ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЙ
Оценка 4.8

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЙ

Оценка 4.8
docx
03.06.2024
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЙ
Калюшицкая...docx

Калюшицкая Ирина Алексеевна

студентка 1 курса магистратуры, направление подготовки

Педагогическое образование. Управление качеством образовательного процесса в начальной школе

(Науч. рук.: канд. пед. наук, доц. Никоненко Татьяна Владимировна)

 

Азовский государственный педагогический университет

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЙ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема познавательной активности начальной школы одна из вечных и насущных проблем педагогики. Одним из центральных вопросов умственного воспитания младших школьников является развитие познавательной активности. Психологи и педагоги прошлого и настоящего давно пытались и пытаются ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы ребёнок хотел учиться. К различным аспектам проблемы познавательной активности обращались в своих исследованиях известные учёные: Л.П.Аристова, Д.Б. Богоявленская, Л.В.Выготский, Д.Б. Годовикова, О.О. Деникина, Т.И Шамова , В.В Щеинина ,Г.И. Щукина и другие.

ФГОС НОО ставит задачу на становление таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как готовность к саморазвитию, мотивация к познаванию и обучению, познавательная активность. Сегодня необходим человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Особый вид интереса к познаниям, или познавательная активность.  

Г.И. Щукина поднимает под познавательной активностью качество личности, «личностное образование», которое выражает особое состояние учащегося и его отношение к учебной деятельности (расположенность, внимание, живое участие в процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности) [9, с. 18].  

Е.В.Коротаева отмечает: «Познавательная активность - личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся [9, с. 18].

Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить несколько групп условий формирования познавательной активности младших школьников. К ним относятся:

1) развитие учебной мотивации и, в первую очередь, познавательной потребности;

2) воспитание устойчивых познавательных интересов (с помощью содержания учебного материала; особой организации учебной деятельности; поддержания добрых доверительных отношений между участниками образовательного процесса, учебного сотрудничества; развития волевых качеств учащихся);

3) группа условий, цель которых – успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом познания (формирование учебной деятельности школьников);

4) группа условий, цель которых – включение в процесс активной деятельности каждого ребенка.

Использование квест-игр для развития познавательной активности младших школьников основано на том, что в ходе их организации и проведения создаются все необходимые для этого условия. Квест-игра представляет собой разновидность дидактической игры. Подходы ученых к дидактической игре различны. Однако все они объединяются общими моментами: дидактическая игра имеет обучающую задачу, которая включается в игровую деятельность в сочетании с задачей игровой; в процессе игры используется дидактический материал; дидактическая игра создается педагогом, учащийся получает ее в готовом виде.

По определению А.Т. Фаритова, образовательная квест-игра – это «сюжетная (сюжетно-ролевая) игра, в которой предусмотрено достижение заданной цели за конечное число игровых этапов по заранее определенным правилам. Прохождение каждого этапа зависит от выполнения игровых заданий ориентировочно –поискового, предметного или спортивного характера» [7, с. 92].

Исследователи отмечают интегрированный характер квест-игр, что проявляется в следующих их особенностях:

‒ квест-игра строится по принципу технологии проблемного обучения: постановка проблемы, поиск путей решения, представление результатов, рефлексия;

‒ связь квест-игры с проектной технологией проявляется в создании различных образовательных продуктов в результате игры: ответ на вопрос, решение проблемы, создание буклетов, презентаций, роликов, сайтов и т.д.;

‒ элементами игровой технологии (командной ролевой или приключенческой игры) являются сюжет, интрига;

‒ элементы информационно-коммуникационной технологии – использование компьютерных программ, приложений, интернет-источников как в процессе выполнения заданий, так и в ходе представления результатов.

Е.В. Сементинов и А.А. Ахаян [4], изучали возможности использования квест-игр для развития познавательных интересов и познавательной активности школьников. В результате изучения они пришли к выводу, что квест-игры могут служить средством развития познавательной активности, т.к. они «сочетают в себе постановку исследовательской задачи с самостоятельным поиском ее решения». В то же время авторы отметили, что научных работ по проблемам развития познавательной активности школьников с помощью квест-игр на сегодняшний день крайне мало.

