Дети должны усвоить: свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый, тает); понятие о снегопаде, снежинках, морозе; основные признаки зимы.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Ответь правильно». Развитие умения отвечать на вопросы логопеда.
Снег белый или синий?
Лед твердый или мягкий?
Снег капает или идет?
Зимой бывает снегопад или листопад?
Лед скользкий или шершавый?
На улице мороз или жара?
Зимой одеваемся тепло или легко?
Снеговика лепят или строят?
На коньках катаются или качаются?
Тематический цикл «Зима» (средняя группа)
(тринадцатая неделя)
Дети должны усвоить: свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый,
тает); понятие о снегопаде, снежинках, морозе; основные признаки зимы.
Лексикограмматические игры и упражнения
•
«Ответь правильно». Развитие умения отвечать на вопросы
логопеда.
Снег белый или синий?
Лед твердый или мягкий?
Снег капает или идет?
Зимой бывает снегопад или листопад?
Лед скользкий или шершавый?
На улице мороз или жара?
Зимой одеваемся тепло или легко?
Снеговика лепят или строят?
На коньках катаются или качаются?
•
« Что лепили дети " Составление предложений по картинкам.
Предварительно на прогулке воспитатель с детьми по заданию логопеда
лепят из снега различные предметы. Дети вспоминают, что они лепили.
Логопед помогает картинками.
Дети лепили снежки.
Дети лепили снеговика.
Дети лепили куклу.
Дети лепили горку.
Дети лепили крепость.
Дети лепили машину.
Дети лепили снегурочку.
Дети лепили кролика.•Чтение стихотворения «Кролик».
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали на нем.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик белый, как живой,
И с хвостом, и с головой.
За усы не тяни:
Из соломинок они!..
О. Выготская
•
«Идем на прогулку». Составление предложений по двум опорным
картинкам.
Логопед «собирается» с детьми на прогулку и выставляет пары
картинок (штаны и кофта; шарф и шапка; носки и валенки и т. д.).
Дети по очереди рассказывают, что они надевают.
Я надеваю штаны и кофту.
Я надеваю шапку и шарф.
Я надеваю носки и валенки. И так далее.
•Заучивание отрывка из стихотворения «Первый снег».
Утром кот
Принес на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!..
Я. Аким
Развитие связной речи•
Рассказ «Зима».
На тонированном игровом поле логопед раскладывает предметные
картинки: снег (белая полоска бумаги), деревья, девочка и мальчик в зимней
одежде, снеговик, санки.
«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли
гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице
холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках».
Сенсорное развитие
•
«Нарисуем картинки».
Логопед раздает детям «книжки»
(альбомные листы, сложенные пополам).
Милые детишки,
Откройте свои книжки,
Их Незнайка читал
И картинки украл!
Далее логопед предлагает детям нарисовать на первой странице елочку,
а на второй странице — игрушку для елочки. После этого дети по очереди
рассказывают, что они нарисовали на первой странице, а что на второй.
Логопед (можно повторить с детьми).
Мы картинки рисовали
И о них мы рассказали.
Работа над звуковой стороной речи
•
«Найди шипящую картинку». На наборном полотне выставлены
картинки: шапка, кофта, шуба, платок, шарф, валенки, штаны, куртка,
варежки, сапоги, галоши. Логопед четко называет их, выделяя артикуляцией и
произношением звук [ш]. Затем просит детей назвать только «шипящие»
картинки.
Физкультминутка логоритмика
•
«Как на горке». Импровизация движений (дети с вытянутымируками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик,
изображая спящего медведя).
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой — снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
И. Токмакова