Тенденции и направления современных проблем образования в учебных заведениях
Оценка 4.7

Тенденции и направления современных проблем образования в учебных заведениях

Оценка 4.7
docx
психологическая работа
22.02.2022
Тенденции и направления современных проблем образования в учебных заведениях
Тенденции и направления современных проблем образования.docx

1. Тенденции и направления современных проблем образования в учебных заведениях

Таблица 2

Плюсы и недостатки современной системы образования

Проблемы системы образования

Плюсы системы образования

Недостаточное финансирование и плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса, то есть многие учебные заведения практически не получают из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования

Дифференциация образования, предоставление родителям и ученикам возможности избирать тип школы, тип обучения

Низкая заработная плата педагогов

Создание различных типов средних учебных заведений: общеобразовательной школы, лицеев, гимназий, колледжей, классов с углубленным изучением предметов гуманитарного, естественного цикла и т.д.

Нехватка молодых квалифицированных педагогов.

Поиск нетрадиционных методов и форм обучения, учитывающих склонности и способности учащихся

Доступность качества образования для способных детей из малообеспеченных семей, проживающих в сельских поселениях и деревнях

Усиление внимания развивающей функции обучения

Высокая загруженность учебного процесса и спорные реформы в системе образования

 

Социальное расслоение школы, происходящее под видом дифференциации

 

Введение платного обучения в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением отдельных предметов

 

снижение в обществе значимости образования, его обесценивание - что в значительной мере связано с переходом к рыночной экономике

 

 

2. Процесс подготовки к проведению развивающих мероприятий

 

Развивающая деятельность позволяет выработать у обучающихся:

- определенную систему отношений к окружающей действительности;

- формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;

- влияет на общественное мнение;

- приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

Мероприятия - это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного развивающего воздействия на них.

Развивающее мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:

1. Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели;

2. Организация подготовки непосредственного развивающего воздействия на обучающихся;

3. Определение концепции включая цель, задачи;

4. Планирование этапов мероприятия;

5. Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия.

Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.

В процессе организации и проведения любого развивающего мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:

1. Как же подготовить мероприятие?

2. С чего начать?

3. Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?

Подготовительная часть:

1. Определить цели и задачи мероприятия;

2. Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников;

3. Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия;

4. Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения;

5. Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников;

6. Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов.

Организационная часть:

1. Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности;

2. Использование простых и сложных средств;

3. Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия;

4. Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.

Основная часть:

1. В ней должны отражаться современные развивающие технологии;

2. Формироваться на современном этапе принципы развития;

3. Использоваться дифференцированные и интегрированные развивающие и воспитательные подходы;

4. Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия;

5. Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия;

6. Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом.

Заключительная часть:

1. Имеет важное организационно-педагогическое значение;

2. Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми;

3. Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее;

4. На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.

Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т.е. «изюминку» мероприятия.

Подробное планирование (структура мероприятия) представлено в Таблице 3.

Таблица 3

Структура развивающего мероприятия

Название мероприятия

Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание

·                     «Вальс цветов»

·                     «Эрудит»

·                     «Джунгли зовут»

·                     «Меткий стрелок»

Цель

Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат. Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения

·                     Сохранение и укрепление здоровья детей через…

·                     Оказание психологической помощи обучающимся

·                     Выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие

·                     Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно-игровую программу

Задачи

В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата. Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия

·                     Расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства

·                     Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности

·                     Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности

Формы, методы и приемы

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

·                     Формы (развлекательная программа, КВН, тематический вечер, дискотека, викторина, вечера, экскурсии, игровые программы, диспуты, музыкальные гостиные и др.)

·                     Методы и приемы (беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.)

Материал и оборудование

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

·                     карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд, обручи, плотный картон, линейка, ножницы и др.

Оформление зала

Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия

 

 

Далее приведу пример развивающего мероприятия.

Квест – игра «Космическое путешествие»

Цель: способствовать развитию познавательного интереса и знаний о космосе в игровой форме.

Задачи:

- развитие познавательного интереса и знаний об истории космонавтики;

- развитие познавательных способностей;

- воспитание культуры общения в коллективе, умения придерживаться определённых правил.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, эмблемы с названиями команд, реквизиты для конкурсов (2 обруча, 2 скакалки, 2 зонта, 2 пазла ракеты, 2 коробочки сока, 4 рулона туалетной бумаги, 2 пластиковых тарелочки, медали и удостоверения космонавтов).

