Теоретические основы экологии.
В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об
угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Стихийная и
всевозрастающая по темпам и масштабам эксплуатация природных богатств
привела к их быстрому истощению и загрязнению окружающей среды. В
настоящее время проблема взаимодействия природы и общества приобретает
всё большую остроту. Охрана природы стала одной из важнейших проблем
(естественнонаучной и социально-политической) современности, от
правильного решения которой в значительной мере зависит благополучие
человечества. Термин "охрана природы" начал часто заменяться термином
"Экология". Впервые обоснование экологии как биологической науки было
сделано Э. Геккелем в монографии "Общая морфология организма" (1866)
Экология - это наука, изучающая отношение организмов с окружающей
средой. Она стремится раскрыть и познать все многообразие взаимосвязей
между животными, растениями, людьми и средой их обитания.
Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы
человечества объединяют сегодня представителей различных областей
фундаментальных наук многих стран мира. Вновь и вновь обращаются они к
учению В.И. Вернадского "О биосфере". В нем живое существо и среда
обитания связаны и взаимодействуют между собой. Вернадский впервые
сформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным,
что будущее биосферы - это ноосфера, т. е. сфера разума. Ученый
предостерегал - деятельность людей даже там, где она не значительна, растет
со скоростью, превышающей скорость эволюции природы. Вернадский верил
в силу разума человека, верил в то, что всё активнее вторгаясь в природные
процессы, человечество сумеет направить эволюцию таким образом, чтобы
сделать планету Земля еще прекраснее и богаче.
Сегодня от экологического невежества до преступления - один шаг, а
формируются экологические невежды в семье и школе.
Экология как форма общественного сознания является частью
биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и
взаимоотношений внутри флоры и фауны, их представителей между собой и
с окружающей средой. Существуют экологические проблемы как
общечеловеческого масштаба, так и региональные. Использование человеком
природы требует от него развитой способности экологического мышления.
Оно проявляется в осуществлении эффективного использования
экологических знаний при создании промышленных объектов.
Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты,
сведения, выводы, сообщения о взаимоотношениях и обмена происходящих в
мире животных и растений, а также в сфере их обитания. Экологическое
чувство и экологическая ответственность связаны с волевыми
устремлениями, направленными на охрану природы. Экологическое сознание
выполняет следующие функции:
а) просветительная функция - помогает ребёнку осознать природу как
среду обитания.
б) развивающая функция - развивает умение осмысливать
экологические явления, делать выводы, обобщения.
в) воспитательная функция - формирует у детей нравственное и
эстетическое отношения к природе, чувство долга и чувства восхищения
природой.
г) организующая функция - состоит в стимулировании активной
природоохранительной деятельности.
д.) прогностическая функция - включает в себя умение предсказывать
всевозможные последствия.
Эффективная реализация всех этих функций ведет к формированию у
детей экологической культуры.
Экологическое сознание с его функциями формируется в процессе
экологического воспитания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.