Примерная тематика включения научно-популярной книги
на уроках внеклассного чтения.
(по «Внеклассному чтению 1-4»
автор Н. Н. Светловская )
Цель:
Ø создание условий формирования познавательного интереса младшего школьника ;
Ø формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения науно-популярной литературы;
Ø выработка умений ориентироваться в мире научно-популярной книги и дальнейшему самостоятельному использованию для обучения;
Ø расширение кругозора и обогащение личности младшего школьника.
Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происходит не потому, что ребенок получил ответы на все свои вопросы, а потому, что он привык слишком часто не получать их.
В современном обществе существует противоречие между значением самостоятельного знакомства с художественной и научно-популярной книгой и тем влиянием, которое приобретают другие средства информации (телевидение, видео, кино). Сегодня именно они, а также компьютерные программы заменяют подчас хорошую книгу. Как прямое следствие этого происходит:
1) недооценка книги как средства познания окружающего мира;
2) снижение интереса к самостоятельному чтению.
Большая роль в стимулировании познавательного интереса учащихся принадлежит урокам внеклассного чтения, построенных на материале научно-популярных детских книг. Роль учебных материалов в процессе формирования у учащихся любви к чтению и самостоятельности в выборе и чтении книг могут играть только сами детские книги из доступного круга чтения.
Введение работы с книгами данного содержания можно начинать уже и с подготовительного этапа к чтению. При этом, учитывая возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет, предлагаются включение научно-познавательной книжки-картинки и книжки-игрушки (как игровой разновидностью книжки-картинки), фотокнижки.
Основные критерии отбора учебного материала научно-познавательного содержания:
Ø произведение по своей емкости должно отвечать программным требованиям;
Ø содержание текста строится на точном научном материале;
Ø познавательный материал произведения должен быть доступен детскому восприятию, занимательный;
Ø новые познания должны опираться на жизненный опыт ребенка, на его предыдущие знания.
На подготовительном этапе не ставится задача научить работать со «взрослыми» книгами, а стремиться познакомить с ними и убедить детей в их необходимости. А уже в 3, 4 классах идет, руководимое учителем, формирование познавательного чтения для удовлетворения возникающего интереса. Именно через включение в классное и внеклассное чтение научно-популярной литературы формируются не только основы читательской самостоятельности, но и развивает читательскую эрудицию.
1- 2 класс
Тема урока |
Рекомендуемая литература. |
Стихи и рассказы о природе. |
Мой край родной. (Книжка - картинка) М.: Малыш, 1973 |
Живая планета. |
Обитатели моря. (Книжка - игрушка) М.: Эгмонт Россия ЛТД, 1992 Птицы. (Книжка - картинка) М.: Эгмонт Россия ЛТД, 1992
|
Рассказы о бабочках. |
Мурзин В.С. Синий махаон.(Фотокнижка) М.: Дет. лит., 1990 |
Лесные загадки. |
Сладков Н.И. В лес по загадки.(Юным следопытам) (Фотокнижка ) Л.: Дет. лит., 1983 |
Чудеса в небесах. |
Гурнштейн А.А. Люди и звезды. (Книжка -панорама ) М.: Малыш, 1983 Кащенко В.Ю. Найди созвездия. (Книжка с игровым занятием) М.: Малыш, 1978 |
Что, где, как и почему? (на вопросы отвечают стихи) |
Суслов В.А. Колеса. М.: Малыш, 1980 Приходько В.Н. Дом зерна. (Книжка с игровым занятием) М.: Малыш, 1979 |
О том, чего мы пока не знаем… |
Танасийчук В.Н. Для чего коту усы? М.: Малыш, 1991 Тамбиев А.Х. Кто в муравейнике живет? М.: Малыш, 1986 Разумов Г.А. На чем дома стоят? М.: Малыш, 1986 Смирнов А.В. Зачем елке иголки. М.: Малыш, 1986 Акимушкин И.И. Кто без крыльев летает. М.: Малыш, 1992 |
О растениях. |
Онегов А.С. На лесной полянке. М.: Малыш, 1985 Сладков Н.И. Я иду по лесу.(Рассказы и сказки) Л.: Дет. лит., 1983 Почему трава зеленая.(Пер. с англ.)М.: АОЗТ, 1994 |
О животных. |
Акимушкин И.И. Жила-была лисица. М.: Малыш, 1985 Акимушкин И.И. Это все антилопы. М.: Малыш, 1977 Акимушкин И.И. Это все кошки. М.: Малыш, 1975 Акимушкин И.И. Это все собаки. М.: Малыш, 1976 Сахарнов С.В. В гостях у крокодилов.(Фотокнижка) М.: Дет.лит., 1974 |
О птицах. |
Флинт В.Е. Птицы в нашем лесу.(Фотокнижка) М.: Дет. лит., 1981 Флинт В.Е. Птицы наших лугов и полей.(Фотокнижка) М.: Дет. лит., 1981 Дмитриев Ю.А. В гостях у дятла. (Книжка - игрушка) М.: Малыш, 1991
|
Чтение рассказов Сладкова Н.И. |
Сладков Н.И. Дети радуги: рассказы.(Фото автора) Л.: Дет. лит., 1981 Сладков Н.И. Лесные тайнички. Л.: Дет. лит., 1998
|
3-4 класс
Тема урока |
Рекомендуемая литература. |
Стихи и рассказы о природе. |
Белозеров
Т. Журавкин праздник. М., 1990г. Шенченко
А. В реке купались облака — стихи.
