ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
На сегодняшний день, современное поколение детей стали намного раньше осваивать компьютерные технологии, но не как источник развития, а как источник некоего развлечения. Все чаще можно заметить ребенка трех лет уже сидящего в планшетном компьютере или телефоне. Именно поэтому, следуя современным тенденциям, а также для эффективности развития детей, детские сады начинают вводить современные технологии в режим обучения. Ведь изучать окружающий мир с использованием SMART – оборудования, планшетного компьютера, мобильного телефона для детей намного интереснее и как факт, намного эффективнее. Внедрение SMART – оборудования на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе и важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация.Одна из главных задач, которую ставит перед собой каждый педагог – это познакомить ребенка с миром, который его окружает, в частности с миром природы, научить заботиться о ней, оберегать. Наряду с экологическими проблемами, важно с самого раннего детства ребенка приучить его к бережному отношению к окружающему миру. Проблему использование современных технологий и в том числе в экологическом развитии дошкольников изучали многие педагоги и психологи России: В.И. Логинова, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Н. Подьяков, С.Н. Николаева. Один из современных исследователей педагог-психологМалыгина А. Н. отмечает, что непосредственноеиспользование SMART – оборудования на занятиях во всех возрастных группах детского сада, несут в себе огромные потенциальные возможности для развития детей, становления их как полноценных личностей, способствует обогащению не только коммуникативного, но и социального опыта. Из-за многочисленного воздействия человека на экологию, возникшие экологические проблемы стали носить глобальный характер и затрагивать все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического развития приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и намного больше уделять внимание экологическому развитию и воспитанию у детей с самого начала их жизни. Сама проблема экологического развития детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение непосредственно для общества. Потому что именно в дошкольном возрасте необходимо своевременно закладывать основы экологической культуры, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Таким образом, экологическая культура является результатом целенаправленного и высокоорганизованного процесса экологического воспитания. Этот процесс направлен на формирование у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности. Развитие экологической культуры предусматривает развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе. Одним из направлений по преодолению глобальной катастрофы, а именно загрязнения окружающей среды – это экологическое воспитание человека, а главное непосредственно дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников на современном этапе требует непосредственно психологическое включение личности в мир природы с дальнейшим конструированием системы личностного отношения человека к природе. Первое направление – это дальнейшее расширение представлений о природе путем включения знаний о новых объектах и явлениях и конкретизации уже освоенных в предыдущих возрастных группах сведений. Поэтому объектами познания ребенка становятся новые, прежде незнакомые животные и растения ближайшего природного окружения и различных природных зон – пустыни, тундры, явления неживой природы, типичные для них. Знакомое поворачивается для детей новыми, может быть, необычными сторонами, пополняется новыми фактами, яркими характеристиками. Возросший познавательный интерес к миру. Появившиеся на седьмом году жизни важные качества познавательной деятельности: целенаправленность, известная планомерность, сформированность интеллектуальных операций и их результативность, стремление проникнуть в суть окружающих явлений позволяют включить в содержание знаний представление о человеке, как ограниченной части природы, о его взаимосвязях со средой обитания. Второе направление, наиболее ответственное и сложное, это завершение работы по систематизации знаний, начатой в старшей группе. Оно реализуется путем формирования или развития уже имеющихся обобщений (лес, луг, животное, живое, приспособленность) и установления новых по содержанию и более сложных по структуре связей, необходимых для построения знаний в систему. Знания о домашних и диких животных, зимующих и прелестных птицах, времена года, экологических системах получат здесь дальнейшее развитие. Определение экологического развития дошкольников принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон – Сити (США, Невада). Там была принята такая формулировка: «Экологическое развитие представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое развитие также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды».Под экологическим развитием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации. Экологическое развитие ребенка – дошкольника должно начинаться с усвоения детьми знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер. Более же частные и конкретные знания, в том числе различного рода эмпирические знания должны выводиться из обобщенно – теоретического знания как из своей единой генетической основы. Необходимо уже на начальных этапах ввести в сознание и мышление дошкольников, основные научные, экологические и нравственно – экологические понятия. Горбунова Г.А., рассматривая понятие экологического развития дошкольников,опиралась на закон «Об образовании в Российской Федерации» образование рассматривается как единый процесс воспитания и обучения. В этом случае экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение. Под экологическим обучением понимаем формирование у детей экологических представлений, соответствующих умений, способов действий. Под экологическим воспитанием – формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений. Таким образом, экологическое образование можно определить как процесс обучения, воспитания и развития ребенка – дошкольника в области его взаимоотношений с окружающей природной средой [8]. Таким образом, на современном этапе вопросы экологического развития детей приобрели новую актуальность и направленность. Многие современные концепции и образовательные программы направлены непосредственно на экологическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Несмотря на определенные различия в подходах к реализации экологического образования, большинством специалистов признается необходимость включать рассмотрение экологических проблем практически во все учебные программы. Экологическое развитие детей, таким образом, и есть целенаправленный педагогический процесс. Результатом экологического развития будетявляться экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знание о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту). Особенности экологического развития дошкольников подготовительной к школе группы Психолого – педагогические исследования Ушинского К.