Елистратова Ольга Вячеславовна
музыкальный руководитель
МДОУ «ЦРР – д/с № 154» г. Магнитогорска
Тематический комплект «Ёжик»
Тематический комплект может послужить сюжетной канвой для цикла занятий. Большинство игр рассчитано на поэтапное освоение. Количество повторов ограничивается только интересом детей.
1. Приветствие
Приветствие – очень важная часть занятия. Основной его функцией является введение в занятие, так сказать «настройка» на рабочий лад. Почти всегда в приветствии звучит обращение к каждому ребёнку по очереди, что несомненно подчеркивает значимость всех присутствующих. На короткое время ребёнок получает в единоличное владение игрушку или музыкальный инструмент, пропевает слово или слушает как его имя поёт вся группа. Малыш чувствует, что в эти секунды он является главным действующим лицом, внимание всех приковано только к нему. Так деликатно идет работа по подготовке к исполнению соло на музыкальном занятии.
Дети сидят в кругу. У педагога в руках любая игрушка Ёжик. Педагог поет:
«Привет!» поёт нам Ёжик,
Колючий крошка Ёжик.
Скажи ему в ответ:
«Привет, привет, привет!»
На последних словах игрушка переходит к ребёнку. Далее ребёнок держит Ёжика и выполняет движения по своему усмотрению (конечно, на первом занятии не стоит ждать от малышей активности – у него в руках ИГРУШКА!, он счастлив, но уже на второй встрече Ежик начнет танцевать). Важное условие игры – по окончании песни передать игрушку дальше по кругу.
На первом занятии песенку поёт педагога, на втором уже подключаются дети:
- педагог поёт всю песню, дети поют последнюю строчку;
- последнюю строчку поёт ребёнок с игрушкой;
- последнюю строчку поёт ребёнок с игрушкой, а остальные могут на эти слова хлопать, шлёпать и т.п.
2. Массаж (самомассаж)
Деткам помладше массаж делают мамы, дети от двух лет делают массаж сами. Можно использовать массажные мячики
Еж по лесу туп-туп-туп |
Кулачками по телу |
Весь иглистый острый зуб |
Пальчиками по телу |
Ёжка, ёжинька, постой,
|
Похлопать по плечам |
От беды бежишь какой? |
Обхватить щёчки ладошками, покачать головой |
Ёжик ножками топ-топ |
Кулачками по одной руке |
Ёжик глазками хлоп-хлоп |
Пошлепать ладонью по другой руке |
Мне сказал он строго «Ш! |
Погрозить пальчиком |
Слышу я – скребётся мышь! |
«Скрести» пальчиками по ушкам |
Ёжик тапу-тапу-тап! И ребят за носик (щёчки, плечи т.п.) хвать!
(белорусская народная песенка) |
«Крадёмся» пальчиками по телу
Схватить себя за названную часть тела |
3.Театрализация «Ежик»
Основой для театрализации может служить книга Т.Крюковой «Крошка Ёжик»
Оборудование: атрибуты, которые помогают детям перевоплотиться в зверюшек: белку, зайца, крота, лису, лягушку: маски, разные помпоны, ободки с ушками, ленточки. Символичность атрибутов способствует развитию творческого воображения у малышей.
Перед началом игры можно поговорить о повадках ежика: как ходит, чем питается, повадки. Можно посмотреть небольшие ролики про ежей.
Послушать музыку и определить порядок появления животных: ежик, белка, ежик, заяц, ежик, лягушка, ежик, лиса. Обсудить действия каждого животного: что может делать ежик (бегать, искать еду, нюхать, свернуться клубочком), лиса (красться, прятаться, искать добычу, махать хвостиком), лягушка (прыгать, ловить мошек, плавать, сидеть) и т.п. предоставить детям возможность самим придумать движения для своего персонажа.
Поскольку работа над темой предполагается в течение месяца, то игру можно разделить на несколько частей (добавлять по одному персонажу каждое занятие как бусинки на нитку).
Театрализация может стать основой для осеннего праздника.
4. Песня «Ёжик колкий»
Оборудование: детские шумовые и музыкальные инструменты, подушечки или круги из фетра (норки)
Работа над этой песней включает в себя несколько видов музыкальной деятельности: пение, активное слушание, игра, музицирование.
Пение.
Первоначально песню исполняет педагог, далее дети подпевают слова ёжика. Когда слова песни запомнятся, можно ввести исполнение в форме диалога (дети и ёжик, или ежики).
Активное слушание и игра.
1 часть - дети в свободной манере двигаются по залу, постепенно приближаются к ежику
2 часть – танцует ёжик (свободная импровизация)
3 часть – танец, с окончанием дети занимают свободные «норки», кому не хватает норки, становятся музыкантами.
Музицирование.
Педагог поет, а дети аккомпанируют ему на инструментах. Каждой строке соответствует свой музыкальный инструмент. Предложить детям самим выбрать подходящий инструмент. При повторном исполнении поменяться инструментами. Как вариант – не закреплять инструмент за строкой: дети играют по показу педагога –дирижера, потом дирижером может стать ребёнок.
5. Танец
Музыкальная основа Alunelul (румынский народный танец). Послушать музыку, вместе с детьми придумать движения танца ежей. Это могут быть шаги в хороводе в одну сторону и другую, движение в круг и из круга, хлопки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.