Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Оценка 5

Теоретические и методические основы тьюторской деятельности

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
воспитание +2
17.04.2023
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Тьюторская деятельность в настоящее время получила широкое распространение в образовательной сфере. Она представляет собой форму индивидуальной поддержки и помощи студентам в достижении образовательных целей. Тьюторы предоставляют студентам необходимые знания и навыки, помогают в изучении материала и справляться с трудностями в учебе. Это позволяет студентам повысить свою успеваемость и достичь лучших результатов. Целью данной работы является исследование теоретических и методических основ тьюторской деятельности и определение ее роли в образовательном процессе.
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности.docx

«Теоретические и методические основы тьюторской деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:                                                                                                                                       Беленкова Мария Борисовна

 

 

 

                                                                                                    

.

 

 

 

 

 

Волгоград 2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..... 3

I. Теоретические основы воспитания………………………………………..… 5

1. Теоретические основы тьюторской деятельности………………………..... 5

2. Ключевые компетенции тьютора: педагогические, коммуникативные, организационные……………………………………………………………..…. 7

II. Методические основы тьюторской деятельности………………………… 10

1. Организация учебного процесса в тьюторстве……………………………. 10

2. Методы и приемы работы тьютора с учеником: объяснение материала, проверка знаний, контроль выполнения заданий…………………………….. 13

Заключение……………………………………………………………………… 15

Библиографический список……………………………………………………. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тьюторская деятельность в настоящее время получила широкое распространение в образовательной сфере. Она представляет собой форму индивидуальной поддержки и помощи студентам в достижении образовательных целей. Тьюторы предоставляют студентам необходимые знания и навыки, помогают в изучении материала и справляться с трудностями в учебе. Это позволяет студентам повысить свою успеваемость и достичь лучших результатов.

Целью данной работы является исследование теоретических и методических основ тьюторской деятельности и определение ее роли в образовательном процессе.

Задачи работы:

Рассмотреть теоретические основы тьюторской деятельности и ее значение для образовательного процесса.

Изучить методические подходы к тьюторской деятельности и их применение на практике.

Определить объект и предмет исследования.

Выявить методы исследования для достижения поставленных задач.

Объектом исследования является тьюторская деятельность в образовательном процессе.

Предметом исследования являются теоретические и методические основы тьюторской деятельности, ее роль в повышении эффективности образовательного процесса и методы ее применения на практике.

Методы исследования:

Для достижения поставленных задач будут использоваться следующие методы исследования:

Анализ научной литературы и источников, посвященных теме исследования.

Экспертные опросы тьюторов и студентов.

Наблюдение за тьюторской деятельностью на практике.

Статистический анализ данных, полученных в результате исследования.

Дополнительные методы исследования могут включать проведение интервью с экспертами в области образования и тьюторской деятельности, анализ документов и регламентов, регулирующих тьюторскую деятельность в различных образовательных учреждениях, и сравнительный анализ данных, полученных в результате исследований, проведенных другими авторами в данной области.

Тьюторская деятельность может быть организована в рамках учебных курсов, колледжей, университетов и других образовательных учреждений.

Изучение теоретических и методических основ тьюторской деятельности может послужить основой для разработки рекомендаций по улучшению тьюторской деятельности в образовании и повышению эффективности образовательного процесса в целом.

Одним из основных аргументов в пользу тьюторской деятельности является то, что она способствует более индивидуальному подходу к студентам. Тьюторы могут оказывать помощь не только в освоении учебной программы, но и в развитии навыков, необходимых для успешной учебы, таких как организация времени, самоконтроль и т.д. Тьюторская деятельность также может помочь студентам преодолеть личные проблемы, которые могут мешать им в учебе.

Исследования основ тьюторской деятельности были посвящены работы следующих ученых Е.А. Александрова, Г.А. Гуртовенко, С.И. Змеева, Т.М. Ковалева, Е.Б. Колосова, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий,
С.А. Щенников, С.А. Фамелис и др., что свидетельствует о несомненной востребованности, своевременности и современности самой концепции педагогической поддержки и о повышенном интересе к ней со стороны педагогического сообщества России.

