Тематическое занятие: «Развитие комммуникативных и творческих способностей детей ОВЗ»

Аннотация
Актуальность: анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей школьного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Возрос процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции, поэтому процесс становления звука в речи занимает длительный период.
Данный проект посвящен проблеме повышения эффективности автоматизации звукопроизношения у детей школьного возраста и направлен на формирование мотивации ребенка к формированию правильного звукопроизношения. В проекте раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы в работе с детьми младшего школьного возраста с применением технологии изготовления иллюстраций к речевому материалу. Предлагаются приемы автоматизации звуков при помощи упражнений на развитие ручной моторики с максимальным подключением трех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильного. Рассматриваются основные практические задачи, теоретические проблемы и сферы практического применения. В полном объеме описана технология, методы и приемы работы с воспитанниками, родителями.
Основной акцент проекта направлен на развитие речевых, моторных, изобразительных навыков, развитию коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ, то есть на совокупность тех характеристик, которые являются предпосылками успешной самореализации ребенка в школьном обучении.
Педагогический проект имеет четкую теоретическую проектную позицию, основанную на анализе специальной литературы, сформулированную в ходе концептуализации проекта: определена методологическая база, выработана стратегия реализации, обозначены общие дидактические принципы обучения.
Внедрение педагогического проекта в практику работы отвечает социальному заказу родительской общественности к школьному учреждению и способствует эффективной реабилитации детей с нарушениями звукопроизношения, дает им равные стартовые возможности с другими детьми при переходе на ступень школьного обучения.
Новизна и практическая значимость проекта заключается в том, что коррекция произносительной стороны речи у младших школьников осуществляется научно обосновано, посредством определенного сочетания общепринятых и нетрадиционных средств, здоровьесберегающих технологий с опорой на комплект разработанных авторских игр, наглядного материала
Результатом коррекционных мероприятий станет чистая речь и созданное в совместной деятельности учебно-дидактическое пособие.
Паспорт проекта
| 
 Тема  | 
 Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей ОВЗ  | 
| 
 Образовательная область  | 
 Речевое развитие  | 
| 
 Цель  | 
 Оптимизировать процесс автоматизации звукопроизношения у дошкольников с помощью выработки речеслуховых и двигательных кинестезий.  | 
| 
 Задачи  | 
 1.Закреплять умение произносить изучаемый звук в речи 2. Выполнять упражнение на четкое, многократное произнесение звуков, слогов, слов через упражнения на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; 3. Развивать зрительно-моторную координацию, тактильно-слуховую память, слуховое восприятие 4. Формировать графомоторные навыки с помощью выполнения ритмичных, точных, координированных движений пальцев рук. 5.Формировать самостоятельность, заинтересованность в результате своей деятельности. 6.Показать значимость совместной деятельности родителей и детей.  | 
| 
 Новизна  | 
 Коррекция произносительной стороны речи у младших школьников осуществляетсянаучно обосновано, посредством определенного сочетания общепринятых и нетрадиционных средств, здоровьесберегающих технологий с опорой на комплект разработанных авторских игр, наглядного материала  | 
| 
 Сроки реализации  | 
 3 месяца  | 
| 
 Результат  | 
 1. Для педагога: - Освоение проектного метода - Повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост - Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности 2. Для детей - Воспитанник имеет знания о звуке и букве -Правильно произносит звук в речи - Самостоятельно выполняет запланированную деятельность. 3. Для родителей: - Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни детей  | 
План работы
| 
 Основные направления работы  | 
 Деятельность педагога  | 
 Деятельность ребенка и родителей  | 
| 
 1 этап.  | 
||
| 
 Выявление проблемы и определение цели проекта. 
  | 
 Формулирование проблемы. Определение задач проекта и его продукта.  | 
 Осознание проблемы. Принятие задач проекта.  | 
| 
 Организация работы над проектом  | 
 Разъяснение информации. Планирование и организация деятельности.  | 
 Систематизация полученной информации, планирование своей деятельности.  | 
| 
 2 этап  | 
||
| 
 Практическая деятельность по решению проблемы.  | 
 Оказание стимулирующей помощи детям и родителям. Осуществление контроля.  | 
 Выполнение комплекса артикуляционной. дыхательной и пальчиковой гимнастики  | 
| 
 Продуктивная деятельность  | 
 Оказание практической помощи детям и родителям. Осуществление контроля.  | 
 Создание учебно - методического пособия  | 
| 
 3 этап.  | 
||
| 
 Информационно-презентационный  | 
 Организация выступления участника проекта на открытом мероприятии ,помощь в подготовке презентации.  | 
 Выступления участника проекта на открытом мероприятии.  | 
Описание работы
Проект представлен тремя этапами.I этап - организационно-мотивационный
Цель: формирование мотивационной готовности ребенка к участию в проекте через расстановку приоритетов для осознанного участия в коррекционном процессе.
Задачи:
- Разработать учебно-тематические планы индивидуальных занятий;
- Познакомить ребенка и родителей с предстоящей деятельностью;
- Вызывать интерес, потребность к занятиям, эмоциональная подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе;
- Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие;
- Формировать артикуляционную моторику;
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Преодолевать саливацию, гиперкинезы, синкинезии;
- Формировать просодические компоненты речи;
- Нормализовать основные психические процессы;
- Подобрать необходимое оборудование и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
II этап - коррекционно-развивающий
Цель: коррекция произносительной стороны речи у ребенка младшего школьного возраста с использованием разнообразных видов деятельности.
Задачи:
- Подготовить органы артикуляции к постановке звука «Р» (нормализация мышечного тонуса, моторного праксиса)
- Сформировать зрительно-акустический образ звука «Р»
- Научить произносить звук «Р» правильно.
- Формировать кинестетическое и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений;
- Формировать навыки самоконтроля за звукопроизношением, плавным речевым выдохом;
III этап – заключительный
Цель: закрепление сформированных навыков звукопроизношения, речевого дыхания, моторного праксиса, артикуляционных кинестезий и развитие самоконтроля у детей за собственной речью.
Задачи:
- Автоматизировать звук в спонтанной речи;
- Развивать связную выразительную речь на базе правильно произносимых звуков;
- Упражнять в развитии памяти, внимания, мышления на отработанном в произношении материале;
   
Содержание работы и мероприятия по реализации проекта
| 
 месяц  | 
 Коррекционно -образовательная деятельность  | 
 Самостоятельная деятельность ребенка  | 
 Взаимодействие с родителями  | 
| 
 Сентябрь 1 этап  | 
 Формирование акустико-артикуляционного образа звука Цель: Подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звука Направление работы: -Развитие ручной моторики для активизации речедвигательных зон коры головного мозга; -Формирование нижнереберного диафрагмального дыхания; -Развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе; -Выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов; -Развитие слухового восприятия и внимания; -Развитие слухо-моторных координаций; -Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа;  | 
 -Освоение комплекса артикуляционных и пальчиковых упражнений; -Выполнение самомассажа; -Игры на формирование диафрагмального и речевого дыхания с предметами; -Подбор картинок со звуком «Р»; -рисование предметов в названии которых есть звук «Р»; -Выделение звука «Р» в слове; -Выкладывание буквы «Р» из мозаики, шнурка, песка, пластилина, аппликация, вырезывание ножницами; -Написание буквы «Р» в тетради; -создание коллажа; 
  | 
 -Беседа «Трудный звук-ты наш друг», -знакомство с артикуляционнымпрофилем звука «Р»; -Изготовление алгоритма акустико-артикуляционной характеристики звука «Р»; -Практикум по артикуляционной гимнастике», -Обучению приемам самомассажа (комплекс Репиной З.С.) -Изготовление карточек по комплексу артикуляционных упражнений на звук «Р» -Изучение специальной литературы. -Изготовление игры «Отгадай что звучит»; -Изготовление игры на развитие речевого выдоха «Веселые человечки»  | 
| 
 Октябрь 2 этап  | 
 Формирование первичных произносительных навыков Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука. Направление работы: - Развитие слухового восприятия; - Развитие фонематического анализа; - Развитие артикуляционных укладов с опорой на зрительное, тактильное, восприятие и кинестетические ощущения; - Работа по непосредственной постановке звука (объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад) Автоматизация звука: Введение звука в слоги, слова, словосочетания, фразу,связную речь. Дифференциация звука: Развитие слуховой дифференциации,закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза  | 
 -Выполнение артикуляционных и пальчиковых упражнений; -Выполнение самомассажа; -Игры на формирование диафрагмального и речевого дыхания с предметами; -Автоматизация звука «Р» с использованием картинного материала в словах -со сочетаниями др; - со сочетаниями тр; -с открытым слогом - со стечением согласных; - закрытым слогом; -в потешках, стихах, подвижных играх; -Составление рассказа по нарисованным картинка; -Придумывание сюжетов для творческих рассказов; 
 
  | 
 -Подбор картинного материала на звуки Р, Рь -Заучивание стихов, потешек, загадок; -Пересказ рассказов ; -Рисование сюжетов насыщенных названиями предметов в которых есть звук «Р». -Придымывание загадок по технологии Капитовской; -Составление рассказов по сюжетным картинкам и оформление их в альбоме. 
  | 
| 
 Ноябрь 3 этап  | 
 Формирование коммуникативных умений и навыков. Цель: сформировать у ребенка умения и навыки правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. -Умение использовать автоматизированный на специально подобранном материале звук в самостоятельной речи ребенка; -Формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звука в спонтанной речи.  | 
 
  | 
 После завершения работы над альбомом мама выступила на родительском собрании с показом презентации об этапах работы над проектом.  | 
Результат
В ходе реализации проекта все поставленные задачи решены.
1. Ребенок научился правильно произносить изучаемый звук в речи, получил знания о звуках и буквах.
2. Выполняет упражнение на четкое, многократное произнесение звуков, слогов, слов через упражнения на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений
3. Развиты зрительно-моторная координация, тактильно-слуховая память, слуховое восприятие
4. Сформированы графомоторные навыки с помощью выполнения ритмичных, точных, координированных движений пальцев рук.
5.Сформирована самостоятельность, ребенок заинтересован в результате своей деятельности.
6. Изготовленный своими руками иллюстрированный альбом со звуком «Р»
7. Родители заинтересованы в результативности детской деятельности.
8 .Показана значимость совместной деятельности родителей и детей.
Обобщающим результатом работы на проекте стало создание системы коррекционно-педагогической помощи ребенку с фонетико-фонематическим недоразвитием на максимально возможном и качественном уровне.
Систематическое взаимодействие и просветительская работа с родителями обеспечили преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах коррекции речи у дошкольника; повышение педагогической культуры родителей, заинтересованность в результатах коррекционной работы, мотивацию к сотрудничеству, системной и своевременной медикаментозной стимуляции ребенка для максимально возможного преодоления имеющихся нарушений.
Созданный в ходе эксперимента комплекс специально разработанных авторских игр, наглядного материала обеспечивает адресный подход к проблемам развития здоровья детей.
Список используемых ресурсов
- Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе школьников младшего звена» ( с 7 до 10лет), С-П, 2007г.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия группе для детей с ОВЗ» (1,2,3, периоды), М., 2001г.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ» (1,2,3, периоды), М., 2004г.
- В.В.Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» М., 1998г.
- О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно» С-П., 2001г.
- О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина «Логопедические занятия с детьми 7-10 лет», С-П., 2004г.
- О.С.Гомзяк «Говорим правильно» (1,2,3 период), М., 2007г.
- В.И.Селиверстов «Речевые игры с детьми», М, 1994г.
- И.С.Лопухина «Логопедия 55о», М, 1996г.
- Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков», М, 2002г.
- Н.В.Нищева «Система коррекционной работы», С-П, 2003г.
- О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина «Энциклопедия логопедических игр», С-П, 2004г.
- Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина «Интегрированные коррекционо-развивающие занятия для детей 4-6 лет», М, 2006г.
- Т.А.Куликовская «40 новых скороговорок», М, 2005г.
- О.В.Бачина, С.Н.Самородова «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи», М, 2009г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.