Тематическое планирование по "Ручному труду" для 2 класса
Оценка 4.9

Тематическое планирование по "Ручному труду" для 2 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
2 кл
19.11.2022
Тематическое планирование  по "Ручному труду" для 2 класса
Тематическое планирование по предмету "Ручной труд" для 2 класса для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
КТП по труду 2 класс (2).doc

Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» во 2 классе – 68 часов

 

п/п

 

Тема

 

 

Кол-во часов

 

Общеучебные умения и

навыки

 

Программное содержание и

основные виды деятельности

Коррекция

недостатков  познавательной деятельности

четверть – 16 часов

Работа с глиной и пластилином – 5 часов

1

Введение. Правила поведения и техника безопасности на уроках труда.

1

Знать правила поведения и технику безопасности на уроке труда.

 

Беседы: «Что мы будем делать на уроках труда», «Правила поведения на уроках», «Техника безопасности на уроках труда».

Расширение и углубление активного словаря, развитие долговременной памяти.

 

2

Лепка на плоскости форм прямоугольных  геометрических тел (куб, параллелепипед).

1

Знать правила поведения и технику безопасности на уроке труда, назначение глины. Уметь выполнять самостоятельно геометрические фигуры (куб, параллелепипед); придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

Беседа «Назначение глины и применение этого материала в промышленности»,  «Глина – строительный материал (кирпич, черепица)». Знакомство с приемами работы. Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).  Организация рабочего места при выполнении лепки. Обработка стекой плоскостей и рёбер геометрических тел. 

Развитие пространственной ориентировки, мелкой моторики рук.

 

3

Лепка  дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома.

1

Знать правила поведения и технику безопасности при работе с пластилином. Уметь выполнять обработку материала стекой и с помощью резака. Уметь определять на глаз и с помощью линейки высоту, длину и ширину изделия. Уметь самостоятельно выполнять геометрические тела; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

Организация рабочего места при выполнении лепки. Повторение приёмов работы с пластилином.  Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины, ширины изделия.

Развитие пространственной ориентировки, мелкой моторики рук.

 

4

 

 

 

 

 

 

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать правила поведения и технику безопасности при работе с пластилином; назначение инструментов. Уметь соединять детали способом промазывания.  Уметь самостоятельно выполнять изделие; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

 

Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры. Соединение деталей способом промазывания. 

 

Развитие пространственной ориентировки, памяти, речи, умения классифицировать

 

 

 

 

 

5

Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля.

 

1

 

 

 

 

Знать правила поведения и технику безопасности при работе с пластилином. Уметь выполнять обработку материала с применением резака. Уметь соединять детали способом промазывания; определять на глаз и с помощью линейки высоту, длину и ширину изделия.   Уметь самостоятельно выполнять изделие; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля. Обработка материала с применением резака. В конце занятия игра «Правила уличного движения», используя изделия детей. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму.

Развитие памяти, речи, умения классифицировать.

Работа с природными материалами – 5 часов

6

Экскурсия  в природу с целью сбора природного материала.

1

Уметь находить природный материал. Знать о свойствах материала, исполь­зуемого  при работе:

цвет, форма, твердость, особенности поверхности.

Экскурсия в природу с целью сбора материала. Знакомство со свойствами материалов, исполь­зуемых при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности.

 

 

Развитие речи, наблюдательности, долговременной памяти.

 

7

Изготовление по образцу  птички из желудей, перьев, палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек.

1

Знать правила поведения и технику безопасности при работе с природным материалом, инструменты и материалы, используемые при работе. Уметь самостоятельно выполнять птичку или ослика; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

Повторение свойств материалов, исполь­зуемых при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности; инструментами, применяемыми при работе: шило, нож, ножницы; материалами, используемыми для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, про­волока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюде­ние санитарно-гигиенических требований. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек, соблюдение пропорций.

Развитие аналитических мыслительных операций, наглядно образного мышления, мелкой моторики рук.

 

8

Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки.

1

Знать правила поведения и технику безопасности при работе с природным материалом, инструменты и материалы, используемые при работе. Уметь самостоятельно выполнять по образцу зайца или щенка; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

 

Повторение инструментов, применяемых при работе: шило, нож, ножницы; материалов, используемых для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, про­волока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюде­ние санитарно-гигиенических требований. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек, соблюдение пропорций. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя. Изготовление по образцу зайца, щенка.