Д., Давыдова В.В. и Николаевой С.Н., показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение в экологическом развитии особый уклон необходимо сделать на познание окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения ребенка –дошкольника. Умение детей видеть мир в его живых красках и образах очень нужно взрослым, так как такое умение – это необходимая составная часть детского творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей подготовительной к школе группы важно развивать такие черты личности, как: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознать связь с природой и другими людьми. Экологическое развитие, которое формирует экологическое сознание человека, осуществляется в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Формирование начальных основ экологического развития и воспитания у дошкольников требует разработки такой системы работы, которая будет включать определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания и готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое развитие детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу. Воспитатели должны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. В дошкольном возрасте, по мнению выдающегося педагога А.С.Макаренко, окончательно закладываются основы, корни развития и воспитания. Исходя из общей цели экологического развития именно в дошкольном возрасте ребенку необходимо заложить основы экологической культуры, воспитания, так как именно в этот период у ребенка проявляются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, у него закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём [16]. Психологические исследования показывают А.Н. Леонтьев [15], А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.В. Давыдов [9], что на этапе дошкольного возраста особое значение имеет развитие различных форм познания и восприятия окружающего мира, образного мышления и воображения. Освоение детьми представлений экологического воспитания осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации. Русский педагог К.Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умения с ранних лет наблюдать за явлениями природы. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой [23]. Максимова М.В. отмечает, что экологическое развитие дошкольников – это новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционное представление в программах ознакомления детей с природой. Современные программы такие как «Радуга» и «Юный эколог» – ориентировали педагогов дошкольных учреждений на накопление у детей именно «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. По этим программам педагоги смогут научить детей различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода за живыми организмами. Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно-образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе [17]. Так же по мнению Максимовой М.В. проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением природы на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, интенсивным ростом народонаселения планеты [17]. Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые Татевосов Р.В. [24], Коваль А.Н. и Малыгина А.Н. [11], Ахметова М.Н. [3] пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы – научно обоснованному гуманистически ориентированному. Экологическое развитие детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Содержание экологического развития детей отражено в некоторых современных программах воспитательно-образовательной работы с детьми: «Юный эколог» С.Н. Николаевой [19],«Мы» Н.Н. Кондратьевой [13], раздел «Ребёнок познаёт окружающий мир», «Войди в природу другом» Аксенова З.Ф. [2]. В содержании современных программ раскрыты идея единства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания, как разумное существо, способное дей осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий. В программах также отражены идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сообщества организмов и их взаимосвязи между собой и средой обитания. Это позволяет сформировать начальное представление о взаимодействии живых организмов со средой в экосистемах – таких как луг, водоём, лес. В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и элементарными понятиями: «растения», «животные», «человек», «живой организм», «неживая природа» и др. Авторы программ и пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» С.Н. Николаева [21], «развитие экологической культуры детей» А.И. Иванова [10], «воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала» Н.Е. Орлихина. Д. Н. Кавтарадзе, отмечает, что главное в экологическом образовании — формирование соответствующего мировоззрения, формирование экологического сознания. Он отмечает, что многие проведенные существующие в стране исследования по охране природы рассматривают природные ресурсы, но не природу. Для формирования активного экологического сознания, воспитания бережного и заботливого отношения к природе необходимы знания в сочетании с практической деятельностью по охране природы: огораживание муравейников, спасение мальков, птенцов. В процессе этого воспитываются милосердие, человечность, умение сочувствовать и сопереживать. Теоретической основой методики экологического развития дошкольников является ряд исследований в области дошкольной педагогики. Это работы И. А. Хайдуровой, Е. Ф. Терентьевой, 3. П. Плохий, Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской, И.А. Комаровой, Т.