Ход игровой программы:

Ведущий: Уважаемые гости и ребята! Сегодня мы собрались по очень важному поводу. Скажите, ребята, какая завтра дата? А какое событие мы отмечаем в этот день?

Правильно, ребята! Наша страна, да и весь мир, отмечает полет человека в космос. Вспомним, как всё начиналось.

Вот уже более пятидесяти лет, ежегодно, 12 апреля, жители всего мира, отмечают День космонавтики. 1960 году (когда ему было 26 лет), Гагарин начинает «путь в космонавты». Его зачислили в отряд космонавтов в число лётчиков, которые обладали отличными навыками управления летательными аппаратами. Требования к кандидатам (их было 20 человек) были высокие и жесткие. Здоровье должно быть отменное, выносливость и дисциплина, отличные знания и навыки на высоком уровне. Юрий Алексеевич блестяще заканчивает курс подготовки.

И 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин с космодрома Байконур совершает свой судьбоносный полет.

В 9 часов 6 минут со стартовой площадки космодрома Байконур была запущена ракета “Восток” под управлением Юрия Гагарина.

Когда ракета начала подъем, Гагарин сказал историческую фразу: «Поехали!».

Его полет продолжался 108 минут и завершился успешным приземлением у села Смеловка Саратовской области.

После такого прорыва в освоении космоса Юрий Гагарин получил досрочное звание майора и одновременно звание Героя Советского Союза.

Юрий Алексеевич мечтал о новых полетах. Однако судьба распорядилась по-своему 27 марта 1968 года Ю.А. Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе во время тренировочного полета.

Вскоре, в 1968 году, этому празднику придали статус международного Благодаря подвигу Юрия Гагарина, День космонавтики сегодня отмечается с уважением и почетом тех, кто внес вклад в развитие современных космических технологий.

Имя Юрия Гагарина будет жить, пока живет человечество. Его именем названы улицы, площади и учебные заведения. Во многих городах есть памятник Великому космонавту, есть музеи Гагарина. В день космонавтики во всех населенных пунктах проводятся различные мероприятия.

Ведущий: И сегодня мы тоже проводим с вами мероприятие посвященное Дню космонавтике.

Чтец 1.

И мальчишки, и девчонки,

Наяву и в добрых снах,

Все о космосе мечтают,

О далёких небесах.

Чтец 2.

Ныне праздник космонавтов! – 

Поздравляем с этим днём.

Нам открыл его Гагарин.

Много сказано о нём:

Чтец 3.

В мире первый космонавт он,

Потому для всех герой.

Был добрейшим человеком,

Был с улыбкой неземной.

Чтец 4.

Оттого-то этот праздник

Для детишек добрым стал,

Потому, видать, про космос

Каждый в детстве помышлял:

Чтец 5.

На Гагарина похожи ,

Все мальчишки быть хотят,

В честь него рисуют дети 

Разноцветный звездопад.

Чтец 6.

В честь Гагарина – проспекты,

Корабли и катера…

Ныне праздник космонавтов:

Космонавтике – «Ура!».

Чтец

О космосе мечтают все мальчишки,

О космосе они читают книжки.

На небе звезды изучают,

Стать космонавтами мечтают.

Чтоб космонавтом стать,

Здоровьем крепким надо обладать.

И образ жизни правильный вести,

И подготовку долгую пройти.

Мы пока что только дети,

Но придет желанный час –

На космической ракете

Дружно полетим на Марс!

Ведущий:

И мы сегодня полетим на Марс. Сейчас мы станем свидетелями космического путешествия двух экипажей (строятся). Наши космонавты прошли строгий отбор. На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий.

Знаете, как сложно подготовиться к космическому полету? Вы даже не представляете, насколько это тяжело и сколько времени для этого нужно. Это испытание для тех, кто готов к полету…Экипажам доложить о готовности. (Капитаны: «Экипаж «Восток-1» к выполнению заданий готов!», «Экипаж «Восток-2» к выполнению заданий готов!»).

Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие. Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания и быстроты реакции.

Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним.

Начинаем наше «Космическое путешествие»

1 конкурс: «Предполётная подготовка»

Проверим физическую подготовку

по 2 члена экипажа крутятся 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идут вдоль прямой по скакалке (переходят все на другую сторону). Такую проверку проходят все члены экипажа.

Молодцы, проверку прошли!

2 конкурс: «Космические загадки».

