Тенденции и перспективы развития религиозного туризма
Оценка 4.9

Тенденции и перспективы развития религиозного туризма

Оценка 4.9
docx
19.03.2020
Тенденции и перспективы развития религиозного туризма
Киркова В.А. религиозный туризм.docx

ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

 

 

 

 

 

Тенденции и перспективы развития религиозного туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


 

Содержание:

Вступление

1. Общие сведения и история появления религиозного туризма.

1.1. История зарождения

1.2. Иудаизм

1.3. Ислам

1.4. Сикхизм, индуизм и буддизм

2. Тенденции современного паломничества

2.1. Иерусалим

2.2. Христианское паломничество

2.3. Паломничество мусульман

2.4. Паломничество у буддистов

3. Перспективы развития религиозного туризма

3.1. Направления развития

3.2. Паломничество в Российской федерации

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 


 

Введение

В данный момент на нашей планете около 63 % верующих людей. Поэтому широкую популярность приобретает религиозный туризм или паломничество. Слово «паломник» произошло от старорусского слова «пальмовник», которое, в свою очередь, образовано от латинского palmarius - «человек, держащий пальмовую ветвь». У слова «паломничество» есть синонимы: странничество, поклонничество, богомолье.

Самыми ранними словами для обозначения паломничества и названия участника этого процесса служили слова «странничество» и «странник», встречавшиеся в творениях отцов Церкви, в литературе. Также различают и другой вид – паломничества, можно даже сказать «мирской», «светский»: просто с целью ознакомления с историей и культурой данного места и расширения кругозора.

В основе паломничества лежит именно любовь к святыням. Верующие тянутся к святыням в поисках душевного приюта и утешения. У многих получается найти выход из тяжелого душевного состояния, получить ответы на давно мучавшие вопросы. Иногда в паломничество отправляются «в покаяние», чтобы совершив подвиг паломничества, «потрудившись ради Бога», очиститься от тяжких грехов. Часто русские люди совершали обетные паломничества, то есть в каких-то сложных жизненных ситуациях, в скорби или болезни они давали Богу обет, что после того, как их жизненная ситуация благополучно разрешится, они отправятся в странствие поблагодарить Бога. Еще чаще к святыням шли (или их везли близкие) болеющие, нуждающиеся в исцелении телесных или душевных недугов через прикосновение к святыне.

Русские монастыри, в которых находились мощи святых, были самыми популярными «лечебницами» на Руси для болящих и убогих. Имеет место паломничество по призванию, когда Сам Господь или какой-либо святой во сне или видении призывал человека отправиться туда-то. Люди шли туда, где есть святыни, святые нетленные мощи, чудотворные иконы, и, по вере своей, получали утешение, исцеление. Русские паломники чаще всего странствовали в Киев с желанием посетить «Матерь городов русских», с ее святынями, прежде всего Киево-Печерскую лавру, ее Ближние и Дальние пещеры с многочисленными мощами святых подвижников. Высшим уровнем благочестивых русских людей было посещение святых киевских угодников. В Киев шли даже из Сибири, и, конечно, такой путь занимал немало времени. Если о каком-то человеке говорили, что он «в Киев ходил», свидетельствовало о его особом благочестии, практически о святости.

Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В отечественной литературе мало публикаций по данному виду туризма. Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры - это туристические объекты, которые пользуются все возрастающим спросом. Наибольшее распространение в получили такие религиозные направления, как христианство (православие и католицизм), ислам и иудаизм.

Объект исследования - религиозный туризм.

Предметом служат перспективы развития религиозного туризма.

Целью исследования работы является изучение основных перспектив развития религиозного туризма.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить историю становления религиозного туризма;

-охарактеризовать виды религиозного туризма;

-изучить предпосылки возникновения религиозного туризма;

-выявить перспективы развития религиозного туризма.

Исследованию данной проблемы посвящены работы многих ученых: К.В. Максименко, В.В. Анисимова и др.

Методы исследования: методы системного анализа, методы сравнительного анализа; наблюдения; исторический, картографический, системный подход.

 


 

1. Общие сведения и история появления религиозного туризма.

