Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» во 2 классе – 68 часов
№ п/п |
Тема
|
Кол-во часов |
Общеучебные умения и навыки |
Программное содержание и основные виды деятельности |
Коррекция недостатков познавательной деятельности |
|||
I четверть – 16 часов |
||||||||
Работа с глиной и пластилином – 5 часов |
||||||||
1 |
Введение. Правила поведения и техника безопасности на уроках труда. |
1 |
Знать правила поведения и технику безопасности на уроке труда.
|
Беседы: «Что мы будем делать на уроках труда», «Правила поведения на уроках», «Техника безопасности на уроках труда». |
Расширение и углубление активного словаря, развитие долговременной памяти. |
|
||
2 |
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). |
1 |
Знать правила поведения и технику безопасности на уроке труда, назначение глины. Уметь выполнять самостоятельно геометрические фигуры (куб, параллелепипед); придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. |
Беседа «Назначение глины и применение этого материала в промышленности», «Глина – строительный материал (кирпич, черепица)». Знакомство с приемами работы. Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). Организация рабочего места при выполнении лепки. Обработка стекой плоскостей и рёбер геометрических тел. |
Развитие пространственной ориентировки, мелкой моторики рук. |
|
||
3 |
Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома. |
1 |
Знать правила поведения и технику безопасности при работе с пластилином. Уметь выполнять обработку материала стекой и с помощью резака. Уметь определять на глаз и с помощью линейки высоту, длину и ширину изделия. Уметь самостоятельно выполнять геометрические тела; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. |
Организация рабочего места при выполнении лепки. Повторение приёмов работы с пластилином. Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины, ширины изделия. |
Развитие пространственной ориентировки, мелкой моторики рук. |
|
||
4
|
Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. |
1
|
Знать правила поведения и технику безопасности при работе с пластилином; назначение инструментов. Уметь соединять детали способом промазывания. Уметь самостоятельно выполнять изделие; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
|
Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры. Соединение деталей способом промазывания.
|
Развитие пространственной ориентировки, памяти, речи, умения классифицировать
|
|||
5 |
Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля.
|
1
|
Знать правила поведения и технику безопасности при работе с пластилином. Уметь выполнять обработку материала с применением резака. Уметь соединять детали способом промазывания; определять на глаз и с помощью линейки высоту, длину и ширину изделия. Уметь самостоятельно выполнять изделие; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. |
Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля. Обработка материала с применением резака. В конце занятия игра «Правила уличного движения», используя изделия детей. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму. |
Развитие памяти, речи, умения классифицировать. |
|||
Работа с природными материалами – 5 часов |
||||||||
6 |
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. |
1 |
Уметь находить природный материал. Знать о свойствах материала, используемого при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. |
Экскурсия в природу с целью сбора материала. Знакомство со свойствами материалов, используемых при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности.
|
Развитие речи, наблюдательности, долговременной памяти. |
|
||
7 |
Изготовление по образцу птички из желудей, перьев, палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек. |
1 |
Знать правила поведения и технику безопасности при работе с природным материалом, инструменты и материалы, используемые при работе. Уметь самостоятельно выполнять птичку или ослика; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. |
Повторение свойств материалов, используемых при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности; инструментами, применяемыми при работе: шило, нож, ножницы; материалами, используемыми для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек, соблюдение пропорций. |
Развитие аналитических мыслительных операций, наглядно образного мышления, мелкой моторики рук. |
|
||
8 |
Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. |
1 |
Знать правила поведения и технику безопасности при работе с природным материалом, инструменты и материалы, используемые при работе. Уметь самостоятельно выполнять по образцу зайца или щенка; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
|
Повторение инструментов, применяемых при работе: шило, нож, ножницы; материалов, используемых для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек, соблюдение пропорций. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя. Изготовление по образцу зайца, щенка. |
Развитие речи, наблюдательности, долговременной памяти, умения оценивать качество и необходимость материала при сборке. |
|
||
9 |
Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных изделий. |
1 |
Знать правила поведения и технику безопасности при работе с природным материалом, инструменты и материалы, используемые при работе. Уметь самостоятельно выполнять по образцу рыбку или черепаху; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
|
Повторение инструментов, применяемых при работе: шило, нож, ножницы; материалов, используемых для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек, соблюдение пропорций. Изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу самостоятельно по образцу. |
Развитие аналитических мыслительных операций, наглядно образного мышления, мелкой моторики рук.
