_ Тематические мероприятия внеурочной деятельности по физике для реализации требований ФГОС общего образования
(из опыта работы автора в специализированных физико-математических классах)
Разговор о том или ином из внеурочных мероприятий, проводимых кафедрой естественных наук лицея будет неполным вне контекста всего пространства общения по поводу физики, созданного в нашей школе.
Одним из основных критериев успешности работы школы является наличие у выпускника мотивации продолжать своё образование. А такая мотивация предполагает обретённый в школе опыт увлечённого занятия любимым делом. Потому и стоит перед школой задача наработки вместе с учеником такого опыта - опыта УЧЕНИЯ С УВЛЕЧЕРИЕМ, опыта труда для достижения цели. Рождение такого полезного опыта идёт и в учебной, и во внеурочной деятельности ученика.
Начнём с того, что любознательные ребятишки встречаются в любой школе и в любое время. И надо только суметь быть для них интересными. Но физика - предмет, который не имеет права быть скучным. У физики есть много качеств, за которые её надо любить.
Таким образом, есть все необходимые условия успеха: любопытный, по определению, ребёнок и влюблённый в свой предает учитель. А в этих условиях результатом неформального (классно-урочного и внеклассного общения будет неизбежный успех. Ребёнку будет интересно и большой труд погружения в физику не станет утомительным, не будет перегрузкой
Удивить (ух ты!), Увлечь, Учить - вот нехитрый алгоритм вовлечения юного создания в процесс формирования устойчивой мотивации к учению. Сложившийся в нашей школе арсенал инструментов пробуждения любопытства и желания заниматься естествознанием, мы назвали ПОЛИГОНОМ ПРИОБЩЕНИЯ. Из чего же он состоит, Остановимся на некоторых наиболее значимых слагаемых успеха:
Прежде всего это, конечно, сами уроки. Замечательный метапредмет ЗОМ (закономерности окружающего мира 6-7 кл.), где возникает предчувствие вероятностного характера Мира, и сама физика, которая уже с 8-го изучается в специализированном классе.
УРОКИ ЗОМа
Большим вкладом в раннюю мотивацию школьников к предметам естественнонаучного цикла является преподавание в 6-7х классах нашего лицея метопредмета «Закономерности окружающего мира». Его задача: заложить основы вероятностного мировоззрения учащихся, показать, что вероятностные закономерности наблюдаются везде в человеческой практике и являются фундаментальными закономерностями в Природе. Изучая данный предмет, учащиеся проходят через три этапа знакомства с миром вероятностей:
Первый этап - вероятность в играх и развлечениях (случайные числа, события, дискретные случайные величины, их распределения, случайные процессы).
Второй этап - вероятность в человеческой практике: системы массового обслуживания, очереди, статистические испытания, игры и принятие решения в условиях неопределенности, управление, информация, кибернетические системы, отбор информации из шума.
Третий этап - вероятностные закономерности в естествознании: физике, химии, биологии.
УРОКИ ФИЗИКИ и после них…
Теперь, о каком же неформальном общении идёт речь. Прежде всего, это, конечно, уроки, где учитель и ученик находят друг друга, настраиваются на волну и начинают эмоционально слышать собеседника. Уроки, на которых учитель в основной своей роли не информатор, а, прежде всего, организатор общения по поводу физики, генератор проблем и мозговых штурмов по их решению. Это уроки, которые начинаются для старшеклассников в 9 или 10м классах с основательной философской беседы о современной картине Мира, о путях и судьбе нашей Цивилизации, о неизбежности и противоречивости процесса познания Природы.
Такие вводные уроки-беседы становятся камертоном, задающим тональность дальнейшего общения, приглашают отвлечься от суеты и задуматься над «вечными вопросами»,Они являются для учителя индикатором «горящих глаз», обнаруживают единомышленников. Здесь строится каркас будущего здания, и все дальнейшие частности уже будут восприниматься элементами единого целого. В этой беседе прорисовывается и предмет, и метод физики, её место среди других наук.
И вот уже есть группа единомышленников, желающих продолжать общение после уроков. Начинается внеурочная работа в турнирной технике: формируются две или три команды, предлагаются интересные задачки, обозначается какая-то «морковка» - приз победителю и ТЮФ - турнир или «театр» юных физиков начинает готовить грядущих победителей различных олимпиад, авторов ярких презентаций и глубоких исследований для научно-практических конференций. Эти ребята становятся заводилами при подготовке и проведении традиционных предметных недель кафедры естественных наук, приуроченных ко Дню Космонавтики. . Апофеозом таких недель становится ФФФ - «фейерверк физических фокусов». Здесь находят себя экспериментаторы - любители красивых физических эффектов Так осуществляется ранняя агитация за физику, реализуется преемственность и непрерывность процесса посвящения в учение с увлечением. Ниже приводится подробный рассказ об этом интересном проекте.