1.1. История зарождения

Зародился религиозный туризм еще в Древнем мире. Греки и римляне часто паломничали в свои святилища и храмы, германцы - к священным рощам. Хотя первоначально традиция посещения чтимой верующими земли произросла из порывов христиан посетить Гроб Господень — то место, где Он Сам лежал во плоти, а после воскрес. В Средневековье религиозные странствия приобрели несколько иной характер – Крестовые походы для освобождения территорий от мусульман.

Многие ученые и исследователи считают, что на Руси основателем, а точнее основательницей религиозного туризма была святая равноапостольная княгиня Ольга, так как ее путешествие в Царьград для принятия крещения в почтенном, 67-летнем, возрасте объясняется ничем иным как желанием лично увидеть «обилие там святых мощей, чудотворных икон и вообще всякой христианской святыни».  Паломничество на Руси условно можно поделить на две обособленные ветви, обозначенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия. Первой территорией, официально названной императором Константином Великим Святой землей – была Палестина.

Постепенно паломничество развивалось и в настоящее время около 200 миллионов человек ежегодно совершают путешествия такого типа, причем около 150 миллионов человек от этого количества приходится на христиан.

Но, все-таки, несмотря на такую распространённость туризма по святым местам у представителей христианской религии, самыми популярными были и остаются центры паломничества мирового значения, то есть объекты поклонения всех религий, а именно христианство, иудаизм, ислам - христиане, мусульмане и евреи за Святую Землю почитают территорию древней Палестины.

Центр и сосредоточение святынь находится в Иерусалиме – место, где представители сразу нескольких религиозных конфессий на сегодняшний день мирно могут спокойно делить один храм.

1.2.Иудаизм

Земля Обетованная для евреев - Иерусалим, являлся центром паломничества задолго до момента появления христианства и остается таковым и в наши дни. В Ветхом Завете (Исаия, II, 1-3) указано: «Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, об Иудее и Иерусалиме. И будет в последние дни гора дома Господня поставлена во главу гор. И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господня, в дом Бога, Иаковлева, и научит Он нас своим путям; и будем ходить по стезям его. Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима.»

Стена Плача – священное для евреев место в Иерусалиме, обязательное к посещению для всех пребывающих в этот город. Эта Стена несет в себе воспоминания о разрушении римлянами города и храма в наказание за иудейское восстание. Она состоит из камней, взятых из основы храмов Ирода и царя Соломона. Основополагающей частью многовековых традиций является посещение Стены Плача и совершение молитвы возле нее. К современным течениям паломничества в Иерусалиме можно отнести отведывание современного объекта стечения верующих – Йод-Ва-Шем (приложение А) – обитель скорби, памяти шести миллионов евреев, погибших от рук нацистов, открытый в 1957 году.

1.3. Ислам

Мусульманский центр паломничества – Мекка. В Коране указано пять основных принципов жизни каждого мусульманина, где в числе прочего – обязательное паломничество в Мекку. Каждый мусульманин обязан совершить в Мекку хадж. Верующий, совершивший это, поднимается на следующую ступень иерархии и уважения в обществе. Известны случаи, когда зажиточные люди по причинам болезни отправляли вместо себя поверенных или слуг.

В Мекке есть святое место – мечеть Аль-Хараам, внутри которой находится Кааба – святилище в форме большого куба с черным камнем (ученые считают, что камень возможно метеоритного происхождения) в одном из углов. В основе этого куба лежит квадрат у которого одна диагональ направлена с севера на юг, а другая с запада на восток. Аль-Хараам одна из самых больших мечетей в мире. Сюда собирается ежегодно на совершение ритуалов до 2 млн. паломников.

Следующим по значению для паломничества мусульман идет город Медина, находящийся в 300 километрах от Мекки. В Медине похоронен сам пророк Мухаммед. Мусульмане считают, что перед совершением хаджа в Мекку, необходимо посетить Медину, поскольку пророк Мухаммед завещал каждому паломнику посетить его могилу.

