Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников
Оценка 4.7

Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников

Оценка 4.7
doc
11.06.2021
Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников
Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников.doc

 

Введение ………………………………………………………………………

2

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников………………………………………

 

4

1.1 Сущность эстетического сознания……………………………………….

4

1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возраст…………………………………………………………………………

 

9

1.3 Пути и средства эстетического воспитания младшего школьника…….

14

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания………….

17

2.1Эстетическая сущность искусства……………………………………….

17

2.2 Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву)…

19

2.3Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла литературы, музыки, изобразительного искусства………………………………………………………………………

 

 

25

Заключение……………………………………………………………………

30

Литература…………………………………………………………………….

32


ВВЕДЕНИЕ

В последние годы  внимание педагогов и психологов обращено к проблемам теории и практики эстетического воспитания как одному из самых важных средств   формирования духовно-практического отношения к реальности, средству высоконравственного и интеллектуального воспитания. Другими словами эстетическое воспитание способствует формированию всесторонне развитой, духовно богатой личности. Про это рассуждали многие исследователи, педагоги, психологи, в том числе, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, и.т.д..

Школьный возраст – это важный период для формирования личности и эстетической культуры. Чувство красоты природы и окружающих людей, вещей создает у ребенка особые эмоционально – психологическое состояние, пробуждает интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Слова Б.М. Неменского: "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"(18),   подтверждают то, что  от школа многое решает и от нее многое зависит. Например,  что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Все это  связано  с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения зависит от  сформированности  эстетических взглядов. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" [2].

         Из сказанного,  можно сказать следующее, что в процессе  приобщения  младшего школьника к опыту человечества, накопленному в различных видах искусства, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

         Предмет исследования — использование средств искусства в формировании эстетического сознания  младших школьников.

Объект исследования — эстетическое сознание младших школьников.

         Цель — выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.

         Гипотеза — эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.

         Задачи:

1)    Сущность эстетического сознания

2)     Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

3)    Пути и средства эстетического воспитания  младших школьников

4)    Эстетическая сущность искусства

5)    Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву)

6)    Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла литературы, музыки, изобразительного искусства

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников

1.1Сущность эстетического сознания

         Эстетическое сознание - целостное, эмоционально окрашенное отражение реальности в единстве, ее сущностных определений и чувственного своеобразия.
         Эстетическое сознание может также определяться как часть общественного сознания, одна из форм, элемент структуры.

         Эстетическое сознание – это духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю  взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Духовно-практическое освоение мира связано именно с эстетическим сознанием. Объектом отражения эстетического сознания является природная и социальная действительность, усвоенная социально-культурным опытом человечества. Субъектом отражения является общество в целом через конкретных индивидов, социальные группы. Специфику эстетического сознания обусловливают именно объект и субъект эстетического взаимодействия, характер эстетического сознания и отношений.
         Отображение окружающего мира в эстетическом сознании сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного (величественного), прекрасного, трагического и комического. Эстетическое сознание, как переживание, не всегда базируется на интеллектуальном знании. Важно отметить, что в эстетическом отношении в равной степени оцениваются и переживаются и положительные, и отрицательные аспекты окружающей среды. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно несет в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие сущностные связи и отношения. Эстетическое сознание представляет собой целый комплекс чувств, представлений, взглядов, идей. Это особое духовное образование, что характеризует эстетическое отношение человека или общества к действительности. Формируется эстетическое сознание на основе практики. В условиях современного мира можно говорить о разнообразии социальных практик, что является основой формирования данного феномена. Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей. Выделяются следующие уровни эстетического сознания:        
1) массовый повседневный уровень эстетического сознания;
2) специализированный уровень эстетического сознания.
         Массовый повседневный эстетический уровень базируется на общем эмпирическом опыте: эстетические переживания, чувства и так далее. Носителями массового повседневного уровня эстетического сознания является подавляющее большинство людей. Искусство начинается с впечатления, оно вызывает в человеке эмоции, аффекты.
Специализированное эстетическое сознание имеет два уровня: носителями первого  - это люди, которые занимаются художественным искусством, второй уровень специализированного эстетического сознания представляют специалисты в области искусства и эстетики. Это теоретический уровень эстетического сознания. Теоретический уровень опирается на общефилософские представления о мире, человеке и его место в мироздании.
         Согласно уровням эстетического сознания проявляются особенности с позиции отражения действительности. Выделяют чувственно-эмпирический уровень отражения в эстетическом сознании, рациональный и теоретический. На чувственно-эмпирическом уровне формируется эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое воображение. На рациональном уровне эстетические суждения, ценности, взгляды, идеалы. Теоретический уровень опирается непосредственно на рациональную форму отражения действительности и оперирует категориями эстетики.
         Важно отметить, что исторические формы разделения общественного труда, преобразования трудовой деятельности на частичную функцию общественного права повлияли на сферу эстетического сознания. Сфера эстетического сознания разъединилась на два специфических типа: потребительский и творческий. Каждый из этих типов имеет свою мировоззренческую ориентацию и свою меру постижения прекрасного.
         Потребляемый тип эстетического сознания имеет достаточный художественный вкус и хорошо понимает законы красоты. Однако деятельность по законам красоты и создание художественных произведений для этого типа эстетического сознания невозможны. Поэтому данный тип сосредоточивается на потреблении художественных произведений и вырабатывает соответствующий способ эстетического восприятия.
         Эстетическое сознание творческого типа отличается способностью понимать красоту и творить по законам красоты, создавая художественные произведения.
        Далее обратимся непосредственно к вопросу структуры эстетического сознания.

