Тема: «Дорога и ее элементы»
Цель: создать условия для формирования навыков безопасного поведения на дороге, способствовать развитию познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с составными частями дороги и правилами поведения на ней.
Развивающая: развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль;
Воспитательная: воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и
ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения на дороге ;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных
ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее
результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на урок
вместе с учителем;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного
материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку
деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять
границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
- проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, проектор, документ-камера, интерактивная система опроса и голосования.
Дидактические материалы: карточки к заданиям из приложения, 3 кружка – сигналы светофора, раскраска, толковый словарь Даля, Правила дорожного движения РФ.
Электронное приложение:
1. Песня «Дорогою добра».
2. «Дорога и её элементы».
3. Маршрут от школы до дома.
Занятие построено на основе деятельностного метода обучения. На уроке используется цифровое интерактивное оборудование: документ-камера, система интерактивного опроса и голосования.
Ход занятия:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Орг. момент.
Введение в тему.
Сообщение темы занятия.
Формулирование цели, планирование деятельности.
Работа над новыми понятиями.
Обобщение
Проверка понимания полученных знаний. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
Проблемный вопрос.
Физкультминутка
Самостоятельная работа.
Рефлексия.
Самооценка.
Итог урока.
Домашнее задание. |
- Долгожданный дан звонок, Начинается урок….. - Давайте улыбнёмся, пожмём друг другу руки, с хорошим настроением проведём наше занятие.
О чем сегодня пойдет речь на нашем занятии вы узнаете, отгадав загадку: Тянется нитка, Среди нив петляя, Без конца и края. Ни её порвать, Ни в клубок смотать. (Дорога)
- Тема нашего занятия: « Дорога и её элементы»
Сформулируем учебную задачу, используя слова «узнаем, научимся»
- Что такое дорога? Продолжите предложение. «Дорога – это……
- Вывод: Слово «дорога» имеет несколько значений. Обратимся к толковому словарю Даля.
-Что такое дорога? Обратимся к Правилам дорожного движения.
- Из каких частей состоит дорога? Предлагаю вам выполнить задание в парах. Подчеркните слова, которые бы вы отнесли к элементам дороги. Вспомним правила работы в парах.
ПриложениеN1. Карточка N 1. Просека, проезжая часть, асфальт, тротуар, светофор, обочина, разделительная полоса, кювет.
- Сравните выполненное задание. Электронное приложение. Электронное приложение2.
- Что относится к элементам дороги? - Что такое проезжая часть? - Что такое тротуар? - Что такое обочина?
ПриложениеN2. Карточка N2. Раскраска Тротуар - синим цветом, поребрик – красным цветом, проезжую часть – голубым, обочину – зелёным цветом. Обсуждение выполненных работ. Выведение информации на экран с помощью документ - камеры.
- Дорога – это друг или враг человека?
- Вы, конечно, понимаете, что любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?
Послушайте одну историю. Двое учащихся инсценируют стихотворение ПриложениеN3.
- Как вы считаете, прав Петя? Почему? - Как называются правила, по которым осуществляется движение по дороге? Раз, два, три, четыре, пять! Ох,
устали мы читать. (Потягивания.)
-Какие основные правила пешехода вы можете назвать?
ПриложениеN4. Приём ТРКМ. Инсерт.
- Какие Правила пешехода вы знали? - Какие Правила пешехода вы узнали? - О чём думали иначе? Почему? - Какая информация вызвала у вас интерес и вы хотели бы узнать о ней больше?
Приложение N5. Карточка N 4. Предлагаю текст по правилам дорожного движения, в тексте пропущены слова «Разрешается - запрещается». Вместо этих слов вы нарисуете красный кружочек, что означает, запрещается, а зелёный – разрешается. - Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается) - Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается) - Бежать по тротуару, расталкивая прохожих…(запрещается) - Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается) - Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается) - Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается) - Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается) - Играть на проезжей части…(запрещается) - Иметь при себе предметы со световозвращающими элементами …(разрешается) - Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
-Вернёмся к учебной задаче, которую мы поставили в начале занятия. - Что такое дорога? - Назовите элементы дороги. - Что надо делать, чтобы дорога стала безопасной?
- Дети - детям о ПДД. Совместно со взрослыми обсудить, составить и нарисовать маршрут от дома до школы.
