Тема:Круглый стол «Помощь семье в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Целевая аудитория:Родители обучающихся начальных классов отделения слабослышащих детей. Автор: Моисеева Раиса Ивановна

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2Моисеева Раиса Ивановна.docx

Моисеева Раиса Ивановна

 

1)                 Спланируйте и подготовьте материал для консультативных бесед (3-4 мероприятия, тематика, категория родителей на выбор слушателя) с родителями по проблемам развития детей дошкольного и школьного возраста.

 

 


Тема: Круглый стол «Помощь семье в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»

Целевая аудитория: Родители обучающихся начальных классов отделения слабослышащих детей.

Цель беседы: Познакомить родителей, законных представителей с определёнными закономерностями развития детей с нарушениями слуха школьного возраста.

Раздаточный материал: презентационный материал

Содержание беседы: Педагог поясняет, с помощью презентационного материала, родителям о создании благоприятных условий для охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, сохранения и поддержки индивидуальности каждого
ребёнка, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, реализация
их возможностей, навыков и умений в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Обратная связь: Ответы на возникшие вопросы.

 

 


Тема: Родительское собрание «Познаём мир играя»

Целевая аудитория: Родители и дети дошкольного возраста с нарушениями слуха

Цель беседы: показать родителям, как с помощью театрализованных игр дети усваивают правила поведения в обществе, познают нормы общественной морали, повышают двигательную и эмоциональную активность.

Раздаточный материал: речевые карточки для детей, костюмы.

Содержание беседы: педагог, в процессе родительского собрания, на котором присутствуют дети, знакомит родителей какие русские народные сказки были обыграны детьми, какие методы театрализации были применены в педагогической деятельности учителя: настольный, пальчиковый, кукольный театры, игры-импровизации, сюжетно-ролевые, игры-драматизации. Все методы и формы обучения соответствуют возрастным возможностям и познавательным потребностям младших школьников. Представленная театрализованная, игровая деятельность предполагает широкий простор для детской фантазии и формирования творческих способностей, развитию эмоциональной сферы и артистизма.

Обратная связь: представление родителям фрагментов театральных постановок: «Колобок», «Краски», «Уходи». Организация подвижной игры: «Моя семья».



Тема: Родительское собрание «Интеллектуальная викторина для детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха и их родителей в рамках 75-летия Великой Победы»

Целевая аудитория: Родители, дети, библиотекарь Елкина Мария Анатольевна.

Цель беседы: создание условий для восприятия исторической информации.

Задачи:

1. Сформировать представление младших школьников с нарушениями слуха о Великой отечественной войне и её исторических событиях.

2. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории нашей страны.

3.Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества.

4. Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.

5.Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.

Раздаточный материал: тетради, ручки, речевые карточки для детей, Дипломы всем участникам, презентация.

Содержание беседы: После предшествующей работы, в процессе данного мероприятия, родители и дети просматривая презентацию, отвечая на вопросы викторины, предварительно записывая ответы в тетради, сличают правильность своих ответов, сверяют, выходят на диалог, закрепляют знания.

Обратная связь: Елкина М.А. осуществляет награждение.

 

 


2)                 Систематизируйте полученные знания о видах нарушений развития, их причинах и механизмах.

 

Как свидетельствует мировой и общественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дезадаптация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникает психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Это и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Норма – (лат. «norma») – руководящее начало, правило, образец; установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

Аномалия – (греч. anomaloz- неправильный) – патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей
развития.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объединяемых термином
дизонтогенез», которым обозначают любые формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными
условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более
тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребёнка главным препятствием к его
обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного
воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные
наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребёнка.
Возникает педагогическая запущенность, расстройства волевой сферы и поведения,
что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения,
комфортности и ощущениями неуспеха.

1.    Виды нарушений, их классификация

В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует.
Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями
в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушением слуха, зрения, речи, функций
опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4) дети с психопат подобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные
нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности,
идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия,
истерия и др.).

Эта классификация детей с отклонениями в развитии представлена в работе М.А.
Власовой и М.С. Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (1967).

Возможно и другое подразделение на группы.

A.  Дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями.

B.  Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью.

C.  Дети с отклонениями в развитии на почве депривации (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М., 1995).

Стоит отметить, что в монографии В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классификация детей с нарушениями развития:

1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой
психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

6) дети с искажённым (или дисгармоничным) развитием.

2.                  Этиология нарушений развития.

Этиология (греч. Aitia – причина, logos – учение) – учение о причинах возникновения
болезни. Причины возникновения болезни могут быть вызваны эндогенными и
экзогенными факторами.

Эндогенные факторы (греч. Endon – внутри, genos – род, происхождение) – возникший по причинам, лежавший во внутренней среде организма.

Экзогенные факторы (греч. exo – снаружи, genos – род, происхождение) – возникший по
причинам, лежавший вне организма (травмы, инфекции, нарушения питания).