Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Методические рекомендации:
«Теоретические аспекты управления процессом социального проектирования в условиях дополнительного образования»
(в помощь методистам и педагогом дополнительного образования)
Подготовила:
Шухлина Людмила Александровна
методист 1 квалификационной категории
г. Кувандык 2019год
Понятие и сущностная характеристика управления в УДОД
Изучение проблемы управления в УДОД, выявление его специфики связаны, прежде всего, с уточнением ключевого понятия – управление.
Термин «управление» применяют при характеристике процесса активных воздействий на управляемую систему для достижения вполне определенной цели:
· искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать (И.Ансофф);
· организация и реализация целенаправленных воздействий (В.А.Трапездников);
· функция, вид деятельности по руководству людьми, а также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию (Ф.Друккер);
Наиболее полно в теории управления разработаны проблемы социального управления, на положения которых можно опираться в исследовании педагогических процессов. Социальное управление включает управление экономическое (хозяйственное) и управление духовной жизнью общества. Именно к этому виду относится управление учреждением дополнительного образования детей, задачей которых является обеспечение воспитания и образования подрастающих поколений.
С середины 70-х годов ХХ века в психолого-педагогической литературе термин «педагогическое управление» стал толковаться с точки зрения разработки вопросов содержания и методов управленческой деятельности руководителя; решения проблемы методологии управления образовательным процессом; определения путей оптимизации процесса управления образовательным учреждением (таблица 1).
Таблица 1
Спектр терминов «управление» в педагогической науке
Ю.К. Бабанский |
Организованная планомерная деятельность, направленная на упорядочение, совершенствование и развитие. |
Ю.В. Васильев |
Категория, обозначающая процесс перевода объекта из одного состояния в другое. |
A.M.Воронин, В.Д.Симоненко |
Взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает функционирование второго относительно достижения заранее поставленных диагностических целей. |
Ю.A.Конаржевский |
Функция, вид деятельности по руководству людьми. |
B.C. Лазарев |
Особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства, контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, обслуживающего персонала и направлены на достижение образовательных целей.
|
Т.Ф. Лошакова |
Тип управленческой деятельности, характеризуемый совокупностью особых организационных форм и технологий, основанных на принципах глобальной коммуникации и приводящих к успеху и достижению целей, как каждого члена учебного заведения, так и всей организации и общества в целом. |
Е.Ю. Никитина |
Особый вид деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие педагога на обучаемых или отдельного обучаемого в процессе планирования, организации, мотивации, контроля и коррекции их (его) учебно-познавательной деятельности для достижения заданных результатов обучения. |
М.М. Поташник |
Целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательной системы. |
В.П. Симонов |
Специфический вид деятельности, реализующийся через умение руководителя воздействовать на управляемые субъекты путем научно обоснованного планирования, организации и контроля их деятельности и добиваться на этой основе реальных социально-значимых целей. |
Т.Н. Шамова |
Система действий, направленных на подготовку, принятие и реализацию решений (педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование). |
Отечественные ученые рассматривают управление как деятельность с точки зрения целевой ориентированности на получение предметного результата.
Обобщая содержание, вкладываемое разными авторами в понятие управления, можно отметить следующие:
управление- это вид социальной деятельности, специфика которой проявляется во взаимодействии социальных субъектов, при котором один социальный субъект воздействует на другого, побуждая его к достижению задаваемых целей. Действия каждого социального субъекта представляют собой систему, а их взаимодействие – сложную многомерную систему деятельности.
В современной России идет активный процесс развития учреждений дополнительного образования детей, деятельность которых не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов и характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности, форм образовательных объединений, педагогических технологий. Развитие в условиях объективно меняющегося социального заказа на образование приводит к необходимости совершенствования процесса управления УДОД и приведения содержания и структуры деятельности в соответствие с современными потребностями личности, общества, государства.
Учитывая вышеизложенное, управление учреждением дополнительного образования детей выступает как целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций:
Таблица 2
Функции управленческой деятельности УДОД |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ПЛАНИРОВАНИЕ |
Постановка целей; определение исходных предпосылок; выявление и выбор альтернатив; ввод и исполнение плана. |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для её работы ресурсами (персонал, оборудование, знания, финансы). |
МОТИВАЦИЯ |
Стимулирование –побуждение персонала к активной деятельности с помощью внешних факторов. Мотивирование–создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду |
КОНТРОЛЬ |
Контроль за выполнением работ, намеченных планом. Меры по коррекции всех значительных отклонений от плана. |
КООРДИНАЦИЯ |
Обеспечение бесперебойности и непрерывности процесса управления. |
Каждая функция в свою очередь является процессом, поскольку состоит из серии взаимосвязанных действий.
