Пояснительная записка
Теоретико-методологические обоснование творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческого потенциала подрастающей личности. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. О необходимости развития творческих способностей дошкольников говорят и пишут давно. Разработаны программы и технологии, направленные на достижение этой цели. Однако в настоящее время проблема развития творческих способностей дошкольников претерпела существенные изменения.
Современные психологи и педагоги указывают на необходимость укреплять отношения между всеми участниками повседневного образовательного процесса. Сюжетно-ролевая игра занимает особое место в этих отношениях, так как игровое творчество является обязательной составляющей личностного становления и залогом успеха творческого развития ребенка. Игра дошкольника рассматривается не только как подготовка к взрослой жизни, но и как реальное развитие творческих способностей. Предпосылками для разработки данного исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих различные аспекты творчества. В работах таких психологов, как Веракса Н.Е., Венгер Л.А., Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Леонтьева А.Н., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., процесс творческой деятельности становится одним из основополагающих аспектов развития личности ребенка.
В связи с изменениями, происходящими в социальной ситуации развития современной России, повысились требования к таким качествам развивающейся личности, как творческое отношение к действительности, открытость новому опыту. Способность творчески мыслить развивается уже с дошкольного возраста и влияет на успешность обучения ребенка в школе.
Проблема творчества в последние годы стала предметом исследований многих специалистов в разных областях знаний. Это связано, в первую очередь, с развитием общества, с образовательно-культурным уровнем граждан, с вниманием к развитию творческого потенциала личности, способной обнаруживать свои творческие способности, что обеспечит успех профессиональной деятельности и личностного становления.
Творчество - психологически сложный процесс. В центре его - воображение, вокруг него задействованы другие психические процессы: внимание, память, мышления, которые оказываются в тех знаниях, которые есть у человека. Воображение дополняется способностями и умениями, мотивами целеустремленной деятельности. Процесс творчества может происходить лишь при условии соответствующего эмоционального фона.
Для дошкольника в качестве творчества выступает субъективно открытое знание, которое он получил усилиями собственной мыслительной деятельности, или развития и закрепления в характере определенного личностного качества (чувство ответственности, настойчивости). В качестве показателя сформированности творческого стиля мышления, выступает способность человека к изменениям и превращению усвоенного социального опыта.
И это объяснение оставалось единственным применительно к творческим способностям в течение длительного времени.
Каждому человеку присущи задатки творческих способностей. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия, такие как: творческий климат, раннее и умелое обучение, волевые качества личности (работоспособность, упорство и др.). Поскольку творчество в той или иной мере присуще практически любой игровой деятельности ребенка, логично предположить, что в данном случае Д. В. Менджерицкая стремилась подчеркнуть особенно яркий характер творческих проявлений именно в сюжетно-ролевой игре.
Для того, чтобы максимально точно определить сущность творческих способностей, необходимо первостепенно обратиться к интерпретации основных понятий каких как «творчество» и «способности». Творчество – это сложное, многогранное понятие, изучением которого занимаются философы (Дж. Гилфорд, А. Бергсон, и др.), психологи (Л. С. Выготский, П. М. Якобсон, и др.), педагоги (В. В. Давыдов, В. А. Левин и др.) и т.д. В своих трудах они пытались раскрыть сущность и критерии творчества, рассматривали вопросы, связанные с психологией творческой деятельности (творческий процесс, его основные этапы, качества творческой личности), разрабатывали методы и приёмы активизации творческой деятельности и управления творческим процессом, изучали вопрос об организации педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей.
Иные взгляды на определение творчества представлены исследователями гуманистической психологии, которые оказываются наиболее схожими со взглядами большого количества отечественных психологов. По мнению гуманистов, творчество - это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение.
Психолог Е. Л. Яковлева дополняет данное определение, указав на направление реализации человека собственной индивидуальности посредством различных видов творчества.
Психологические основы творчества в сюжетно-ролевой игре изучали Аркин Е.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Кравцова Е.Е., и др. Специфику творческих проявлений и развития творчества дошкольников в сюжетно-ролевой игре раскрыли Бочкарева Л.И., Васильева О.К., Колесов Д.А., Кривова Н.Н., Литвинова Е.Н., и др.
В соответствии психоаналитической теории творчества, которая основывается на трудах З. Фрейда, было выдвинуто положение о том, что в творческих способностях находят воплощение вытесненные переживания, так называемая сублимация. Отсюда следует, что творческие способности определяются в виде индивидуальных врожденных характеристик, включенных в структуру Эго, то есть источником творчества является подсознание.