Развитие речи, наблюдательности, долговременной памяти, умения оценивать качество и необходимость материала при сборке.

 

9

Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных изделий.

1

Знать правила поведения и технику безопасности при работе с природным материалом, инструменты и материалы, используемые при работе. Уметь самостоятельно выполнять по образцу рыбку или черепаху; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

 

Повторение инструментов, применяемых при работе: шило, нож, ножницы; материалов, используемых для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, про­волока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюде­ние санитарно-гигиенических требований. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек, соблюдение пропорций. Изготовление по образцу рыбки, чере­пахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу самостоятельно по образцу.

Развитие аналитических мыслительных операций, наглядно образного мышления, мелкой моторики рук.

 

 

 

 

 

10

Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузных кочерыжек, еловой шишки, палочек и бумажных деталей.

1

Знать правила поведения и технику безопасности при работе с природным материалом, инструменты и материалы, используемые при работе. Уметь самостоятельно выполнять по иллюстрации свинью; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

 

Повторение инструментов, применяемых при работе: шило, нож, ножницы; материалов, используемых для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, про­волока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюде­ние санитарно-гигиенических требований. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек, соблюдение пропорций. Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бу­мажных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу самостоятельно по образцу.

Развитие речи, наблюдательности, долговременной памяти, умения оценивать качество и необходимость материала при сборке.

Работа с бумагой и картоном – 2 часа

11

Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.

1

Знать применение и назначение картона; свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Знать клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Знать инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Уметь делать разметку по шаблону; смазывать клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона; резать картон ножницами по линиям разметки. Уметь изготавливать пакет из бумаги и украшать его аппликацией; придерживаться планирования при изготовлении изделия; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

Знакомство с сортами и видами бумаги; со свойствами и особенностями  картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Знакомство с элементарными сведениями о короблении картона. Знакомство с правилами оклеивания; клеящими составами для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей); инструментами, применяемыми для работы с картоном, их на­значением: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических тре­бований. Правила безопасной работы. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кри­вым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой, с одной стороны. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхрон­ность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.

Развитие мелкой моторики рук, наглядно-образного мышления, умения ориентироваться на листе бумаги, долговременной памяти.

 

12

Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов.

1

Знать инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. Уметь делать разметку по шаблону; резать картон ножницами по линиям разметки. Уметь изготавливать счётный материал в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

Повторение элементарных сведений о короблении картона, правил оклеивания. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических тре­бований. Правила безопасной работы. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кри­вым линиям. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхрон­ность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Изготовление счетного материала в форме полосок, квад­ратов, треугольников, кругов.

Развитие долговременной памяти, речи, мелкой моторики, умения классифицировать.

 

Работа с текстильным материалом – 4 часа.

 

13

Экскурсия в швейную мастерскую.

1

Знать назначение, свойства и применение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой верёвки. Знать виды пуговиц и уметь их различать. Знать правила безопасной работы с текстильным материалом.

Экскурсия в швейную мастерскую. Знакомство с применением и назначением ни­ток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа; со свойствами  ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрыва­ются, скручиваются, сплетаются;  Видами пуго­виц; инструментами. Правила безопасной работы.

Развитие речи, наблюдательности, долговременной памяти, умения оценивать качество материала.

 

14

Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков  нитей; плетение косички.

1

 

 

 

Знать  правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь выполнять намотку ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Уметь изготавливать стилизованные ягоды из связанных пучков  нитей; плести косички; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Намотка ниток на картон, связыва­ние, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей. Плетение косички из веревочек.

Развитие памяти, речи, наблюдательности, мелкой моторики, умения классифицировать. Коррекция двигательной сферы.

 

15

Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из пучков нитей, тесьмы, шпагата.

1

Знать  правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь выполнять связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка, тесьмы, шпагата. Уметь изготавливать стилизованные фигурки (мальчика, девочки) из пучков нитей, тесьмы, шпагата; осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Связыва­ние, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка, тесьмы, шпагата. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девоч­ки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.

Развитие памяти, речи, умения классифицировать.

 

16

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх – вниз). Завязывание узелка.

1

Знать  правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь пришивать пуговицы с двумя отверстиями, завязывать узелок.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Повторение сведений о применении, свойствах и назначении ниток, видов пуговиц. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторе­ние приемов шитья (игла вверх - вниз). Завязывание узелка.