Проблема управления в сфере дополнительного образования детей нашла свое отражение во многих современных исследованиях, посвященных подходам к управлению УДОД: системному (В.А. Березина), системно-синергетическому (Е.А.Михайличенко), интегративно-вариативному (А.В.Золотарева), конвенциальному (В.П.Голованов); уровням управления учреждением дополнительного образования детей (А.И. Щетинская); управлению развитием многопрофильного УДОД (Л.Н. Папенина); управлению дополнительным образованием детей в школе (Е.Б. Евладова), мониторингу результатов деятельности УДОД (А.В. Золотарева); менеджменту качества дополнительного образования детей (Л.Г. Логинова); видам и структуре УДОД (Н.А. Соколова); специфическим функциям руководителей УДОД (О.Е. Лебедев, А.Б. Фомина).
Золотарева А.В выделяет следующие особенности управления в УДОД :
-сложность управляемого объекта;
-проблемы информационного обеспечения;
-несовпадение целевых ориентаций участников образовательного процесса;
-трудности практической реализации дополнительного образования;
-цели управления связаны с педагогическими целями;
-ведущим стилем управления является стиль сотрудничества;
-ведущие функции управления – социально-психологические функции;
-деятельность управления выходит за рамки образовательной деятельности
По ее мнению управление в УДОД – это «регулирование состояния системы в целях получения нужного результата».
Система управления учреждением дополнительного образования основана на педагогической культуре, на кадровой политике, в основе которой лежит пристальное внимание к педагогу, забота о нем, всемерная помощь в профессиональном, психолого-педагогическом и методическом самообразовании, без чего немыслимо говорить об инновациях, работе учреждения в режиме развития.
Управление в УДОД является не самоцелью, а лишь инструментом развития учреждения, цивилизованного взаимодействия его с общеобразовательными учреждениями, любыми другими социальными институтами. В то же самое время это автономная система, имеющая свои собственные ресурсы саморазвития. Их то и надо видеть руководителю, работать с ними.
Основные принципы, лежащие в основе системы управления УДОД:
· Демократизация: распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления.
· Гуманизация: коррекция администрацией функционала в сторону обеспечения прав и возможностей педагогов на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в связи со своей индивидуальностью.
· Дифференциация, мобильность и развитие многоуровневости, многопрофильности управляющей и управляемых систем.
· Открытость: система управления понятна всем, открыта для любого участника педагогического процесса.
Содержание управленческой деятельности в УДОД включает в себя: анализ состояния дела; определение задач; определение видов деятельности; подбор исполнителей; распределение обязанностей; инструктаж; материальное обеспечение выполнения; регулирование и координирование; контроль, учёт и анализ результатов.
Деятельность современного руководителя дополнительного образования детей немыслима без владения технологией моделирования. Модель (по лаконичному определению Е.А. Ямбурга) есть разработанный на основе теории вариант практической деятельности. Моделирование современной системы дополнительного образования предопределено следующими основными функциями педагогической деятельности:
-конкретизация смыслообразующих задач дополнительного образования;
-создание оптимальных условий для обучения и воспитания детей;
-определение приоритетных направлений творческого развития ребенка на основе идей педагогики сотворчества;
-поддержка свободного выбора профессии;
-обеспечение доступа к социально-культурным ценностям, разностороннее развитие личности ребенка и пробуждение его творческой активности, самостоятельности.
Модель управления УДОД есть, по существу дела, механизм реализации цели и стратегически основополагающих задач организации, механизм непрерывно обновляемый центрированный на человека, его созидательно-творческий потенциал. Система управления рассматривается как «мотивационно-интеллектуальная» схема управления, обеспечивающая развитие программно-методической базы образовательного процесса, стимулирующая психологическое сопровождение процесса творческого самоосуществления детей и взрослых - непосредственных участников образовательно-воспитательного процесса.
Понятия, сущность и виды социального проектирования. Процесс социального проектирования.
