Тематическое занятие" Коммуникативное и творческое развитие детей с ОВЗ"
Оценка 4.8

Тематическое занятие" Коммуникативное и творческое развитие детей с ОВЗ"

Оценка 4.8
docx
15.12.2021
Тематическое занятие" Коммуникативное и творческое развитие детей с ОВЗ"
тематическое занятие.docx

 

 


Тематическое занятие: «Развитие комммуникативных и творческих способностей детей ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

         Актуальность: анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей школьного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Возрос процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции, поэтому процесс становления звука в речи занимает  длительный период.

Данный проект посвящен  проблеме повышения эффективности автоматизации звукопроизношения у детей  школьного возраста и направлен на формирование мотивации ребенка к формированию правильного звукопроизношения. В  проекте раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы в работе с детьми  младшего школьного возраста с применением технологии изготовления иллюстраций к речевому материалу. Предлагаются приемы автоматизации звуков при помощи упражнений на развитие ручной моторики с максимальным подключением трех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильного. Рассматриваются основные практические задачи, теоретические проблемы и сферы практического применения. В полном объеме описана технология, методы и приемы работы с воспитанниками, родителями.

Основной акцент проекта направлен на развитие речевых, моторных, изобразительных навыков,  развитию коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ, то есть на совокупность тех  характеристик, которые являются предпосылками успешной самореализации ребенка в школьном обучении.

Педагогический проект имеет четкую теоретическую проектную позицию, основанную на анализе специальной литературы, сформулированную в ходе концептуализации проекта: определена методологическая база, выработана стратегия реализации, обозначены общие дидактические принципы обучения.

Внедрение педагогического проекта в практику работы отвечает социальному заказу родительской общественности к школьному учреждению и способствует эффективной реабилитации детей с нарушениями звукопроизношения, дает им равные стартовые возможности с другими детьми при переходе на ступень школьного обучения.

Новизна и практическая значимость проекта заключается в том, что коррекция произносительной стороны речи у младших школьников  осуществляется научно обосновано, посредством определенного сочетания общепринятых и нетрадиционных средств, здоровьесберегающих технологий с опорой на комплект разработанных авторских игр, наглядного материала

Результатом коррекционных мероприятий станет чистая речь и созданное в совместной деятельности учебно-дидактическое пособие.

 

 

 

Паспорт проекта

Тема

Развитие коммуникативных и творческих способностей  у детей ОВЗ

Образовательная область

Речевое развитие

Цель

Оптимизировать процесс автоматизации звукопроизношения у дошкольников с помощью выработки речеслуховых  и двигательных кинестезий.

Задачи

1.Закреплять умение произносить изучаемый звук в речи

2. Выполнять упражнение на четкое, многократное произнесение звуков, слогов, слов через упражнения на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;

3. Развивать зрительно-моторную координацию, тактильно-слуховую память, слуховое восприятие

4. Формировать графомоторные навыки  с помощью выполнения ритмичных, точных, координированных движений пальцев рук.

5.Формировать самостоятельность, заинтересованность в результате своей деятельности.

6.Показать значимость совместной деятельности родителей и детей.

Новизна

Коррекция произносительной стороны речи у

 младших школьников  осуществляетсянаучно обосновано, посредством определенного сочетания общепринятых и нетрадиционных средств, здоровьесберегающих технологий

с опорой на комплект разработанных авторских игр, наглядного материала

Сроки реализации

3 месяца

Результат

1.     Для педагога:

- Освоение проектного метода

- Повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост

- Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности

2.     Для  детей

- Воспитанник имеет знания о звуке и букве

-Правильно произносит звук в речи

- Самостоятельно выполняет запланированную деятельность.

3.     Для родителей:

- Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни детей

 

План работы

 

Основные направления работы

Деятельность педагога

Деятельность ребенка и родителей

1 этап. 

Выявление проблемы и определение цели проекта.

 

Формулирование проблемы. Определение задач проекта и его продукта.

Осознание проблемы. Принятие задач проекта.

Организация работы над проектом

Разъяснение информации. Планирование и организация деятельности.

Систематизация полученной информации, планирование своей деятельности.

2 этап

Практическая деятельность по решению проблемы.

Оказание стимулирующей помощи детям и родителям. Осуществление контроля.

Выполнение комплекса артикуляционной. дыхательной и пальчиковой гимнастики

Продуктивная деятельность

Оказание практической помощи детям и родителям. Осуществление контроля.

Создание учебно - методического пособия 

3 этап.

