РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 класс
На изучение предмета русского языка в 3 классе отводится 170 часов в учебный год ( 5 часов в неделю).
Пояснительная записка
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на
предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является
современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Назначение предмета
заложить основу формирования функционально грамотной личности,
обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем
Цель:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
языка.
Задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его
красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и
созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою
устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебноязыковых, речевых и правописных умений и навыков,
необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Результаты 3го года обучения
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться
к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
– определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;
– название и определение членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их
дифференциации); однородных членов предложения.
Учащиеся должны уметь:
– производить звукобуквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно
писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроизносимыми согласными, с удвоенными согласными
в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне;
писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной гласной о и е; частицу не с
глаголами; безударные гласные в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и
условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах
с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными
орфограммами и пунктограммами (объемом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне,
на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную
форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с
чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах; – распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить
морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с
восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам,
определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов,
связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c
одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью
учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать
текст по плану;
– читать и понимать учебнонаучные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять
план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Содержательное и методическое обеспечение
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник в 2 частях, 3 й класс, М., «Баласс», 2010
Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 3 го класса, М., «Баласс», 2010 Тематическое планирование
Русский язык – 68 часов (2ч х 34 нед.)
№
п/п
Тема урока
№ в
теме
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Домашнее
задание
Дата
Раздел 1. Повторение (8 ч)
1
2
3
Что мы знаем о слове ,
тексте
Что мы знаем о слове,
предложении, тексте
По каким признакам
можно обнаружить
орфограммы в словах и
между словами
1
2
3
Урок повторе
ния, обобщения
и систематиза
ции материала
Урок повторе
ния, обобщения
и систематиза
ции материала
Урок повторе
ния, обобщения
и систематиза
ции материала
Закрепление знаний
о различении
предложения и
текста
Закрепление знаний
о различении
предложения и
текста
Закрепление знаний
о правописании
безударных гласных
Уметь:
читать художественные тексты
учебника, осмысливая их до чтения,
во время чтения и после;
делить текст на части с опорой на
абзацы, озаглавливать части текста;
составлять простой план
Упр. 1.с.27
Упр. 2, с. 27,
подготовить
рассказ по теме
«Что я знаю о
тексте»
Упр. 3, с. 28 4
5
№
п/п
6
78
9
Повторяем изученные
орфограммы и их
графическое обозначение.
Контрольное списывание
Развитие умения писать
слова с изученными
орфограммами,
графически обозначать
орфограммы. Работа над
ошибками
Тема урока
Развитие умения писать
заглавную букву в словах.
Словарный диктант
Правописание большой
буквы в словах.
Повторение алфавита
Контрольный диктант
по теме» Изученные
орфограммы»
4
5
Урок повторе
ния, обобщения
и систематиза
ции материала
Урок повторе
ния, обобщения
и систематиза
ции материала
Закрепление знаний
о правописании
безударных глас
ных. Развитие уме
ния списывать
текст
Правописание без
ударных гласных
№ в
теме
Тип урока
Элементы
содержания
6
7
8
Урок повторе
ния, обобщения
и систематиза
ции материала
Урок повторе
ния, обобщения
и систематиза
ции материала
Урок контроля
ЗУН
Развитие навыка
употребления про
писной буквы в
начале предложе
ния, в именах соб
ственных
Развитие навыка
употребления про
писной буквы в
начале предложе
ния, в именах соб
ственных
Уметь:
видеть в словах изученные
орфограммы и другие «опасные»
для написания места;
графически обозначать выбор тех
или иных написаний;
писать слова с изученными
непроверяемыми написаниями;
писать текст под диктовку;
правильно списывать текст
Упр. 4, с. 29,
знать и уметь
пользоваться
памяткой нас. 13
Упр. 5, с. 29
Домашнее
задание
Дата
Упр. 12;
дидактический
материал
Упр. 9
(учебник); упр.