Г. Табунашвили и др. Главная направленность этих исследований – отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Авторами показано, что дети 5-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы: связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие, связи в сообществах живых организмов. Исследование Н.Н.Кондратьевой, автора программы экологического образования детей дошкольного возраста «Мы», показало, что отношение к животным и растениям у детей 7-8 лет неоднозначно. Прежде всего, это проявление интереса к живым существам, желание вступать в контакт и общаться с ними. Н.Н. Кондратьева выявила, что отношение детей к живому отличается повышенной эмоциональностью и познавательной направленностью, которая сочетается с экспериментированием над живыми существами. Таким образом, в экологическом развитии дошкольников подготовительной к школе группы необходимо показать детям уникальность природы, её красоту и универсальность: природа – среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не, потому что она нам что-то дает, а потому что она самоценна. Использование SMART-оборудования в процессе экологического развития дошкольников подготовительной к школе группы Занятия с использованием SMART-доски прочно входят в систему дошкольного образования, они широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В отличие от взрослого человека, которому достаточно услышать устное объяснение и впоследствии сделать определенный вывод услышанного, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, чтобы понять информацию, которую ему дает взрослый, необходимо рассмотреть объект, проделать определенный ряд действий с предметом. Именно поэтому необходимо приучать дошкольников обращаться к доступным для них действиям, которые помогут им усвоить информацию. Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности во время занятия является одной из проблем в психолого –педагогических исследованиях. Доктор педагогических наук, профессор Тихомирова Лариса Федоровна долгое время изучала развитие познавательных способностей у детей. Благодаря ее трудам было выпущено немало пособий для родителей и педагогов. Но все они были основаны на традиционных методах развития у детей познавательных способностей [25]. В настоящее время информационно – коммуникативные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных учреждений. Интерактивная доска или же SMART – доска входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом для обучения и воспитания детей. Давайте же разберемся, что такое SMART – доска и почему она поможет наиболее эффективно запомнить информацию, которую дает педагог ребенку во время занятий по экологическому развитию: SMART – доска – это универсальный инструмент, который помогает педагогу организовать занятие таким образом, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных процессов. Благодаря опытам, которые проводила Бойко Екатерина Вячеславовна, было выявлено, что применение интерактивной доски сделало обучение более захватывающим и увлекательным. Использование SMART –доски позволило расширить возможности предоставляемого материала, позволили повысить мотивацию ребенка к овладению новых знаний. Благодаря игровой ситуации, совмещенной со SMART – доской, дети активизировали познавательную активность, усилилась эффективность усвоения материала, которое им давал педагог. Например, при изучении темы «Домашние птицы», играя в интерактивную игру, дети активно составляли на SMART – доске птичьи семьи [4]. Чтобы до конца понять, как работает SMART – доска, необходимо изучить специальную программу для работы на SMART – оборудовании. Программа SMART Notebook разработана для использования с интерактивной доской SMART Board. Ее можно использовать для создания интерактивных и совместных презентационных материалов. Интуитивно понятный интерфейс делает ее легкой в использовании. Программа SMART Notebook позволяет: − рисовать или писать на страницах, используя перья и ластик из лотка для перьев или панели инструментов программы SMART Notebook; − получать доступ к множеству объектов обучения в галерее программы SMART Notebook; − прикреплять документы, ярлыки и гиперссылки к файлу SMART Notebook для облегчения доступа; − записывать, копировать и удалять страницы; − добавлять неограниченное количество страниц [30]. Также стоит отметить, что SMART – доски бывают разные по способу использования. Интерактивные доски отличаются по способу установки проецирующего устройства. На досках прямой проекции проектор крепится перед экраном, а обратная разновидность означает, что проектор устанавливается за ним. Следующее важное отличие – активное или пассивное электронное подключение. Первое означает, что мультимедийная доска соединяется с устройствами с помощью проводов. Второе является совершенно самостоятельным и не нуждается в установке кабеля. Каким будет устройство, зависит от технологии создания. Мультимедийная среда открывает перед нами безграничные возможности по обмену и получению информации. Выведенная на сенсорный экран, она становится доступной одновременно большой группе людей. Это незаменимо в процессе обучения и в деловой сфере при проведении презентаций. При работе с устройством вы получаете возможность: − писать и сохранять информацию в отдельных файлах; − пользоваться сенсорной панелью инструментов; − выделять, менять местами, группировать объекты на экране; − кроме статических, демонстрировать динамические изображения, слайды, видео; − активно использовать электронные технологии и любую информацию с компьютера для создания интерактивных занятий. Работа с экраном осуществляется в зависимости от электромагнитных технологий. Выделяют две разновидности. По одной – работают пальцем, по другой – стилусом или тем, и другим. На поверхности экрана расположены датчики, которые ответственны за определение мест касания. Оборудование с инфракрасными датчиками распознает любой предмет, который подносится близко и воспринимает его, как компьютерную мышь. Есть разновидность экранов, работа по которым проводится маркерами. Кроме SMART – доски в некоторых дошкольных учреждениях стали вводить SMART – столы. Определим, в чем различие между SMART – доской и SMART – столом? SMART – стол – это интерактивный стол с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью непосредственного прикосновении к ней. Бойко