Информационно-презентационный

Организация выступления участника проекта  на открытом мероприятии ,помощь в подготовке презентации.

Выступления участника проекта  на открытом мероприятии.

 

 

Описание работы

 

Проект представлен тремя этапами.
I этап - организационно-мотивационный
Цель: формирование мотивационной готовности ребенка к участию в проекте через расстановку приоритетов для осознанного участия  в коррекционном процессе.
Задачи:
-         Разработать учебно-тематические планы  индивидуальных занятий; 
-         Познакомить ребенка и родителей с предстоящей деятельностью;

-         Вызывать интерес, потребность к занятиям,  эмоциональная  подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе;

-         Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие;

-         Формировать  артикуляционную моторику;

-         Развивать общую и мелкую моторику;

-         Преодолевать саливацию, гиперкинезы, синкинезии;

-         Формировать просодические компоненты речи;

-         Нормализовать основные психические процессы;

-         Подобрать  необходимое  оборудование и  пособий  для  практического  обогащения проекта,  целенаправленности,  систематизации  воспитательно-образовательного  процесса.

II этап - коррекционно-развивающий
Цель: коррекция произносительной стороны речи у ребенка младшего школьного возраста с использованием разнообразных видов деятельности.
Задачи:
-         Подготовить органы артикуляции к постановке звука «Р» (нормализация мышечного тонуса, моторного праксиса)
-         Сформировать зрительно-акустический образ звука «Р»
-         Научить произносить  звук «Р» правильно.
-         Формировать кинестетическое и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений;
-         Формировать навыки самоконтроля за звукопроизношением, плавным речевым выдохом;
III этап – заключительный
Цель: закрепление сформированных навыков звукопроизношения, речевого дыхания, моторного праксиса, артикуляционных кинестезий и развитие самоконтроля у детей за собственной речью.
Задачи:
-         Автоматизировать звук в спонтанной речи;
-         Развивать связную выразительную речь на базе правильно произносимых звуков;
-         Упражнять в развитии памяти, внимания, мышления на отработанном в произношении материале;
 
 
 

Содержание  работы  и мероприятия по реализации проекта

 

месяц

Коррекционно -образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность ребенка

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1 этап

Формирование акустико-артикуляционного образа звука

Цель: Подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звука

Направление работы:

-Развитие ручной моторики для активизации речедвигательных зон коры головного мозга;

-Формирование нижнереберного диафрагмального дыхания;

-Развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе;

-Выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов;

-Развитие слухового восприятия и внимания;

-Развитие слухо-моторных координаций;

-Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа;

-Освоение комплекса артикуляционных и пальчиковых упражнений;

-Выполнение самомассажа;

-Игры на формирование диафрагмального и речевого дыхания с предметами;

-Подбор картинок со звуком «Р»;

-рисование предметов в названии которых есть звук «Р»;

-Выделение звука «Р» в слове;

-Выкладывание буквы «Р» из мозаики, шнурка, песка, пластилина, аппликация, вырезывание ножницами;

-Написание буквы «Р» в тетради;

-создание коллажа;

 

-Беседа «Трудный звук-ты наш друг»,

-знакомство с артикуляционнымпрофилем звука «Р»;

-Изготовление  алгоритма акустико-артикуляционной характеристики звука «Р»;

-Практикум по артикуляционной гимнастике»,

-Обучению приемам самомассажа (комплекс Репиной З.С.)

-Изготовление карточек по комплексу артикуляционных упражнений на звук «Р»

-Изучение специальной литературы.

-Изготовление игры «Отгадай что звучит»;

-Изготовление игры на развитие речевого выдоха «Веселые человечки»

Октябрь

2 этап

Формирование первичных произносительных навыков

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука.

Направление работы:

- Развитие слухового восприятия;

- Развитие фонематического анализа;

- Развитие артикуляционных укладов с опорой на зрительное, тактильное, восприятие и кинестетические ощущения;

- Работа по непосредственной постановке звука (объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад)

Автоматизация звука:

Введение звука в слоги, слова, словосочетания,

фразу,связную речь.

