Дети должны усвоить: названия животных; обобщающие понятия — домашние и дикие животные; различия домашних и диких животных по месту обитания и по внешнему виду.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Где живет ?» Дифференциация предлогов в, около.
Логопед выставляет по одной картинке на наборное полотно и спрашивает детей: «Где живет волк — в лесу или около человека?» Дети отвечают: «Волк живет в лесу». Или: «Где живет корова — в лесу или около человека?» — «Корова живет около человека».
Тематический цикл «Домашние и дикие животные» (средняя
группа)
(двадцать вторая неделя)
Дети должны усвоить: названия животных; обобщающие понятия —
домашние и дикие животные; различия домашних и диких животных по
месту обитания и по внешнему виду.
Лексикограмматические игры и упражнения
•
«Где живет ?» Дифференциация предлогов в, около.
Логопед выставляет по одной картинке на наборное полотно и
спрашивает детей: «Где живет волк — в лесу или около человека?» Дети
отвечают: «Волк живет в лесу». Или: «Где живет корова — в лесу или около
человека?» — «Корова живет около человека».
•
«Кто что делает ?» Составление предложений по вопросам.
Логопед,
задавая вопрос,
называет действие; дети находят
соответствующие картинки и составляют предложения. Кто скачет? (Лошадь
скачет.)
Словарь: лакает, мычит, клюет, летает, бегает, прыгает, жует, охотится,
грызет, воет, лает, ловит, пугает, ревет, обманывает и т. д.
•
«Четвертый лишний».
Учить различать домашних и диких
животных.
На игровом поле лежат четыре картинки: волк, лиса, кошка, медведь.
Дети с помощью логопеда учатся находить «лишнюю» картинку.
•
«Кто дружит с человеком ?» Практическое употребление в
речи категории творительного падежа с предлогом с. Закрепить знания детей
по теме.
На наборном полотне выставлены картинки с изображением диких и
домашних животных и их детенышей.
Логопед спрашивает детей: «Кто дружит с человеком?» Дети выбираюткартинку и отвечают: Корова дружит с человеком. Собака дружит с
человеком. Котенок дружит с человеком. И так далее. Логопед в конце
упражнения подводит итог: «С человеком дружат домашние животные и их
детеныши».
•
«Договори слово». Формирование навыка словоизменения.
Заяц бежал, а зайчата... (бежали).
Медведь ревел, а медвежата... (ревели).
Волк рычал, а волчата... (рычали).
Корова жевала, а телята... (жевали).
Собака лаяла, а щенята... (лаяли).
Лошадь скакала, а жеребята... (скакали). И так далее.
Развитие связной речи
•Рассказыописания «Корова» и «Ежик».
«Корова — это домашнее животное. Она живет около человека. Корова
приносит ему пользу: дает молоко. Из молока делают сметану, сыр, масло.
Корова большая. У нее есть голова, рога, туловище, хвост, четыре ноги. У
коровы есть детеныши — маленькие телята. Корова и телята едят травку».
«Ежик — это дикое животное. Он живет в лесу. Он маленький, колючий
— у него иголки. У ежика есть детеныши — ежата. Еж и ежата едят яблоки,
грибы, мышей».
Сенсорное развитие
•
«Угостим ежиков». Учить сравнивать и группировать предметы
различной величины.
Для игры используются фигурки ежиков из картона (большой, средний,
маленький), а также силуэты трех яблок и грибов. Игра проводится на
игровом поле. Детям предлагается подобрать каждому ежику яблоко и гриб
подходящего размера. Все действия сопровождаются объяснениями.
•
«Кто меньше?» Учить детей сравнивать предметы различнойвеличины, используя слово меньше.
Кто меньше — волчонок или корова? (Волчонок меньше.)
Кто меньше — лиса или ежик?
Кто меньше — медведь или медвежонок?
Кто меньше — заяц или лошадь?
Кто меньше — ежонок или медвежонок? И так далее.
Работа над звуковой стороной речи
•
«Договори слово».
Логопед произносит начало слова, дети его договаривают: теле..(нок),
медвежо...(нок), коте...(нок), волчо...(нок), ежо... (нок). Физкультминутка
логоритмика
•
«Как у нашего кота». Импровизация движений рук в такт
потешке.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.