Социальное проектирование - термин, который в России стал употребляться относительно недавно - с 70-80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, «...первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве» В отечественной социологии первые идеи о социальном проектировании были высказаны в работах И.И.Ляхова, В.Н. Дубровского, В.М. Разина, Теоретические основы социального проектирования были проанализированы так же в работах Н.А. Аитова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина и др.
В 2001 году Курбатов В.И. дал определение социальному проектированию, которое и по сей день остается актуальным.
И так, социальное проектирование - это процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации
Социальное проектирование в своей основе предполагает определённые социальные изменения, а «… реализация социального проекта должна вызвать определенные положительные изменения в качестве жизни социума
Концепция воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей выстраивается с ориентацией на модель выпускника как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс УДОД.
Социальное проектирование в УДОД – это технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
•социально значимая, имеющая социальный эффект;
• результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
• задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
•в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
• через которую формируются социальные навыки подростка.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование».
Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Его понимают как ведущую технологию социального воспитания обучающихся образовательных учреждений, главный педагогический смысл которой «создание условий для социальных проб личности, необходимых механизмов для участия детей и молодёжи в принятии решений; создание ситуаций выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта»
Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Еще проект - это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для образовательного учреждения.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Положительные стороны социального проектирования как педагогической технологии:
Во-первых, социальное проектирование - это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребенка.
Во-вторых, это возможность реального участия в решении проблем своего дома, двора, района, города и другого. Именно эта мысль - «я могу это сделать сам и не только для себя»- больше всего воодушевляет подростков. В период становления детской личности ярко проявляется потребность быть нужным, полезным другим, желание проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность, жизненность социального проекта привлекает школьников, им периодически требуется сфера приложения сил, иное поле деятельности, где они могут чувствовать себя взрослыми, видеть реальный итог своей деятельности. Это своеобразный тест на взрослость. И каждый из подростков хотел бы достойно выдержать его.
В-третьих, это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т.п.
Школьник сегодня стоит перед серьезнейшим выбором жить только для себя («я успеваю по всем предметам, а что у остальных, мне все равно», «лишь бы меня не трогали», и т.д.) или все же помнить о других и помогать им по мере своих сил и возможностей («сделал сам, помоги товарищу», «помни о тех, кто рядом», «вместе интересней» и т. д.). Разумеется, эти обе позиции (образа жизни) можно и нужно сочетать. Важно, чтобы «механизм переключения» не вышел из строя еще во время обучения в УДОД. Затем его запустить практически невозможно. И участие в работе группы ровесников над социальным проектом - прекрасная возможность для тренировки этого «механизма переключения» своей мотивации с сугубо личных интересов на групповые, коллективные, социальные. Здесь одними словами и увещеваниями не поможешь, нужна практика коллективной деятельности, служения другим людям.
В-четвертых, социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. И, разумеется, это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы. В этом смысле, социальное проектирование можно рассматривать как эффективную профориентационную работу с подрастающим поколением, в процессе которой подростки и старшеклассники в реальной деятельности начинают ощущать, какая же сфера жизни их больше привлекает.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждении дополнительного образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.
Социальный проект — это ещё и вид социального творчества.
Абрахам Маслоу, известный американский психолог, подчёркивал, что творчество, или вернее, приобщение к творчеству, может быть чрезвычайно полезно не только для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, но и для формирования самоактуализирующейся личности.
Как известно, при социальном проектировании деятельность строится на субъект-субъектных отношениях, то есть ребёнок выступает в ней как участник, сотрудник. Цель взрослых и детей совпадает: это успех проекта, внедрение инновации в жизнь, конкретное благо для других. Здесь нет места «воспитательному воздействию», но, в то же время, организуется деятельность, воспитывающая сама по себе.
В ходе работы над социальным проектом педагог дополнительного образования последовательно:
· привлекает внимание детей к актуальным социальным проблемам общества;
· подводит к пониманию сложности и противоречивости определённых ситуаций в жизни, к осознанию этих противоречий как важным социальным проблемам;
· включает обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению или содействию разрешения одной из этих проблем силами самих ребят;
· решает исследовательские или творческие задачи;
· обсуждает, совместно с детьми, вырабатывает пути решения социальных проблем.
Работа по подготовке и реализации социального проекта способствует повышению общего уровня культуры обучающихся за счёт получения дополнительной информации, формированию различных личностных компетенций и способности осознанного социального поведения.
