Дети должны усвоить: что растет в лесу; кто живет в лесу; как выглядит лес в разные времена года; существительное с обобща¬ющим значением лес.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Лес — это дом». Формирование навыка составления предложений с предлогом в.
Логопед показывает детям картинку с изображением леса и объясняет, что лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Затем выставляет по одной предметной картинке и составляет вместе с детьми предложения.
Тематический цикл «В лесу» (средняя группа)
(восьмая неделя)
Дети должны усвоить: что растет в лесу; кто живет в лесу; как
выглядит лес в разные времена года; существительное с обобщающим
значением лес.
Лексикограмматические игры и упражнения
•
«Лес — это дом».
Формирование навыка составления
предложений с предлогом в.
Логопед показывает детям картинку с изображением леса и объясняет,
что лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Затем выставляет по одной предметной картинке и составляет вместе с
детьми предложения.
В лесу живут... (деревья).
В лесу живут... (кусты).
В лесу живут... (цветы).
В лесу живут... (ягоды).
В лесу живут... (грибы).
В лесу живут... (звери).
В лесу живут... (птицы).
В лесу живут... (муравьи, жучки, бабочки, комары).
•
«Прогулка в лес». Усвоение категории родительного падежа.
Развитие воображения.
Логопед с детьми «собирается» в лес и спрашивает каждого: «Кого ты
увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?»
Дети отвечают: «Я увижу лису. Я увижу бабочку. Я увижу травку. Я
увижу березку. Я увижу птичку. Я увижу цветы. Я увижу ежика. Я увижу
грибы».
•Чтение с выражением потешки (народное творчество).Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осинничке рыжики беру,
По березничку — березовики,
По сосновым пням — опеночки,
А под елкой — белый гриб боровик.
Развитие связной речи
•
Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Грибочек».
Жил да был грибочек,
Вот его дом — кусточек.
Была у него ножка,
Одна ножка — без сапожка.
Была у него шляпка.
Нашли его ребятки,
Грибочек сорвали
И бабушке отдали.
Бабушка суп сварила
И деток накормила.
Сенсорное развитие
•
«Сравни деревья». Учить детей сравнивать несколько предметов
(до пяти) разной высоты, расставляя их по одной линии.
На игровом поле — пять елочек разной высоты. Дети с помощью
полоски из картона определяют размер деревьев, прикладывая ее к каждой
елочке: «Самая большая елка, большая, поменьше, маленькая, самая
маленькая елочка».
•
«Вверху или внизу?» Развитие пространственного восприятия.
Логопед называет какиелибо предметы, а дети должны сказать, где они
находятся в лесу — вверху или внизу (листочки, грибочки, птички, муравьи,веточки, травка, гнездо, ежик, белка, волк, дерево, кузнечик, стрекоза).
Работа над звуковой стороной речи
•«Договори слово»: дере.., три.., мали.., листо.., бабоч.., стреко.., мура..,
зай...
•
«Постучи ладошкой». Слоговой анализ слов: липа, береза, дуб,
малина, лиса, ежик, дерево, ягода, лес, муравей.
Дети определяют количество слогов в словах, выстукивая по столу
правой ладошкой.
•
«Повтори
дружные слова».
Логопед произносит пару
рифмующихся слов, дети повторяют: муравей — воробей, малина — калина,
птичка — синичка, цветочек — кусточек, ежонок — медвежонок, листок —
грибок, елочка — иголочка.
Физкультминутка логоритмика
•Дети маршируют в такт стихотворения.
Мы пошли в лесочек,
Мы нашли грибочек,
А грибочек маленький,
А грибочек красненький,
Он под деревом сидит (приседают),
И на нас он глядит (жест правой рукой).