В трудах немецкого психолога М. Вертгеймера, творческие способности определены как психологические особенности личности, которые направлены на достижение равновесия.
Исследователь указывает, что посредством проявления творческих способностей индивид определяет свое место в социуме. Схожей точки зрения придерживается и немецкий филолог, социолог Э. Фромм, который указывает на врожденный характер творческих способностей, которые находятся в состоянии покоя, но присущи все. На основе предшествующих теорий, американский психолог Л. Терстоун выдвинул предположение о взаимосвязи развития творческих способностей и особенностей темперамента: способность к быстрому усвоению и порождению идей напрямую зависит от активности типа темперамента. Но активность мыслительных творческих процессов находится на высокой степени, когда человек находится в ситуации релаксации, рассредоточения.
К. Роджерс расширяет границы направления творческих способностей, определяя их как способ достижения «идеального Я». С этой точки зрения творчество является необходимым условием развития каждого человека на пути познания себя и открытия новых качеств. Следует отметить, что новые открытия, в данном случае, могут носить субъективный характер.
Д. Лефбридж выделяет основные критерии для оценки творческих способностей дошкольников:
1. Продуктивность – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2. Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов групп данных ответов.
3. Оригинальность – фактор характеризует оригинальность и своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4. Воображение – фактор, характеризующий уровень развития творческого воображения ребенка, определяется оригинальностью и неповторимостью продукта деятельности.
Эти четыре критерия будут основой для анализа развития творческих способностей детей дошкольного возраста в опытно-поисковой работе.
Таким образом, творческие способности дошкольника необходимо развивать на протяжении всего периода детства. Ведь дошкольный возраст дает уникальные возможности для развития способностей к творчеству. От того, насколько эти возможности были использованы, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
На основе анализа нормативно-правовых документов и научно-методической литературы были сформулированы следующие противоречия:
- между требованиями, предъявляемыми к результату образования, зафиксированным во ФГОС ДО, в частности связанным с развитием творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста и недостаточным уровнем внедрения педагогических средств, обеспечивающих этот процесс в ДОО;
- между достаточной теоретической изученностью проблемы развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста и недостаточным уровнем использования, имеющихся сюжетно-ролевых игр в ДОО;
- между необходимостью развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста и недостаточным количеством сборников сюжетно-ролевых игр для организации совместной и самостоятельной деятельности воспитателей и обучающихся ДОО;
Проблема: недостаточное количество сборников сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Возможность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее не достаточная практическая разработанность определили тему дипломного проекта: сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Форма: сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Цель: разработать, обосновать, пробировать и описать результаты пробации сборника сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста во время производственной (преддипломной) практики.
В соответствие с поставленной целью поставлены задачи:
- осуществить теоретико-методологическое обоснование творческих способностей детей среднего дошкольного возраста;
- обосновать структуру и обоснование сборника сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста;
- проанализировать ресурсы и условия реализации сборника сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста;
- описать педагогические условия реализации сборника сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста;
- разработать, пробировать и оценить результативность разработанного сборника сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста во время производственной преддипломной практики на основе использования целесообразных способов оценки процесса и результатов работы воспитателя при организации образовательной деятельности.
Новизна проекта заключается в том, что созданный сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, способствует социально- коммуникативному развитию дошкольников при организации совместной, самостоятельной деятельности воспитателя и обучающихся ДО. В сборнике собраны разнообразные игры, в которых ребёнок принимает на себя роль взрослого и действует в игре от его имени. Он развивает свои умственные способности, мелкую моторику, фантазию, самостоятельность, активность, творчество. То есть сборник всесторонне направлен на развитие ребёнка. Игры со сверстниками, предполагают совместную игру, при которой детям необходимо развивать командный дух, чувство уважения друг к другу, умение договариваться и слушать. Так, ребёнок становиться более уверенным в своих силах и в себе, собственно.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении педагогического опыта по внедрению сюжетно-ролевых игр, в процессе развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Данные игры являются основой творческого развития детей, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное, готовится к взрослой жизни. Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитие памяти, речи, фантазии, восприятия.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и пробации сборника сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста для организации совместной, самостоятельной и индивидуальной деятельности, воспитателей с воспитанниками. Данный сборник может быть полезен для воспитателей ДОО при организации образовательной деятельности в области «Социально-коммуникативное развитие», педагогам дополнительного образования (логопед, психолог) для индивидуальной работы с детьми, студентам, обучающихся на очном и заочном по специальности: 44.02.01 «Дошкольное образование», родителям при организации с часто болеющим ребенком, с детьми, которые показывают низкий уровень социально-коммуникативного развития.
Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. К методам теоретического исследования, использованным в работе можно отнести: анализ научно-методической литературы; анализ нормативно-правовых документов, которые направлены на создание теоретических обобщений. К эмпирическим методам можно отнести: наблюдение и изучение продуктов детской деятельности, практические. Эти методы необходимы при обработке фактического материала по проблеме проекта.
Развитию творческих способностей у детей в современной дошкольной педагогике отводится большая роль. Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни, В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы.
Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные познавательные процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом – воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – во второй половине дошкольного детства.
Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты.
Основой в развитии творческих способностях является: воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.
Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации. Психологи считают, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст.
В средней группе необходимо научить детей использовать предметы –заместители. Поэтому в группе должно быть много мягких модулей, ширм, крупного конструктора. С их помощью дети могут обустраивать себе пространство для реализации собственных игровых замыслов. В свободное время что - то активно сооружать, мастерить, перестраивать. Бывают ситуации, когда у детей не получается с первого раза реализовать свой собственный замысел, тогда они все начинают заново. Такой отрицательный опыт тоже полезен для развития ребенка. Эти ситуации заставляют ребенка думать более конструктивно, что способствует развитию его воображения.
Для развития творческих способностей детей в сюжетно – ролевых играх используются следующие методы и приемы:
- целевой подбор игрового материала и его систематическое обновление.
- участие педагога в играх в главных ролях;
- участие педагога в играх во второстепенных ролях;
-чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов по мотивам произведений;
- решение проблемных ситуаций, их разыгрывание.
-беседы о том, как играли дети раньше и как можно играть сегодня. Инициатором в игре в средней группе может быть, как взрослый, так и ребенок. Если инициатива принадлежит мне, то я очень эмоционально начинаю рассказать о той игре, в какую предлагаю поиграть, демонстрирую ряд последовательных действий в какой- то роли и большую потребность в партнерах по игре, предлагаю воспитанникам стать моими партнёрами по игре.
Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, нужно помнить о самых простых истинах:
- развивать творческое воображение ребенка везде и всегда, а не только в специально отведенное для этого время и место;
- окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;
- поощрять и хвалить творческие детские инициативы;
- процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;
- обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.
7. Главное: совместное творчество детей и взрослых не должно вызывать ни малейших негативных эмоций. Поэтому приступать к играм следует с хорошим настроением.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т. к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Условия, способствующих творческому развитию:
- физические условия, то есть наличие материалов, атрибутов для развития творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
- социально-эмоциональные условия, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослого.
- психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослым его творческих начинаний.
- интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, комбинировать, преобразовывать, а главное – начинает испытывать удовольствие от творчества, от сознания собственных возможностей. Рассмотрим классификацию, способствующую творческим способностям.
Классификация творческих игр дошкольников
(по А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой)
1 подгруппа: творческие игры на основе готовых сюжетов
· Подражательные игры, основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги
· Сюжетно – отобразительная игра (по мнению Л.С. Выготского – «игра-воспоминание»), в которой ребенок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти
· Игра – драматизация, в которой основой игрового действия является литературный сюжет.
2 подгруппа: игры с сюжетами, самостоятельно придуманные детьми.
· Сюжетно – ролевые игры - это игры, в которых ребенок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль (3-5 лет)
· Режиссерские игры - в них придумывание и развитие сюжета происходят через роли, которые ребенок передает игрушкам. (могут быть совместные и индивидуальные)
· Игра - фантазирование построена на воображении, тесно связана с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане.
Проблема развития творческой личности ребёнка в процессе сюжетно-ролевой игры является актуальной на современном этапе. Система руководства игрой позитивно влияет на психическое развитие ребёнка и позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Таким образом, чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей в игре. Непременно должна быть атмосфера творчества, то есть состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности: в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
— игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные игры детей, которые могут возникнуть по инициативе ребенка;
— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.
Сюжетно-ролевые игры входят в состав первого класса: игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры. Но и они ранжируются на определенные разновидности.
Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д.
Сюжетно-ролевая игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
• Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя, и за куклу, направляет все действия. В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.
Длительность сюжетной игры в дошкольном возрасте может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.
В структуре сюжетно-ролевой игры выделяют компоненты:
• роли, которые исполняют дети в процессе игры;
• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет на себя. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. Роли бывают:
• эмоционально-привлекательные (мама, доктор);
• значимые для игры (директор магазина и др.).
В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.