 

 

I. Теоретические основы воспитания

1. Теоретические основы тьюторской деятельности

Тьюторская деятельность – это процесс оказания индивидуальной помощи в обучении или поддержки в образовательном процессе. Теоретические основы тьюторской деятельности связаны с педагогикой и психологией.

Одной из важных теоретических основ тьюторской деятельности является концепция индивидуализации обучения. Согласно этой концепции, каждый ученик уникален и должен получать обучение, соответствующее его индивидуальным потребностям, интересам и способностям. Тьюторская деятельность основывается на этой концепции, поскольку тьютор помогает ученику находиться в фокусе и учитывать его индивидуальные особенности.

Другой теоретической основой является теория обучения, в соответствии с которой ученик должен быть активным участником своего обучения. Тьютор помогает ученику осознать свою роль в процессе обучения, стимулирует его к самостоятельному изучению материала и помогает ему развивать свои навыки и умения.

Тьюторская деятельность также опирается на принципы межличностного общения и психологической помощи. Тьютор должен быть эмоционально открытым и поддерживающим, способным слушать и понимать ученика. Он должен также быть готовым оказать помощь в решении проблем, связанных с обучением, и обеспечить необходимую мотивацию для учебной деятельности.

Тьюторская деятельность также связана с использованием современных технологий и методов обучения. Тьютор должен быть готов использовать эффективные методы обучения, адаптированные к индивидуальным потребностям ученика, такие как интерактивные учебники, онлайн-курсы, и другие.

Еще одной важной теоретической основой тьюторской деятельности является концепция дифференциации обучения. Эта концепция предполагает, что ученики могут иметь разные уровни знаний, умений и навыков, и требуют индивидуального подхода к обучению. Тьютор должен учитывать этот фактор при работе с учениками и разрабатывать индивидуальные планы обучения для каждого из них [1, c. 103].

Также теоретической основой является концепция активного обучения. Согласно этой концепции, ученик должен быть активным участником процесса обучения, а не просто пассивным получателем информации. Тьютор должен стимулировать ученика к активному участию в процессе обучения, например, путем использования методов интерактивного обучения, заданий и дискуссий.

Тьюторская деятельность также связана с концепцией мотивации в обучении. Тьютор должен понимать, что мотивация ученика может быть различной и должен использовать подходы, которые наиболее подходят для каждого конкретного ученика. Тьютор должен помогать ученику находить интерес к изучаемому материалу и развивать его мотивацию к обучению.

И наконец, еще одной важной теоретической основой тьюторской деятельности является понимание различных стилей обучения. Ученики могут иметь различные предпочтения и стили обучения, и тьютор должен учитывать это при работе с ними. Тьютор должен использовать различные методы обучения и находить подходы, которые наиболее эффективны для каждого ученика [2, c. 82].

Таким образом, теоретические основы тьюторской деятельности связаны с концепцией дифференциации обучения, активного обучения, мотивации в обучении, пониманием различных стилей обучения, а также использованием индивидуализированных методов обучения и современных технологий. Все эти факторы играют важную роль в тьюторской деятельности и позволяют помочь ученику достичь успеха в обучении. Тьютор должен также учитывать психологические особенности учеников, такие как их уровень развития и возрастные особенности.

 

2. Ключевые компетенции тьютора: педагогические, коммуникативные, организационные

Педагогические, коммуникативные и организационные компетенции являются ключевыми для тьютора. Можно выделить следующие компетенции и их характеристики:

Педагогические компетенции: тьютор должен иметь хорошие знания предмета, которым он обучает, и понимание методик обучения. Он должен уметь адаптироваться к уровню знаний студента и находить подходящие методы и стратегии обучения для каждого индивидуального случая. Тьютор должен также уметь создавать планы уроков и оценивать прогресс студентов.