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект... (Комета)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический ... (Метеорит)

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный ... (телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя ... (астроном)

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная ... (Луна)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая ... (Ракета)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: "астронавт",

А по-русски ... (Космонавт)

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасёт

И тепло, и кислород. (скафандр)

Молодцы, ребята! Прежде чем лететь, нужно проверить исправность ракеты.

3 конкурс так и называется "Подготовь ракету к полёту"

Каждой команде даются разрезанные на несколько частей макеты ракет. Команда, которая быстрее соберёт пазл – побеждает.

Молодцы! Ракету подготовили, идем дальше.

4 конкурс «Кресло космонавта»

По сигналу ведущего члены команд один за другим бегут к стулу, садятся и вместе с ним поворачиваются на 360 градусов, стараясь поставить стул на прежнее место. Какая команда быстрее это выполнит, та и будет победителем.

1.                 конкурс «Костюм космонавта»

Скажите, ребята, как называется костюм космонавта? Как же нашим космонавтам выйти в открытый космос без скафандра? В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма - можно моментально замёрзнуть и превратиться в ледышку. Давайте изготовим костюм космонавта. Изготовление скафандра из туалетной бумаги.

Надежность костюма проверим, сделав несколько шагов в невесомости (дети в «скафандрах» делают несколько шагов).

6 конкурс «Выход в открытый космос»

Капитаны на расстоянии от своих команд держат обручи. Члены команд по очереди должны добежать до капитана, пролезть через обруч и вернуться в конец команды, передав эстафету следующему.

1.                 конкурс « Завтрак космонавта»

Внимание! Настало время космического завтрака!

В открытом космосе нет притяжения Земли, всё плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью. И поэтому есть с тарелок и пить из чашек невозможно. Вся еда просто уплывает. И поэтому все продуты у космонавтов в тюбиках, как у зубной пасты. Воду, чай и соки они пьют через трубочку. Давайте представим, что мы в открытом космосе и попробуем попить сок.

По одному человеку от команды (капитаны) выпивают кто быстрее сок из пакетика.

8 конкурс «Звездный дождь» (бег в парах)

Капитан команды с зонтом забирает по одному члену экипажа и переводит на базу.

И вот, наконец, наши быстрые ракеты, прилетели на неизвестную планету. Здесь живут инопланетяне, они всегда ходят с тарелками на голове. Почему я не знаю, но я вам предлагаю опробовать их метод передвижения, вдруг мы догадаемся, зачем они это делают.

9 конкурс "Инопланетяне"

Команды выстраиваются в две шеренги. Первым игрокам выдаётся пластиковая тарелочка. Задача: добежать до стула с тарелочкой на голове, не уронив её на пол. Если тарелочка упала - поднимаем.

Ну что, поняли вы зачем жители этой планеты ходят с тарелочками на голове? (Чтобы было весело)

10 Конкурс «Летающая тарелка»

Командам дается тарелка. Чья тарелка улетит дальше всех, та команда и выиграла.

Программу полета наши космонавты выполнили полностью. Молодцы! Наше космическое путешествие подошло к концу.

С благополучным возвращением вас!

Центр управления полетом подведет итоги полета, назовет победителей.

Песня «Межпланетный круизёр»

Удивительное рядом

В галактическом окне.

Простираем его взглядом,

Притирая глаз к трубе.

Ждём урока как затменья,

В космос совершим набег.

К неизведанному рвенье,

Ищет с детства человек.

Припев:

Межпланетный круизёр,

Астронавт и фантазёр,

Наш учитель астроном.

Наша школа – космодром.

Любопытные повсюду,

Не скрываем аппетит.

Встреча с новым – знаем будет,

Кто – то к звёздам долетит.

А пока хотим затменья,

От звезды к звезде урок,

Межпланетного сближенья.

Только б случай нам помог.

Припев:

Межпланетный круизёр,

Астронавт и фантазёр,

Наш учитель астроном.

Наша школа – космодром.

Слово жюри. (Вручение медалей и дипломов космонавтов).

Я надеюсь, что вам всё понравилось. Спасибо, ребята, за участие!

