Тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, УМК "Школа России"
Оценка 5
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
1 кл
16.06.2019
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство.docx
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями
общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебнометодическому
комплекту:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и
строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М.
Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному
искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И.
Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б.
М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рациональнологический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и
способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративноприкладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой
деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического
вкуса.
Задачи курса
Совершенствование эмоциональнообразного восприятия произведений искусства и
окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Структура курса
Содержание начального общего образования
по учебному предмету
Учимся у природы
Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний,
которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года,
суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов
природы.
Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в
природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска
бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в
природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими
природу.
Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных
объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание,
ритм.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные
цвета; смешение цветов с черными и белыми красками.
Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве.
Связь формы и характера изображаемого объекта.
Пропорции фигуры человека и животных.
Фантастические образы в изобразительном искусстве
Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и фантазия. Перенос
художественных образов с одного вида искусств на другой. Получение фантастических
образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности.
Основы художественного языка.
Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная
композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов;
сближенная и контрастная цветовая гамма.
Учимся на традициях своего народа
Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагиваемые темы родной природы,
русских сказок.
Основы художественного языка
Равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в
орнаменте. Декоративносимволическая роль цвета в декоративноприкладном искусстве.
Использование пропорций и форм животного и растительного мира.
Опыт художественнотворческой деятельности
Изображение с натуры, по воображению и памяти.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна,
фактуры, материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной
пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров,
пластилина, подручных и природных материалов.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в
обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного
искусства.
Содержание учебного предмета
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только
технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на
художественнообразное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками,
отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного
образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся
к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач
начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта
художественнотворческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования
фактически входит в каждый блок.
Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду
вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать
можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то,
что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри.
Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем
(обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата
Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны».
Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето!
(обобщение темы).
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на
изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1
час в неделю, 33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров в содержании
учебного предмета*
(см. Примечание)
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно
нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка,
формирование ассоциативнообразного пространственного мышления, интуиции. У
младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений,
их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально
ценностного отношения ребенка к миру, его духовнонравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально
ценностного, эстетического восприятия мира и художественнотворческой деятельности
помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут
основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке,
искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными
материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках,
поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
В ценностноэстетической сфере – эмоциональноценностное отношение (к семье,
Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к
эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих
поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию
мира; умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой
деятельности. В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для
работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное
искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для
создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература,
окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
художественноэстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественнотворческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества;
восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях
искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств,
характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях
России и художественных музеях своего региона.
В ценностноэстетической сфере – умение различать и передавать в художественно
творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах
искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать
шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого
интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;
моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств
изобразительного искусства и компьютерной графики).
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости
и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и
пространстве;
украшение или декоративная художественная деятельность с
использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы:
живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративноприкладные и
народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности,
эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель,
пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести
навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира
(изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла,
эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии
произведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности
человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного
мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
урока
Название темы
Дата
план факт
Колво
часов
2
3
4
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Введение в предмет
Работа с акварелью; рисунок «Солнце»
Изображения всюду вокруг нас
Работа с гуашью; рисунок по замыслу
Мастер Изображения учит видеть
Работа с акварелью и гуашью; изображение сказочного леса
Изображать можно пятном
Работа с акварелью или гуашью; изображение пятном
Изображать можно в объеме
Работа с пластилином; лепка животного
Изображать можно линией
Работа с фломастерами; изображение линией «путаница»
Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про
себя»
Работа с карандашом, фломастерами; графическая работа
«Изобрази себя»
Разноцветные краски
Работа с гуашью; разноцветный коврик
Изображать можно и то, что невидимо
Работа с гуашью; изображение настроения
Художник и зрители
Рассматривание художественных произведений
Посещение художественного музея
Экскурсия
Знакомство с Мастером Украшения
12 Мир полон украшений
Работа с гуашью; изображение сказочного цветка 13
14
15
16
17
18
Красоту надо уметь замечать
Работа с акварелью или гуашью; изображение картин природы
Узоры на крыльях
Работа с гуашью; украшение бабочки
Красивые рыбы. Украшение рыб
Работа с гуашью; украшение рыбы
Украшение птиц
Работа с бумагой, выполнение объемной аппликации
Узоры, которые создали люди
Работа с гуашью; рисование орнамента
Как украшает себя человек
Работа с гуашью; рисование сказочного героя
19 Мастер Украшения помогает сделать праздник
Работа с бумагой; изготовление снежинок, гирлянд к
празднику
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Постройки в нашей жизни
Работа с гуашью; рисование сказочного дома
Рисуем домики для сказочных животных
Работа с гуашью; рисование домиков для сказочных животных
Домики, которые построила природа
Работа с пластилином; изготовление сказочного домика в
форме овощей или фруктов
Дом снаружи и внутри
Работа с акварелью; рисование дома в виде буквы алфавита
Строим город
Работа с пластилином; лепка города из пластилина
Все имеет свое строение
Работа с бумагой; выполнение аппликации животного из
различных геометрических форм
Постройка предметов (упаковок)
Работа с бумагой; изготовление сумочки
Город, в котором мы живем
Работа с гуашью; рисование города
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Совместная работа трех братьевмастеров
Рассматривание работ художников и детских работ
Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги
Работа с бумагой; изготовление птиц
Разноцветные жуки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 31
32
33
Работа с гуашью; изображение божьей коровки
Сказочная страна
Работа с гуашью; рисование сказочной страны
Экскурсия в природу (городской парк)
Экскурсия
«Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников
Знакомство с творчеством художников; рисование летнего
пейзажа
1
1
1
1
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, УМК "Школа России"
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, УМК "Школа России"
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, УМК "Школа России"
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, УМК "Школа России"
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, УМК "Школа России"
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, УМК "Школа России"
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, УМК "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.