Участие в проектах данного вида способствует формированию творческой личности, приобретению гражданского самосознания, влияет на становление нравственной и эстетической культуры ребёнка. А проблемно-поисковый подход, который применяется в социальном проекте, как и в любом другом, даёт возможность обучающимся получить опыт исследовательской деятельности. Только предметом анализа здесь являются законы и явления жизни, понимание поступков людей и прочее.
К тому же социальный проект дает прекрасный опыт командной работы, где от точности, ответственности, исполнительности каждого зависит общий результат. Отношения ответственной зависимости – единственная возможная форма отношений внутри проектной группы. В такой работе формируются лидерские качества обучающихся, появляются навыки коллективной работы, формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы.
Виды социальных проектов обучающихся, реализуемых в УДОД:
· Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
· Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
· Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
· Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
· Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Структура социального проектирования
Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.
Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов.
Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.
Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
· социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
· социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
· социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
· социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак и т.д.).
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.
Типичные ошибки социального проектирования:
· отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;
· переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;
· провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;
· отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
Методики социального проектирования.
Социальное проектирование использует специальные методики.
Методики - это способы достижения цели; построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования.
Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.
Методика матрицы идей – это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решении. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.
Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:
- чем больше известно общих признаков у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;
- чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
- чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
- если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.
Метод ассоциации - При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.
С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е, затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.
Методика мозгового штурма - связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.
Методика синектики - Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Роль педагога в социальном проектировании.
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку.
Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого “буфера” — не исказить социальную действительность.
Профессиональная компетентность педагога УДОД по социальному проектированию.
Понятие компетентности педагога дополнительного образования понимается мною как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция педагога - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий педагога дополнительного образования.
Введение компетентностного подхода при внедрении процесса социального проектирования в образовательный процесс УДОД требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Изменяются механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом. Это поможет молодому человеку затем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.
Рассмотрим на примере технологии разработки социального проекта формирование системы компетенций педагога УДОД.
План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.
Рис.1. Разработка социального проекта
Технология разработки социального проекта:
Прутченков А.С. выделяет 21 шаг разработки социального проекта.
1шаг. Изучение общественного мнения о состоянии социальной
ситуации в местном сообществе в данное время.
2шаг. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
3шаг. Определение целей и задач социального проблема.
4шаг. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
5шаг. Составление детального плана работы.
На данном этапе можно говорить о развитии предметно-методологической компетенции педагога, которая включает формирование системы знаний социальной ситуации в местном сообществе; ориентацию в современных исследованиях, формирование системы знаний о информационных ресурсах региона; владение разнообразными методами, приемами, технологиями, – в том числе групповыми, проектными и др., развивающими и социализирующими каждого воспитанника; понимание значения информационно-технологической грамотности для современного человека.
Параллельно идёт развитие психолого – педагогической компетенции, включающей в себя систему знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха обучающегося, знания об особенностях познавательной сферы каждого обучающегося, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер обучающихся и умение использовать эти знания для конструирования реального образовательного процесса.
6шаг. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
7шаг. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
8шаг. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
9шаг. Составления бюджета проекта.
10шаг. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
11шаг. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
12.шаг Формирование общественного мнения в местном сообществе.
Данная пошаговая деятельность определяет компетенцию в области управления системой «педагог- воспитанник», включающей в себя систему знаний об управлении как ведущей деятельности профессионала; систему знаний о педагогическом экспериментировании, о способах и формах обобщения и трансляции опыта; умение осуществлять педагогический анализ ресурсов; умение планировать инновационный процесс до конечной цели, умение анализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию; способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество, желание педагога реализовать собственный творческий потенциал, разрабатывая и апробируя новые программы и технологии.
13шаг. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
14шаг. Поиск делового партнера для реализации проекта.
15шаг. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
На данном этапе преобладает развитие коммуникативной компетенции, состоящей из системы знаний о законах общения; владения приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие; стремления строить педагогическое взаимодействие с учетом особенностей личности другого человека.
16шаг. Получение необходимых ресурсов.
17шаг. Проведение плановых мероприятий.
18шаг. Контроль и оценка выполнения плана.
19шаг. Корректировка реализации проекта.
Социально-трудовые компетенции. В данные компетенции входят такие умения как умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
20шаг. Анализ результатов работы по проекту.