3. Процесс составления форм отчетности учителем и педагогом-психологом

 

Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреж­дениях различного типа и вида ведут учет проводимой работы по следующим формам:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреж­дения (Форма № 1);

2. Заключение по результатам проведенного психодиагности­ческого исследования (Форма № 2);

3. Журнал консультаций психолога (Форма № 3);

4. Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4);

5. Карта  психолого-медико-социальной  помощи ребенку (Формы № 5, 5А, 5Б, 5В);

6. Программа работы педагога-психолога с группой (Формы
№ 6, 6А);

7. Коррекционная работа (Форма № 7);

8. Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма №8);

9. Требования к авторским программам (Форма № 9);

10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Фор­ма № 10);

11.Аналитический отчет руководителя (методиста) муници­пальной психологической службы (Форма № 11).

По итогам года педагоги-психологи представляют аналитиче­ский отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного учреждения.

Данный отчет включается в отчетную документацию образо­вательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитиче­ский отчет (Форма № 11) руководителю муниципального орга­на управления образованием и руководителю психологической службы региона.

 

 

 

Форма № 1 (обязательна)

Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования:

1.   При составлении плана необходимо учитывать:

- цели и задачи образовательной деятельности своего учеб­ного заведения;

- приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Кон­ституцией Российской Федерации, Федеральным законом Рос­сийской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федера­ции;

- нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см.
материалы коллегии Министерства образования Российской Фе­дерации от 29 марта 1995 г. «О состоянии и перспективах развития
службы практической психологии образования в России»),

2.   План работы должен включать следующие графы:

 № п/п

Название

работы

Условия

проведения

Ответствен­ный

Срок про­ведения

Предполагае­мый

результат

1

2

3

4

5

6

 

Пункт 2 может содержать как название разового меропри­ятия (собрание, консультации, беседа, урок...), так и название программы деятельности по определенному направлению (на­пример, проведение диагностического обследования или сопро­вождения класса коррекции и т. п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.

Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результа­тов, допускающей контроль за исполнением.

В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяет­ся между несколькими исполнителями, должно быть указано со­держание ответственности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т. д.).

3. План работы составляется на периоды, принятые как отчет­ные в данном образовательном учреждении. Например, на неде­лю, месяц, квартал и т. д. или на учебную четверть.

 График (расписание) на рабочую неделю

Дни недели

Планируемые мероприятия с указанием времени и места

Примечание

Понедельник

 

 

Вторник

 

 

Среда

 

 

Четверг

 

 

Пятница

 

 

Суббота

 

 

 

График рекомендуется составлять в конце недели на предсто­ящую неде

Перспективный план работы, включающий цели и направле­ния работы психолога в данном учреждении, должен составлять­ся на год.

Форма N° 2 (обязательна)

Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (структура к основы содержания):

1. Причина исследования (в изложении обратившегося).

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обо­снование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий теле­фон).

3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).

4. Сроки проведения исследования.

Применение методики описать по следующей схеме:

 

№ №

Название шкалы

Автор теста, на­звание теста

Исследуемая

функция

Фактор, влияющий на

результат

1

2

3

4

5

 

Название оценочных шкал, принятых как значимые в дан­ном исследовании (например:вербальный интеллект, осведом­ленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).

Результаты исследования:

а) количественные данные представлены в таблицах на каж­дый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования);

б)  обобщенная интерпретация данных: аналитическое описа­ние полученных результатов и выводы по результатам;

в)  рекомендации по результатам исследования.
Схема учетов результатов тестирования

 Форма № 3 (обязательна)

Журнал консультаций психолога

Дата

Время

проведе­ния

Консультиру­емый

Повод

обраще­ния

Пробле­ма

Результат

консуль­тирова­ния

Кон­суль­тант

 

 

Воз­раст

Пол

Имя

 

 

 

1

2

З а

зб

З в

4

5

б

7

Графа Зв заполняется полным именем обратившегося или зна­ком под анонимным обращением.

Графа 7 вводится, «если в учреждении работает несколько пси­хологов и журнал психологических консультаций — общий для всех психологов.

Отметка времени начала и окончания консультаций позволя­ет вести учет расхода времени на консультации в месяц, год, и, следовательно, учитывать это при планировании работы на сле­дующий год.

 

Форма № 3 (обязательна)

Журнал учета групповых форм работы

 

Список участников №п/п, Ф.И.О.

Тема или на­звание тре­нинга

Даты встреч

Отметки

о посеще­ниях

Ведущий

Примеча­ние

1

2

3

4

5

6

К групповым формам работы психолога в учреждении обра­зования можно отнести:

- тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителя­ми);

- коррекционные или развивающие занятия с детьми по опре­деленной программе;

- семинары, лекции, методические занятия с педагогами.