10; ди
дактический
материал
Раздел 2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков (3ч) 10
11
12
13
14
1
2
3
Повторение понятий
корень слова,
однокоренные слова. По
нятие о чередовании
согласных звуков в корне
слова
Однокоренные слова с
чередующимися
согласными звуками в
корне
Развитие речи. Твор
ческ.работа. Составление
связного текста из
деформных
предложений
Урок повторе
ния, обобщения
и систематиза
ции материала
Урок объяснения
нового ма
териала
Урок развития
речи
Развитие умения
находить и исправ
лять ошибки; вы
деление значимых
частей слова (ко
рень)
Освоение орфо
граммы, алгоритма
действий при вы
боре способа про
верки и правильном
написании слов с
чередующимися
согласными
звуками в корне
Развитие навыка
работы с деформи
рованными пред
ложениями
Понимать, что для правильного
написания слов целесообразно
подбирать однокоренные слова, в
том числе в словах с
чередующимися согласными в
корне
Знать правило написания парных
звонких и глухих Согласных.
Уметь подбирать однокоренные
слова, в том числе с чере
дующимися согласными в корне
Упр. 14, 15;
дидактический
материал
Упр. 1, с. 41,
читать текст на
с. 33
Уметь письменно пересказывать
текст
Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова (9ч)
1
2
Правописание про
веряемых согласных букв
в корне слова
Развитие умения видеть
изучаемую орфограмму в
словах, правильно писать
слова и графически
обозначать орфограмму
Урок развития
умения и навы
ков; практикум
Урок развития
умения и навы
ков; практикум
Правописание пар
ных звонких и глу
хих согласных
Правописание без
ударных гласных,
парных звонких и
глухих согласных
Уметь:
правильно писать слова с
проверяемыми согласными;
владеть способами проверки;
правильно писать слова с
удвоенными согласными буквами в
корне;
письменно пересказывать текст;
Упр. 2, с. 42
Упр. 3, с. 42 15
16
17
18
19
20
21
22
Развитие умения видеть
изучаемую орфограмму в
словах, правильно писать
слова и графически
обозначать орфограмму
Проверочная работа по
теме «Части слова.
Корень. Правописание
проверяемых согласных
букв в слове»
Понятие об удвоенных
согласных буквах
Понятие об удвоенных
согласных бук вах
Правописание слов с
удвоенными согласными
буквами в корне
Развитие речи.
Творческая работа
Проверочная работа по
теме «Удвоенная
согласная буква в корне
слова»
Наблюдение за словами с
непроизносимым
согласным звуком в корне
3
4
5
6
7
8
9
1
Урок развития
умения и навы
ков
Правописание без
ударных гласных,
парных звонких и
глухих согласных
писать подробное изложение
доступного текста
Упр. 4, с. 43
Уметь самостоятельно анализиро
вать изученные языковые явления и
выполнять проверочную работу
Правописание уд
военных согласных
Знать правило написания
удвоенных согласных
Правописание
удвоенных
согласных
Правописание
удвоенных
согласных
Уметь работать со словарем,
применять теоретические знания в
практической деятельности
Уметь работать со словарем,
применять теоретические знания в
практической деятельности
Упр. 6, 7, с. 43
Упр. 1, 2, с. 56
Упр. 3, с. 56,
упр.4, с.57
Упр. 5, с. 57
Урок контроля
знаний, умений и
навыков
Урок объяснения
нового ма
териала
Урок развития
умений и
навыков
Урок развития
умений и
навыков
Урок развития
связной речи
Урок контроля
знаний умений и
навыков
Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова.(7ч)
Урок объяснения
нового ма
териала
Правописание не
произносимых со
гласных
Знать правило написания
проверяемых согласных в корне
слова.