Развитие памяти, речи, умения классифицировать. Коррекция двигательной сферы.

 

II  четверть – 16 часов

 

Работа с глиной и пластилином – 7 часов

 

17-18

Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, ста­каны для карандашей.  Нанесение с помощью стеки геомет­рического орнамента из треугольников в полосе.

2

Знать применение глины для изготовления посуды, виды керамических изделий. Знать  правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить предметы цилиндрической формы, наносить орнамент на кружки, стаканы.

Знакомство с применением глины для из­готовления посуды. Ознакомление с керамически­ми изделиями из глины: чайной и столовой посудой, деко­ративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игруш­ками; с отделочными работами  на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, ста­каны для карандашей Обработка из­делия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Для слабых учащихся нанесе­ние узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

Коррекция двигательной сферы. Развитие наблюдательности, мелкой моторики рук.

 

19-20

Лепка с натуры посуды конической формы: ведерка, цветочного горшка. Нанесение  с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий.

2

Знать  правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить предметы конической формы, наносить орнамент  на ведёрко или цветной горшок.

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Лепка предметов конической формы: ведёрка, цветочного горшка. Обработка из­делия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Для слабых учащихся нанесе­ние узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

Коррекция двигательной сферы. Развитие наблюдательности, мелкой моторики рук.

 

21-23

Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для завар­ки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся.

3

Знать применение глины для изготовления посуды, виды керамических изделий. Знать  правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить с натуры и по представлению чайную посуду в виде шара, цилиндра, конуса и круга; наносить узор с помощью стеки.

Повторение применения глины для из­готовления посуды; с отделочными работами  на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка из­делия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками. Игра «Накрой на стол». Для слабых учащихся нанесе­ние узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

Коррекция двигательной сферы. Развитие наблюдательности, мелкой моторики рук.

 

Работа с природными материалами – 3 часа

 

24-26

Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке.

3

Знать свойства засушенных листь­ев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе; правила работы с режущими предметами. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь составлять композицию по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зёрен, опилок на плотной подложке.

Знакомство со свойствами засушенных листь­ев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе;  клея­щими составами: БФ, казеиновый клей; инструментами: нож, нож­ницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструмен­тами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение са­нитарно-гигиенических требований. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бу­маги). Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные компо­зиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки жи­вотных).

Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.

Развитие аналитических мыслительных операций, наглядно образного мышления, мелкой моторики рук.

 

Работа с бумагой и картоном – 6 часов

 

27-28

Изготовление закладки.

2

Знать сырьём, из которого выраба­тывают бумагу и картон; элементарные сведения о сортах картона. Знать  правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь выполнять разметку бумаги и картона по линейки; оклеивать картон бумагой с двух сторон; резать бумагу и карто­н по линиям разметки, наклеивать на изделия из картона аппликации; делать закладку.

Знакомство с сырьём, из которого выраба­тывают бумагу и картон; с элементарными сведениями о сортах картона: переплетный и коробочный картон. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Разметка бу­маги и картона по линейке. Резание бумаги и карто­на по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации. Обклеивание изделий цветной бумагой, с одной стороны. Изготовление закладки из тонкого картона.

Развитие мелкой моторики рук. Коррекция пространственной ориентировки, ориентировки на листе бумаги. Развитие умения понимать и выполнять инструкции.

 

29-32

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных

стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек.

4

Знать  правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь делать разметку по трафарету и шаблону, линейке, резать бумагу и картон по линиям разметки. Уметь изготавливать из картона плоские елочные игрушки и гирлянды в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек.

Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Резание бумаги и карто­на по линиям разметки. Разметка бумаги и картона по трафа­рету и шаблону, линейке, рациональная разметка. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Склеивание игруш­ки из согнутых под прямым углом частей изделий. Исполь­зование задела работы. Закрепление нитки-петли. Изготовление плоских елочных игрушек и гирлянд из тонкого картона.

Развитие мелкой моторики рук. Коррекция пространственной ориентировки, ориентировки на листе бумаги. Развитие умения понимать и выполнять инструкции.

 

III – четверть  - 20 часов

 

Работа с глиной и пластилином – 5 часов

 

33-34

Лепка по образцу стилизованных фигурок птиц: цыплёнка и утёнка, утки и гуся.