Если последнее учитывается в специальном журнале учреж­дения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.

Форма № 4 (обязательна)

Журнал учета групповых форм работы

 Список участников №п/п, Ф.И.О.

Тема или на­звание тре­нинга

Даты встреч

Отметки

о посеще­ниях

Ведущий

Примеча­ние

1

2

3

4

5

6

 

К групповым формам работы психолога в учреждении обра­зования можно отнести:

- тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителя­ми);

- коррекционные или развивающие занятия с детьми по опре­деленной программе;

- семинары, лекции, методические занятия с педагогами.

Если последнее учитывается в специальном журнале учреж­дения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.

Форма N5 (обязательна)

Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку

Карта № _      

Обследование проводит

Дата _

Имя , Фамилия        

Учреждение образования (я/с, школа и т. д.)

Дата рождения        

Класс (группа)

Адрес    

Фамилия, имя, отчество родителей

Телефон

Кем направлен        

Причина обращения        

Анамнестические сведения

Семья    

Условия проживания       

Биологические факторы

леворукость

Особенности раннего развития

Воспитание до учреждения образования

Наблюдение специалистов      

Жалобы в настоящий момент       

Проблемы, связанные с учреждением образования

Перемена учреждения образования

Повторение класса 

Сфера нарушения школьной адаптации

Сложности в обучении, воспитании  

Итоговые оценки по основным предметам

Трудности в освоении норм поведения      

Особенности социальных контактов

Заключение             

Рекомендации

Форма № 6

Программа работы педагога-психолога с группой.

(какой)

1.  Составлена психологом Ф.И.О.

2.  Описание класса (группы):

- психологическая характеристика детей;

- общая характеристика работы педагога в этом классе (груп­пе).

 3.Цели программы (прописать конкретные цели и задачи ра­боты с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и
родителями, то прописать и эти задачи).

4.Этапы реализации программы по месяцам.

5.Планируемые результаты психологической работы в классе
(группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.

Дата составления:   Подпись психолога:

 

Календарно – тематическое планирование

на учебный год

Цель: Количество занятий:

Возраст детей:

 

Тема

Количество часов

Дата проведения

 

 

 

 

Дата составления:

Подпись педагога – психолога

 

Форма № 9

(обязательна для образовательных учреждений, реализующих авторские, инновационные программы)

Требования к авторским программам

Критерии оценки авторских программ:

1.Научно-практическая новизна.

2.Научная обоснованность.

3.Актуальность и перспективность.

4.Практическая направленность.

5.Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.

6.Представленность результатов апробации.

Перечень представляемых документов: 

I. Программа:

1.Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие
актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидае­мые результаты.

2.Содержание программы по разделам с точно сформулиро­ванными темами, с указанием количества часов, отводимых на
каждую из них.

3.Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.

4.Список литературы, которую могут использовать обучаю­щиеся, обучаемые, и которую использовал автор.

II. Примерный тематический план. Направления защиты программы:

1.Обоснование выбора курса.

2.Цели и задачи курса.

3.Содержание курса.

4.Ожидаемые результаты.

5.Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с
другими курсами).

 

Форма № 10 (рекомендована)

Аналитический отчет о работе педагога-психолога

I. Цель, объект, предмет исследования, Построение гипотезы. Выбор психодиагностических методик. Разработчик, диагност,

2. Представление результатов исследования.

3. Анализ полученных данных.

4. Выводы и рекомендации.

 Журнал учета видов работы.

Журнал учета видов работы позволяет отслеживать ежеднев­ные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-пси­хологом образовательного учреждения в течение года. Благода­ря наличию всего объема информации психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.

Журнал является документом, на основе которого админи­страция контролирует деятельность практического психолога образовательного учреждения.

В журнале предлагается отводить определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветитель­ская, экспертная и методическая работа. Запись работы можно оформлять в соответствии со следующими формами. Предлагае­мые формы могут содержать и другую информацию, необходимую психологу для анализа деятельности.

Диагностика

Дата, время

Ф.И.О., возраст

От кого посту­пил запрос

Характер диагностики

Примечания и рекомендации

1

2

3

4

5

Если диагностика производится групповым способом, то в п. 2 журнала указывается категория группы (например: старшая груп­па) и прилагается список диагностируемых.

Методики диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению.

