Тематика научно-популярной литературы для начальных классов

  • doc
  • 21.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тематика научно-популярной литературы(начальная школа).doc

                 Примерная тематика включения научно-популярной книги

на уроках внеклассного чтения.

                                         (по «Внеклассному чтению 1-4»

 автор  Н. Н. Светловская )

 

 

Цель:

Ø создание условий формирования познавательного интереса младшего школьника ;

Ø формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения науно-популярной литературы;

Ø выработка умений ориентироваться в мире научно-популярной книги  и дальнейшему самостоятельному использованию для обучения;

Ø расширение кругозора и обогащение личности младшего школьника.

 

Одним из важнейших  источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происходит не потому, что ребенок получил ответы на все свои вопросы, а потому, что он привык слишком часто не получать их.

В современном обществе существует противоречие между значением самостоятельного знакомства с художественной  и научно-популярной книгой  и тем влиянием, которое приобретают другие средства информации (телевидение, видео, кино). Сегодня именно они, а также компьютерные программы заменяют подчас хорошую книгу. Как прямое следствие этого происходит:

1)  недооценка книги как средства познания окружающего мира;

2)  снижение интереса к самостоятельному чтению.

       Большая роль в стимулировании познавательного интереса учащихся принадлежит урокам внеклассного чтения, построенных на  материале научно-популярных  детских книг. Роль учебных материалов в процессе формирования у учащихся любви к чтению и самостоятельности в выборе и чтении книг могут играть только сами детские книги из доступного круга чтения.

     Введение работы с книгами данного содержания можно начинать уже и с подготовительного этапа к чтению. При этом, учитывая возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет, предлагаются включение научно-познавательной книжки-картинки и книжки-игрушки (как игровой разновидностью книжки-картинки), фотокнижки.

     Основные критерии отбора учебного материала научно-познавательного содержания:

Ø произведение по своей емкости должно отвечать программным требованиям;

Ø содержание текста строится на точном научном материале;

Ø познавательный материал произведения должен быть доступен детскому восприятию, занимательный;

Ø новые познания должны опираться на жизненный опыт ребенка, на его предыдущие знания.

 

              На подготовительном этапе не ставится задача научить  работать  со «взрослыми» книгами, а стремиться  познакомить  с ними и убедить детей в их необходимости.  А уже в 3, 4 классах идет, руководимое учителем, формирование познавательного чтения  для удовлетворения возникающего интереса. Именно через включение в классное  и внеклассное чтение научно-популярной литературы формируются не только основы читательской самостоятельности, но и развивает читательскую эрудицию.                           

                             

                             1- 2 класс

 

Тема урока

         Рекомендуемая литература.

Стихи и рассказы о природе.

Мой край  родной. (Книжка - картинка) М.: Малыш, 1973

Живая планета.

Обитатели  моря. (Книжка - игрушка) М.: Эгмонт Россия ЛТД, 1992

Птицы. (Книжка - картинка) М.: Эгмонт Россия ЛТД, 1992

 

Рассказы о бабочках.

Мурзин В.С. Синий махаон.(Фотокнижка) М.: Дет. лит., 1990

Лесные загадки.

Сладков Н.И. В лес по загадки.(Юным следопытам) (Фотокнижка ) Л.: Дет. лит., 1983

Чудеса в небесах.

Гурнштейн А.А. Люди и звезды. (Книжка -панорама ) М.: Малыш, 1983

Кащенко В.Ю. Найди созвездия. (Книжка с игровым занятием) М.: Малыш, 1978

Что, где, как и почему? (на вопросы отвечают стихи)

Суслов  В.А. Колеса.  М.: Малыш, 1980

Приходько В.Н. Дом зерна. (Книжка с игровым занятием) М.: Малыш, 1979

О том, чего мы пока не знаем…

Танасийчук В.Н. Для чего коту усы? М.: Малыш, 1991

Тамбиев А.Х. Кто в муравейнике живет? М.: Малыш, 1986

Разумов Г.А. На чем дома стоят? М.: Малыш, 1986

Смирнов А.В. Зачем елке иголки. М.: Малыш, 1986

Акимушкин И.И. Кто без крыльев летает. М.: Малыш, 1992

О растениях.

Онегов А.С. На лесной полянке. М.: Малыш, 1985

            Сладков Н.И. Я иду по лесу.(Рассказы и сказки) Л.: Дет. лит., 1983

             Почему трава зеленая.(Пер. с англ.)М.: АОЗТ, 1994

О животных.

Акимушкин И.И. Жила-была лисица. М.: Малыш, 1985

Акимушкин И.И. Это все антилопы. М.: Малыш, 1977

Акимушкин И.И.  Это все кошки. М.: Малыш, 1975

Акимушкин И.И. Это все собаки. М.: Малыш, 1976

Сахарнов С.В. В гостях у крокодилов.(Фотокнижка) М.: Дет.лит., 1974

О птицах.

Флинт В.Е. Птицы в нашем лесу.(Фотокнижка) М.: Дет. лит., 1981

Флинт В.Е. Птицы наших лугов и полей.(Фотокнижка) М.: Дет. лит., 1981

Дмитриев Ю.А. В гостях у дятла. (Книжка - игрушка) М.: Малыш, 1991

 

Чтение рассказов Сладкова Н.И.