2

Уметь  расчленять формы изображения на простые геометрические формы; находить пропорции в изделии; обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций; соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания. Уметь осуществлять самоконтроль, сравнивая своё изделие с образцом. Знать  правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить по образцу стилизованные фигурки птиц.

Повторение свойств и приёмов работы с пластилином и глиной. Знакомство с понятием о динамике в скульптурных изображениях. Организация рабочего места при выполнении лепки. Повторение правил безопасной работы.  Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом промазывания. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка и утенка, утки и гуся. Для слабых учащихся лепка по образцу.

Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки,  зрительного и тактильного восприятия.

 

35

Лепка по образцу стилизованных фигурок животных: кошки и белки.

1

Уметь  расчленять формы изображения на простые геометрические формы; находить пропорции в изделии; обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций; соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания. Уметь осуществлять самоконтроль, сравнивая своё изделие с образцом. Знать  правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить по образцу стилизованные фигурки животных.

Организация рабочего места при выполнении лепки. Повторение правил безопасной работы.  Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом промазывания. Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кош­ки и белки.  Для слабых учащихся лепка по образцу.

Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки,  зрительного и тактильного восприятия.

 

36-37

Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы.

2

Уметь  расчленять формы изображения на простые геометрические формы; находить пропорции в изделии; обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций; соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания. Уметь осуществлять самоконтроль, сравнивая своё изделие с образцом, давать анализ своего изделия. Знать  правила безопасной работы. Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь лепить самостоятельно с натуры игрушки.  

Организация рабочего места при выполнении лепки. Повторение правил безопасной работы.  Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом промазывания. Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых учащихся лепка по образцу.

Развитие наблюдательности, зрительного и тактильного восприятия, пространственной ориентировки.

 

Работа с природными материалами – 4 часа

 

38-39

Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок».

2

Знать правила составления макета; свойства и применение материалоотходов (проволока, бу­мага, пластилин и т. д.). Уметь  соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь организовать  рабочее место. Уметь закреплять отдельные детали и фи­гуры на подставке; рационально применять материалоотхо­ды; соблюдать  пропорции в изделии и между деталями макета. Уметь работать в коллективе.

Знакомство с правилами составления макета. Знакомство со свойствами и применением материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Соблюдение санитарно – гигиенических требований. Организация рабочего места. Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета. Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняют простейшие детали. Оформле­ние макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке.

Развитие аналитических, мыслительных операций. Формирование умения выполнять речевые инструкции.

40-41

Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека.

2

Знать правила составления макета; свойства и применение материалоотходов (проволока, бу­мага, пластилин и т. д.). Уметь  соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь организовать  рабочее место. Уметь закреплять отдельные детали и фи­гуры на подставке; рационально применять  материалоотхо­ды; соблюдать  пропорции в изделии и между деталями макета. Уметь работать в коллективе. Уметь оформлять макет к прочитанным сказкам с помощью учителя группами в два человека.

Повторение правил составления макета. Оформление макета к прочитанным сказкам с помощью учителя группами в два человека. Проведение игры по сказкам. Повторение свойств и применение материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Соблюдение санитарно – гигиенических требований. Организация рабочего места. Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета. Слабые учащиеся выполняют более простые детали макета.

Развитие аналитических, мыслительных операций. Формирование умения выполнять речевые инструкции.

Работа с бумагой и картоном – 5 часов

42

Экскурсия в картонажную мастерскую.

1

Знать правила безопасной работы с бумагой и картоном. Знать правила склеивания картона бумагой с двух сторон.

Экскурсия в картонажную мастерскую. Знакомство с правилами склеивания картона бумагой с двух сторон; клеящими составами. Правила безопасной работы.

Развитие речи, наблюдательности, долговременной памяти, умения оценивать качество материала.

43

Изготовление закладки из тонкого картона.

1

Уметь правильно склеивать картон бумагой с двух сторон. Знать приемы работы с бумагой и картоном. Уметь  соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь организовать  рабочее место. Уметь изготавливать закладку из тонкого картона.

 

Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Повторение правил склеивания картона бумагой с двух сторон; клеящими составами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчёта от нулевого деления.  Изготовление закладки из тонкого картона.

Развитие умения понимать и выполнять инструкции. Развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги.

 

44-45

Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке.