Также в Медине есть хижина, в которой жил пророк. К Святым местам ислама в Иерусалиме принято относить храм или Купол Скалы, мечеть с восемью углами. Святое место, куда Мухаммед был принесен во время своего путешествия из Мекки в другие мечети. Внутри самой мечети находится след ноги пророка, а в одной из колонн – волосы из его бороды.

1.4. Сикхизм, индуизм и буддизм

Сикхи совершают паломничество в Золотой храм в городе Амристсаре на севере Индии(приложение Б). В храме хранится священная книга Гкуру Грант Сагиб, в которой указаны основные положения учения сикхизма. Каждый сикх обязан раз в жизни посетить храм. Буддисты в целях паломничества совершают повторение пути странствий Будды.

Приверженцы индуизма посещают святые места в храме Джагдиш Шивы в Раджастане, другие храмы Шивы, святые места Кришны и Вишны, а также совершают омовение в водах реки Ганг.

Считается, что омовение в реке Ганг, священной для индусов, очищает любого человека, вошедшего в его воды. Даже организовывается массовое паломничество к берегам и истокам этой реки.

 

2. Тенденции современного религиозного туризма

Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. Всего в мире выделяют одиннадцать основных регионов паломничества, а именно:

-       православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова;

-       Европа (католицизм и протестантизм);

-       Северная Америка (христианства);

-       Латинская Америка (христианства и традиционными народными верованиями коренного населения);

-       Северная Африка (ислама);

-       Восточная и частично Западная Африка (ислам и центр христианства и традиционных народных верований);

-       Западная Азия (ислам, христианство и иудаизм);

-       Южная Азия (индуизм, буддизм, сикхизм, джайнизм, ислам);

-       Юго-Восточная Азия (буддизм, ислам, индуизм);

-       Восточная Азия (буддизм, конфуцианств и синтоизм);

-       Средняя Азия (Тибет) (ислам и ламаизм, религия бон);

-       Центральная Азия ( буддизм и отдельные анклавы ислама).

Каждый из этих регионов популярен в первую очередь благодаря центрам паломничества, представляющим интерес представителям одновременно несколько религиозных конфессий: они открыты для международных потоков верующих и нередко совмещают религиозную специализацию с функциями административного, промышленного, культурного и туристского центров.

2.1. Иерусалим

Евреи (иудеи) – направляются в Священный город, к Стене Плача.

Ортодоксы, одетые во все черное, мирно раскачиваются, прислушиваясь к внутреннему ритму своих обращений к Богу Яхве.

Для христиан самым важным пунктом программы паломничества является храм Воскресения – самая главная святыня христианской религии. Основной момент в году для посещения этого храма – канун Пасхи, Святая Суббота, когда ночью сходит Благодатный Огонь.

Местом притяжения мусульман – издавна была мечеть Омара, древнейшее исламское культовое строение. Ее купол отождествляет священную скалу, с которой великий пророк Мухаммед вознесся на небеса. Пять раз в день над древним городом разносится крик муэдзина, призывающий верующих людей к молитве.

2.2. Центры христианского паломничества

В отличие от Иерусалима, содержащего в себе поразительное многообразие конфессиональных связей, зачастую места паломничества связаны с одной религией.

В мире христианской религии существует большое количество святынь по всей Земле. Но наиболее почитаемые находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания). Миллионы паломников съезжаются к ним в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати. Особенно у христиан чтятся реликвии, связанные с муками и смертью Господа нашего Иисуса Христа, как например, терновый венец, лежащий на хрустальном кольце и выставляемый для поклонения в Страстную Пятницу в Париже, в соборе Нотр-Дам (приложение В).  Или вот другая святыня бельгийского города Брюгге – капли крови Иисуса Христа, которые выносятся из капеллы в ларце в четверг на Страстной Неделе. Отдельные части креста с надписью "Иисус из Назарета Царь Иудейский", на котором распяли Иисуса Христа, находятся в Стамбуле, Дамаске, Антакье, на Кипре и в Закавказье.

В Ватикане находится сосредоточение важнейших ценных богатств культуры, как, например, собор Святого Петра, вмещающих под своими сводами тысячи паломников со всего мира. В христианстве, как ни в одной другой конфессии мира, присутствует огромное количество разнообразных предметов и мест поклонения верующих людей.