Дифференциация звука:

Развитие слуховой дифференциации,закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза

-Выполнение артикуляционных и пальчиковых упражнений;

-Выполнение самомассажа;

-Игры на формирование диафрагмального и речевого дыхания с предметами;

-Автоматизация звука «Р» с использованием картинного материала  в словах -со сочетаниями др;

- со сочетаниями тр;

-с открытым слогом

- со стечением согласных;

- закрытым слогом;

-в потешках, стихах, подвижных играх;

-Составление рассказа по нарисованным картинка;

-Придумывание сюжетов для творческих рассказов;

 

 

-Подбор картинного материала на звуки  Р, Рь

-Заучивание стихов, потешек, загадок;

-Пересказ рассказов ;

-Рисование сюжетов насыщенных названиями предметов в которых есть звук «Р».

-Придымывание загадок по технологии Капитовской;

-Составление рассказов по сюжетным картинкам и оформление их в альбоме.

 

Ноябрь

3 этап

Формирование коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

-Умение использовать автоматизированный  на специально подобранном материале звук в самостоятельной речи ребенка;

-Формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звука в спонтанной речи.

 

После завершения работы над альбомом мама  выступила на родительском собрании с показом презентации об этапах работы над проектом.

 

Результат

 

         В ходе реализации проекта все поставленные задачи решены.

 1. Ребенок научился  правильно  произносить  изучаемый звук в речи,  получил знания о звуках и буквах.

2. Выполняет упражнение на четкое, многократное произнесение звуков, слогов, слов через упражнения на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

3. Развиты зрительно-моторная  координация, тактильно-слуховая память, слуховое восприятие

4.  Сформированы  графомоторные  навыки  с помощью выполнения ритмичных, точных, координированных движений пальцев рук.

5.Сформирована самостоятельность, ребенок заинтересован в результате своей деятельности.

6. Изготовленный своими руками иллюстрированный альбом со звуком «Р»

7. Родители заинтересованы в результативности детской деятельности. 

8 .Показана значимость совместной деятельности родителей и детей.

Обобщающим результатом работы на проекте стало создание системы коррекционно-педагогической помощи ребенку с фонетико-фонематическим недоразвитием на максимально возможном и качественном уровне.

Систематическое взаимодействие и просветительская работа с родителями обеспечили преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах коррекции речи у дошкольника; повышение педагогической культуры родителей, заинтересованность в результатах коррекционной работы, мотивацию к сотрудничеству, системной и своевременной медикаментозной стимуляции ребенка для максимально возможного преодоления имеющихся нарушений.

Созданный в ходе эксперимента комплекс специально разработанных авторских игр, наглядного материала обеспечивает адресный подход к проблемам развития здоровья детей.

 

 

Список используемых ресурсов

- Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе   школьников младшего звена» ( с 7 до 10лет), С-П, 2007г.

- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия группе для детей с ОВЗ» (1,2,3, периоды), М., 2001г.

- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ» (1,2,3, периоды), М., 2004г.

- В.В.Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» М., 1998г.

- О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно» С-П., 2001г.

- О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина «Логопедические занятия с детьми 7-10 лет», С-П., 2004г.

- О.С.Гомзяк «Говорим правильно» (1,2,3 период), М., 2007г.

- В.И.Селиверстов «Речевые игры с детьми», М, 1994г.

- И.С.Лопухина «Логопедия 55о», М, 1996г.

- Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков», М, 2002г.

- Н.В.Нищева «Система коррекционной работы», С-П, 2003г.

- О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина «Энциклопедия логопедических игр», С-П, 2004г.

- Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина «Интегрированные коррекционо-развивающие занятия для детей 4-6 лет», М, 2006г.

- Т.А.Куликовская «40 новых скороговорок», М, 2005г.

- О.В.Бачина, С.Н.Самородова «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи», М, 2009г.

 

 


 

Тематическое занятие" Коммуникативное и творческое развитие детей с ОВЗ"

Тематическое занятие" Коммуникативное и творческое развитие детей с ОВЗ"

Аннотация Актуальность: анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей школьного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии,…

Аннотация Актуальность: анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей школьного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии,…

Результатом коррекционных мероприятий станет чистая речь и созданное в совместной деятельности учебно-дидактическое пособие

Результатом коррекционных мероприятий станет чистая речь и созданное в совместной деятельности учебно-дидактическое пособие

Результат 1. Для педагога: -

Результат 1. Для педагога: -

I этап - организационно-мотивационный

I этап - организационно-мотивационный

Коррекционно -образовательная деятельность

Коррекционно -образовательная деятельность

Направление работы: - Развитие слухового восприятия; -

Направление работы: - Развитие слухового восприятия; -

Ноябрь 3 этап Формирование коммуникативных умений и навыков

Ноябрь 3 этап Формирование коммуникативных умений и навыков

В.В.Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе»

В.В.Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2021