         Основными структурными элементами эстетического сознания являются: эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал.

         Эстетическое чувство – это один из сложнейших видов духовного переживания и характерно только для человека. Это чувство не дано человеку изначально. Возникновение и развитие эстетических духовных чувств – результат всей социальной истории человечества. Культура, её предметные формы, духовное содержание, а также человеческое сообщество – носители форм чувствования мира и форм мышления. Отдельный человек овладевает такими формами индивидуально, через различные формы деятельности и общения, через игры и обучение. Вне мира культуры и человеческого сообщества эти родовые качества человека не развиваются. То есть эстетическое чувство – это такое духовное образование, которое означает определенный уровень социализации индивида.

         Сложившаяся структура культурных, в частности, художественных ценностей каждой конкретной эпохи по отношению к индивидуальному сознанию имеет нормативный характер. Усвоенные индивидом в процессе социального взаимодействия и эстетического воспитания эстетические ценности, принятые в обществе, выступают в качестве ориентира в его эстетическом отношении к действительности. Служат эталонами и критериями, позволяющими формировать его собственный духовный мир. Но само усвоение этих ценностей и таким образом развитость индивидуального эстетического чувства в значительной степени зависит от усилий самой личности (неразвитость эстетического чувства свидетельствует о низкой духовности человека). Эстетическое чувство является основой эстетического сознания.

         Эстетический вкус – обычно рассматривают как способность человека к эстетической оценке явлений действительности и искусства, что не совсем верно. Эстетический вкус является важнейшей характеристикой личностного становления, выражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности. То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, так как не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отбрасыванием эстетической ценности. Следовательно, правильнее будет определить эстетический вкус, как способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформированию (в зависимости от вкуса формируется духовный мир личности). Отсутствие эстетического вкуса проявляется во всеядности, т.е. присвоении человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей, в неспособности отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей степени развивают, дополняют природные задатки, способствуют совершенствованию личности. Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей.

         Эстетический идеал, ( слово «идеал» греческого происхождения) – в отличие от идеалов нравственного, политического или общественного, которые могут существовать в виде отвлеченных понятий, эстетический идеал находит свое воплощение в чувственных формах – он тесно связан с эмоциональным, чувственным отношением человека к миру. В этом его специфика.

Эстетический идеал представляет собой одну из форм отражения объективной действительности. Причём отражения не пассивного, а творческого. То есть эстетический идеал – это диалектическое единство объективной и субъективной сторон.

Объективная сторона означает, что идеалы зарождаются и реально существуют в самой действительности. С субъективной стороны идеалы представляют собой совокупность целей, идей, носителями которых выступают передовые общественные силы. Эстетический идеал фиксирует перспективу развития, отражает интересы и потребности прогрессивного развития общества и человека. А раз так, то действительность не «подтягивается» до идеала, а развивается в идеал.