2.3. Центры паломничества мусульман

Мусульмане также обладают своими очагами притяжения верующих. К основным относят:

1) Мекка в Саудовской Аравии – священный город, посещать который можно только сторонникам ислама;

2) современный арабский город Медина с поразительной красоты мечетью розового гранита и могилой великого Пророка. Святыни Мекки и Медины имеют общеисламское значение.

2.4. Центры буддийского паломничества

Наряду с исламом и христианством к основным религиям мира относят буддизм, возникший в Древней Индии и распространившийся оттуда в сторону стран Азии. Религия буддистов основана на том, чтобы привести верующих к духовному просветлению посредством медитаций и практик самоограничений.

На острове Шри-Ланка (город Канди) расположена одна из святынь буддистов. Центр города. Искусственное озеро, вокруг – ров, а на берегу -  храм, в котором оберегается крупнейшее сокровище – левый клык Будды. На острове верят, что этот зуб является национальным достоянием Шри-Ланки, обеспечением и сохранением независимости государства.

Огромное значение для буддийских паломников играют статуи Будды в разных географических точках. Зачастую они колоссальных размеров и действительно производят сильное впечатление. Например, статуя Будды в Японии из бронзы достигает в высоту 16 метров (приложение Г). У статуи даже расположение рук не случайно и положение каждой имеет свое особенное значение: у правой руки ладонь открыта и символизирует благословение, а позиция левой руки обещает исполнение желаний.

3. Перспективы развития религиозного туризма

Так как за границей спрос на религиозные туры увеличивается – появляются фирмы, которые в сотрудничестве с церковью организовывают путешествия. На всей территории России происходит возрождение традиций паломничества.

На данный момент паломнический туризм развивается в двух направлениях:

-турфирмы, которые сочетают в себе обычные туры и туры в паломнические места, к примеру, «Престиж Тур» или «Афон-тур» и так далее;

-фирмы, в специализацию которых входят исключительно религиозный туризм. Хотя в последнее время существование таких фирм сходит на нет, так паломнические туры не достигли такого уровня развития и выжить этим фирмам за счет туров для верующих достаточно проблематично.

Наиболее популярны паломнические туры летом, во время отпуска. Осенью же и зимой это поездки к святыням, расположенным буквально в шаговой доступности.

На сегодняшний день текущий уровень подготовки паломничества российскими турфирмами, сопровождение путешествующих групп, должная организация приема людей разных конфессий не соответствуют требуемым положениям. Большинство отечественных структур, занимающихся этой работой, даже не имеют поддержки и благословения верхов церкви. А стоимость туров за границу превышает материальные возможности большинства членов общества. И, если русские люди не всегда имеют возможность посетить святые места за пределами своей страны, то в тоже время остается нерешенным вопрос о привлечении иностранных верующих туристов к российским святыням, например, на территории Москвы и Подмосковья, где расположены более 300 объектов, наделенных широким конфессиональным и просветительским интересом.

У Российской Федерации есть большие ресурсы в направлении развития религиозного туризма, но, как признают многие, эти ресурсы не изучены до конца и потенциал продвижения паломничества на мировом уровне пока еще остается нереализованным. К основным причинам этого можно отнести:

- степень неразвитости инфраструктуры;

- недостаток информации о возможных местах и туристических маршрутах паломничества;

- слабый контакт между церковью и фирмами туристической деятельности;

-нехватка кадров, заинтересованных в организации исключительно паломнических путешествий и туров по святым местам.

Только объединив общие усилия, службы организации паломничества и туристические организации смогут восстановить, сберечь и приукрасить объекты культуры, достопримечательности, святыни и создать вокруг них должную атмосферу культуры и комфорта.

Согласно исследованиям, на начало 21 века религиозный (или паломнический) туризм является одним из наиболее перспективных в развитии. В последние годы для того, чтобы развивать и продвигать религиозный туризм, религиозные организации и ассоциации многих стран мира устраивают разнообразные специальные выставки, конгрессы, конференции, а также – фестивали, создание особенных объектов показа, театрализованные представления и выступления.