|
|||
10 |
Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузных кочерыжек, еловой шишки, палочек и бумажных деталей. |
1 |
Знать правила поведения и технику безопасности при работе с природным материалом, инструменты и материалы, используемые при работе. Уметь самостоятельно выполнять по иллюстрации свинью; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
|
Повторение инструментов, применяемых при работе: шило, нож, ножницы; материалов, используемых для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек, соблюдение пропорций. Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу самостоятельно по образцу. |
Развитие речи, наблюдательности, долговременной памяти, умения оценивать качество и необходимость материала при сборке. |
|||
Работа с бумагой и картоном – 2 часа |
||||||||
11 |
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. |
1 |
Знать применение и назначение картона; свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Знать клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Знать инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Уметь делать разметку по шаблону; смазывать клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона; резать картон ножницами по линиям разметки. Уметь изготавливать пакет из бумаги и украшать его аппликацией; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. |
Знакомство с сортами и видами бумаги; со свойствами и особенностями картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Знакомство с элементарными сведениями о короблении картона. Знакомство с правилами оклеивания; клеящими составами для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей); инструментами, применяемыми для работы с картоном, их назначением: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой, с одной стороны. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. |
Развитие мелкой моторики рук, наглядно-образного мышления, умения ориентироваться на листе бумаги, долговременной памяти. |
|
||
12 |
Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. |
1 |
Знать инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. Уметь делать разметку по шаблону; резать картон ножницами по линиям разметки. Уметь изготавливать счётный материал в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. |
Повторение элементарных сведений о короблении картона, правил оклеивания. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. |
Развитие долговременной памяти, речи, мелкой моторики, умения классифицировать. |
|
||
Работа с текстильным материалом – 4 часа. |
|
|||||||
13 |
Экскурсия в швейную мастерскую. |
1 |
Знать назначение, свойства и применение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой верёвки. Знать виды пуговиц и уметь их различать. Знать правила безопасной работы с текстильным материалом. |
Экскурсия в швейную мастерскую. Знакомство с применением и назначением ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа; со свойствами ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются; Видами пуговиц; инструментами. Правила безопасной работы. |
Развитие речи, наблюдательности, долговременной памяти, умения оценивать качество материала. |
|
||
14 |
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей; плетение косички. |
1
|
Знать правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь выполнять намотку ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Уметь изготавливать стилизованные ягоды из связанных пучков нитей; плести косички; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. |
Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей. Плетение косички из веревочек. |
Развитие памяти, речи, наблюдательности, мелкой моторики, умения классифицировать. Коррекция двигательной сферы. |
|
||
15 |
Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из пучков нитей, тесьмы, шпагата. |
1 |
Знать правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь выполнять связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка, тесьмы, шпагата. Уметь изготавливать стилизованные фигурки (мальчика, девочки) из пучков нитей, тесьмы, шпагата; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. |
Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка, тесьмы, шпагата. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. |
Развитие памяти, речи, умения классифицировать. |
|
||
16 |
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх – вниз). Завязывание узелка. |
1 |
Знать правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь пришивать пуговицы с двумя отверстиями, завязывать узелок. |
Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Повторение сведений о применении, свойствах и назначении ниток, видов пуговиц. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх - вниз). Завязывание узелка. |
Развитие памяти, речи, умения классифицировать. Коррекция двигательной сферы. |
|
||
II четверть – 16 часов |
|
|||||||
Работа с глиной и пластилином – 7 часов |
|