Идеал служит высшим объективным критерием оценки всего, с чем человек сталкивается в окружающем мире. Только в соотнесении с идеалом действительность приобретает для человека эстетическую ценность.

Итак, эстетическая деятельность и её субъективная сторона – эстетическое сознание возникают не на чисто природной основе и не на двух самостоятельных основах – природной и общественной, а на единой основе – материальной, общественно-исторической практике, в процессе которой человек преобразует не только внешнюю природу, но и свою собственную «по законам красоты».

1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возраст.

         Развитие художественных интересов, творческой  фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. Очень важно, чтобы работа учителей в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства.

         Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание  стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

         Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Оно раскрывает перед детьми истинный смысл жизненных явлений, заставляя их пристальнее всматриваться в окружающий мир. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ничто иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается и фиксируется в сознании. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности младшего школьника, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. В той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. 
Цель эстетического воспитания звучит так - формирование гармоничной индивидуальности, всесторонне развитого человека, образованного, высоконравственного, способного к рефлексии и сопереживанию, понимающим красоту жизни и красоту искусства, умения видеть окружающую жизнь глазами другого человека. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Б.Т. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) увидеть и понять позицию автора, позиции его героев (например, в литературе или живописи) и т.д.
Б.Т. Лихачев отмечает, что «…такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование».[15] 
С эстетическим наслаждением тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности» - отмечает тот же автор. [15]
Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, «основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации».[10] Сравнивая с определением Б.Т. Лихачева. «Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы». [15] Vожно убедиться, что эти определения аналогичны. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния. Для того чтобы ребенок смог оценивать то или иное произведение искусства или какое-либо явление в окружающей действительности с эстетической точки зрения, необходимо формировать в нем способность переживать эти явления, пропускать их через себя, через своё представление о мире, при этом сравнивая это представление с другим.
Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты.
   Задачи эстетического воспитания напрямую связаны с формированием морального облика младшего школьника. Характерными признаками нравственной направленности эстетического воспитания являются: эмоциональный отклик детей на явление происходящие в жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль, желание участвовать в «художественном труде», преобразовывать быт. Эстетическое воспитание связано с современностью и определяется ею же. При эстетическом освоении действительности предполагается стремление к преобразованию окружающего мира, общества, природы, и т.д. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования».[18] Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли».
В дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы. Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными и наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов

Формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать  коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев. [15]
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Б.Т. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. 

1.3 Пути и средства эстетического воспитания младшего школьника.

         Эстетическое воспитание ребенка наступает с его рождения. В жизни ребенка имеет воспитательное значение практически все: убранство помещения, опрятность одежды, форма личностных взаимоотношений и общения, условия труда и развлечений - это все или завлекает детей, или отталкивает их. Задача не в том, чтоб взрослые организовывали для детей красоту среды, в какой они живут, обучаются, работают, отдыхают, а в том, чтоб вовлечь всех детей в интенсивную работу по созиданию и сохранению красоты. Сформировать эстетические идеалы, а так же художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась, очень трудно. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Для того чтобы  взрослый человек стал духовно богатым, надо уделить большое  внимание на эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

         Опытные педагоги понимают, как принципиально важно соединять в процессе эстетического обучения всю совокупность различных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе надо  обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на причины, оказывающие воздействие на эстетическое формирование личности.
         Помимо воздействия на ребенка средств окружающей реальности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д. К. Ушинского любой предмет в школе может эстетически воспитывать. Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством собственного материала. Чтобы стать средством эстетического обучения учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, вызвать творческий интерес к нему школьников.
         Одним из принципиальных источников эстетического опыта школьников является различная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и проистекает творческое формирование личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют огромные возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому обучению школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Большой практический эксперимент в этом деле принадлежит А. С. Макаренко и С. Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали обширное участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники нередко слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в разных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.