диагностирования, как правило, приме­няется несколько методов. В предлагаемой форме регистрации деятельности можно не указывать, какие именно методики были использованы в конкретном случае.

В то же время рекомендуется иметь отдельную форму реги­страции наиболее часто применяемых методик:

 

Название диагностической методики

Основная направленность

Источник

1

2

3

Просветительская работа

 

Дата

проведения

С кем проводится

занятие

Тема занятия, форма

занятия

Примечание

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Просветительская работа может проводиться в виде лекций, семинаров, выступлений на методических объединениях, роди­тельских собраниях и т. д.

Экспертная работа

 Дата проведения

Цель проведения, форма

Примечание

1

2

3

 

 

 

 

К экспертной работе относится участие в консилиумах, комис­сиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

Организационно-методическая работа

Дата

Содержание работы

Примечание

1

2

3

К организационно-методической работе относятся следую­щие виды деятельности:

- анализ и планирование деятельности;

- курсы повышения квалификации;

- анализ научной и практической литературы для подбора
инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ;

- участие в научно-практических семинарах, конференциях;

- супервизорство;.

- посещение совещаний и методических объединений;

- оформление кабинета и др.

 Аналитический отчет о работе педагога-психолога:

В аналитическом годовом отчете отражаются все виды дея­тельности в соответствии с планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности.

При написании данного отчета педагог-психолог обязан стро­го соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравни­тельных характеристик (возрастной контекст анализа и др.).

Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года. Таким образом, с учетом новых инструментально-методических средств, которыми овла­дел педагог-психолог за отчетный период, прописываются пер­спективы дальнейшей работы.

В качестве промежуточной и итоговой отчетности предлагает­ся составлять статистическую справку за отчетный период, уста­новленный в образовательном учреждении.

Материалы в виде итоговых заключений по видам работ отно­сятся к документации для служебного пользования.

Заключения по видам работы могут быть:

- по индивидуальной психодиагностике;

- по групповой психодиагностике;

- по индивидуальной развивающей или коррекционной ра­боте;

- по групповой развивающей или коррекционной работе.

Заключения составляются в свободной форме или с использо­ванием форм, представленных в различных специализированных литературных источниках.

Прочая документация:

Кроме общих форм документации, которые являются откры­тыми для различных представителей контролирующих инстан­ций, у каждого психолога имеются формы документации для слу­жебного пользования в виде протоколов, заключений, сводных таблиц по скринингу и пр. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специ­алистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или  лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организа­ции по запросу родителей.

 

4. Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

 

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми младшего школьного возраста.

Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка.

Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.

Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании.

Инструкция

Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить цветом.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

I.            Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II.            Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

·         Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

·         Пассивность, замкнутость, безразличие

·         Беспокойство, возбудимость

2.Эмоции

·         Положительно окрашенные

·         Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

·         Частая смена эмоций

 

III.            Особенности общения со взрослыми

·         Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

·         Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание

·         Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

 

IV.            Особенности общения со сверстниками

1. Личностное общение:

·         Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

·         Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность

·         Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

·         Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

·         Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

1.Мотивация

Особенности мотивов:

·         Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

·         Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

·         Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

·         Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

·         Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

 

Виды мотивов:

·         Мотивы достижения успеха

·         Мотивы избегания неудач

·         Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

2. Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

1.     Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

2.     Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

·         Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

·         Принимает, но не удерживает учебную задачу

·         Не принимает учебную задачу.

·         Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

·         Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

·         Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

·         Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

·         Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

·         Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

3. Отношение к помощи со стороны взрослого

·         Принимает помощь взрослого

·         Не принимает помощь взрослого

VI.Выводы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII.Рекомендации:

Педагогу_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родителям___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. ФИО экспериментатора, подпись____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

СВОДНАЯ КАРТА

наблюдений за особенностями личностного развития обучающихся _________ класса

 

Ф.И.О. учителя__________________________________________________________ Дата обследования: ________________________________

 

 

 

№ п/п

 

Ф.И. обуч-ся

 

 

Характеристика

11.1

1.                   Поведение

Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

1.2

Пассивность, замкнутость, безразличие

1.3

Беспокойство, возбудимость

 

2.1

1.                   Эмоции

Положительно окрашенные

2.2

Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

2.3

Частая смена эмоций

 

 

3.1

3. Особенности общения со взрослыми

Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

3.2

Ощущение дистанции, понимание условной роли учителя, послушание

3.3

Неприятие роли учителя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

 

 

4.1

4. Особенности общения со сверстниками

Личностное общение:

Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

4.2

Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность

4.3

Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

 

4.4

Деловое общение

Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

4.5

Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

 

5.1

5. Мотивация

Особенности мотивов

Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

5.2

Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

5.3

Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

5.4

Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

5.5

Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

 

5.6

Виды мотивов

Мотивы достижения успеха

5.7

Мотивы избегания неудач

5.8

Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

 

 

 

6.1

6. Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно;

6.2

Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

6.3

Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

 

 

6.4

Особенности решения учебной задачи:

Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

6.5

Принимает, но не удерживает учебную задачу

6.6

Не принимает учебную задачу.

