Тематическая консультация для родителей
«Не хочу идти в детский сад»
Почему одни дети вливаются в детсадовский коллектив без особых проблем, а другие испытывают непреодолимые трудности? Вы не должны оставаться безучастными к проблемам малыша. Мы поговорим о том, как помочь своему ребенку адаптироваться в садике, что такое дезадаптация, причины и последствия. Дело не только в индивидуальных особенностях
ребенка и его характере, не меньшее значение имеет психологическая
готовность ребенка к детскому саду, навыки общения ребенка со взрослыми
и в коллективе сверстников. Очевидно, что адаптация ребенка в детском
саду напрямую зависит от подготовки малыша к садику. Поэтому
позаботьтесь заранее о том, чтобы правильно настроить малыша на нужный
лад. Постарайтесь заранее донести до малыша мысль, что детский сад
— неотъемлемая и естественная часть его жизни. Постарайтесь, чтобы со
временем у него исчезло резкое противопоставление между детским садом
и домашней жизнью: разрешайте ему брать с собой любимые игрушки из
дома, приглашайте к себе в гости его маленьких друзей из группы.
Все дети по-разному переживают процесс адаптации к детскому саду, но
абсолютному большинству все же удается адаптироваться к новым условиям.
Однако в некоторых случаях адаптация ребенка в детском саду затягивается, а то и вовсе терпит крах,- это называется дезадаптацией.
Хотя полная дезадаптация встречается довольно редко, примерно в одном
случае из ста, родителям нужно знать её признаки, чтобы суметь заметить
первые тревожные признаки и вовремя принять меры, потому что
игнорирование этой проблемы неминуемо отразится на темпах развития
ребенка и нанесет малышу серьезную психологическую травму.
Признаки дезадаптации.
Самым ранним признаком дезадаптации ребенка в детском саду является
его стойкое нежелание посещать дошкольное учреждение. Речь идет не о
первых днях ребенка в детском саду, а о более продолжительном сроке в
несколько месяцев. Если ребенок изо дня в день жалуется на то, что в саду
плохо, его там обижают и ругают, то это повод задуматься. Если ребенку не удается адаптироваться к детскому саду, то через некоторое время появляются более серьезные признаки дезадаптации, они же одновременно являются последствиями.
Причины дезадаптации.
Проблема с адаптацией ребенка в детском саду возникает, когда малыш не
может найти общий язык со сверстниками, то есть другие дети не хотят
играть с ним, обижают его, отнимают игрушки, дразнят и так далее.
Происходит это оттого, что ребенок попросту не умеет общаться с другими
детьми или неправильно позиционирует себя в коллективе, обладая
завышенной или заниженной самооценкой. К примеру, если ребенок привык к тому, что взрослые потакают любым его капризам, а шалости сходят с рук, то в детском саду ему придется нелегко, потому что ни дети, ни воспитатели не станут делать поблажки. Робкие и стеснительные малыши тоже сталкиваются с определенными проблемами. Они неохотно идут на контакт, с другими дошкольниками и становятся мишенью для задир.Соответственно, у ребенка появляется страх перед детским садом и другими детьми, возникает ощущение незащищенности и беспомощности.
Другой причиной дезадаптации ребенка в детском саду могут стать
некорректные действия педагогов. Излишняя строгость со стороны воспитателя может вызвать страх перед садиком даже у общительного и всесторонне подготовленного к детскому саду ребенка. Испачканная на прогулке или неправильно сложенная одежда, оставленная на тарелке еда, перепачканные руки –всё это может стать предметом замечаний, а иногда и более эмоциональной реакции со стороны воспитателя. Надо ли говорить, что ребенок расстраивается, когда его ругают. Если же это происходит с завидной регулярностью, то малыш может просто замкнуться в себе и сидеть в стороне на стуле, чтобы не навлечь на себя неприятности. Что делать?
Такая проблема не решится сама собой. Побеседуйте с воспитателем и выработайте общие правила, методы воспитания по той или иной проблеме.
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.