Данные М.Д. Таборидзе помогли выделить три стадий возрастного развития школьников и охарактеризовать приоритетные методы эстетического воспитания, применяемые в тот или иной период. [22]
Первая ступень (6-7 лет, подготовительный класс) – музыкальное обучение и воспитание проходят в основном в игровой форме.
Вторая ступень (8-10 лет, 1-3 классы) – на первый план выступают познавательные интересы детей; большое внимание в этот период уделяется ознакомлению школьников с различными музыкальными и другими жанрами (слушание, разучивание, анализ произведений, беседы о жизни художников, композиторов и т.д.)
Третья ступень (10-13 лет, 4-6 классы) – доминирующее место здесь занимают интеллектуальные интересы детей, соответствующие расширению и углублению теоретического материала, способствующего эстетическому воспитанию учащихся.
Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма многообразны, начиная от вещей естественно-математического цикла в школе и завершая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает практически все, вся находящаяся вокруг нас реальность. В данном смысле к принципиальным важным источникам эстетического навыка детей относится и искусство, потому что: «Искусство считается более концентрированным выражением эстетического отношения человека к реальности и потому играет ведомую роль в эстетическом воспитании» [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания.

2.1 Эстетическая сущность искусства

Очень важно раскрыть эстетическую сущность искусства, для того чтобы выяснить действительно ли искусство играет главную роль в эстетическом воспитании как утверждает Б.М. Неменский.

В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса различных, в том числе и эстетических, впечатлений.
Искусство оказывает обширное и многостороннее действие на человека. Художник, формируя свое творение, углубленно исследует жизнь, совместно с героями обожает, ненавидит, борется, одолевает, погибает, довольствуется и мучается. Любое произведение вызывает наши ответные эмоции. Б. М. Неменский так обрисовал это явление: " И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником», переживая жизнь как бы " душой автора " такого или другого произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".
Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно состоятельным или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится продолжительно, и человеку постоянно хочется снова почувствовать знакомые эмоции, испытанные от встречи с красивым.

Существуют различные виды искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».[5]

 


2.2 Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву)

Произведение искусства достигает своей главной воспитательной и образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность, поэтому важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Б.Т. Лихачев, понимая это, выработал свой подход к этой проблеме. В своей работе он выделяет три  этапа восприятия художественного произведения школьником.

К первому этапу освоения художественного произведения он относит первичное восприятие, первичное творческое воссоздание в сознании художественных образов. Сущность этого этапа состоит в том, что первичное восприятие детьми художественного произведения необходимо продумывать. Он заметил, что при первичном неорганизованном восприятии, детьми, как правило,  нередко упускается то, что показалось непонятным или неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости художественно-эстетического развития.
С самого истока преподавания искусства необходимо развивать в детях комплекс возможностей всестороннего восприятия произведений, талант читателя, зрителя, слушателя, способность соучастия в творчестве.
           Первичное освоение произведения искусства предъявляет специальные требования к формам организации восприятия. Д. Б. Лихачев уделяет особенное место в своей работе вопросам методики. " Наиболее эффективно первая встреча ребенка с произведением искусства происходит в форме вольного общения. Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что направить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. Таким образом, реализуется педагогический принцип единства организации коллективной классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы.
Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно становится органической частью учебных занятий. С этой целью преподаватель на уроке учит детей навыкам и приемам самостоятельной работы. На уроках приучают детей к коллективному прочтению отрывков, прослушиванию дисков и лент с записью художественного чтения, персональному чтению, к чтению в лицах и драматизации, коллективному пению, просмотру кинофильмов, картин, диапозитивов, спектаклей и телепостановок. Все это позволяет детям в соответствии с заданиями учителя уделять серьезное внимание первичному восприятию вне урока: индивидуальному и коллективному чтению в лицах, совместным походам в кино, просмотру и прослушиванию теле- и радиопередач ."[15]

На этом этапе Д.Б. Лихачев предлагает воспользоваться такими методами, которые простимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересуют детей сюжетом произведения, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия в целях формирования в сознании учеников более ярких образов.

Во  внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям предлагаются задания по отысканию исторического материала, характеризующего время, описанное, изображенное, звучащее в произведении. Также выполнение исследовательских заданий по поиску и сбору фактов, касающихся создания произведения, обсуждение с детьми спорных мест,  в произведении, непонятных ситуаций и терминов –  все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают интерес, создают основу для дальнейшей работы над произведением.