А ещё для мотивации учеников очень важными являются постоянно организуемые встречи с выпускниками минувших лет, успешными в своём образовании и профессии. С большим вниманием проходят встречи с учёными институтов СО РАН.
Теперь подробнее остановимся на одном из интересных проектов наших специализированных физико-математических классов.
МЫ НАЧИНАЕМ ФЕЙЕРВЕРК…
Учителя физики: А.В. Катанский , Л.Ю. Катанская
Физический фейерверк
или
Фейерверк Физических Фокусов (ФФФ)
Фейерверк – это всегда праздник! Наш физический фейерверк – это апофеоз предметной недели кафедры естественных наук. Предметная неделя кафедры приурочена ко Дню Космонавтики и проводится в первую половину апреля.
С первых лет создания нашей школы родилась традиция проводить шоу занимательных физических опытов во время предметной недели. Но началу фейерверк проводился каждый год. Но затем была осознана целесообразность, устраивать этот трудоёмкий спектакль «физических чудес» раз в два года. К чудесному не надо привыкать. И мы стали чередовать ФФФ с игрой «Фрт 13» - тоже очень интересной, но в ином жанре.
Физический фейерверк – это настоящий спектакль, это цирк на сцене для самых благодарных на свете зрителей – пацанов и девчонок 5 и 6х классов, которым ужасно как всё интересно. Для них старшеклассники из физмата готовят и показывают занимательный физический эксперимент. В течение полутора часов на сцене и в зале ставится более пятидесяти ярких удивляющих опытов по механике, теплоте, электричеству.
Зрители с восторгом и замиранием следят за полетом вертолёта над залом, за неистовым огненным извержением вулкана. В зал летят упругие туманные кольца из ящика Вуда и «снаряды» из базуки. Ннад залом проплывает «летающая тарелка», тушится настоящий пожар на «нефтяной скважине». Сверкают молнии, парят шары в струях воздуха, вихрь срывает крышу с дома. Льётся загадочный ужасно холодный жидкий азот, меняя свойства привычных предметов. В пыль рассыпается «хрустальный» цветок. Всем залом тянем Магдебурские полушария. И обычная пальчиковая батарейка чувствительно бьёт током большую живую электрическую цепь из добровольцев зала. Под финал стартует тремительно проносится над залом очередная ракет на жидком азоте, во дворе запускается огромный воздушный шар или стартует гидроракета из баллона от куллера. И ещё многое, многое другое сливается в настоящий фейерверк восторгов юных зрителей.
Понятно, что такому празднику предшествует большая подготовительная работа. Годами формировался список экспериментов, отвечающих заявленному жанру. Что-то в нём меняется в очередной раз, но чётко просматриваются шесть блоков:
Перечень опытов ФФФ
1. монетка в бутылку;
2. скатерть из-под посуды;
3. яйца в стакан с водой;
4. отбить дно у бутылки;
5. разбить бутылку с водой и резиновой пробкой;
6. забить лампочкой гвоздь;
7. стоим на лапочках;
8. мяч и мячик в потолок;
9. стакан, вода, бумага – вода не выливается;
10. носить воду в марлевом решете;
11. вылить масло снизу вверх;
12. неожиданные равновесия;
13.магдебургские полушария;
14. мыльные пузыри и плёнки;
15. шарики (колыбелька Ньютона):
16. вечный двигатель;
17. картезианский водолаз;
ящик Вуда
1. Вуд маленький (пускаем колечки);
2. Вуд средний (тушим свечи на торте);
3. Вуд большой (кольца азота в зал,
4. тушим большой пожар,
5. взрыв бутылки);
электричество
1. просто электрофорная машина
2. султанчики;
3. молния через огонь;
4. электрический стул;
5. живая электрическая цепь и пальчиковая батарейка;
6. электрический маятник;
7. шарик на рельсах;
8. магический шар ТЕСЛА.
жидкий азот
1. салют (резиновые шарики на бутылках взлетают);
2. джин из кувшина, из трубки, опущенной в азот;
3. резиновые гвозди, пластилиновый молоток;
4. стеклянный цветок;
5. жидкий кислород – вулкан;
6. конфетка;
7. легкая ракета над залом;
8. базука;
9. старт ракеты с козырька школы.
«вращалки - крутилки»
1. обычная юла;
2. горизонтальное колесо на одной нити;
3. колесо парит над залом;
4. гироскоп на стакане;
5. цепь-колесо;
6. маятник Максвелла;
7. Огненное торнадо.