2

Знать приемы работы с бумагой и картоном. Уметь  соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь организовать  рабочее место. Уметь осуществлять самоконтроль, сравнивая своё изделие с образцом. Уметь соблюдать пропорции. Уметь изготавливать аппликации с разметкой подложки и деталей по линейке.

Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Соблюдение сочетания цветов, пропорций. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчёта от нулевого деления. Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с раз­меткой подложки и деталей по линейке.

Развитие умения понимать и выполнять инструкции. Развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги.

 

46

Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров.

1

Знать приемы работы с бумагой и картоном. Уметь  соблюдать санитарно-гигиенические требования. Уметь организовать  рабочее место. Уметь осуществлять самоконтроль, сравнивая своё изделие с образцом. Уметь соблюдать пропорции и сочетать цвета. Уметь делать разметку бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Уметь  рационально использовать материалоотходы и природные материалы при изготовлении поздравительных открыток.  Уметь изготавливать из бумаги и картона поздравительных открыток и сувениров.

Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Соблюдение сочетания цветов, пропорций. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчёта от нулевого деления. Изготовление поздравительных открыток, сувениров.

Развитие умения понимать и выполнять инструкции. Развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги.

 

Работа с текстильным материалом – 6 часов

 

47

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона.

1

Знать свойства и особенности тканей, применение и назначение тканей в жизни человека. Уметь выполнять раскрой ткани по готовой выкройке; составлять коллекцию ткани. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами.

Знакомство с применением и назначением тканей в жизни людей; с понятиями о сортах тканей и их назначением: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания; со свойствами и особенностями тканей как материала: мнутся, разрываются, толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску; с лицевыми и изнаночными сторонами тканей; с инструментами, применяемыми при работе с тканями, и их назначением: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала.

Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной сторо­ной на подложке из картона.

Развитие памяти, речи, умения классифицировать. Воспитание аккуратности.

 

48

Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги в клетку.

1

Знать назначение ручных стежков, их виды. Уметь выполнять ручной стежок. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами.

Знакомство с назначением ручных стежков, их видами. Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями, и их назначением: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.

Развитие умения понимать и выполнять инструкций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на ткани. Воспитание аккуратности.

 

49-50

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки.

2

Знать назначение ручных стежков, их виды. Уметь выполнять ручной стежок. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. Уметь оформлять концы закладки кисточками из нитей.

Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями, и их назначением: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составлен­ной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов зак­ладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки.

Развитие умения понимать и выполнять инструкций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на ткани. Воспитание аккуратности.

 

51-52

Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани.

2

Знать назначение ручных стежков, их виды. Уметь выполнять ручной стежок. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. Уметь выполнить чертеж и самостоятельно шить игольницу.

Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями, и их назначением: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Изготовление игольницы по самостоятельно вычерчен­ной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и по­следующую работу с помощью учителя.

Развитие умения понимать и выполнять инструкций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на ткани. Воспитание аккуратности.

 

IY четверть – 16 часов

 

Работа с глиной и пластилином – 3 часа

 

53

Лепка по представлению свободной  композиции «Колобок и лиса».

1

Знать пространственное положе­ние деталей на макете; приемы работы   с пластилином и глиной. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с глиной и пластилином. Уметь закреплять детали макета на подставке способом примазывания. Уметь соблюдать пропорции и сочетать цвета. Уметь лепить по представлению свободную композицию.

Повторение приёмов работы с пластилином и глиной. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Объяснение значения цвета. Выявление главного и второстепенного в изделии. Лепка по представлению свободной композиции: «Ко­лобок и лиса». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов.

Развитие умения понимать и выполнять инструкций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на макете, воображения.

 

54

Лепка по представлению свободной  композиции «Маша и медведь».

1

Знать пространственное положе­ние деталей на макете; приемы работы   с пластилином и глиной. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с глиной и пластилином. Уметь закреплять детали макета на подставке способом примазывания. Уметь соблюдать пропорции и сочетать цвета. Уметь лепить по представлению свободную композицию.

Повторение приёмов работы с пластилином и глиной. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Объяснение значения цвета. Выявление главного и второстепенного в изделии. Лепка по представлению свободной композиции: «Маша и медведь». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов.

Развитие аналитических, мыслительных операций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на макете, воображения.

 

55

Лепка по представлению свободной  композиции «Лиса и журавль».

1

Знать пространственное положе­ние деталей на макете; приемы работы   с пластилином и глиной. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с глиной и пластилином. Уметь закреплять детали макета на подставке способом примазывания. Уметь соблюдать пропорции и сочетать цвета. Уметь лепить по представлению свободную композицию.