Коммуникативные компетенции: тьютор должен уметь эффективно общаться со студентами и устанавливать доверительные отношения. Он должен уметь выслушивать студентов и отвечать на их вопросы, а также объяснять сложные концепции в понятной форме. Тьютор должен уметь быть терпеливым и понимающим, но в то же время уметь поддерживать дисциплину и ставить цели для студентов.

Организационные компетенции: тьютор должен уметь организовывать свою работу и время, чтобы обеспечить эффективное обучение. Он должен уметь составлять расписание уроков и управлять временем, чтобы иметь достаточно времени на подготовку уроков и проверку работ студентов. Тьютор должен также уметь планировать и координировать свои уроки с учителями студентов, чтобы обеспечить согласованность в обучении.

Кроме того, тьютор должен обладать следующими дополнительными компетенциями:

Технологические компетенции: в настоящее время технологии играют важную роль в образовании, поэтому тьютор должен уметь использовать различные технологии, такие как онлайн-платформы для обучения и коммуникации, электронные документы и т.д. [3, c. 162].

Адаптивные компетенции: тьютор должен быть готов к адаптации к различным ситуациям, таким как изменение уровня знаний студентов, непредвиденные обстоятельства и изменение учебной программы.

Межличностные компетенции: тьютор должен уметь работать в команде и сотрудничать с другими учителями и родителями студентов. Он должен уметь эффективно решать конфликты и уметь давать и принимать конструктивную обратную связь.

Мотивационные компетенции: тьютор должен уметь мотивировать студентов и помогать им развивать уверенность в своих силах. Он должен уметь создавать подходящую атмосферу для обучения и показывать студентам, как применять свои знания на практике.

Кроме того, для того, чтобы стать успешным тьютором, необходимо развивать свои навыки и компетенции. Некоторые из способов, которыми можно это сделать, включают в себя:

Профессиональное развитие: участие в профессиональных семинарах, курсах и тренингах, чтение научных статей и книг по теме обучения, обмен опытом с другими учителями и тьюторами.

Самообразование: изучение новых методов и стратегий обучения, повышение своих знаний в предметной области, поиск и анализ наиболее эффективных учебных материалов.

Работа с родителями: умение общаться с родителями студентов, давать им конструктивную обратную связь и советы по учебе и развитию их детей.

Обратная связь: получение обратной связи от студентов и использование ее для улучшения своей работы и методик обучения.

Использование различных подходов к обучению: применение различных методов обучения и стратегий, чтобы удовлетворить потребности разных студентов [4, c. 90].

Таким образом, тьютор должен быть готов к работе с различными студентами и уметь подстраиваться под их индивидуальные потребности и стили обучения. Он должен быть терпеливым, понимающим и эффективным в своей работе. Тьюторы должны постоянно стремиться к улучшению своих навыков и компетенций, чтобы быть на шаг впереди в обучении своих студентов и помогать им достигать своих целей и успеха в учебе и жизни. Тьютор должен иметь грамотное расписание и план уроков, чтобы уделять достаточное время каждому студенту и покрыть весь учебный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Методические основы тьюторской деятельности

1. Организация учебного процесса в тьюторстве

Учебный процесс в тьюторстве (или репетиторстве) должен быть организован таким образом, чтобы помочь ученику достичь своих целей в обучении. Можно выделить следующие советы по организации учебного процесса в тьюторстве:

Оцените уровень знаний ученика: первым шагом является оценка знаний ученика, чтобы понять, с чего начать учебный процесс. Это поможет тьютору понять, какие темы следует включить в программу обучения, и какие знания уже были усвоены учеником.

Создайте индивидуальный план обучения: на основе первоначальной оценки уровня знаний ученика тьютор может создать индивидуальный план обучения, который будет отвечать потребностям и целям каждого ученика. В этом плане должны быть определены цели обучения, задачи, которые необходимо выполнить, и сроки.

Используйте различные методы обучения: тьютор должен использовать различные методы обучения, чтобы помочь ученику понять материал. Это может включать в себя объяснение теории, примеры, задачи, решения, визуализацию и т.д.