Обоснование структуры и содержание сборника сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
В ходе анализа педагогических статей, нормативных документов, а также Интернет-ресурсов, было установлено, что на данный момент очень актуальна тема сюжетно-ролевой игры в современном мире.
Прежде, чем переходить к обоснованию структуры и содержания сборника, необходимо определить понятие.
Сборник — собрание на одном носителе информации (книга, оптический диск и так далее) нескольких произведений.
Сборник – это книга, представляющая собой собрание каких-либо литературных или иных произведений, материалов, документов.
Объектом педагогического проектирования является сборник сюжетно-ролевых игр. Данный сборник предназначен для педагога, для детей же разработаны специальные сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие творческих способностей.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок учится не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
В настоящее время сюжетно-ролевая игра является одной из основных средств формирования творческого развития к предмету и могут активно использоваться педагогами в обучении детей.
Формой проектирования является сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Для разработки сборника сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей были проанализированы следующие сборники:
1. Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), автор И.М. Рыбакова. В сборнике есть следующие компоненты: титульный лист, где написано название организации, название сборника, год разработки. На второй странице сборника написана краткая аннотация. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого сборника. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?» Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и год издания) в номинативной форме. Во введении (пояснительной записке) сборника кратко раскрываются условия особенности сборника. Далее идет содержание сборника, которое состоит из следующих тем: «Детский сад», «Семья», «Школа», «Строительство», «Поликлиника», «Парикмахерская». Все сюжетно-ролевые игры имеют название, цель, оборудование, ход задания. Список используемой литературы является самостоятельной и существенной частью сборника. Список литературы располагается в конце сборника. При этом библиография оформляется в соответствии с действующим ГОСТом 7.0.5.2008 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
2. Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование регулятивных действий у старших дошкольников (5-6 лет), автор О.Е. Савченко. В сборнике есть следующие компоненты: титульный лист, где написано название организации, название сборника, год разработки. На второй странице сборника написана краткая аннотация. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого сборника. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?» Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и год издания) в номинативной форме. Во введении (пояснительной записке) сборника кратко раскрываются условия особенности сборника. Далее идет содержание сборника, которое состоит из следующих тем: «Бензозаправочная станция», «Дорожное движение» («Водители»), «Пароход», «Моряки», «Рыбаки», «Подводная лодка», «Космос», «Поликлиника», «Почта», «Школа», «Зоопарк», «Кафе», «Макдональдс», «Пиццерия», «Кондитерская фабрика», «Магазин», «Модельное агентство», «Парикмахерская», «Химчистка». Все сюжетно-ролевые игры имеют название, цель, оборудование, ход задания. Список используемой литературы является самостоятельной и существенной частью сборника. Список литературы располагается в конце сборника. При этом библиография оформляется в соответствии с действующим ГОСТом 7.0.5.2008 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Содержание сборника должно соответствовать определенным требованиям: концептуальность и системность, полнота и целостность, сбалансированность и преемственность, гибкость и управляемость, эффективность и результативность.
Цель сборника - оказание методической поддержки педагогу по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. подбор сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста;
2. систематизация сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей по разделам сборника;
3. оформление сборника сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста;
Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста будет разработан на основе примерной общеобразовательной программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой «От рождения до школы», в соответствии с ФГОС ДО.
Каждый этап педагогического проектирования предполагает реализацию следующих принципов:
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
К оформлению сборника, как к документу, предъявляются также определенные требования. Данный сборник содержит структурные компоненты:
1.Титульный лист (аннотация к сборнику).
2.Пояснительная записка:
- обоснование актуальности (необходимости) деятельности;
- описание содержания сборника (разделов, глав);
- описание условий реализации практических заданий (временные, пространственные, материальные).
3. Рекомендации по работе со сборником.
4. Перечень сюжетно-ролевых игр направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста по мотивам мультфильма «Смешарики».
5. Список литературы.
Титульный лист является первой страницей сборника и оформляется в соответствии с определенными правилами. На обложке (титульном листе) располагается сведения об авторе, место разработки сборника, год разработки сборника.
Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?» Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме.
Содержание сборника состоит из нескольких разделов, в которых будут присутствовать сюжетно-ролевые игр таких видов как:
1 раздел: Игры на бытовые сюжеты;
2 раздел: Игры на производственные и общественные темы;
3 раздел: Игры на героико-патриотические темы;
4 раздел: Игры на темы литературных произведений;
И после этого разделы будут представлять собой разработку сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего возраста.
Раздел 1. Игры на бытовые сюжеты, где будут включены сюжетно-ролевые игры, на развитие творческих способностей в бытовых сюжетах.