1983г |
Живая планета. |
Нестеров В. 300 —
викторина, Лань. Санкт-Петербург, 1997г |
Рассказы о бабочках и насекомых. |
Танасийчук
В. Сколько глаз у стрекозы. М., 1995г
|
Лесные загадки. |
Плешаков
А. Зеленные страницы, М., 1995г
|
Чудеса в небесах. |
Я познаю мир. Детская энциклопедия: Космос. М., 1995г
|
Что, где, как и почему? (на вопросы отвечают стихи) |
Все обо всем —
энциклопедия (в 14 томах) М., 1998—2000 |
О том, чего мы пока не знаем… |
Тарабарина
т. и. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997г |
О растениях. |
Головкмн
Б. Н. Рассказы о растениях переселенцах Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.,1991 Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения. М., 1995г |
О животных. |
Я познаю мир. Детская энциклопедия: Животные. М., 1995г Степанов
В. Сказочная азбука, Уроки для ребят, М., 2001г |
О птицах. |
Я познаю мир. Детская энциклопедия: Животные. М., 1995г
|
Чтение рассказов о природе и ее охране. |
Бианки В. Лесная газета, М., 1989г В заповедном лесу. Воронеж, 1957г Защищай,
береги, умножай. М. ,
1978г |
Памятка для родителей
Если ваш
ребенок участвует в создании проекта, то какова ваша роль?
Участие в проектной деятельности сложный труд и для ученика, и
для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако
задача родителя — знать
суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату
выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он
обратится к вам за помощью.
Помните: вы играете роль источника
информации наравне с прочими —
такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора
источника информации предоставляется ребенку!
Данная Памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети
включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на
следующие вопросы:
Что такое метод
проектов?
(очень немного теории)
Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
Метод проектов -
совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по своей
сути. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся — индивидуальную,
парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени.
Основа данного метода — решение какой-либо
проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Автор
проекта работает на основе знаний, умений, полученных при изучении разных
учебных предметов, а также на основе различных областей науки, техники,
технологии, творчества.
Результаты выполненных проектов:
• конкретное решение теоретической проблемы;
• поделка;
• результат, готовый к внедрению.
Каковы этапы выполнения
учебного проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных
этапов:
• выбор темы и задачи проекта:
• выдвижение первоначальных идей:
• выбор лучшей идеи;
• планирование проектной деятельности;
• непосредственная реализация проекта:
Ø оценка и самооценка проекта;
Ø презентация проекта.
Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
1. На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них:
- помочь ребенку выдвинуть как можно больше
идей;
- записывать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком
записи в столбце.
Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем
больше выбор.
2. Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы:
- помочь выбрать лучшую идею и обосновать
выбор.
3. Затем идет формулировка задачи проекта.
- может потребоваться помощь в
правильной формулировке задачи проекта.
4. При разработке плана и структуры выполнения проекта
- помогают спланировать работу с учетом занятости ребенка.
Потребуется также помощь в корректировке
плана проектной работы, определении сроков ее выполнения с учетом особенностей
личного расписания ребенка. Особое внимание со стороны родителей требует
определение промежуточных сроков работы.
5. На следующем этапе идет обсуждение возможных результатов работы по
теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами:
- прикинуть с ребенком возможные выходы по
каждой задаче, разбить объем работы на небольшие части и определить срок выполнения
каждой.
6. Затем исполнитель проекта составляет программу и календарный план
выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с
учетом личной занятости ребенка и создать условия для выполнения этого плана.
7. Очень важна помощь родителей на следующем этапе — изучении
необходимой литературы по теме проекта. Просмотрев список
подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить его или снять
какие- то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют
ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске
источников дополнительной информации по теме проекта.
Источниками информации могут быть
опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические
издания, Интернет.
8. На этапе подготовки выводов по результатам проекта детям может
потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом
контроле. Готовится отчет по результатам выполнения проекта и их публичная
презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку
перед презентацией, прорепетировать, снять волнение ребенка перед чтением.
Целесообразно присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка,
поздравить его с удачным выступлением.
9. Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и
процесса. Дайте ребенку советы, помогающие скорректировать свою
деятельность при выполнении следующего проекта. Обсудите с ним то, что он мог
бы сделать без помощи родителей.
Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо осуществляемой
работы по проекту — ребенок!
Родители выступают только как помощник, консультант, «технический секретарь»
проекта.
Алгоритм проекта для ребенка:
Знаю – Хочу знать (ставлю ?) – Мои помощники (старые знакомые: учебник) и (новые знания: откуда я узнал?) – Мое открытие (эврика!) – Для чего это надо? (практическое применение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.