Анализ источников позволил нам сделать выборку высказываний исследователей и учителей-практиков об использовании квест-игр в школе, в том числе в младших классах, подтверждающих их большие возможности в развитии познавательной активности учащихся.

Многие ученые (Я.С. Быховский [1], С.В. Напалков [3] и др.) считают, что квест-игры позволяют школьникам пройти полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, дают возможность исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции, создавая проекты, имеющие практическую значимость.

Н.М. Сязи отмечает, что в квест-играх «сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями и игрой» [6, с. 186]. По мнению автора, такие игры позволяют школьникам погрузиться в проблему с позиций активно-деятельностного подхода, а достижение основной цели игры обеспечивается благодаря самостоятельному выполнению участниками ряда предметных заданий.

О.В. Шатунова считает, что квест-игры позволяют вовлечь учащихся в процесс познания как активных участников, а не как пассивных слушателей, используя их интерес к игре вообще. Такие игры «содержат в себе элементы исследования, апробацию знаний, умений, самостоятельного принятия решений» [8, с. 151].

И.Н. Сокол рассматривает квест-игры как «технологию, имеющую четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, четкие правила, руководителя, которая реализуется с целью развития у учащихся знаний и умений» [5, с. 138].

Приведенные высказывания позволяют сделать вывод о том, что в ходе организации и проведения квест-игр создаются все вышеперечисленные условия для развития познавательной активности младших школьников: развивается мотивация познания, устойчивый познавательный интерес; формируется система знаний и интеллектуальных умений учащихся, дети включаются в процесс активной деятельности. Таким образом, квест-игры могут быть эффективным средством развития познавательной активности младших школьников.

Список литературы

1.Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты // Конгресс конференций.   

Информационные технологии в образовании. URL:

http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html (дата обращения: 25.05.2024).

2.Коротаева, Е. В. Образовательные технологии в педагогическом

взаимодействии: учеб. пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019.  

181с.

3.Напалков, С. В. Тематические образовательные web-квесты как средство

развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре

в основной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2013. 28 с.

4.Сементинов, Е. В., Ахаян, А. А. О проблеме исследования возможностей

технологии «веб-квест» по развитию познавательного интереса и активности

учащихся // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электрон. науч. журн. 2014. № 5.

URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2205.htm (дата обращения:

25.05.2024).

5.Сокол, И. Н. Классификация квестов / И. Н. Сокол // Молодий вчений.

2014. № 6 (09). С. 138-140.

6.Сязи, Н. М. Региональные образовательные традиции в формировании

полиэтнической культуры школьников // Современные образовательные

технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 5. С.

183-189.

7.Фаритов, А. Т. Некоторые аспекты классификации и применения квест-игр

в школе // Школьные технологии. 2018. № 4. С. 90-96.

8.Шатунова, О. В. Ландшафтные квест-игры в технологической подготовке

школьников // Вестник научных конференций. 2015. № 4. С. 151-153.

9.Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.:

Педагогика, 1971. 351 с.


 

Калюшицкая Ирина Алексеевна студентка 1 курса магистратуры, направление подготовки

Калюшицкая Ирина Алексеевна студентка 1 курса магистратуры, направление подготовки

Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить несколько групп условий формирования познавательной активности младших школьников

Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить несколько групп условий формирования познавательной активности младших школьников

Прохождение каждого этапа зависит от выполнения игровых заданий ориентировочно –поискового, предметного или спортивного характера» [7, с

Прохождение каждого этапа зависит от выполнения игровых заданий ориентировочно –поискового, предметного или спортивного характера» [7, с

Н.М. Сязи отмечает, что в квест-играх «сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями и игрой» [6, с

Н.М. Сязи отмечает, что в квест-играх «сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями и игрой» [6, с

Напалков, С. В. Тематические образовательные web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: автореф

Напалков, С. В. Тематические образовательные web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: автореф
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2024