Упр. 1, с. 72 23
24
25
26
27
№
п/п
28
Правило написания букв,
обозначающих
непроизносимые со
гласные звуки в корне
слова
Правописание слов с
непроизносимыми
согласными в корне
Слова, в которых нет
непроизносимого
согласного звука
Формулирование
обобщенного правила
«Правописание
проверяемых согласных в
корне слова»
Правописание про
веряемых согласных в
корне слова. Развитие
речи. Творческая работа
Тема урока
Контрольный диктант
«Непроизносимые
согласные в корне слова»
2
3
4
5
6
7
Урок объяснения
нового ма
териала
Правописание не
произносимых со
гласных
Уметь:
подбирать однокоренные слова;
обозначать на письме непроизно
симые согласные звуки
Упр. 2, с. 72,
правило на с. 61
выучить
Урок развития
умений и навы
ков
Урок объяснения
нового ма
териала
Урок развития
умений и навы
ков
Правописание не
произносимых со
гласных
Правописание не
произносимых со
гласных
Разные способы
проверки правопи
сания слов
Знать правило написания слов с
непроизносимыми согласными
звуками. Уметь правильно писать
слова с непроизносимыми со
гласными в корне
Упр. 3, с. 72
Упр. 4, с. 73
Упр. 5, с. 73
Урок развития
умений и навы
ков
Правописание не
произносимых со
гласных
Уметь:
писать под диктовку текст;
находить и исправлять ошибки
Упр. 6, с. 73
№ в
теме
Тип урока
Элементы
содержания
Домашнее
задание
Дата
Урок контроля
ЗУН
Написание под
диктовку текста
Раздел 5. Безударные гласные в корне слова(5ч) 29
30
31
32
33
Правописание без
ударных гласных в корне
слова. Подбор
проверочных слов к
словам с двумя
безударными гласными в
корне
Развитие умения видеть в
словах орфограммы
безударные гласные
Упражнения в пра
вописании слов с
безударными гласными в
корне
Развитие речи. Обу
чающее сочинение по
наблюдениям
Контрольный диктант
по теме «Безударные
гласные в корне слова»
1
2
3
4
5
Урок объяснения
нового ма
териала
Правописание без
ударных гласных в
корне слова. Разные
способы проверки
Уметь:
находить корень в слове;
правильно писать слова с
безударными гласными в корне;
подбирать проверочные слова.
Знать правила написания
безударных гласных
Урок развития
умений и навы
ков
Урок развития
умений и навы
ков
Урок развития
связной речи
Правописание без
ударных гласных в
корне слова. Разные
способы проверки
Правописание без
ударных гласных в
корне слова. Разные
способы проверки
Изложение текста
(повествование)
Урок контроля
ЗУН
Написание под
диктовку текста
Уметь:
составлять простой план,
пересказывать текст по плану;
писать текст под диктовку;
находить и исправлять ошибки
Упр. 1, с. 84
Упр. 2, с. 84
Упр. 3, с. 84;
упр. 5, с. 85;
упр. 11, с. 90
Упр. 7, с. 86
№
п/п
Тема урока
№ в
теме
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Домашнее
задание
Дата
Раздел 6. Сложные слова и их правописание (6ч)
34
Знакомство с понятием
«Сложные слова»
1
Урок объяснения
нового ма
териала
Уметь выделять два корня.
Упр. 85; ди
дактический
материал 2
3
4
5
6
1
Соединительные гласные
о и е в сложных словах
Образование сложных
слов. Словарный диктант
Сложные слова имена
существительные и имена
прилагательные, их ис
пользование в речи для
характеристики людей
Употребление в речи и
правописание сложных
слов. Развитие речи.
Свободный диктант
Проверочная работа по
теме «Сложные слова и
их написание»
Приставка, ее роль в
слове (повторение)
Развитие умения на
ходить в словах при
ставки
Тема урока
35
36
37
38
39
40
№
п/п
Знать правило написания сложных
слов с соединительной гласной
Уметь:
правильно писать сложные слова с
соединительны ми гласными;
распознавать существительные и
прилагательные;
читать художественные тексты
учебника, осмысливая их до чтения,
во время чтения и после;
находить и исправлять ошибки
Упр. 1 и 2, с. 97,
выучить правило
на с. 89
Упр. 3 и 4, с. 97
Упр. 6, с. 98
Упр. 7, с. 99
Слово и его значе
ние
Слово и его значе
ние
Урок объяснения
нового ма
териала
Урок объяснения
нового ма
териала
Урок развития
умений и навы
ков
Урок повторе
ния, обобщения
и систематиза
ции материала
Урок контроля
ЗУН
Раздел 7. Части слова . Приставка (1ч)
Урок объяснения
нового ма
териала
Выделение значи
мых частей слова
(корень)
Уметь:
находить исправлять ошибки;
находить в слове приставки
Упр. 1, с. 110
№ в
теме
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Домашнее
задание
Дата
Раздел 8. Безударные гласные в приставках( 5ч) 41
42
43
44
45
46
Правописание
безударных гласных в
приставках
Правописание
безударных гласных в
приставках
Приставки ПРО
ПРА,ПО, ПА
Почему появляется
удвоенная согласная на
стыке приставки и корня?