Организуйте систему отслеживания прогресса: тьютор должен следить за прогрессом ученика, чтобы убедиться, что он движется в нужном направлении. Это может быть выполнение домашних заданий, проведение тестов, контроль знаний и т.д.

Старайтесь сделать учебный процесс интересным: тьютор должен сделать учебный процесс интересным и увлекательным, чтобы ученик не терял мотивацию. Это может включать в себя использование игр, конкурсов, приложений и других интерактивных методов обучения.

Не забывайте обратную связь: тьютор должен обеспечить обратную связь, чтобы ученик понимал, что он делает правильно, а что нужно улучшить. Это поможет ученику повысить уверенность в своих силах и ускорит процесс обучения [5, c. 27].

Следует также учитывать, что ученики имеют различный уровень мотивации и степень концентрации. Тьютор должен принимать это во внимание и адаптировать свой метод обучения в зависимости от индивидуальных потребностей каждого ученика.

Важным аспектом организации учебного процесса является также планирование времени. Тьютор должен определить, сколько времени нужно ученику на усвоение каждого материала, и установить реалистичные сроки выполнения задач. Кроме того, тьютор должен научить ученика эффективно использовать свое время, чтобы учебный процесс был максимально продуктивным.

Тьютор должен также уметь управлять своим временем, чтобы эффективно использовать каждую учебную сессию. Это может включать в себя планирование конкретных задач, определение приоритетов и установление четких целей.

Наконец, для успешной организации учебного процесса в тьюторстве необходима постоянная коммуникация между тьютором и учеником. Тьютор должен постоянно общаться с учеником, чтобы получить обратную связь и понимать, какие методы обучения работают, а какие нет. Это позволит быстро вносить корректировки в программу обучения и помочь ученику достичь своих целей в обучении.

Еще одним важным аспектом организации учебного процесса в тьюторстве является подбор качественных учебных материалов. Тьютор должен иметь доступ к современным учебным пособиям, учебникам, видеокурсам, онлайн-ресурсам и т.д. Кроме того, тьютор должен уметь адаптировать эти материалы к индивидуальным потребностям ученика и обеспечить их максимально эффективным использованием.

Тьютор должен также учитывать особенности ученика при выборе методов обучения. Например, некоторым ученикам может быть легче учиться через визуальные средства, а другим – через аудио-материалы. Тьютор должен учитывать эти особенности и использовать различные методы обучения для обеспечения максимальной эффективности учебного процесса [6, c. 31].

Таким образом, организация учебного процесса в тьюторстве должна быть индивидуальной, нацеленной на конкретные потребности каждого ученика. Она должна обеспечивать максимальную продуктивность, интересность и эффективность, чтобы помочь ученику достичь успеха в учебе. Тьютор должен быть готов адаптировать свой метод обучения к индивидуальным потребностям каждого ученика, использовать различные методы обучения и подбирать качественные учебные материалы. Тьютор также должен поощрять самостоятельность ученика в учебном процессе и научить его эффективно управлять своим временем и ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы и приемы работы тьютора с учеником: объяснение материала, проверка знаний, контроль выполнения заданий

Тьютор – это профессионал, который помогает ученикам достигать успеха в учебе, предоставляя индивидуальную помощь и поддержку. Этот процесс включает в себя несколько методов и приемов, которые помогают тьютору обеспечивать эффективное обучение и достижение учебных целей.

Объяснение материала: тьютор должен уметь объяснять материал в ясной и понятной форме. Он может использовать различные методы, такие как демонстрация на примерах, визуальные средства, аналогии, обратную связь и т.д. Важно, чтобы тьютор следил за уровнем понимания ученика и адаптировал свой стиль обучения под него.

Проверка знаний: тьютор должен проверять знания ученика, чтобы убедиться, что он правильно понимает материал. Для этого он может использовать тесты, задания и примеры, которые помогут ученику понять, где у него есть проблемы.