|||||||
17-18 |
Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. |
2 |
Знать применение глины для изготовления посуды, виды керамических изделий. Знать правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить предметы цилиндрической формы, наносить орнамент на кружки, стаканы. |
Знакомство с применением глины для изготовления посуды. Ознакомление с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками; с отделочными работами на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры. |
Коррекция двигательной сферы. Развитие наблюдательности, мелкой моторики рук. |
|
||
19-20 |
Лепка с натуры посуды конической формы: ведерка, цветочного горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. |
2 |
Знать правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить предметы конической формы, наносить орнамент на ведёрко или цветной горшок. |
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Лепка предметов конической формы: ведёрка, цветочного горшка. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры. |
Коррекция двигательной сферы. Развитие наблюдательности, мелкой моторики рук. |
|
||
21-23 |
Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. |
3 |
Знать применение глины для изготовления посуды, виды керамических изделий. Знать правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить с натуры и по представлению чайную посуду в виде шара, цилиндра, конуса и круга; наносить узор с помощью стеки. |
Повторение применения глины для изготовления посуды; с отделочными работами на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками. Игра «Накрой на стол». Для слабых учащихся нанесение узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры. |
Коррекция двигательной сферы. Развитие наблюдательности, мелкой моторики рук. |
|
||
Работа с природными материалами – 3 часа |
|
|||||||
24-26 |
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке. |
3 |
Знать свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе; правила работы с режущими предметами. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь составлять композицию по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зёрен, опилок на плотной подложке. |
Знакомство со свойствами засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе; клеящими составами: БФ, казеиновый клей; инструментами: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных). Слабые учащиеся выполняют работу по образцу. |
Развитие аналитических мыслительных операций, наглядно образного мышления, мелкой моторики рук. |
|
||
Работа с бумагой и картоном – 6 часов |
|
|||||||
27-28 |
Изготовление закладки. |
2 |
Знать сырьём, из которого вырабатывают бумагу и картон; элементарные сведения о сортах картона. Знать правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь выполнять разметку бумаги и картона по линейки; оклеивать картон бумагой с двух сторон; резать бумагу и картон по линиям разметки, наклеивать на изделия из картона аппликации; делать закладку. |
Знакомство с сырьём, из которого вырабатывают бумагу и картон; с элементарными сведениями о сортах картона: переплетный и коробочный картон. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации. Обклеивание изделий цветной бумагой, с одной стороны. Изготовление закладки из тонкого картона. |
Развитие мелкой моторики рук. Коррекция пространственной ориентировки, ориентировки на листе бумаги. Развитие умения понимать и выполнять инструкции. |
|
||
29-32 |
Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек. |
4 |
Знать правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь делать разметку по трафарету и шаблону, линейке, резать бумагу и картон по линиям разметки. Уметь изготавливать из картона плоские елочные игрушки и гирлянды в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек. |
Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Резание бумаги и картона по линиям разметки. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, линейке, рациональная разметка. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли. Изготовление плоских елочных игрушек и гирлянд из тонкого картона. |
Развитие мелкой моторики рук. Коррекция пространственной ориентировки, ориентировки на листе бумаги. Развитие умения понимать и выполнять инструкции. |
|
||
III – четверть - 20 часов |
|
|||||||
Работа с глиной и пластилином – 5 часов |
|
|||||||
33-34 |
Лепка по образцу стилизованных фигурок птиц: цыплёнка и утёнка, утки и гуся. |
2 |
Уметь расчленять формы изображения на простые геометрические формы; находить пропорции в изделии; обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций; соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания. Уметь осуществлять самоконтроль, сравнивая своё изделие с образцом. Знать правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить по образцу стилизованные фигурки птиц. |
