Моисеева Раиса Ивановна
1) Спланируйте и подготовьте материал для консультативных бесед (3-4 мероприятия, тематика, категория родителей на выбор слушателя) с родителями по проблемам развития детей дошкольного и школьного возраста.
![]() |
Тема: Круглый стол «Помощь семье в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»
Целевая аудитория: Родители обучающихся начальных классов отделения слабослышащих детей.
Цель беседы: Познакомить родителей, законных представителей с определёнными закономерностями развития детей с нарушениями слуха школьного возраста.
Раздаточный материал: презентационный материал
Содержание беседы: Педагог
поясняет, с помощью презентационного материала, родителям о создании
благоприятных условий для охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, сохранения и
поддержки индивидуальности каждого
ребёнка, обеспечение эмоционального благополучия
воспитанников, реализация
их возможностей, навыков и умений в процессе
учебной и внеучебной деятельности.
Обратная связь: Ответы на возникшие вопросы.
![]() |
Тема: Родительское собрание «Познаём мир играя»
Целевая аудитория: Родители и дети дошкольного возраста с нарушениями слуха
Цель беседы: показать родителям, как с помощью театрализованных игр дети усваивают правила поведения в обществе, познают нормы общественной морали, повышают двигательную и эмоциональную активность.
Раздаточный материал: речевые карточки для детей, костюмы.
Содержание беседы: педагог, в процессе родительского собрания, на котором присутствуют дети, знакомит родителей какие русские народные сказки были обыграны детьми, какие методы театрализации были применены в педагогической деятельности учителя: настольный, пальчиковый, кукольный театры, игры-импровизации, сюжетно-ролевые, игры-драматизации. Все методы и формы обучения соответствуют возрастным возможностям и познавательным потребностям младших школьников. Представленная театрализованная, игровая деятельность предполагает широкий простор для детской фантазии и формирования творческих способностей, развитию эмоциональной сферы и артистизма.
Обратная связь: представление родителям фрагментов театральных постановок: «Колобок», «Краски», «Уходи». Организация подвижной игры: «Моя семья».
Тема: Родительское собрание «Интеллектуальная викторина для детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха и их родителей в рамках 75-летия Великой Победы»
Целевая аудитория: Родители, дети, библиотекарь Елкина Мария Анатольевна.
Цель беседы: создание условий для восприятия исторической информации.
Задачи:
1. Сформировать представление младших школьников с нарушениями слуха о Великой отечественной войне и её исторических событиях.
2. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории нашей страны.
3.Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества.
4. Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
5.Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.
Раздаточный материал: тетради, ручки, речевые карточки для детей, Дипломы всем участникам, презентация.
Содержание беседы: После предшествующей работы, в процессе данного мероприятия, родители и дети просматривая презентацию, отвечая на вопросы викторины, предварительно записывая ответы в тетради, сличают правильность своих ответов, сверяют, выходят на диалог, закрепляют знания.
Обратная связь: Елкина М.А. осуществляет награждение.
![]() |
2) Систематизируйте полученные знания о видах нарушений развития, их причинах и механизмах.
Как свидетельствует мировой и общественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дезадаптация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникает психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Это и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.
Норма – (лат. «norma») – руководящее начало, правило, образец; установленная мера, средняя величина чего-нибудь.
Аномалия – (греч. anomaloz- неправильный) – патологическое
отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих
закономерностей
развития.
Понятие
«аномалия развития» входит в круг понятий, объединяемых термином
дизонтогенез»,
которым обозначают любые формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие
от развития вида (филогенез).
Многочисленными
психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция
отклонений психомоторного развития детей являются главными
условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более
тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации.
На начальных
этапах развития проблемного ребёнка главным препятствием к его
обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного
воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные
наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребёнка.
Возникает педагогическая запущенность, расстройства волевой сферы и поведения,
что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита
общения,
комфортности и ощущениями неуспеха.
1. Виды нарушений, их классификация
В настоящее
время единых принципов классификации в развитии не существует.
Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями
в развитии:
1) дети
с сенсорной неполноценностью (с нарушением слуха, зрения, речи, функций
опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);
2) дети с задержкой психического развития;
3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;
4) дети
с психопат подобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные
нарушения поведения);
5) умственно
отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности,
идиотии);
6) дети
с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия,
истерия и др.).
Эта
классификация детей с отклонениями в развитии представлена в работе М.А.
Власовой и М.С. Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (1967).
Возможно и другое подразделение на группы.
A. Дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями.
B. Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью.
C. Дети с отклонениями в развитии на почве депривации (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М., 1995).
Стоит отметить, что в монографии В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классификация детей с нарушениями развития:
1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
2) дети
с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой
психического развития);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
6) дети с искажённым (или дисгармоничным) развитием.
2. Этиология нарушений развития.
Этиология (греч. Aitia – причина, logos – учение) – учение о
причинах возникновения
болезни. Причины возникновения болезни могут быть вызваны эндогенными и
экзогенными факторами.
Эндогенные факторы (греч. Endon – внутри, genos – род, происхождение) – возникший по причинам, лежавший во внутренней среде организма.
Экзогенные факторы (греч. exo – снаружи, genos – род, происхождение) –
возникший по
причинам, лежавший вне организма (травмы, инфекции, нарушения
питания).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.