Желаю вам, чтобы ваша дорога всегда была для вас безопасной и доброй. Шагайте по дороге добра. Звучит песня «Дорогою добра»
|
Психологический настрой на урок.
Отгадывают. Определяют о чём пойдёт речь на занятии. Формулируют учебную задачу. (Узнаем, что такое дорога, научимся различать её элементы, правильно вести себя на дороге) Высказывают предположения.
Работают со словарём. Дорога - ж. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места: | самая езда или ходьба, путина, путешествие. Работают с ПДД. «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Договариваться, советоваться, дружить и т.д.
Работают в паре. Карточка N 1. Просека, проезжая часть, асфальт, тротуар, светофор, обочина, разделительная полоса, кювет.
Сравнивают. Делают вывод, что относится к элементам дороги, а что не относится.
Отвечают на вопросы.
Раскрашивают.
Высказывают разные точки зрения.
Инсценируют стихотворение.
Отвечают на вопросы. Называют правила пешехода.
Самостоятельная работа с текстом. V - известная информация + - новые знания - о чём думал иначе ? - я хочу знать об этом больше.
Выбирают ответ, пользуясь интерактивной системой опроса и голосования.
Сравнивают, что хотели узнать и что узнали, чему хотели научиться и чему научились.
Применяют знания в ходе практической работы.
Слушают и исполняют песню.
|
Самоопределение. Осуществлять самоконтроль.
Находить отличительные признаки предмета в загадке, формулировать тему урока и его цель.
Высказывать свое предположение, точно и полно выражать свои мысли.
Овладевать умением поиска и выделения необходимой информации.
Овладевать умением поиска и выделения. необходимой информации.
Определять правила работы в паре.
Слушать и понимать речь других.
Ориентировать- ся в своей системе знаний (определять границы знания-незнания)
Осуществлять самоконтроль.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Высказывать свое предположение, точно и полно выражать свои мысли. Слушать и понимать речь других.
Анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
Слушать и понимать речь других.
Осуществлять анализ учебного материала.
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). |
Технология получения и определения результата.
Для проверки степени усвоения знаний учащихся по данной теме я использовала тестовую технологию. Мною был разработан тест «Запрещается – разрешается». Проведение этого теста можно организовать, используя интерактивную систему контроля или подготовить карточку с данным тестом. На карточке в тексте пропущены слова «Разрешается - запрещается». Вместо этих слов надо нарисовать красный кружок, что означает, запрещается, а зелёный – разрешается.
Для определения результата я использовала приём сравнения выполненной работы с образцом. Дети сравнивают свои ответы с образцом правильных ответов. При самооценке пользуются следующими критериями:
11-10 баллов – «5»
9-8 баллов – «4»
7-5 баллов – «3»
Критерии и показатели эффективности и результативности проведения занятия.
Результат |
Критерии |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Социальный |
- Социальная (практическая, теоретическая) значимость.
-Становление социального партнерства. |
Широкое привлечение к содружеству образовательных учреждений и общественных организаций посёлка (ГИБДД)
Уровень информированности родителей, учащихся, педагогов о сущности и актуальности изучения ПДД в образовательном учреждении |
Разработка системы мероприятий, ориентированных на потребности общества в воспитании гражданина
(% охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий по ПДД);
|
Профессиональный |
Наличие у участников потребности в дальнейшем развитии своего опыта. |
Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам изучения ПДД .
|
Повышение интереса к учебной деятельности, развитию творческой активности, мотивации и вовлеченности обучающихся в решении обсуждаемых вопросов. |
Личностный |
Наличие у участников потребности в дальнейшем развитии своего опыта. |
Социальная активность всех целевых групп. Разностороннее развитие личности.
|
Личностная и практическая ориентированность содержания и процесса обучения, связь с реалиями жизни. Умение работать в команде. Сформированность у воспитанников общеучебных умений: умение организовать собственное познание, умение применять полученные знания на практике. |
Заключение
Благодаря этой методической разработке дети больше узнали о дороге и её элементах и Правилах поведения на дороге. Данный материал имеет практическое значение. Его можно использовать на уроках окружающего мира, краеведения, для проведения внеклассных мероприятий.
Список использованной литературы:
Интернет-ресурсы: http://autoass.ru/kurs-pdd/pdd-1-2.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.