Различение и
правописание слов с
удвоенной согласной
буквой в корне слова и на
стыке приставки и корня
Звук и и его обозначение
на письме. Правописание
слов с разделительными
ЪИЬ
1
1
2
3
4
5
Урок объяснения
нового ма
териала
Урок развития
умений и навы
ков
Урок объяснения
нового ма
териала
Правописание
безударных гласных
Правописание
безударных гласных
Значение приставок
Урок объяснения
нового ма
териала
Правописание
удвоенных
согласных
Урок развития
умений и навы
ков
Правописание
удвоенных
согласных
Знать: правило написания
приставок с безударной гласной;
правило написания
разделительного Ь и Ъ
Уметь:
находить в слове приставки;
правильно переносить слова с
удвоенной согласной: на стыке
приставки и корня; в корне;
правильно писать слова с
разделительным Ь, Ъ
_находить окончание и основу в
слове;
разбирать по составу доступные
слова;
писать под диктовку текст
Упр. 2, с. 110
Упр. 6, с. 110
Упр. 4, с. 110
Упр. 5, с. 111
Упр. 109. Д. М.
Раздел 9. Разделительные твердые и мягкие знаки(4ч)
Урок объяснения
нового ма
териала
Употребление раз
делительных ЬИЪ
Уметь применять на практике
изученные правила
Упр. 1, с. 117,
выучить правило
на с. 113
№
п/п
Тема урока
№ в
теме
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Домашнее
задание
Дата Правописание слов с
разделительными
ЪИЬ
Упражнения в пра
вописании слов с
разделительными
Ъ И Ь
Контрольный диктант
№ 4 по теме «Части
слова. Приставка.
Безударные гласные в
приставках. Удвоенные
согласные
на стыке приставки и
корня. Раздели
тельные ъ и ь»
Понятие об оконча
нии и основе слова
Развитие умения на
ходить в слове окон
чание
Как найти в слове
основу?
Тема урока
2
3
4
1
2
3
47
48
49
50
51
52
№
п/п
Урок развития
умений и навы
ков
Урок повторе
ния, обобщения
и систематиза
ции материала
Урок контроля
ЗУН
Упражнения в
употреблении
орфограммы «Раз
делительные Ъ И Ь»
Написание текста
под диктовку
Уметь писать под диктовку текст
Упр. 2 и 3, с. 118
Уметь самостоятельно анализиро
вать изученные языковые факты и
явления
Упр. 4 и 5, с. 118
Раздел 10. Части слова. Основа и окончание слова. (4ч)
Урок объясне
ния нового ма
териала
Урок развития
умений и навы
ков
Урок развития
умений и навы
ков
Тип урока
Выделение значи
мых частей слова
(окончание)
Выделение значи
мых частей слова
(окончание)
Выделение значи
мых частей слова
(основа)
Элементы
содержания
№ в
теме
Уметь:
находить окончание и основу в
слове;
разбирать по составу доступные
слова
Упр. 1, с. 138
Упр. 2, с. 138.
Уметь образовывать слова с
помощью суффикса
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Упр. 4, с. 139
Домашнее
задание
Дата 53
54
55
56
57
58
№
4
1
2
2
3
Развитие умения на
ходить в слове окончание
и основу
Суффикс и его роль
в слове
Развитие умения на
ходить в слове суф
фикс. Обобщение и
систематизация зна
Составление слов по
схемам. Порядок разбора
слова по составу
Упражнения в разборе
слов по составу.