Контроль выполнения заданий: тьютор должен контролировать выполнение заданий учеником, чтобы убедиться, что он продвигается в правильном направлении. Тьютор может использовать различные методы, такие как проверка домашних заданий, тестирование, обратную связь и т.д.

Кроме того, тьютор может использовать другие методы и приемы, такие как мотивация ученика, поощрение и похвала за успехи, наставничество и оказание помощи в решении личных проблем, которые могут влиять на успехи в учебе. Ключевым фактором является индивидуальный подход к каждому ученику и понимание его потребностей, чтобы эффективно помочь ему в достижении учебных целей.

Активное слушание: тьютор должен быть внимательным и активным слушателем, чтобы понимать проблемы и потребности ученика. Это поможет ему оценить уровень понимания ученика, определить проблемные области и найти подходящие методы обучения.

Интерактивные методы обучения: тьютор может использовать интерактивные методы обучения, чтобы помочь ученику лучше понимать материал. Это может быть групповая дискуссия, игры, ролевые игры и другие методы, которые помогут ученику лучше усвоить материал.

Поощрение самостоятельности: тьютор должен поощрять самостоятельность ученика, чтобы он мог справляться с учебными задачами самостоятельно. Тьютор может помочь ученику развить навыки самостоятельного изучения материала, а также научить его планировать свое время.

Постоянная обратная связь: тьютор должен давать постоянную обратную связь ученику, чтобы помочь ему улучшить свои навыки и достичь учебных целей. Тьютор может давать обратную связь после каждого урока или задания, чтобы ученик мог понять, что делать лучше.

Использование разных подходов: тьютор должен использовать разные подходы, чтобы помочь ученику понять материал. Он может использовать визуальные средства, аналогии, примеры из реальной жизни, чтобы помочь ученику лучше усвоить материал [7, c. 116].

Таким образом, тьютор должен быть готовым приспосабливаться к индивидуальным потребностям ученика и использовать разные методы обучения, чтобы помочь ему достигнуть успеха в учебе. Такой подход может значительно повысить уровень обучения и мотивации ученика. Важно помнить, что каждый ученик уникален, поэтому тьютор должен приспосабливаться к индивидуальным потребностям каждого ученика и использовать методы обучения, которые наиболее эффективны для этого конкретного ученика.

 

 

 

 

 

Заключение

Тьюторство – это процесс взаимодействия между тьютором и учеником, который направлен на достижение конкретных образовательных целей. Тьютор может помочь ученику улучшить свои знания, навыки и умения в конкретной предметной области, а также развить его потенциал и повысить мотивацию к учебе.

В современном мире тьюторство становится все более популярным и востребованным видом деятельности. Это связано с тем, что многие ученики испытывают трудности в обучении в больших классах, а также нуждаются в индивидуальном подходе к обучению. Тьюторы могут работать как в рамках образовательных учреждений, так и независимо, предоставляя свои услуги в качестве частных преподавателей

Изучение теоретических и методических основ тьюторской деятельности может помочь тьютору улучшить свои навыки и эффективность работы с учениками. Тьютор должен иметь хорошее знание предметной области, уметь объяснять материал и проверять знания учеников, контролировать выполнение заданий, а также учитывать индивидуальные потребности каждого ученика и создавать доверительные отношения.

Важно помнить, что каждый ученик уникален, поэтому тьютор должен адаптировать свои методы работы к индивидуальным потребностям каждого ученика, использовать различные методы обучения и технологии, а также работать над повышением мотивации ученика к учебе. Работа тьютора может оказывать существенное влияние на успех ученика в обучении и развитии его потенциала.

Тьюторство может быть полезным как для учеников, которые испытывают трудности в обучении, так и для тех, кто хочет повысить свой уровень знаний и навыков в конкретной предметной области. Эффективность работы тьютора зависит от его знаний, опыта и методической подготовки, а также от индивидуальных особенностей каждого ученика.

 

Библиографический список

1. Богачев А.Н. Тьюторское действие в образовании: теория, практика, подготовка кадров: учебно-методическое пособие / А.Н. Богачев,
В.С. Цилицкий. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. – 184 с.