Второй этап постижения художественного произведения школьниками, Д.Б. Лихачев характеризует, как организацию процесса "получения учителем обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия искусства" [15; 131].  Сущность этого этапа заключается в том, что учителя предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения художественного произведения или его частей в собственной деятельности, чтоб выяснить стало ли произведение искусства духовным достоянием школьника.
           Он заявляет, что при изучении литературы ничто так не свидетельствует о степени интереса ребенка и глубине первичного восприятия, как чтение им наизусть стихов, отрывков прозы, выразительность и эмоциональность этого чтения. Пренебрежение к заучиванию не только ослабляет память деток, но и, главное, обедняет их духовно. На этом этапе работы по восприятию художественного творения огромную роль он отводит таким видам творческой деятельности, как сочинения с самостоятельными оценками и анализом и проведение свободных творческих обсуждений и дискуссий.
На уроках изобразительного искусства и музыки в качестве дополнительного задания Д. Б. Лихачев советует применять словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности.

На таких уроках  как уроках литература и музыка в виде дополнительных заданий могут быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. На уроках литературы и изобразительного искусства могут даваться творческие задания на подбор музыкального материала, который будет созвучен с  основными идеями произведения.

Так же дети могут получить задание импровизировать на ту или иную тему. Все это решает одну из  важнейших педагогических задач: "осуществление в единстве глубокого и всестороннего усвоения детьми идеи и художественных образов произведения, получение учителем обратной информации о глубине усвоения учащимися материала, развитие интеллектуальных и художественных способностей детей" [15; 131].

Третий этап – это освоения произведения искусства учениками, который выделяет учитель, можно охарактеризовать как этап научного постижения художественной деятельности. "После того, как в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности" [15; 131].

Где в качестве главных методов на этом этапе выступают такие методы как: метод теоретического художественного и научного анализа. Постижение учеником произведения  с помощью анализа, по мнению автора, можно организовать двумя путями.

Основная мысль первого заключается в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоретического понимания художественного явления. В различных формах ему даются задания: написать отзыв, подготовить реферат, выступить в ходе обсуждения, показать основные черты героев и дать оценку их действий. Так же в задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека.

"Конечно, сам ученик не всегда сможет разобраться в сложных теоретических вопросах, даже если воспользуется справочной литературой. Однако педагогические выгоды именно такого начала анализа художественного произведения состоят в том, что ребенок знакомится с широким кругом вопросов, осознает, как много нужно работать, чтобы проникнуть в тайну произведения искусства. У него возникнет и разовьется интерес и желание глубокого творческого освоения искусства" [15; 135].

Второй этап – это путь научного постижения художественного произведения состоит в том, чтобы ученик приступил к творческому освоению литературно-художественной критики. "Задача литературно-художественной критики - помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников. Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью. Важно, чтобы имена и идеи критиков стали известны школьникам так же хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей, режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного произведения на подлинно научную основу. Такой подход к делу даст возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно-аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять оценки критика или полемизировать с ним" [15; 135].

Третий этап – это этап восприятия художественного произведения. Этап важный, но его очень сложно осуществить в начальных классах, ввиду ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших школьников. Очень важно, чтобы педагог, давая самостоятельные творческие задания, организовал их тщательный учет и разбор.

Основываясь на первых трех этапах, Борис Тихонович предлагает осуществить последний четвертый, этап повторного и вместе с тем нового, но на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений искусства. "Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с другими людьми" [15; 136].

 


2.3 Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла литературы, музыки, изобразительного искусства

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в главном на уроках художественного цикла( литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к реальности и искусству.
В своей сущности предметы художественного цикла, конкретно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой трудное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.
В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе составляющие собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости – формирование культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся обучаются воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, учащийся  начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему обучает, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.
         Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые создателем обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т. е. передают слушающим эмоциональное положение героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот эксперимент, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.
         Основой музыкального обучения в школе является хоровое пение, которое обеспечивает общее переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, образный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты.
         Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое фантазия, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередность, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися творениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, обучить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, выкормить эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.

Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.
Особенность этих видов искусства содержится в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает удовлетворенность сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене.

«Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия» [6; 225].

Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное единое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием артиста, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие от театрального вида. В совокупности всех своих средств театр обладает массивным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.
Таким образом, учитывая эстетическую суть самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла устанавливают перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является главным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б. М. Неменского, Б. Т. Лихачева, А. И. Бурова и остальных педагогов по эстетическому воспитанию.