К тому же, привлечение общественного внимания к религиозному наследству обусловлено желанием ознакомить людей с произведением искусств в них, возможностью познания и изучения территории их расположения и, таким образом, преобразование этих территорий в еще одно, новое, познавательное направление туристических маршрутов. Отдельно хотелось бы отметить, что само наличие и развитие паломничества и религиозного туризма в государстве способствует духовному росту нации - религиозный туризм является одним из движений работы с духовно-патриотическим воспитанием населения и, в первую очередь, с воспитанием подрастающего поколения и молодежи; работы по привитию обществу нравственных ценностей. Религиозный туризм связывает настоящее и будущее, людей и культурно-историческое наследие, духовное достояние. И для любого государства неотделимой частью, опорой и поддержкой является религия.

Создание условий для осуществления религиозных путешествий предусматривает в своей основе координацию и тесное, близкое сотрудничество представителей власти, организаций культуры, охраны здоровья, спорта и физической культуры, туристических фирм, учреждений образования и науки, различных общественных организаций и религиозных сообществ, то есть – церкви. Только в этом случае религиозный туризм поможет снять политическое и социальное межгосударственное напряжение, сыграет положительную ведущую роль в создании контакта между различными культурами, религиями и странами, а также сформируется как отдельный и полноценный сегмент мирового туристического рынка, а не всего лишь маленькое направление.

В качестве предложений развития религиозного туризма на локальном уровне можно рассмотреть:

-       Разработка маршрутов паломничества как из страны (Израиль, Иордания, Египет, Греция, Италия), так и в страну (въездный туризм).

-       Провести отбор и аттестацию тех фирм, которые заинтересованы в такого рода деятельности.

-       Привлечь авиакомпании, которые могут предоставить максимальные скидки, в качестве транспортного партнера.

-       Составить договора и наладить контакт с представителями гостиничного бизнеса.

-       Подписать соглашения на правительственном уровне, которые обеспечили бы поддержку и протекцию организациям паломничества.

-       Сопровождение этого проекта рекламой в интернете, на телевидении, наружной рекламой.

-       Выпуск литературы о богатстве русской земли на количество мест, в которые можно организовать паломнические поездки.

-       Расширение объемов паломничества, развитие религиозного туризма во всех направлениях: в сторону других государств и конфессий.

Для того, чтобы определить способы развития религиозного туризма как такового, необходимо выделить группы людей, которым он интересен:

1)                глубоко верующие – эти люди всегда соблюдают посты, отмечают церковные праздники и заинтересованы в длительном проживании в монастырях, работая с монахами;

2)                верующие люди – зачастую, соблюдает посты, но уже не так строго и в долгом сроке проживания в кельях не заинтересованы;

3)                интересующиеся – верят в Бога, но в приоритете просто увидеть святые места без какого-либо религиозного подтекста и фанатизма;

4)                не интересующиеся – не верующие люди, которым храмы, монастыри, мощи интересны исключительно в качестве культовых архитектурных памятников, не более. В эту же группу включают детей, путешествующих с родителями.


 

Заключение

В отличие от познавательных туров, паломнический тур обязан включать в себя не просто экскурсии по храмам, монастырям, источникам, но и действительное участие паломников в жизни храма или монастыря, а точнее: посещение, по возможности, всех богослужений, молитвенные правила утром и вечером, принятие трапез наравне с монахами.

Организаторам необходимо учитывать всю специфику и тонкости монашеской жизни и рационально спланировать поездку, выделяя время на экскурсии и богослужения.

а стадии подбора участников группы нужно учитывать их цели в данной поездке, проинформировать их о специфике поездки во избежание конфликта интересов, так как в общих чертах паломнические и религиозно-познавательные туры преследуют одну цель: проехать маршруты экскурсионной поездки, ознакамливаясь со святыми местами. Но в тот же момент эти виды туров направлены по-разному: паломнический – имеет религиозную мотивацию, познавательный – познавательную. Такое расхождение целей предусматривает различие приемов ознакомления со святыми местами, стиля общения с группой, использования специальной лексики.

