским людям и вам тоже надо изучать родной  язык? (Ответы учеников.) –  Проверьте, правильно ли вы думали, прочитав текст после заголовка «Зачем мы будем учиться?». –  Ответьте   на   вопрос   словами   из   учебника  (можно   выбрать   отдельные фразы   или   предложения).   Для   успешного   общения   нужно   знать   язык. Иллюстрацией к мыслям в учебнике могут послужить примеры из детских книг. Отрывок из книги Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков» (см.   учебник   «Литературное   чтение»   «В   одном   счастливом   детстве»   – эпизод   с   запятой   в   предложении   «Казнить   нельзя   помиловать»   или история о том, как одно неправильно написанное слово может разрушить все планы: один мальчик написал другу записку «Встретимся в 3 часа у магазина «Оптика» и ждал друга у магазина «Оптика», а друг его – у аптеки). –  Что нужно научиться делать на уроках русского языка? Ответить на этот вопрос тоже поможет учебник.  Чтение   фрагмента   статьи   учебника   об   универсальных   учебных умениях (учитель может прочитать этот фрагмент сам). –  Эти умения нужны только на уроках или вообще могут пригодиться в жизни?   (Прежде   всего,   в   жизни,   чтобы   решать   разные   вопросы,   быть успешным в делах.) –  Каким цветом обозначены кружки к заданиям, которые пригодятся в жизни, помогут быть успешными в разных делах, общении?   Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать  и понимать других; 2) строить речевое  высказывание в соответствии  с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в  устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией; 3) формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной © Баласс, 2012 3Дети называют цвета. – А каким цветом обозначены кружки к заданиям на изученный материал по русскому языку (посмотрите на другой странице)? (Серый цвет.)  познавательной деятельности. – Найдите и прочитайте задания, отмеченные зелёным и серым цветом. В чём разница между ними? (Зелёный цвет показывает, что нужно что­то обсудить, рассказать, сделать вместе, а серый – задания к конкретному упражнению на изученный материал.) IV. Как работать по учебнику (знакомство с технологией проблемного  диалога – рубриками внутри параграфа).  3 Этапы проблемного диалога, отражённые в структуре учебника  (читать весь материал детям необязательно). – Как мы будем учиться? – Прочитайте заглавия, выделенные чёрным шрифтом (определяем  основной вопрос урока, вспоминаем то, что знаем, и т.д.) – Какие рисунки даны к этим заголовкам? Как вы думаете, почему? (Поднятая рука – это важно, приложенная к голове – я думаю, поднятый  палец руки – я догадался, нашёл решение, разведённые руки – сравнение,  лучики – применение, распространение знаний.) Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного  чувства, этического сознания  и готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­ патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  способности к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. V. Знакомство с условными обозначениями.   3 Работа с фрагментами вступительной статьи «Что нужно  запомнить» и «Другие условные обозначения». Дети сначала находят условные обозначения для запоминания и ищут  примеры в учебнике: как даны правила, слова, написание которых  нужно запомнить (словарные), дополнительные сведения, подсказки.  © Баласс, 2012 4Затем обращаются к другим условным знакам: какие есть разборы и  как они обозначены (находят примеры в учебнике), какие задания  нужно выполнять в паре, какие письменно и т.д. При наличии времени  тоже можно найти примеры в учебнике. VI. Работа над содержанием учебника.   1 Анализ   схем:   что   мы   будем   изучать   и   чему   учиться   в   этом   году? Обращается внимание на информацию в рамках под цифрами 1, 2, 3, 4. – Что уже известно, а что является новым?  – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия? – Прочитать тексты в рамках: «О чём ты узнаешь» и «Учебник поможет  тебе учиться» и ответить на вопросы, поставленные в конце этих текстов. – Что узнали нового сегодня на уроке? – Что вам было уже известно?   4   4 . Домашнее  ΙΙ задание. ΙΙΙ . Итог урока. Деятельность учеников:   ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, заглавий и т.д.). © Баласс, 2012 5

Посмотрите также