Для   того узнать  уровня эстетического воспитания можно провести следующие  анкетирование:

Детям была предложена следующая система вопросов.

Анкета

1.                Сколько раз в этом учебном году ты посещал  театр, музей, ходил на:  выставки,  концерте?

2.                Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?

3.                Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?

4.                Хотел бы ты бывать там чаще?

5.                Что ты знаешь об искусстве?

6.                Хотел бы ты больше узнать об искусстве?

7.                Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?

8.                Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве?

По результатам проведенного анкетирования можно сделать вывод, какой интерес младших школьников наблюдается  к различным видам искусства? Таким образом, проведя анкетирование, можно узнать, какой интерес у младших школьников к искусству. Что им нравиться ( ходить в театр на представления, посещать разные выставки или цирк) хотели бы более они узнать о самом художестве. К огорчению, книжки на данную тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для младшего школьника сейчас не доступны. Литература по искусству предназначена для наиболее старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в познаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения – с иной. Один из выходов в предоставленной ситуации можно увидеть в введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу.

Для этого был разработан урок  Приложение (1) по эстетическому воспитанию, где главным средством обучения было произведение А.Кешоков «Мне больно, мальчики». Разрабатывая урок, я обращала интерес учащихся  на некоторую особенность, которую необходимо преподнести ученикам при знакомстве с этим произведением.

Результативность этого урока несомненна: средства искусства вправду имеют все шансы оказывать на младшего школьника свое безграничное действие. Правильно созданный, обращенный на ребенка урок, вызывает настоящий интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально яркий материал оставляет глубочайший след в душе ребенка, который в будущем будет основой развития эстетического вкуса, совершенства, дела, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит собственный след и на отношении к жизни, реальности. С эстетическим развитием происходит и духовное формирование человека. То, что сейчас ребенок принимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.
Таким образом, средства искусства при верной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.


Заключение 

Проблема эстетического воспитания достаточно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам вести кропотливый анализ литературы по данной проблеме и изготовить последующие выводы. Эстетическое воспитание вправду занимает важное пространство во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не лишь формирование эстетических свойств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных эталонов, собственных и публичных представлений, мировоззрения.
Все эти свойства в человеке развиваются под действием разных причин. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас реальность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как главный обладатель красивого, художество втомжедухе является средством эстетического обучения.
Воздействие эстетических явлений жизни и художества на личность может проскочить как преднамеренно, так и внезапно. В этом процессе гигантскую роль играет школа. В учебном плане зафиксированы такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является главным средством эстетического обучения. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников достаточно велик, а присутствие интереса - это первое из критерий удачного обучения. Кроме того, материал по искусству владеет огромным эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является методом проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических свойств личности.
Таким образом, наша догадка, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства художества, применяемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического обучения младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать истинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и созидать прекрасное.


Список используемой литературы

1. Апанасенко, О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. – Барн: изд. БГПУ, 2005. – 150 с.

2. Балакина, Е.И. Искусство и зритель: азы общения // Ступени творчества: учебно-методическое пособие. – Барн., 2003. – С. 42-47.

3. Беляев, А.А., Новиков, Л.И., Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. –М.: Политиздат, 1989. – 448 с.

4. Борев, Ю.Б. Эстетика. – М.: Высшая школа, 2002. - 511с.

96)5. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.: Искусство, 1975. – 176 с.

2076 . Буров, А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. – М.: Педагогика, 1987. – 96 с.

7. Витковская, Н.С., Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. – Киев: Радьянська школа, 1985. – 136 с.

8. Гавриловец, К.В., Казимирская, И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников 4-8 классов. – Минск: Народная асвета. – 1978. – 128 с.

9. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.

10. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы. – М.: Знание. – 62 с.

11. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. – М. – Воронеж, 2002. С. 91-94.

12. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М.: Просвещение. 1989. – 192 с.

13. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. – М.: Искусство, 1971. – 160 с.

14. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение. – 1986. – 240 с.

15. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

16. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с.

17. Макаренко, А.С. Воспитание в советской школе - М.: Просвещение, 1966. - 255 с.

18. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – 255 с.

19. Неменский, Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. – 190 с.

20. Печко, Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока // Советская педагогика. – 1976. - №6. – С. 92-102.