21шаг. Информирование общественности о результатах реализации проекта
Два последних шага №№ 20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.
Кроме этого педагогу необходимо владение информационными компетенциями. Они состоят из умений владения современными средствами информации (мобильный телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, креативные компетенции.
К креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения».
Значимым продуктом компетентностного подхода в профессиональной деятельности педагога являются результаты участия воспитанников в конкурсах.
Повышение общего уровня участников проекта и есть появление и развитие новых компетенций, таких как, компетенция проектной работы.
Основные требования к проекту:
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5.Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6.Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Управление социальным проектом:
Управление проектом - это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.
Управление включает три основных вида деятельности:
Планирование: Определение желаемых результатов проекта. т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
· Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.
· Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)
Организация: распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.
Управление: включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:
· Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
· Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.
· Обмен информацией с заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект).
Литература
1.Концепция развития дополнительного образования детей. Правительство Российской Федерации от 04.09.14г №1726-р Распоряжение. Москва.
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения .Основная школа/[сост.Е.С.Савинов].-М.:Просвещение.2011-454с.
3.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Российская газета. №5976.31.12.2012.
4.Веснин В.Р.Менеджмент:учеб.-3-е изд. перераб. и доп. -М.:ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект, 2006.-504с.
5.Григорьев,Д.В. Внеурочная деятельность школьников/Д.В. Григорьев,П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.
6.Ганаева Е.А.Маркетинг дополнительного образования.:Учеб.-методическое пособие/Е.А. Ганаева.-М.: МГОУ,2005.
7.Данилюк, А.Я.Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк А.М. Кондаков, А.В.Пишков.-М.:Просвещение,2009.
8.Организация социально- значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально- образовательные проекты. Из опыта работы/авт.-сост.Т.Н. Ковязина, Н.Е,Галицина.-Волгоград.:Учитель , 2010.-153с.
9.Поташник М.М., СаложнинА.В. Управление образованием на муниципальном уровне. Методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2012.-480с.
10.Прутченков А.С.,Иванова Л.Ю.Социальное проектирование в воспитательной работе школы:практикум.М.,2009.
11. Социальное проектирование: реком.по оформ.,оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов/[сост.О.Б. Коновалова,Ж.В.Рыжова].-Н.Новгород:Пед,технологии,2004-95с.:ил.-(Детское самоуправление).
12.Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико-ориентированные технологии/авт.-сост.М.В.Русинова.-Волгоград:Учитель,2012,-175с.
13.Белобородов Н.В.Технология социального творчества учащихся [Текст]/Н.В.Белобородов//Народное образование.-№1,2011.-С.226-232.
14.Бурдуковская Е.Г.Социальное проектирование как средство гуманитаризации образования//Национальный проект «Образование».-№2,2010.-С.60-61.
15.Викторова Т.Б.Социальное проектирование -социальное действие//Дополнительное образование.-№1.2010.-С.51-53.
16.Колчина М.С.Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся//Дополнительное образование.-№8,2009.-С.3-6.
17.Ковалева У.Ю.Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно- целевого подхода [Текст]/У.Ю. Ковалева//Теория и практика образования в современном мире :материалы II междунар. науч. конф.(г.Санкт-Петербург, ноябрь 2012г.).-СПб.:Реноме,2012.-С.120-124.
18.Романюк Л.Б.Социальное проектирование как средство социализации учащихся [Текст]//Национальный проект «Образование».-№2,2010.-С.55.
19.Симонова Э.Л.Высокое качество образования через социальное проектирование[Текст] //Управление качеством образования.-№4,2011.-С.-54-57.
20.Деятельность проектирования и проектная культура [Электронный ресурс]. : http://www.ckp.ru/biblio/g/gen/gen_project_culture.htm.
21. Методический сборник «Социальное проектирование в сфере молодежной политики»[Электронный ресурс]. URL: [http://www.edu53.ru/politics/recomendation].
22.Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]. URL: [http://www.orenipk.ru/rmo_2011/rmo-ped-2011/211.html].
23. Принципы социального проектирования [Электронный ресурс]. URL: [http:// www.aspr.ru/page.php?id=55].
24. Социальное проектирование школьников [Электронный ресурс]. URL: [http://www. deptno . lipetsk . ru / eduportal / files / socproekt _ rukovod . doc]
25. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно- целевого подхода[Электронный ресурс]. URL:
[ http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/64/2834]
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.