Повторение приёмов работы с пластилином и глиной. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Объяснение значения цвета. Выявление главного и второстепенного в изделии. Лепка по представлению свободной композиции: «Лиса и журавль». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов

Развитие аналитических, мыслительных операций. Развитие мелкой моторики рук, ориентировка на макете, воображения.

 

Работа с бумагой – 7 часов

 

56-57

Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной

бумаги.

2

Знать приёмы работы с бумагой. Уметь применять различные ма­териалы (ткань, вата) и предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой. Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону; склеивать коробки, наклеивать картонные и бумаж­ные детали. Уметь изготавливать по образцу макеты мебели.

Повторение приёмов работы с бумагой. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.  Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей. Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из ко­робочек, картона и бархатной бумаги.

Развитие мелкой моторики, концентрации внимания, долговременной памяти, пространственной ориентировки.

 

58-59

Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора.

2

Знать приёмы работы с бумагой. Уметь применять различные ма­териалы (ткань, вата) и предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой. Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону; склеивать коробки, наклеивать картонные и бумаж­ные детали. Уметь изготавливать по образцу модель светофора.

Участие в игре «Переход улицы», используя свои  изделия. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.  Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей. Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора.

Развитие мелкой моторики, произвольности внимания, долговременной памяти, пространственной ориентировки.

 

60

Изготовление по образцу указателя «переход».

1

Знать приёмы работы с бумагой. Уметь применять различные ма­териалы (ткань, вата) и предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой. Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону; склеивать коробки, наклеивать картонные и бумаж­ные детали. Уметь изготавливать по образцу указатель «переход».

Повторение приёмов работы с бумагой и картоном. Игра «Правила уличного движения», используя изделия детей. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.  Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей. Изготовление по образцу указателя «переход».

Развитие мелкой моторики, внимания, долговременной памяти, пространственной ориентировки. Воспитание аккуратности.

 

61-62

Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани.

2

Уметь применять различные ма­териалы (ткань, вата) и предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой. Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону; склеивать коробки, наклеивать картонные и бумаж­ные детали. Уметь изготавливать по образцу подушечку для иголок из картона, бумаги и ткани.

Организация рабочего места. Правила безопасной работы.  Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей. Изготовление по образцу подушечки для иголок из кар­тона, бархатной бумаги и ткани.

Развитие мелкой моторики, внимания, долговременной памяти, пространственной ориентировки. Воспитание аккуратности.

 

Работа с текстильным материалом – 6 часов

 

63-64

Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку.

2

Знать виды стежков. Уметь выполнять  стежки. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами.

Знакомство с видами отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив).

Развитие наблюдательности, зрительного и тактильного восприятия, пространственной ориентировки.

 

65-66

Вышивание

закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками.

2

Знать виды стежков. Уметь выполнять  стежки. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. Уметь вышивать закладку и оформлять концы кисточками.

Повторение видов отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение порядка вышивания изделия. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением.  Оформление концов закладки кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок.

Развитие памяти, речи, наблюдательности, мелкой моторики, умения классифицировать.

 

67-68

Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок».

2

Знать виды стежков. Уметь выполнять  стежки. Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. Уметь вышивать салфетки.

Повторение видов отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Повторение инструментов, применяемых при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение порядка вышивания изделия. Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся выполняют вышивку сметочны­ми стежками.

Развитие памяти, речи, наблюдательности, мелкой моторики, умения классифицировать, пространственной ориентировки.

 

 

 

 

 

.

.

 

 

 

 

 


Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» во 2 классе – 68 часов № п/п

Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» во 2 классе – 68 часов № п/п

Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля

Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля

Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузных кочерыжек, еловой шишки, палочек и бумажных деталей

Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузных кочерыжек, еловой шишки, палочек и бумажных деталей

Экскурсия в швейную мастерскую

Экскурсия в швейную мастерскую

Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий

Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек

Организация рабочего места при выполнении лепки

Организация рабочего места при выполнении лепки

Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами

Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком

Лиса и журавль». 1 Знать пространственное положе­ ние деталей на макете; приемы работы с пластилином и глиной

Лиса и журавль». 1 Знать пространственное положе­ ние деталей на макете; приемы работы с пластилином и глиной

Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани

Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022