Достаточно часто встречается исключение из паломнических маршрутов историческую информацию и экскурсии из-за популярного мнения о том, что паломники преследуют только религиозные цели. Это существенно обесценивает саму идею паломничества как путешествие к святыне, духовное прикосновение к историческому прошлому, к религиозной культуре и традициям.

И одними из ключевых и заключительных моментов организации религиозного туризма являются: обращение внимания на эмоциональную схожесть участников поездки, на совпадения тура с днями религиозных праздников; взаимодействие организаторов с епархией, с настоятелями храмов и монастырей. Учитывая все эти моменты, возможно вывести религиозный туризм на новый уровень!


 

Список использованных интернет-источников и литературы:

 

1.                 https://studbooks.net/802952/turizm/tendentsii_razvitiya_religioznogo_turizma

2.                 https://studopedia.su/20_504_osnovnie-tendentsii-i-perspektivi-religioznogo-turizma-v-rossii-i-za-rubezhom.html

3.                 http://sport.bobrodobro.ru/13970

4.                 https://studwood.ru/1103743/turizm/sovremennoe_sostoyanie_perspektivy_razvitiya_religioznogo_turizma

5.                 К.В. Максименко, В.В. Анисимова. Перспективы развития религиозного туризма в Краснодарском крае. https://knowledge.allbest.ru/sport/2c0a65635a3ad79a5c43a88421306c26_0.html

6.                 Ветхий завет, Книга пророка Исаии (II, 1-3)

7.                 Христов Т.Т. «Религиозный туризм», учебное пособие,  издательство «Академия», 2005 г.

8.                 Путеводитель «10 паломнических маршрутов по России». Серия «Православная коллекция». Издательство газеты «Вечерняя Москва».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение

Приложение А

https://mod.gov.az/images/gallery/2dad94ff2a30e08dd81fcf7bd9361a72.jpg

 

Приложение Б

http://blog.southerntravelsindia.com/wp-content/uploads/2015/02/12-july-post-11-1024x682.jpg

 

Приложение В

http://palomnyk.info/wp-content/uploads/2018/02/ternovyj-vinok-2-1.jpg

Приложение Г

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/877347/e5e0140f-f713-4af8-937e-887cb9d449d2/s1200?webp=false


 

Скачано с www.znanio.ru

ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

Содержание: Вступление 1. Общие сведения и история появления религиозного туризма

Содержание: Вступление 1. Общие сведения и история появления религиозного туризма

Введение В данный момент на нашей планете около 63 % верующих людей

Введение В данный момент на нашей планете около 63 % верующих людей

Объект исследования - религиозный туризм

Объект исследования - религиозный туризм

Общие сведения и история появления религиозного туризма

Общие сведения и история появления религиозного туризма

Она состоит из камней, взятых из основы храмов

Она состоит из камней, взятых из основы храмов

Тенденции современного религиозного туризма

Тенденции современного религиозного туризма

Особенно у христиан чтятся реликвии, связанные с муками и смертью

Особенно у христиан чтятся реликвии, связанные с муками и смертью

На всей территории России происходит возрождение традиций паломничества

На всей территории России происходит возрождение традиций паломничества

К тому же, привлечение общественного внимания к религиозному наследству обусловлено желанием ознакомить людей с произведением искусств в них, возможностью познания и изучения территории их расположения…

К тому же, привлечение общественного внимания к религиозному наследству обусловлено желанием ознакомить людей с произведением искусств в них, возможностью познания и изучения территории их расположения…

Расширение объемов паломничества, развитие религиозного туризма во всех направлениях: в сторону других государств и конфессий

Расширение объемов паломничества, развитие религиозного туризма во всех направлениях: в сторону других государств и конфессий

Заключение В отличие от познавательных туров, паломнический тур обязан включать в себя не просто экскурсии по храмам, монастырям, источникам, но и действительное участие паломников в…

Заключение В отличие от познавательных туров, паломнический тур обязан включать в себя не просто экскурсии по храмам, монастырям, источникам, но и действительное участие паломников в…

Список использованных интернет-источников и литературы: 1

Список использованных интернет-источников и литературы: 1

Приложение Приложение А

Приложение Приложение А

Приложение В Приложение Г

Приложение В Приложение Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2020