Повторение свойств и приёмов работы с пластилином и глиной. Знакомство с понятием о динамике в скульптурных изображениях. Организация рабочего места при выполнении лепки. Повторение правил безопасной работы. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом промазывания. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка и утенка, утки и гуся. Для слабых учащихся лепка по образцу. |
Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки, зрительного и тактильного восприятия. |
|
||
35 |
Лепка по образцу стилизованных фигурок животных: кошки и белки. |
1 |
Уметь расчленять формы изображения на простые геометрические формы; находить пропорции в изделии; обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций; соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания. Уметь осуществлять самоконтроль, сравнивая своё изделие с образцом. Знать правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить по образцу стилизованные фигурки животных. |
Организация рабочего места при выполнении лепки. Повторение правил безопасной работы. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом промазывания. Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки. Для слабых учащихся лепка по образцу. |
Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки, зрительного и тактильного восприятия. |
|
||
36-37 |
Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. |
2 |
Уметь расчленять формы изображения на простые геометрические формы; находить пропорции в изделии; обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций; соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания. Уметь осуществлять самоконтроль, сравнивая своё изделие с образцом, давать анализ своего изделия. Знать правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить самостоятельно с натуры игрушки. |
Организация рабочего места при выполнении лепки. Повторение правил безопасной работы. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом промазывания. Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых учащихся лепка по образцу. |
Развитие наблюдательности, зрительного и тактильного восприятия, пространственной ориентировки. |
|
||
Работа с природными материалами – 4 часа |
|
|||||||
38-39 |
Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». |
2 |
Знать правила составления макета; свойства и применение материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Уметь соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь организовать рабочее место. Уметь закреплять отдельные детали и фигуры на подставке; рационально применять материалоотходы; соблюдать пропорции в изделии и между деталями макета. Уметь работать в коллективе. |
Знакомство с правилами составления макета. Знакомство со свойствами и применением материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Соблюдение санитарно – гигиенических требований. Организация рабочего места. Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета. Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняют простейшие детали. Оформление макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке. |
Развитие аналитических, мыслительных операций. Формирование умения выполнять речевые инструкции. |
|||
40-41 |
Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека. |
2 |
Знать правила составления макета; свойства и применение материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Уметь соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь организовать рабочее место. Уметь закреплять отдельные детали и фигуры на подставке; рационально применять материалоотходы; соблюдать пропорции в изделии и между деталями макета. Уметь работать в коллективе. Уметь оформлять макет к прочитанным сказкам с помощью учителя группами в два человека. |
Повторение правил составления макета. Оформление макета к прочитанным сказкам с помощью учителя группами в два человека. Проведение игры по сказкам. Повторение свойств и применение материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Соблюдение санитарно – гигиенических требований. Организация рабочего места. Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета. Слабые учащиеся выполняют более простые детали макета. |
Развитие аналитических, мыслительных операций. Формирование умения выполнять речевые инструкции. |
|||
Работа с бумагой и картоном – 5 часов |
||||||||
42 |
Экскурсия в картонажную мастерскую. |
1 |
Знать правила безопасной работы с бумагой и картоном. Знать правила склеивания картона бумагой с двух сторон. |
Экскурсия в картонажную мастерскую. Знакомство с правилами склеивания картона бумагой с двух сторон; клеящими составами. Правила безопасной работы. |
Развитие речи, наблюдательности, долговременной памяти, умения оценивать качество материала. |
|||
43 |
Изготовление закладки из тонкого картона. |
1 |
Уметь правильно склеивать картон бумагой с двух сторон. Знать приемы работы с бумагой и картоном. Уметь соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь организовать рабочее место. Уметь изготавливать закладку из тонкого картона.