21. Пешикова, Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры: пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002–96с.

22. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.

Фроловская, М.Н. Педагогика искусства. – Барнаул: Издательство АГУ, 2007. – 130 с.

23. Шацкая, В.Н. «Общие вопросы эстетического воспитания в школе». – М.: Советская педагогика, - 1976. – 168 с.

24. Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека. – Киев: Раданська школа, 1980. – 104 с.

 


Скачано с www.znanio.ru

Введение ……………………………………………………………………… 2

Введение ……………………………………………………………………… 2

ВВЕДЕНИЕ В последние годы внимание педагогов и психологов обращено к проблемам теории и практики эстетического воспитания как одному из самых важных средств формирования духовно-практического отношения…

ВВЕДЕНИЕ В последние годы внимание педагогов и психологов обращено к проблемам теории и практики эстетического воспитания как одному из самых важных средств формирования духовно-практического отношения…

Из сказанного, можно сказать следующее, что в процессе приобщения младшего школьника к опыту человечества, накопленному в различных видах искусства, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого…

Из сказанного, можно сказать следующее, что в процессе приобщения младшего школьника к опыту человечества, накопленному в различных видах искусства, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого…

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников 1

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников 1

Это особое духовное образование, что характеризует эстетическое отношение человека или общества к действительности

Это особое духовное образование, что характеризует эстетическое отношение человека или общества к действительности

Важно отметить, что исторические формы разделения общественного труда, преобразования трудовой деятельности на частичную функцию общественного права повлияли на сферу эстетического сознания

Важно отметить, что исторические формы разделения общественного труда, преобразования трудовой деятельности на частичную функцию общественного права повлияли на сферу эстетического сознания

Сложившаяся структура культурных, в частности, художественных ценностей каждой конкретной эпохи по отношению к индивидуальному сознанию имеет нормативный характер

Сложившаяся структура культурных, в частности, художественных ценностей каждой конкретной эпохи по отношению к индивидуальному сознанию имеет нормативный характер

Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей

Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей

Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возраст

Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возраст

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе

А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, «основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации»

А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, «основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации»

В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его…

В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его…

Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые…

Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые…

Пути и средства эстетического воспитания младшего школьника

Пути и средства эстетического воспитания младшего школьника

Одним из принципиальных источников эстетического опыта школьников является различная внеклассная и внешкольная работа

Одним из принципиальных источников эстетического опыта школьников является различная внеклассная и внешкольная работа

Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма многообразны, начиная от вещей естественно-математического цикла в школе и завершая «шнурками на ботинках»

Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма многообразны, начиная от вещей естественно-математического цикла в школе и завершая «шнурками на ботинках»

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности

Восприятие искусства младшими школьниками (по

Восприятие искусства младшими школьниками (по

Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно становится органической частью учебных занятий

Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно становится органической частью учебных занятий

Второй этап постижения художественного произведения школьниками,

Второй этап постижения художественного произведения школьниками,

Так же дети могут получить задание импровизировать на ту или иную тему

Так же дети могут получить задание импровизировать на ту или иную тему

Конечно, сам ученик не всегда сможет разобраться в сложных теоретических вопросах, даже если воспользуется справочной литературой

Конечно, сам ученик не всегда сможет разобраться в сложных теоретических вопросах, даже если воспользуется справочной литературой

Основываясь на первых трех этапах,

Основываясь на первых трех этапах,

Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла литературы, музыки, изобразительного искусства

Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла литературы, музыки, изобразительного искусства

И как бы ни был мал и ограничен этот эксперимент, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие

И как бы ни был мал и ограничен этот эксперимент, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие

Зритель непосредственно испытывает удовлетворенность сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене

Зритель непосредственно испытывает удовлетворенность сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене

Хотел бы ты бывать там чаще? 2

Хотел бы ты бывать там чаще? 2

С эстетическим развитием происходит и духовное формирование человека

С эстетическим развитием происходит и духовное формирование человека

Заключение Проблема эстетического воспитания достаточно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе

Заключение Проблема эстетического воспитания достаточно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе

Действительно, средства художества, применяемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического обучения младших школьников

Действительно, средства художества, применяемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического обучения младших школьников

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания

Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2021