Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушки; наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Мы с игрушками играем». Логопед раскладывает перед
детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:
Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучи¬вая его наизусть.
Тематический цикл «Игрушки» (средняя группа)
(первая неделя)
Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушки; наименование,
предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны;
классификацию игрушек по материалу.
Лексикограмматические игры и упражнения
•
«Мы с игрушками играем».
Логопед раскладывает перед
детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:
Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка,
гномик, Пирамидка, кубик, домик.
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его
наизусть.
•
« Что делают игрушки ?» Составление сложных предложений с
союзом а. Логопед берет по две игрушки и производит с ними различные
действия, комментируя:
Кукла лежит, а ежик стоит.
Робот стоит, а мишка сидит.
Машина едет, а самолет летит.
Мячик скачет, а шарик висит.
Гномик прыгает, а кукла спит.
•
«Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного
внимания.
Логопед выставляет на доске 7—10 картинок с изображением игрушек,
называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую
тройку).
•
«Игрушки спрятались».
Усвоение категории творительного
падежа единственного числа.
Логопед раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними,а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой
он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)
•
«Игрушкималютки».
Формирование навыка образования
существительных с уменьшительноласкательными суффиксами:
кукла — куколка,
матрешка — матрешечка,
мяч — мячик.
•Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова
Развитие связной речи
•
Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.
«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше
мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает
мишку на машине»1.
Сенсорное развитие
•
«Цепочка машин».
Учить детей дифференцировать понятия«большой — маленький». Логопед подбирает пять машин различной величины
и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще
меньше, маленькая, самая маленькая.
•
Выполнение инструкций логопеда.
— Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.
— Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.
— Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.
Работа над звуковой стороной речи
•«Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш...
•
«Повтори чистоговорки»
Бикбикбик — кубик;
банбанбан — барабан;
лалала — юла;
летлетлет — самолет;
нанана — машина;
ка~кака — куколка;
Физкультминуткалогоритмика
•
Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения
А. Барто «Барабан».
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд,
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый