Окружающий мир. 3 класс
Учебный методический комплект:
«Окружающий мир» (Обитатели Земли; Моё Отечество) Учебник для 3 класса, 1 часть.
Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (Москва «Баласс» 2011 г.)
Рабочая тетрадь к учебник «Окружающий мир» (Обитатели Земли; Моё Отечество) 3 класс , 1 часть
Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (Москва «Баласс» 2011 г.)
Количество часов на изучение программы 34
Количество часов в неделю 1
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе:
федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».
Общая характеристика учебного предмета:
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру –
важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны,
ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение
необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством
воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной
картиной мира. Смысл сообщения картины мира при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным
участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения
окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать
ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл
своим поступкам и поступкам окружающих людей.Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать
окружающий его мир.Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта.
В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.
Мы же ставим перед собой следующую задачу познакомить ребят с картиной мира и научить их ею
пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к
вырабртке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления
мира.
Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и
избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того
материала, который ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир,т.е.
осмысленно применять полученные знания для решения учебно познавательных и жизненных задач.
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в
природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три
состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему
пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды. Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода –
явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии.
Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых
организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы,
гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ
в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные –
потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших
организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ
для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема –
единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно
совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы.
Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных
рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера. Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их
потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики.
Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа.
Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с
минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только
участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.).
Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и
восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного
поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота
веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к
защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и
вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума.
Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки
начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса». Живые участники круговорота веществ (10 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы
цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые,
мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного
организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски.
Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их
многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде.
Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы
дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной
температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету.
Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и
пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа.
Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники
всех круговоротов. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей.
Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических
нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и
национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Повторение пройденного материала – 4 ч.
Часы по выбору учителя – 2.
Календарнотематическое планирование
3й класс (часть 1)
Дата
Тема
№
п/
п
план факт Основные виды учебной деятельности учащихся:
(Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном
уровне
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ
Тела и вещества
Из чего состоит вещество
Что такое энергия
Превращение энергии
1
1
1
1
Приводить примеры веществ (Н).
Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела,
жидкости и газы (Н).
Приведение примеров движения под действием
энергии (П).
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
Где обитают живые организмы
1
Характеризовать место обитания живых организмов Большой круговорот веществ
Живые участники круговорота
веществ
Обмен веществ в организме
Как живые организмы запасают
энергию Солнца
Контрольная работа
1
1
1
1
1
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Жизнь экосистемы
Почва – важнейшая часть
экосистемы
Экосистема озера
Экосистема болота
Экосистема луга
1
1
1
1
1
(П).
Характеризовать круговорот веществ как пример
единства живого или неживого (П).
Характеризовать условия, необходимые для жизни
растений (Н).
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей
(Н).
Характеризовать способы питания, размножения;
условий, необходимых для жизни животных (Н).
Рассказывать о роли животных в природе и жизни
людей (на примере своей местности) (Н).
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей
(Н).
Приводить примеры обмена веществ: поглощения и
выделения веществ живыми организмами (П).
Характеризовать роль Солнца как главного источника
энергии для жизни живых организмов (П).
Применение полученных знаний и умений на уроках в
жизни (Н).
Характеризовать экосистемы и природные сообщества
(на примере леса, луга, водоёма) (Н).
Характеризовать (на основе опытов) состав почвы,
роль почвы в природе и роль живых организмов в
образовании почвы (на примере своей местности, (Н). Лесные производители
Потребители и разрушители
экосистемы леса
Экосистема поля
Аквариум – маленькая
искусственная экосистема
1
1
1
1
Характеризовать влияние человека на экосистемы и
природные сообщества (на примере своей местности)
(Н).
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы
(Н).
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные
растения, характеризовать их роль в жизни человека
(на примере своей местности) (Н).
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Растения производители
Животные маленькие и большие
Маленькие рыцари
Первый шаг из моря на сушу
На суше – как дома
Пернатые изобретатели
Наши братья
1
1
1
1
1
1
1
Характеризовать условия, необходимые для жизни
растений (Н).
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей
(Н).
Определять части цветкового растения (Н).
Приводить примеры хвойных и цветковых растений,
выделять их отличия (на примере своей местности)
(Н).
Характеризовать условия, необходимые для жизни
животных (Н).
Характеризовать роль животных в природе и жизни
людей (Н). Осторожно: животные
Прирождённые разрушители
Экскурсия в краеведческий
музей
Экскурсия в лес, луг, озеро
Как нам жить в дружбе с
природой
Контрольная работа
Часы по выбору
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
4
34
Описывать внешний вид, характерные особенности
представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на
примере своей местности) (Н).
Сравнивать и различать дикие и домашние животные,
характеризовать их роль в жизни человека (на примере
своей местности) (Н)
Перечислять правила безопасного поведения при
общении с дикими и домашними животными (Н).
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей
(Н).
Различать (Н) съедобные и ядовитые грибы (на
примере своей местности) (Н).
Приводить примеры зависимости удовлетворения
потребностей людей от природы, включая потребности
эмоциональноэстетического характера (Н).
Оценивать влияние современного человека на природу
(Н).
Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).
Характеризовать работу людей по сохранению
природы (П).
Применение полученных знаний и умений на уроках в
жизни (Н).
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.