|
Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Повторение правил склеивания картона бумагой с двух сторон; клеящими составами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчёта от нулевого деления. Изготовление закладки из тонкого картона. |
Развитие умения понимать и выполнять инструкции. Развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги. |
|
||
44-45 |
Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке. |
2 |
Знать приемы работы с бумагой и картоном. Уметь соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь организовать рабочее место. Уметь осуществлять самоконтроль, сравнивая своё изделие с образцом. Уметь соблюдать пропорции. Уметь изготавливать аппликации с разметкой подложки и деталей по линейке. |
Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Соблюдение сочетания цветов, пропорций. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчёта от нулевого деления. Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке. |
Развитие умения понимать и выполнять инструкции. Развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги. |
|
||
46 |
Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров. |
1 |
Знать приемы работы с бумагой и картоном. Уметь соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь организовать рабочее место. Уметь осуществлять самоконтроль, сравнивая своё изделие с образцом. Уметь соблюдать пропорции и сочетать цвета. Уметь делать разметку бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Уметь рационально использовать материалоотходы и природные материалы при изготовлении поздравительных открыток. Уметь изготавливать из бумаги и картона поздравительных открыток и сувениров. |
Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Соблюдение сочетания цветов, пропорций. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчёта от нулевого деления. Изготовление поздравительных открыток, сувениров. |
Развитие умения понимать и выполнять инструкции. Развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги. |
|
||
Работа с текстильным материалом – 6 часов |
|
|||||||
47 |
Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона. |
1 |
Знать свойства и особенности тканей, применение и назначение тканей в жизни человека. Уметь выполнять раскрой ткани по готовой выкройке; составлять коллекцию ткани. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. |
Знакомство с применением и назначением тканей в жизни людей; с понятиями о сортах тканей и их назначением: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания; со свойствами и особенностями тканей как материала: мнутся, разрываются, толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску; с лицевыми и изнаночными сторонами тканей; с инструментами, применяемыми при работе с тканями, и их назначением: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона. |
Развитие памяти, речи, умения классифицировать. Воспитание аккуратности. |
|
||
48 |
Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги в клетку. |
1 |
Знать назначение ручных стежков, их виды. Уметь выполнять ручной стежок. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. |
Знакомство с назначением ручных стежков, их видами. Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями, и их назначением: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей. |
Развитие умения понимать и выполнять инструкций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на ткани. Воспитание аккуратности. |
|
||
49-50 |
Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки. |
2 |
Знать назначение ручных стежков, их виды. Уметь выполнять ручной стежок. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. Уметь оформлять концы закладки кисточками из нитей. |
Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями, и их назначением: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки. |
Развитие умения понимать и выполнять инструкций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на ткани. Воспитание аккуратности. |
|
||
51-52 |
Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. |
2 |
Знать назначение ручных стежков, их виды. Уметь выполнять ручной стежок. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. Уметь выполнить чертеж и самостоятельно шить игольницу. |
Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями, и их назначением: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и последующую работу с помощью учителя. |
Развитие умения понимать и выполнять инструкций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на ткани. Воспитание аккуратности. |
|
||
IY четверть – 16 часов |
|
|||||||
Работа с глиной и пластилином – 3 часа |
|
|||||||
53 |
Лепка по представлению свободной композиции «Колобок и лиса». |
1 |
Знать пространственное положение деталей на макете; приемы работы с пластилином и глиной. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с глиной и пластилином. Уметь закреплять детали макета на подставке способом примазывания. Уметь соблюдать пропорции и сочетать цвета. Уметь лепить по представлению свободную композицию. |
Повторение приёмов работы с пластилином и глиной. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Объяснение значения цвета. Выявление главного и второстепенного в изделии. Лепка по представлению свободной композиции: «Колобок и лиса». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов. |
Развитие умения понимать и выполнять инструкций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на макете, воображения. |
|
||
54 |
Лепка по представлению свободной композиции «Маша и медведь». |
1 |