1. "Олимпик" и "Гаук";
2. парящие: яйцо, шарики;
3. Кто выдует шарик из воронки? (конкурс);
4. …а с помощью пылесоса? (захват шарика);
5. пульверизатор;
6. буря срывает крышу;
7. фрагмент видео "торнадо";
8. подъемная сила крыла;
9. парящий цилиндр (планер Магнуса);
По этим шести блокам создаются, соответственно, шесть команд – лабораторий из учащихся профильного 10-го физмат класса по 3-4 человека, а в помощь им выделяется подмога из 9-х классов по 2 – 3 человека. Эти команды уже с февраля начинают готовить реквизит, тренироваться, отрабатывать элементы своей части программы. Но за всем творящимся хаосом внимательно наблюдают будущие творцы порядка на сцене – ведущие спектакля. Это юноша и девушка из десятиклассников, которым предстоит вести логическую нить шоу, выстраивая последовательность опытов, комментируя происходящее на сцене, заполняя неизбежные паузы забавными историями из жизни физиков из книги «Физики шутят» и др.
Таким образом, фейерверк начинается уже за два месяца до его проведения, а для грядущих его героев нынешних восьмиклассников, и за два года - в школе живёт ТРАДИЦИЯ, объединяющая все классы, ожидать этот праздник, готовить его и бесящее проводить. Этот подготовительный этап не менее интересен для участников итогового спектакля. Здесь царит атмосфера удивительной, живой физики, творится таинство посвящения в будущий выбор жизненного пути. Наш фейерверк является мощным мотивационным инструментом за физику и для старших и, конечно, для младших школьников. Накануне дня фейерверка вечером на сцене актового зала выставляются шесть квадратных столиков, прикрытых длинными скатертями. А под ними шесть команд располагают свой реквизит. Сцена оформлена: портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королёва и Ю.А. Гагарина, транспарант «PER ASPERA AD ASTRA!». Над залом протягиваются трос для «летающей тарелки» и направляющая для азотной ракеты. Выставляется экран, на котором будут транслировать увеличенные фрагменты происходящего на сцене. Проводится последняя репетиция. А утром следующего дня покупается торт, на котором «средний Вуд» задует очередные свечи (их уже больше десяти) .Надо собрать всех участников за урок до старта и, конечно, не успеть ещё многих каких-то мелочей. НО в 13-00 наконец и зрители и артисты на месте и в 13-м лицее Краснообска начнётся увлекательнейшее шоу. Торжественно звучит гимн фейерверка в исполнении вокальной группы старшеклассников -
МЫ НАЧИНАЕМ ФЕЙЕРВЕРК…
Гимн , исполнением которого (под музыку известной песни «Мы начинаем КВН») вокальная группа старшеклассников лицея начинает праздник ФФФ:
СНОВА В ЭТОМ ЗАЛЕ
БУДЕМ ЖЕЧЬ МЫ УДИВЛЕНЬЯ СВЕЧИ!
ЭТО ЗНИЧИТ ФЮЗИС,
ЗНАЧИТ ФЮЗИС НЕ ПОКИНЕТ ВАС!
ЭТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЗДЕСЬ,
ЗНАЧИТ БЫТЬ ЗДЕСЬ ДОЛГОЖДАННОЙ ВСТРЕЧЕ –
ВСТРПЕЧЕ, ГДЕ МЫ СНОВА
ГДЕ МЫ СНОВА ПОВТОРИМ СЕЙЧАС:
МЫ НАЧИНАЕМ ФЕЙЕРВЕРК!
ДЛЯ ЧЕГО, ДЛЯ ЧЕГО?
ЧТОБ НЕ ОТАЛОСЬ В СТОРОНЕ
НИКОГО, НИКОГО!
ПУСТЬ НЕ РЕШИТЬ НАМ ВСЕХ ПРОБЛЕМ,
НЕ РЕШИТЬ ВСЕХ ПРОБЛЕМ,
НО СТАНЕТ РАДОСТНЕЕ ВСЕМ!
ВЕСЕЛЕЙ СТАНЕТ ВСЕМ!!!
При подготовке последнего фейерверка вполне ожидаемо интерес, проявляемый к проекту восьмиклассниками, привёл к рождению «Малого Фейерверка», который уже своими силами восьмой спец класс решил провести для детей начальной школы. Это развитие проекта ФФ оказалось очень успешным.
P.S. Последний раз наш фейерверк грохотал в зале лицея в апреле 2018года. А в мае 2016 в рамках «Дней науки в Новосибирске» нас пригласили провести ФФ в ГПНТБ. Всё было великолепно организовано и наши десятиклассники достойно и с большим
Энтузиазмом справились с поставленной задачей.
·
24 мая 2016
Под таким названием в Государственной научно-технической библиотеке СО РАН прошёл показ занимательных опытов. Старшеклассники из лицея №13 посёлка Краснообск Новосибирской области умудрились всего лишь за час продемонстрировать множество увлекательных экспериментов, иллюстрирующих законы физики, химии и механики, которые действуют в повседневной жизни.
Смотрите фотоотчёт об этом увлекательном спектакле по ссылке:
http://www.sbras.info/photo/fizicheskii-feierverk
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.