Дети должны усвоить: речевой материал первой недели; отличие игрушек от других предметов.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Выбери игрушку». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.
Логопед выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.)
• «Дети играют». Формирование навыка фразовой речи; развитие внимания к словам, близким по звучанию.
Тематический цикл «Игрушки» (средняя группа)
(вторая неделя)
Дети должны усвоить: речевой материал первой недели; отличие
игрушек от других предметов.
Лексикограмматические игры и упражнения
•
«Выбери игрушку». Усвоение категории творительного падежа с
предлогом с.
Логопед выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и
спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу
играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.)
•
«Дети играют». Формирование навыка фразовой речи; развитие
внимания к словам, близким по звучанию.
Логопед раздает детям выбранные ими игрушки или картинки (см.
упражнение «Выбери игрушку») и строит их парами так, чтобы получились
рифмованные предложения.
У Руслана — домик, у Танюши — гномик.
У Иринки — флажок, у Никитки — петушок.
У Коли — матрешка, у Миши — гармошка.
У Вовы — мишка, у Гоши — мартышка.
У Кости — Петрушка, у Нади — лягушка.
У Кати — неваляшка, у Гриши — черепашка.
У Наташи — самолет, у Тамары — вертолет.
У Маши — пушка, у Паши — хлопушка.
Логопед произносит каждое предложение, дети повторяют за ним.
•«Один — много». Формирование категории родительного падежа
множественного числа.
Логопед обращается к каждому ребенку: «У тебя гномик, а в магазине
много... (гномиков)» и т. д.•
« Четвертый лишний». Учить детей отличать игрушки от других
предметов и объяснять отличие.
Логопед выставляет на стол ряд предметов: мяч, кукла, юла, нож. Затем
просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным (это нож,
потому что он — не игрушка, с ним не играют).
Развитие связной речи
Чтение и пересказ рассказа Я.Тайц «Кубик на кубик».
•
Логопед читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков.
Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми.
«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик.
Построила высокую башню. Прибежал Миша:
— Дай башню!
— Не дам!
— Дай хоть кубик!
— Один кубичек возьми!
Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах
тарарах! — вся Машина башня развалилась!»
Логопед помогает детям понять, почему башня развалилась, какой
кубик должен был взять Миша.
Сенсорное развитие
•
«Где игрушка ?» У детей в руках по игрушке. Логопед показывает
детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и
комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, в низу, в левой руке, в правой
руке, между коленями».
•
«Назови матрешки». Используется пятиместная матрешка.
Логопед вместе с детьми ставит матрешек в ряд по росту и называет их:
«Самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая». Затем
логопед просит детей показать самую маленькую, большую, самую большую ит. д. матрешку.
Работа над звуковой стороной речи
•
«Похлопаем в ладоши». Логопед вместе с детьми произносит
рифмованную миниатюру. Дети заучивают ее наизусть.
Раз, два, три —
На игрушки посмотри!
Раз, два, три, четыре —
Мы игрушечки купили!
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем с ними мы играть!
Физкультминутка логоритмика
• «Считалка под мяч». На каждую строчку считалки — четыре удара
мяча.
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Петушок, флажок, матрешка,
Барабан, юла, гармошка.
Можно выставить на доске картинки. Это поможет быстрее запомнить
считалку.