Словарный диктант
Контрольное списывание
по теме «Части слова.
Окончание и основа
слова. Суффикс. Разбор
слова по составу»
Тема урока
Урок развития
умений и навы
ков
Уметь разбирать по составу
доступные слова
Раздел 11. Части слова. Суффикс(2ч)
Урок объясне
ния нового ма
териала
Урок развития
умений и навы
ков
Выделение значи
мых частей слова
(суффикс). Значе
ние суффиксов
Выделение значи
мых частей слова
(суффикс). Значе
ние суффиксов
Уметь разбирать по
составу доступные слова
Упр. 7,с. 140
Упр. 5, с. 140
Раздел 12. Разбор слова по составу(3ч)
Выделение
значимых частей
слова.
Выделение значи
мых частей слова
1
Урок обобще
ния, повторения
и
систематизации
материала
Урок обобщения,
повторения и
систематизации
материала
Урок контроля
ЗУН
Уметь :
разбирать по составу доступные
слова;
писать слова с непроверяемыми
написаниями
Уметь:
образовывать слова с помощью
суффикса;
правильно списывать текст
Уметь безошибочно списывать
текст
Упр.3, с. 138
Составить текст
из 45 предложе
ний о частях
речи
№ в
Тип урока
Элементы
Требования к уровню
Домашнее
Дата п/п
теме
содержания
подготовки
обучающихся
задание
59
Части речи в русском
языке
60
61
62
63
Определение имени
существительного
Роль имен существи
тельных в речи
Развитие речи.
Творческая работа:
составление текста
Понятие об одушев
ленных и неодушев
ленных именах су
ществительных
Раздел 13. Части речи в русском языке.(1ч)
Урок объяснения
нового ма
териала
Упр. 2, стр. 10
Уметь:
распознавать имена
существительные в речи;
производить их морфологический
разбор;
читать художественные тексты
Раздел 14. Имнена существительные как часть речи. (3ч)
Урок объяснения
нового ма
териала
Урок развития
умений и навы
ков
Урок развития
связной речи
Имя существитель
ное, его значение и
употребление
Различение имен
существительных,
отвечающих на во
просы кто? и что?
Работа над созда
нием текста
Знать определение имени
существительного. Уметь:
читать художественные тексты;
образовывать слова с помощью
суффиксов
Упр. 1, с. 17
Упр. 2, с. 17
1
1
2
3
Раздел 15. Одушевленные и неодушевленные имена существительные(3ч)
1
Урок объяснения
нового ма
териала
Различение имен
существительных
одушевленных и
неодушевленных
Уметь:
распознавать имена
существительные в речи;
читать художественные тексты
Упр. 3, с. 17;
выучить правило
нас. 12 64
Имена существительные в
речи
2
№
п/п
Тема урока
№ в
теме
Урок развития
умений и навы
ков
Тип урока
Слово и его значе
ние
Элементы
содержания
Упр. 4, с. 18
Домашнее
задание
Дата
Упр. 5, с. 18
65
66
67
68
69
Урокобобщение. Что мы
знаем об именах
существительных
Имена существительные
мужского, среднего и
женского рода
Род постоянный
признак имен суще
ствительных
Окончания имен су
ществительных муж
ского, среднего и
женского рода
Контрольная работа
за год обучения
3
1
2
3
4
Урок повторе
ния, обобщения
и систематиза
ции знаний
Раздел 16. Род имен существительных(4 ч)
Различение имен
существительных
мужского, женского
и среднего рода
Знать определение имени
существительного. Уметь:
определять род
имен существительных;
находить и выделять окончание в
слове
Упр. 1
Упр.2, с. 27
Упр.3, с. 27,
подготовиться к
словарному
диктанту, с. 26
Урок объяснения
нового ма
териала
Урок развития
умении и навы
ков
Урок развития
умений и навы
ков
Урок контроля
ЗУН
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.