Знать пространственное положение деталей на макете; приемы работы с пластилином и глиной. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с глиной и пластилином. Уметь закреплять детали макета на подставке способом примазывания. Уметь соблюдать пропорции и сочетать цвета. Уметь лепить по представлению свободную композицию. |
Повторение приёмов работы с пластилином и глиной. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Объяснение значения цвета. Выявление главного и второстепенного в изделии. Лепка по представлению свободной композиции: «Маша и медведь». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов. |
Развитие аналитических, мыслительных операций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на макете, воображения. |
|
||
55 |
Лепка по представлению свободной композиции «Лиса и журавль». |
1 |
Знать пространственное положение деталей на макете; приемы работы с пластилином и глиной. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с глиной и пластилином. Уметь закреплять детали макета на подставке способом примазывания. Уметь соблюдать пропорции и сочетать цвета. Уметь лепить по представлению свободную композицию. |
Повторение приёмов работы с пластилином и глиной. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Объяснение значения цвета. Выявление главного и второстепенного в изделии. Лепка по представлению свободной композиции: «Лиса и журавль». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов |
Развитие аналитических, мыслительных операций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на макете, воображения. |
|
||
Работа с бумагой – 7 часов |
|
|||||||
56-57 |
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги. |
2 |
Знать приёмы работы с бумагой. Уметь применять различные материалы (ткань, вата) и предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой. Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону; склеивать коробки, наклеивать картонные и бумажные детали. Уметь изготавливать по образцу макеты мебели. |
Повторение приёмов работы с бумагой. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей. Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги. |
Развитие мелкой моторики, концентрации внимания, долговременной памяти, пространственной ориентировки. |
|
||
58-59 |
Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора. |
2 |
Знать приёмы работы с бумагой. Уметь применять различные материалы (ткань, вата) и предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой. Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону; склеивать коробки, наклеивать картонные и бумажные детали. Уметь изготавливать по образцу модель светофора. |
Участие в игре «Переход улицы», используя свои изделия. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей. Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора. |
Развитие мелкой моторики, произвольности внимания, долговременной памяти, пространственной ориентировки. |
|
||
60 |
Изготовление по образцу указателя «переход». |
1 |
Знать приёмы работы с бумагой. Уметь применять различные материалы (ткань, вата) и предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой. Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону; склеивать коробки, наклеивать картонные и бумажные детали. Уметь изготавливать по образцу указатель «переход». |
Повторение приёмов работы с бумагой и картоном. Игра «Правила уличного движения», используя изделия детей. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей. Изготовление по образцу указателя «переход». |
Развитие мелкой моторики, внимания, долговременной памяти, пространственной ориентировки. Воспитание аккуратности. |
|
||
61-62 |
Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани. |
2 |
Уметь применять различные материалы (ткань, вата) и предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой. Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону; склеивать коробки, наклеивать картонные и бумажные детали. Уметь изготавливать по образцу подушечку для иголок из картона, бумаги и ткани. |
Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей. Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани. |
Развитие мелкой моторики, внимания, долговременной памяти, пространственной ориентировки. Воспитание аккуратности. |
|
||
Работа с текстильным материалом – 6 часов |
|
|||||||
63-64 |
Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. |
2 |
Знать виды стежков. Уметь выполнять стежки. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. |
Знакомство с видами отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). |
Развитие наблюдательности, зрительного и тактильного восприятия, пространственной ориентировки. |
|
||
65-66 |
Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками. |
2 |
Знать виды стежков. Уметь выполнять стежки. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. Уметь вышивать закладку и оформлять концы кисточками. |
Повторение видов отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение порядка вышивания изделия. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок. |
Развитие памяти, речи, наблюдательности, мелкой моторики, умения классифицировать. |
|
||
67-68 |
Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». |
2 |
Знать виды стежков. Уметь выполнять стежки. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. Уметь вышивать салфетки. |
Повторение видов отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение порядка вышивания изделия. Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся выполняют вышивку сметочными стежками. |
Развитие памяти, речи, наблюдательности, мелкой моторики, умения классифицировать, пространственной ориентировки. |
|
||
|
.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.