Е. В. Отмечает, что это первый многофункциональный сенсорный стол, который позволяет эффективно вовлекать детей в процесс обучения. SMART-стол дает детям возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Этот стол может выполнять роль компьютера, так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Работа за интерактивным столом способствует развитию у детей социальных и моторных навыков [4]. Современное поколение, растущее на использовании различных технологий, уже с малых лет можно сказать «на ты» со всевозможной техникой. Поэтому не удивительно, что, стараясь успеть за развитием детей разработчики стали производить все более новые, инновационные и развлекательные техники. По этой причине новейшей инновацией в области современного образования является интерактивный пол, который пришелся многим по душе, вызывая каждый раз, бурю положительных эмоций и удивления от происходящего буквально под ногами. Так что давайте поподробнее разберемся, что же такое интерактивный пол: Интерактивный пол – это способ экологического воспитания детей, который сочетает в себе умственную и физическую активность, что отличает его от традиционных методов обучения детей. Представляет собой специальное напольное покрытие, которое с помощью проекции «оживает» под ногами детей и взрослых. Отдельно стоит отметить, что каждый раз интерактивный пол реагирует на движения по-разному. Пол, сделанный по специальной интерактивной технологии, способен реагировать и на медленные шаги, и на очень быстрый бег, как одного ребенка, так и целой группы детей. Интерактивный пол в детском саду – это отличная возможность для сплочения не только группы, но и их родителей. Различные игры и настраиваемые шаблоны дают возможность всем желающим приятно и с пользой провести время. Инновационная система помогает развитию инклюзивной практики в системе образования путем привлечения учащихся всех возрастов и способностей [28]. Делая вывод по использованию SMART– оборудования в детском саду, можно выделить следующие преимущества: − занятия с использованием SMART-оборудования стимулирует и мотивирует детей через игровую деятельность узнавать что-то новое; − благодаря SMART – оборудованию у детей развивается двигательная активность и навыки работы в команде и коммуникации; − оборудование сочетает в себе игровую и учебную деятельность; − безопасно и быстро используется на занятии; − на пол проецируется высокое качество изображения; − на занятии используется минимум технического оборудования; − каждый раз при использовании SMART-оборудования ребенок испытывает море положительных эмоций. Использование современных технологий в экологическом воспитании помогает привлечь внимание детей и наглядно показать им взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. Например, перед праздником Новый год дети изучали историю праздника, непосредственно с использованием SMART-оборудования. Так как на занятии была использована SMART-доска, то дети смогли «побывать» в Великом Устюге – родине Деда Мороза, посмотреть, чем отличается природа в зависимости от края, климатических условий выбранной местности. Изучить какие животные и растения обитают в Великом Устюге, в чем их отличие друг от друга. Именно благодаря использованию вышеупомянутых технологий на занятии детям смогли показать разнообразие природного мира, которое их окружает, не затрачивая особых ресурсов и труда. На протяжении всего занятия дети были внимательны, а в конце смогли ответить на большинство вопросов, которые им задали, развернутыми предложениями, используя описание того, что они увидели. Внедрение современных технологий для изучения экологического воспитания – вот направление, которое стоит сейчас развивать. Повсеместное проникновение средств компьютерных технологий в дошкольные учреждения делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь наивысший приоритет у педагогов. Речь идет о задаче, которая направлена на сохранение здоровья дошкольников в процессе обучения с использованием современной компьютерной техники, которые могут отрицательно сказываться на здоровье ребенка. При использовании современных компьютерных технологий воспитатель, прежде всего, обязан руководствоваться Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений [1]. Для воспитателей были разработаны листовки с напоминанием о главных правилах при занятии с использованием информационно -компьютерных технологий: − проводить занятия с использованием современных компьютерных технологий следует не более одного раза в день и не чаще трех раз в неделю, желательно выбирать те дни, где у детей наблюдается наиболее высокая работоспособность; − после работы со SMART-оборудованием или мобильным планетарием воспитатель обязательно должен проводить гимнастику для глаз для всех возрастных групп; − непрерывная работа за SMART – оборудованием или мобильным планетарием не должна проводиться больше 15 минут в старшей и подготовительной группе; − при использовании интерактивной доски в младшей группе следует помнить, что на занятии используют 2 - 3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога; СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативные документы 1. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 27.08.2015) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Книги, печатная периодика СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 19 ВЫПУСК № 8 (207) 2022 2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с. 3. Ахметова М.Н. Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагогаОбразование и воспитание. – 2017. - №1. – С. 9–11. 4. Бойко Е. В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. –2017.–№1.– С.3–5. 5. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 6.- С. 16-20. 6. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2018. - № 3.- С. 23-27. 7. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2018. 326с. 8. ГорбуноваГ.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2019. - № 6. - С. 10-16. 9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 2017. 240 с. 10. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.–М.:Сфера,2014.80с. 11. Коваль А. Н., Малыгина А. Н. Использование ИКТ-технологий в детском саду // Молодой ученый. – 2019. — №7. — С. 648-650.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.