Тематическая беседа, целью которой является формирование способности к сознательному усвоению нравственных понятий и осознанию собственных поступков и поступков, совершаемых другими людьми; а также воспитание понимания значения умения прощать и быть прощенным в жизни каждого человека, а, в особенности, подрастающего поколения
понять или простить.doc
№
п/п
I.
II
Тематическая беседа о прощении и примирении
Рассматриваемые вопросы.
Вводная часть:
проверка наличия слушателей;
доведение темы и раскрываемых вопросов;
определение цели занятия.
Цель формировать способность к сознательному усвоению нравственных понятий и
осознанию своих поступков и поступков других людей.
Задачи: 1. Способствовать формированию у подростков смысла понятия «прощение».
2. Воспитать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека.
3. Развить положительные эмоции, эмпатию, стремление делать добро себе и другим
людям.
Время
5 минут
50 минут
Основная часть:
Психолог: Есть ли среди нас тот, кто был обижен кемлибо когданибудь? Поднимите
руки, пожалуйста… (некоторые участники поднимают руки).
Психолог: Назовите чувства, которые вы испытываете, когда обижаетесь.
Предполагаемые ответы участников:
Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и
интеллектуальную энергию, а также свои нервы.
Возникают сомнения в существовании справедливости.
Жизнь меняется в отрицательную сторону…
Психолог: А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
Да, каждому случалось обидеть когото и быть обиженным кемто. А какие чувства
испытывает человек, обидевший другого, обидчик?
Предполагаемые ответы участников:
Гнев, агрессию, боль, чувство вины.
Жажду примирения.
Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.
Психолог. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося
обидой, агрессией, желанием отомстить, вам предстоит жить рядом с обидчиком? А если
тебе этот человек брат или сестра,
лучший друг?
Предполагаемые ответы участников:
Предстоит налаживать отношения.
Психолог: есть такое выражение: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый
первым сделает то, чего хотят оба, но не делать этого в надежде, что это сделает другой».
Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: чего же хотят
оба?
Предполагаемые ответы участников:
Примирения.
Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды,
Психолог: А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Предполагаемые ответы участников:
Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя
виновным, ему можно отпустить вину, дать возможность почувствовать, что он прощен.
отец или мама,
простить… Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то всетаки не стоит
лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить…
Психолог: можно ли простить совершенное преступление одним человеком в
отношении другого??
Предполагаемые ответы участников:
нет
Да
Психолог: поясните свои ответы…
Психолог: Сегодня мы с вами говорим о способности каждого из нас прощать, о трудном
пути прощения. Мой долг помочь вам осознать жизненную необходимость прощения,
почувствовать светлую радость прощения. В «Толковом словаре русского языка»
С. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину,
освободить от какоголибо обязательства». А в словаре В. Даля «простить делать
простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».
Специалисты считают,
что процесс прощения проходит четыре фазы.
(Постепенно, по ходу рассказа, листы с написанными на них фазами помещаются на
доске для наглядности, либо возникают слайды на презентации).
Фаза открытия. Наличие гнева, постоянные мысли об обиде, сравнение себя с
обидчиком; осознание чувств стыда и вины, если таковые имеют место.
Фаза принятия решения. Поскольку прежние стратегии поведения не избавляют от
обиды, человек готов рассматривать прощение как предпочтительный выбор, готов
простить обидчика. Ведь многие были в подобных ситуациях.
Фаза действий. Происходит примеривание на себя различных ролей, чтобы «влезть в
шкуру» обидчика, «поглощение» боли, эмпатия к обидчику, нахождение для себя
личностного смысла в прощении.
Фаза результата. Уменьшение негативных чувств и рост позитивных. Прощающий
осознает свое несовершенство и несовершенство других людей. Таким образом,
ослабляется угнетенное состояние души, улучшается мнение об обидчике, налаживаются
отношения с ним. У того, кто простил, повышается самоуважение и самооценка.
Прощение свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить милосердие!
Путь избавления от межличностных обид можно даже представить графически: это
продвижение от мести через переживание, превозмогание негативных эмоций, мыслей,
поведения к положительным эмоциям, мыслям и поведению к прощению.
Психолог: В христианстве прощению отведен даже специальный день день духовного
очищения от грехов вольных или невольных последний день Масленицы накануне
Великого поста. Это Прощеное воскресенье. Считалось, что грехи, отпущенные людям в
этом мире,
ином.
Тема прощения проходит красной нитью через Библию, которая является источником
нравственных канонов для некоторой части людей. К этой теме обращались и великие люди
ушедшего тысячелетия. Один из них голландский художник Рембрандт, для которого
библейская «Притча о блудном сыне» послужила сюжетом для написания знаменитой
картины.
Демонстрируется репродукция картины.
Сын, ведя распутный образ жизни, промотал свою долю отцовского состояния. Однако он
вернулся к отцу, и отец простил его.
Итак, что же означает теперь для вас слово «простить»?
Предполагаемые ответы участников:
Перестать гневаться и винить другого человека.
Не упрекать человека за нанесенную обиду.
зачтены Богом и
будут
в
мире
не что вы его простили?
Не ждать, пока другой исправит ошибку и первым придет мириться.
Избавить человека от ощущения вины.
Вернуть и себе, и другому чувство уверенности в себе.
Справиться с депрессией и тревожностью.
Не ставить человеку в вину дурную мысль или поступок.
Относиться терпимо к чужим проступкам.
Разорвать порочный круг озлобленности и мести.
Полностью реализовать свои возможности, показав окружающим пример сочувствия,
великодушия и мудрости.
Психолог: Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого?
Предполагаемые ответы участников:
Удивление.
Избавление от тяжких мук и обид.
Счастье, облегчение.
Радость.
Желание начать новую жизнь.
Психолог: а как дать человеку понять,
Предполагаемые ответы участников:
Если человек осознал свою вину и просит извинить его, надо принять эти извинения.
Сделать доброе дело тому, кто нанес тебе обиду или причинил неприятности.
Можно написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.
Психолог: Какие качества помогут нам сделать это?
Предполагаемые ответы участников:
Смелость, сострадание, великодушие.
Любовь.
Уважение.
Чувство ответственности.
Психолог: Прощение сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий исцеление
от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье человека.
Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в
потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несем через всю
жизнь.
И пусть скептики говорят, что прощение противоположно торжеству справедливости, что
оно проявление слабости, что оно может стать отказом от борьбы за собственную точку
зрения, проявлением превосходства, снисхождения. Некоторые люди считают даже, что
просить прощения значит унизиться перед другим. Но прощение это внутреннее, личное
освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.
Психолог: Я хочу закончить словами «Прощение не отрицание собственной правоты в
суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью
в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».
Заключительная часть:
повторение темы занятия, основных вопросов;
обсуждение возникших у обучаемых вопросов;
подведение итогов занятия.
III
5 минут
Тематическая беседа о прощении и примирении
Тематическая беседа о прощении и примирении
Тематическая беседа о прощении и примирении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.