Урок русского языка 2 класс
Тема:Словообразующая функция ударения . Орфоэпический словарь.
Освоение предметных знаний (элементы содержания):
Ударение. Словесное и логическое(смысловое) ударение в предложении. Ударный слог. Подвижное ударение. . Работа с орфоэпическим словарём. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.
Понятие: орфоэпический словарь.
Словарь: капуста.
Характеристика деятельности учащихся: Определяют ударение в слове. наблюдают за ролью словесного ударения. различают ударные и безударные слоги. наблюдают над разноместностью и подвижностью русского ударения. В орфоэпическом словаре находят информацию о произношении слова.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения. Личностные УУД: Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка.
Метапредметные УУД: Регулятивные: Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск её реализации. Предметные( общеучебные компетенции): Используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Логически анализируют информацию, делают выводы. Коммуникативные УУД: Определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Ход урока
I. Организационный момент
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
ü Внимательно смотрите и увидите!
ü Внимательно слушайте и услышите!
ü Думайте и всё обязательно получится!
И. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка Ежи в тишине чащи шипят на шишки.
— Запишите предложение под диктовку.
—- Подчеркните знакомые орфограммы.
— Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно написать слова? (ШИ и ЖИ пиши с буковой И. ЧА пиши с буквой А.}
— Вертикальной чертой разделите слова на слоги.
— В каком слове меньше всего слогов? (В предлоге на.)
— В каком слове больше всего слогов? (Тишине.)
— В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? (Ежи.)
— Подчеркните основу предложения. (Ежи шипят.)
2. Словарная работа
— Отгадайте загадку.
Стоит матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана. (Капуста.) (Учитель записывает слово на доске.)
— Какую букву нужно запомнить в слове? (А.)
— Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А.
— Подберите однокоренные слова. (Капустный, капусточка, капустница, капустник (пирог).}
— Выделите корень, подчеркните букву А.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.) Коля нарисовал замок.
— Спишите предложение.
— К какому рисунку подходит эта запись? (Ответы детей.)
Итак, оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения!
— Что же такое ударение?
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 67. Прочитайте тему урока. (Как определить ударный слог?}
— На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (Дети
называют вопросы по теме.) Упр. 99 (с. 67).
— Чем необычна запись стихотворения? (Слова разделены на слоги.}
— Что показывает знак над буквами? (Ударение^)
— Прочитайте строки, выделяя ударение голосом.
— Запишите слова без деления на слоги.
— Прочитайте правило самостоятельно.
— Что такое ударение?
— Как произносится ударный слог? (Тянется дольше, произносится громче, сильнее.)
— Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? (По гласному}
— Сколько ударных звуков может быть в слове? (Только один.}
— Послушайте стихотворение.
Мухо-мухо-мухомор,
Уходи в дремучий бор
И сиди там на полянке,
Где живут одни поганки. Б. Липанович
— Приготовьте молоточки —кулачки. Кулачок поможет нам найти ударный слог.
(Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачок на парту при произнесении ударного звука, имитируют удар.)
V. Физкультминутка
На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два».
VI. Закрепление изученного материала Упр. 100 (с. 68).
1. Каким образом можно определить ударение в слове? Обсудите с соседом.
— Какие у вас получились советы? (Дети рассказывают, к какому мнению они пришли.)
2. Спишите, обозначьте ударение.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
«!» — молодец, поставил ударение правильно.
«+» — хорошо, ошибся 1 раз.
«—» — еще допускаешь ошибки, нужно учиться ставить ударение.
3.Упр. 101 (с. 68).
— Прочитайте задание.
— Что будете делать в этом упражнении? (Разделим слова на четыре столбика, в зависимости от того, на какой слог падает ударение.}
(Самостоятельное выполнение. На обратной стороне доски работают два ученика: один выписывает слова к схемам 3 и 2, другой — к схемам 3 и 4.)
— Проверьте ребят, которые работали у доски. Какие есть замечания?
— Кто не сделал ни одной ошибки? Поставьте на полях «!».
4.Культура речи. Орфоэпические нормы.
- Повторим секреты русского ударения. Оно...
- Русский язык очень ярок, богат и разнообразен. Зачастую, в разговорной речи люди делают ошибки на постановку ударения при произношении. Исправить это или уточнить правильное произношение помогает орфоэпический словарь.
Существуют определённые нормы произношения:
неправильно говорить звОнит, а правильно — звонИт.
- Попробуем правильно употребить слова в речи, назвав предметы:
свёкла щавель торты
(на
доске)
Чуткому уху больно слышать грубые ошибки речи, которые и составляют наше великое сокровище — родную русскую речь. Изящество и блеск речи - признак грамотного, приятного в общении человека.
Знакомство с «Орфоэпическим словарём» в учебнике (с. 134). Проверка правильности произношения слов по «Орфографическому словарю».
Упр. 102 (с. 68).
— Прочитайте задание. Что такое диалог? (Разговор двух или более лиц.)
— Как обозначается диалог на письме? (Слова каждого действующего лица начинаются с новой строки, с тире.)
— Какие слова вежливости употребляют герои диалога? (Здравствуйте, милая, извините.)
— Когда в речи употребляют слова извините, простите?
— Слово извините словарное. Какие буквы нужно запомнить в этом слове? (ИзвИните.)
— Спишите диалог, обозначьте в словах ударение.
— Ударение в каких словах у вас вызвало затруднение? (Проверка — чтение с выделением голосом ударного слога.)
Упр 103 (1)
Списать поставить ударение сравнить выделенные слова, что заметили???
|
VII. Подведение итогов урока Рефлексия
- Какую тему мы сегодня вспомнили? (Определение ударения в словах.)
— На какие из поставленных вопросов мы не ответили? Кто сможет ответить на эти вопросы? — Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему.
Зеленый — все понял.
Желтый — понял, но еще сомневаюсь.
Красный — ничего не понял.
Домашнее задание упражнение 103(2,3) по заданию списать, поставить ударение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.