2. Дьячкова М.А., Томюк О.Н. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности: учебное пособие. Практикум / М.А. Дьячкова, О.Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2016. – 184 c.

3. Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Технология тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студентов вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Медицина. Фармация. – 2019. – Т. 14. № 12. – С. 160-167.

4. Краснова О.М., Романова О.В. Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности студента // Современная наука. – 2018. –
№ 1. – С. 88-92.

5. Логинов Д.А. Тьюторское сопровождение обучающихся в условиях информатизации российской системы образования // Информатика и образование. – 2013. – № 7. – С. 26-28.

6. Лях Ю.А. Принципы тьюторского сопровождения и сущность тьюторской практики // Тьюторские практики: от философии до технологии: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Волгоград, 2010. – С. 27-34.

7. Попов К.В. Принципы тьюторского сопровождения процесса адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе // Альманах современной науки и образования. 2010. – № 6. – С. 115-116.


 

Теоретические и методические основы тьюторской деятельности»

Теоретические и методические основы тьюторской деятельности»

Оглавление Введение………………………………………………………………………

Оглавление Введение………………………………………………………………………

Введение Тьюторская деятельность в настоящее время получила широкое распространение в образовательной сфере

Введение Тьюторская деятельность в настоящее время получила широкое распространение в образовательной сфере

Статистический анализ данных, полученных в результате исследования

Статистический анализ данных, полученных в результате исследования

I. Теоретические основы воспитания 1

I. Теоретические основы воспитания 1

Тьютор должен учитывать этот фактор при работе с учениками и разрабатывать индивидуальные планы обучения для каждого из них [1, c

Тьютор должен учитывать этот фактор при работе с учениками и разрабатывать индивидуальные планы обучения для каждого из них [1, c

Ключевые компетенции тьютора: педагогические, коммуникативные, организационные

Ключевые компетенции тьютора: педагогические, коммуникативные, организационные

Адаптивные компетенции: тьютор должен быть готов к адаптации к различным ситуациям, таким как изменение уровня знаний студентов, непредвиденные обстоятельства и изменение учебной программы

Адаптивные компетенции: тьютор должен быть готов к адаптации к различным ситуациям, таким как изменение уровня знаний студентов, непредвиденные обстоятельства и изменение учебной программы

Тьюторы должны постоянно стремиться к улучшению своих навыков и компетенций, чтобы быть на шаг впереди в обучении своих студентов и помогать им достигать своих целей…

Тьюторы должны постоянно стремиться к улучшению своих навыков и компетенций, чтобы быть на шаг впереди в обучении своих студентов и помогать им достигать своих целей…

II. Методические основы тьюторской деятельности 1

II. Методические основы тьюторской деятельности 1

Это поможет ученику повысить уверенность в своих силах и ускорит процесс обучения [5, c

Это поможет ученику повысить уверенность в своих силах и ускорит процесс обучения [5, c

Тьютор должен учитывать эти особенности и использовать различные методы обучения для обеспечения максимальной эффективности учебного процесса [6, c

Тьютор должен учитывать эти особенности и использовать различные методы обучения для обеспечения максимальной эффективности учебного процесса [6, c

Методы и приемы работы тьютора с учеником: объяснение материала, проверка знаний, контроль выполнения заданий

Методы и приемы работы тьютора с учеником: объяснение материала, проверка знаний, контроль выполнения заданий

Интерактивные методы обучения: тьютор может использовать интерактивные методы обучения, чтобы помочь ученику лучше понимать материал

Интерактивные методы обучения: тьютор может использовать интерактивные методы обучения, чтобы помочь ученику лучше понимать материал

Заключение Тьюторство – это процесс взаимодействия между тьютором и учеником, который направлен на достижение конкретных образовательных целей

Заключение Тьюторство – это процесс взаимодействия между тьютором и учеником, который направлен на достижение конкретных образовательных целей

Библиографический список 1. Богачев

Библиографический список 1. Богачев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2023