6.7

Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения

 

 

6.8

Степень самостоятельности:

Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

6.9

Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

6.10

Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

 

6.11

Саморегуляция

Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

6.12

Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

 

7.1

7. Отношение к помощи со стороны

взрослого

Нуждается в помощи взрослого

7.2

Принимает помощь взрослого

7.3

Не принимает помощь взрослого

 

 

 

 

 

 

5. Предложения и рекомендации по усовершенствованию процесса

организации и проведения учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста

 

 

Использование современных подходов играет большую роль в обучении, но следует также признать, что в организации современного процесса обучения имеются и свои недостатки.

Можно дать некоторые рекомендации по организации процесса обучения, которые бы в значительной мере улучшили его качество, помогали бы учителю в достижении поставленной обществом задачи.

Использование современных подходов играет большую роль в обучении, но следует также признать, что в организации современного процесса обучения имеются и свои недостатки.

Можно дать некоторые рекомендации по организации процесса обучения, которые бы в значительной мере улучшили его качество, помогали бы учителю в достижении поставленной обществом задачи.

1.  Материально-техническая база. Необходимо чтобы каждая школа была оснащена всеми необходимыми техническими средствами, к которым можно отнести не только компьютеры, но и интерактивные доски и проекторы, без которых учитель не может на практике в полной мере использовать интерактивный подход к обучению. Также к материально-технической базе можно отнести электронно-библиотечную систему, с помощью которой каждый ученик имел бы доступ к электронным ресурсам сети Интернет, что значительно помогает в процессе обучения.

2.  Высокий профессионализм учителей. Необходимо, чтобы учителя регулярно повышали свою квалификацию.

3.  Сотрудничество школьного образования с дошкольным и высшим.

4.  Научно-методическое оснащение школ. Наличие специальной и учебной литературы, наглядных пособий и материалов в школах должно быть доступным для пользования школьников и учителей. Обеспечение учеников учебниками и пособиями играет важную роль в обучении, для этого должны использоваться не только утвержденные учебники, но и учебно-методические пособия выпущенные учителями конкретной школы.

5.  Участие родителей в жизни школы. Проведение родительских собраний, на которых обсуждаются проблемы обучения. Важным является работа учителя с родителями конкретного ребенка, для того чтобы родители со своей стороны тоже могли способствовать успешному обучению в школе. Родители не должны перекладывать все обязанности на школу, потому как семья является неотъемлемым фактором становления личности.

6.  Применение авторских методик. Учителя должны не только пользоваться уже разработанными методами, но и вносить в них изменения, добавлять в них что-то новое, ранее не использовавшееся. Самостоятельно разработанные методики в свою очередь должны соответствовать законодательству и требованиям к организации процесса обучения. Также возможны различные «мастер-классы», в которых педагоги делились бы своим профессиональным опытом с коллегами.

7.  Внеклассная работа с учащимися. Классный руководитель, для того чтобы лучше разобраться в индивидуальных особенностях каждого из своих учеников должен проводить классные часы, на которых он может проводить использовать современные подходы в виде различных тренингов и игр для выявления каких-либо личностных качеств школьников. Также возможны различные экскурсии и турпоходы всего класса с целью приобретения новых практических знаний и опыта. Такие походы в свою очередь выполняют и другую немаловажную роль, они помогают ученикам сблизится, сплотиться в одну команду, ближе узнать друг друга.

8.  Комнаты отдыха. Каждая школа должна иметь комнату, в которой ученики могли бы проводить время на перемене или после уроков. Комната должна обладать релаксирующими свойствами, чтобы каждый находящийся в ней ребенок мог расслабиться, отдохнуть или просто в спокойной обстановке подготовиться к следующему уроку. Такие комнаты можно использовать и для групп продленного дня.