            Сладков Н.И. Дети радуги: рассказы.(Фото автора) Л.: Дет. лит., 1981

Сладков Н.И. Лесные тайнички. Л.: Дет. лит., 1998

 

 

 

 

                             3-4 класс

 

Тема урока

         Рекомендуемая литература.

Стихи и рассказы о природе.

      Белозеров Т. Журавкин праздник. М., 1990г.
В заповедном лесу. Воронеж, 1957г
      Головкмн Б. Н. Рассказы о растениях переселенцах
      Грошев К. Календарь российского земледельца. М., 1996г.
     Дитрих А. К., Юрмин Г.
, Камурникова Р. Почемучка. М., 1988г.

    Шенченко А. В реке купались облака стихи. 1983г

Живая планета.

Нестеров В. 300 викторина, Лань. Санкт-Петербург, 1997г
         Дитрих А. К., Юрмин Г. , Камурникова Р. Почемучка. М., 1988г.
         Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996г.
         Дмитриев Ю. Кто в лесу живет, и что в лесу растет. М., 1965г

Рассказы о бабочках и насекомых.

      Танасийчук В. Сколько глаз у стрекозы. М., 1995г
      ОнеговА. На лугу, М., 1984г

 

Лесные загадки.

      Плешаков А. Зеленные страницы, М., 1995г
      Редькина М. Мелодия природы, М., 1983г
      Соколова-Тарабарина Загадки лесной опушки, Ярославль, 2000г.
     Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996г.
     Дмитриев Ю. Кто в лесу живет, и что в лесу растет. М., 1965г

 

Чудеса в небесах.

          Я познаю мир. Детская энциклопедия: Космос. М., 1995г

 

Что, где, как и почему? (на вопросы отвечают стихи)

Все обо всем энциклопедия (в 14 томах) М., 1998—2000
         Краткий справочник туриста. М., 1965г

О том, чего мы пока не знаем…

          Тарабарина т. и. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997г
          Титов К. Лесной маршрут, Минск, 1961г
          Красиков С. Легенды о цветах. М., 1995г
        Ладонщиков Г. С весны до весны. М.
, 2000г

О растениях.

       Головкмн Б. Н. Рассказы о растениях переселенцах
      Грошев К. Календарь российского земледельца. М., 1996г.
       Лавренюк  Б. Встреча с цветами, 1960г

        Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.,1991

      Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения. М., 1995г

О животных.

         Я познаю мир. Детская энциклопедия: Животные. М., 1995г

       Степанов В. Сказочная азбука, Уроки для ребят, М., 2001г
       Степанов В. Уроки для котят,
       Степанов В. Учебник для малышей, 2003г
       Степанов В. Хрестоматия для маленьких. М., 1982г

О птицах.

       Я познаю мир. Детская энциклопедия: Животные. М., 1995г

 

Чтение рассказов о природе  и ее охране.

       Бианки В. Лесная газета, М., 1989г

       В заповедном лесу. Воронеж, 1957г

       Защищай, береги, умножай. М. , 1978г
      Я познаю мир. Детская энциклопедия: Экология . М., 1998г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

                                      Памятка для родителей


       Если
ваш ребенок участвует в создании проекта, то какова ваша роль?
     
Участие в проектной деятельности сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью.

Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право   свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!
Данная Памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:
Что такое метод проектов?
(очень немного теории)
Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
     Метод проектов - совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по своей сути. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 Основа данного метода решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Автор проекта работает на основе знаний, умений, полученных при изучении разных учебных предметов, а также на основе различных областей науки, техники, технологии, творчества.
Результаты выполненных проектов:

• конкретное решение теоретической проблемы;
• поделка;
• результат, готовый к внедрению.
Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
• выбор темы и задачи проекта:
• выдвижение первоначальных идей:
• выбор лучшей идеи;
• планирование проектной деятельности;
• непосредственная реализация проекта:

Ø  оценка и самооценка проекта;

Ø  презентация проекта.

Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

1. На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них:

-  помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;
-  записывать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
       Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
2. Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы:

- помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
3. Затем идет формулировка задачи проекта.

- может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
4. При разработке плана и структуры выполнения проекта

 - помогают спланировать работу с учетом занятости ребенка.         

     Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определении сроков ее выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
5. На следующем этапе идет обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами:

- прикинуть с ребенком возможные выходы по каждой задаче, разбить объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
6. Затем исполнитель проекта составляет программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учетом личной занятости ребенка и создать условия для выполнения этого плана.
7. Очень важна помощь родителей на следующем этапе изучении необходимой литературы по теме проекта. Просмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить его  или снять какие- то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта.

         Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет.
8. На этапе подготовки выводов по результатам проекта детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. Готовится отчет по результатам  выполнения проекта и их публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать, снять волнение ребенка перед чтением. Целесообразно присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.
9. Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и процесса. Дайте ребенку советы, помогающие скорректировать свою деятельность при выполнении следующего проекта. Обсудите с ним то, что он мог бы сделать без помощи родителей.
       Помогая ребенку,  помните: главное действующее лицо осуществляемой работы по проекту ребенок! Родители выступают только как помощник, консультант, «технический секретарь» проекта.

 

 Алгоритм проекта для ребенка:

Знаю – Хочу знать (ставлю ?) – Мои помощники (старые знакомые: учебник) и (новые знания: откуда я узнал?) – Мое открытие (эврика!) – Для чего это надо? (практическое применение)