Очень важно, чтобы в первые, дни у ребенка в детском саду и дома всё
оставалось по-прежнему. Это касается и режима дня, и правил поведения.
Причем о подходящем режиме дня следует позаботиться заранее. Это
является частью подготовки ребенка к детскому садику. Приводите ребенка в детский сад чуть раньше или чуть позже, чем остальные родители. Может, ваш ребенок и не собирался плакать при расставании с вами, но, увидев, как ведут себя другие дети, заплачет обязательно. Расставайтесь с малышом правильно! Отправьте вместе с ребенком в детский сад любимую игрушку. Знакомая вещь в непривычной обстановке помогает ребенку быстрее успокоиться. Этот нехитрый способ на самом деле очень действенный. Скажите, что игрушка хочет в гости в детский сад, сапожки хотят погулять по дорожкам садика, нужно отнести что-то воспитателю и т.п. Готовьтесь в садик с вечера. Перед вечерним туалетом вместе подготовьтесь к детскому саду: какую игрушку возьмете с собой, что наденете, выполнено ли задание воспитателя, все сложите в пакет и поставьте в коридор.
Старайтесь избегать других стрессовых для ребенка ситуаций. Поход к врачу, прививки, гости –все это лучше отложить на потом, когда ребенок
адаптируется к детскому саду. Ни в коем случае не ругайте и не пристыжайте ребенка за слезы и нежелание идти в детский сад, не сравнивайте его поведение с поведением других детей, лучше всячески демонстрируйте ему свою любовь. Постарайтесь не совершить двух самых распространенных ошибок в воспитании ребенка этого периода: не пугать ребенка садиком и не задабривать обещаниями подарков.
Часто сони охотнее всего встают под звуки веселой музыки или услышав
голоса героев любимого мультика. Соням надо дать возможность
поваляться, а значит будить их нужно пораньше. Хорошо, если взрослый
встанет пораньше и сделает все свои необходимые дела, чтобы потом не
раздражаться и не торопить ребенка по пустякам.
Помогайте малышу одеваться, не торопите его. Чаще подбадривайте: «Скоро
станешь большой, как папа и мама и будешь все уметь сам, видишь ты уже
умеешь одевать шапку, ты у меня совсем взрослый!».
Будьте внимательны к жалобам ребенка. Если малыш жалуется на
воспитательницу и не хочет идти в садик именно из-за нее, не спешите
бежать к директору и устраивать скандал. Осторожно расспросите ребенка,
что именно его не устраивает. Вполне возможно, что ребенок немного хитрит
и фантазирует, такие методы свойственны детской психологии в раннем
возрасте. Поговорите с воспитательницей —не предъявляя претензий,
просто обсудите поведение и воспитание ребенка. Скорее всего, вы сможете
сообща исправить ситуацию.
Если ребенок выглядит измотанным и нервным после дня, проведенного в
детском саду, не спешите паниковать, это естественно для первого времени.
Многие дети становятся поначалу капризными, плаксивыми — они еще не
готовы к такому обилию новой информации и эмоций. Привыкнет. Не
ругайте его за плохое поведение в первые дни, за незнание или нежелание
выполнять правила детского коллектива. Маленькому человечку нелегко
себя контролировать целый день. Не все сразу. Позвольте ребенку
выплеснуть эмоции, пошуметь, пошалить и побегать вечером, вреда от такой
разрядки не будет. Пройдет совсем немного времени, и ваш малыш освоится
в новой обстановке, заведет себе новых друзей и по утрам будет бежать к
ним с той же радостью, что и по вечерам —в ваши объятья!
Прежде чем посещение детского сада станет для ребенка привычным и
радостным делом, пройдет немало времени, ведь период адаптации к садику одинаково непрост как для малыша, так и для мамы, которой тяжело
доверять воспитание ребенка чужим людям. На то, чтобы освоиться в
детском коллективе и свыкнуться с отсутствием мамы каждому ребенку
требуется разное количество времени. Будьте терпеливы, проявляйте заботу
и внимание к своему малышу, и тогда у него обязательно все получится!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.