9.   Организация благоприятной атмосферы в классе. Основной составляющей успешного процесса обучения является желание учеников работать на уроке, получать новые знания, добывать их самостоятельно. Чтобы у ребенка было такое желание, учитель должен со своей стороны уважительно относиться к каждому ученику, не разделять их на так называемых «любимчиков», уметь так организовать урок, чтобы дети шли на него с удовольствием, а не со страхом. Правильное отношение педагога к ученикам уже верный залог успешного обучения.

10. Дополнительное образование детей- кружки, секции, мини-театры.

Данные рекомендации по организации современного процесса обучения, должны применяться и дорабатываться во всех школах. Только тогда можно будет считать школу готовой к выполнению тех задач, которые ставит перед ней современное общество, потому как в обратном случае очень тяжело добиться успехов в становлении каждого отдельного ученика, как самостоятельной личности, способной быстро и правильно решать проблемы, которые будет ставить перед ним общество.

Использование современных подходов к организации процесса обучения на уроке реализует требование современного общества - становление гармонично развитой самостоятельной личности. Комплексное использование современных подходов имеет большое значение в организации процесса обучения.


 

Тенденции и направления современных проблем образования в учебных заведениях

Тенденции и направления современных проблем образования в учебных заведениях

Мероприятия - это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного развивающего воздействия на них

Мероприятия - это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного развивающего воздействия на них

Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов

Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов

Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т

Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т

Оформление зала Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия

Оформление зала Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия

Юрий Алексеевич блестяще заканчивает курс подготовки

Юрий Алексеевич блестяще заканчивает курс подготовки

Чтец 2. Ныне праздник космонавтов! –

Чтец 2. Ныне праздник космонавтов! –

Чтоб космонавтом стать, Здоровьем крепким надо обладать

Чтоб космонавтом стать, Здоровьем крепким надо обладать

Молодцы, проверку прошли! 2 конкурс: «Космические загадки»

Молодцы, проверку прошли! 2 конкурс: «Космические загадки»

В космосе всегда мороз, Лета не бывает

В космосе всегда мороз, Лета не бывает

Внимание! Настало время космического завтрака!

Внимание! Настало время космического завтрака!

Песня «Межпланетный круизёр»

Песня «Межпланетный круизёр»

Процесс составления форм отчетности учителем и педагогом-психологом

Процесс составления форм отчетности учителем и педагогом-психологом

Форма № 1 (обязательна) Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования: 1

Форма № 1 (обязательна) Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования: 1

В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяет­ ся между несколькими исполнителями, должно быть указано со­ держание ответственности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга…

В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяет­ ся между несколькими исполнителями, должно быть указано со­ держание ответственности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга…

Название шкалы Автор теста, на­звание теста

Название шкалы Автор теста, на­звание теста

Форма № 3 (обязательна) Журнал учета групповых форм работы

Форма № 3 (обязательна) Журнал учета групповых форм работы

Если последнее учитывается в специальном журнале учреж­дения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу

Если последнее учитывается в специальном журнале учреж­дения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу

Сложности в обучении, воспитании

Сложности в обучении, воспитании

Форма № 9 (обязательна для образовательных учреждений, реализующих авторские, инновационные программы)

Форма № 9 (обязательна для образовательных учреждений, реализующих авторские, инновационные программы)

Форма № 10 (рекомендована) Аналитический отчет о работе педагога-психолога

Форма № 10 (рекомендована) Аналитический отчет о работе педагога-психолога

Если диагностика производится групповым способом, то в п

Если диагностика производится групповым способом, то в п

Организационно-методическая работа

Организационно-методическая работа

Материалы в виде итоговых заключений по видам работ отно­сятся к документации для служебного пользования

Материалы в виде итоговых заключений по видам работ отно­сятся к документации для служебного пользования

Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы

Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы

IV. Особенности общения со сверстниками 1

IV. Особенности общения со сверстниками 1

Особенности решения учебной задачи: ·

Особенности решения учебной задачи: ·

СВОДНАЯ КАРТА наблюдений за особенностями личностного развития обучающихся _________ класса

СВОДНАЯ КАРТА наблюдений за особенностями личностного развития обучающихся _________ класса

Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой) 5

Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой) 5

Предложения и рекомендации по усовершенствованию процесса организации и проведения учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста

Предложения и рекомендации по усовершенствованию процесса организации и проведения учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста

Участие родителей в жизни школы

Участие родителей в жизни школы

Организация благоприятной атмосферы в классе

Организация благоприятной атмосферы в классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2022