Цель раздела: формирование представлений детей о принципах бытового устройства.
Планируемый результат: в процессе данных игр дети могут реализовать собственный опыт в какой-либо ситуации. Игры учат детей: правилам личной гигиены, нормам приёма гостей, правилам сортировки праздничного стола. В определённых играх дети имеют возможность отобразить собственное поведение в домашних условиях, например: показать через роль куклы, как нужно помогать маме дома.
Раздел 2. Игры на производственные и общественные темы, где будут включены сюжетно-ролевые игры, на развитие творческих способностей в которых отражается труд людей.
Цель раздела: формирование у детей представлений о нормах поведения в общественных местах, о труде взрослых людей.
Планируемый результат: в разных игровых ситуациях дети учатся употреблять слова вежливости, осознают их значимость в социальном мире, анализируют положительные и отрицательные черты характера человека с проявлением грубости или вежливости. На примере игры с одеванием кукол в спецодежду, ребёнок учиться распознавать профессии. В играх также формируется любовь к животным, забота к близким. Данный вид игр влияет на такой аспект, как выбор профессии в будущем и поиском своего места в социуме.
Раздел 3. Игры на героико-патриотические темы, где будут включены сюжетно-ролевые игры, на развитие творческих способностей в которых отражаются героические подвиги нашего народа.
Цель раздела: формирование чувства патриотизма и ответственности.
Планируемый результат: патриотические игры – это не только игры на военную тематику, это также игры на развитие гражданского чувства каждого человека. Осознав своё место в этой жизни, ребёнок должен понимать свое значение для своего города, улицы и дома, в котором он живёт.
Раздел 4. Игры на темы литературных произведений, где будут включены сюжетно-ролевые игры, на развитие творческих способностей в которых отражаются кино-, теле-передач: в «моряков» и «летчиков»;
Цель раздела: формирование чувств, через литературные произведения, в которых будут отражаться кино-, теле-передач: в «моряков» и «летчиков»;
Планируемый результат: уметь определять героев в литературных произведениях, как особые свойства творческих игр; уметь выбирать роли по кино-, теле-передач: в «моряков» и «летчиков»;
Во введении (пояснительной записке) сборника кратко раскрывается проблема сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, которые отражены в разработанных играх.
Список литературы и источников является самостоятельной и существенной частью сборника. Список литературы располагается в конце сборника. При этом библиография оформляется в соответствии с действующим ГОСТом 7.0.5.2008 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Сборник будет адресован воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования (логопед, психолог), студентам, обучающимся на очной и заочной форме по специальности: 44.02.01 Дошкольное образование, родителям.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребенка через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает моральными ценностями, узнает, что такое хорошо и что такое плохо, усваивает социальный опыт. В игре удовлетворяются его основные потребности в самостоятельности, в общении со сверстниками, происходит психическое развитие ребенка, развиваются все психические процессы, особенно воображение и образное мышление в игре происходит нравственное развитие: ребенок учится уступать, сопереживать, сочувствовать, формируется ответственное отношение к выполняемой работе, развивается волевое поведение, умение подчинять свое поведение игровому правилу развивается его эмоциональная сфера.
Знакомство с сюжетно-ролевой игрой, можно начинать с раннего возраста, познакомить детей с разными предметами и показать, что с ними делать. В младшем возрасте забавы более разнообразны, чем были ранее, дети строят сюжет, придерживаются предложенного взрослым сценария. В среднем возрасте тематика расширяется, дети взаимодействуют друг с другом, умеют совершать воображаемые действия. Старшие дети составляют правила, корректируют их, больше фантазируют, применяют сюжеты из книг, мультфильмов, больше используют речь, комментируют, активно общаются. Сюжетно-ролевые игры используются, как на занятиях, так и в организации совместной, самостоятельной и индивидуальной деятельности воспитателей с детьми.
Игры детей 4-5 лет несколько хаотичны, сюжеты и роли быстро сменяют друг друга. Сюжетно-ролевая игра в средней группе отличается тем, что дети этого возраста стремятся сохранить логику действий. Принимая участие в играх, дети познают окружающий мир, учатся строить отношения со сверстниками и взрослыми, овладевают родным языком, получают другие необходимые в этом возрасте знания. Развиваются психические познавательные процессы, формируются жизненно важные умения и навыки (рассуждать, анализировать, принимать решения, соподчинять мотивы). Дошкольники с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры.
Использование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками позволяют развиваться, учиться моделировать жизненные ситуации, собирать в единое целое отдельные эпизоды. Также, помогают им познать мир, принципы взаимоотношений между людьми, фантазировать.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.